Плата деньгами или частью урожая за пользование наделом земли это

Обновлено: 19.09.2024

Длительное время в нашей стране земельные наделы выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, и при этом зачастую не проводились никакие учетно-регистрационные процедуры. Результатом этого стала парадоксальная ситуация, когда хозяин, много лет обрабатывавший участок, не является официально его собственником.

– Понятие приобретательной давности встречается во многих законодательных актах, наиболее важным из них является 234-ая статья Гражданского Кодекса РФ. Согласно ей любое физическое и юридическое лицо, которое владеет каким-либо имуществом, не являясь при этом его законным владельцем, но охраняя и храня его как свое личное, по истечению некоторого срока времени (то есть приобретательной давности) имеет полное право зарегистрировать свое право собственности на данное имущество в официальном порядке. Для недвижимости срок подобного владения - не менее 15 лет, а для других видов имущества – не менее 5 лет. При определении приобретательной давности фактический владелец имущества может также учитывать и тот срок владения, который был у лица, относительно которого он является правопреемником.

Для того чтобы воспользоваться таким юридическим механизмом требуется соблюдение некоторых условий.

Во-первых, фактический владелец должен на протяжении всего времени владения бесхозным или чужим имуществом относится к нему как к своему, то есть содержать его: добросовестно, открыто (без скрытия факта владения от других граждан) и непрерывно – земельный участок должен находиться во владении постоянно на всем указанном временном периоде. Законодательство не признает приобретательную давность в том случае, если пользование участком прерывалось. В то же время непрерывность учитывается при наследовании, если наследник продолжает владеть участком наследодателя.

Во-вторых, имущество должно быть получено пусть не официально оформленным способом, но, как минимум, не незаконно. То есть, приобретательная давность не распространяется на вещи, фактический владелец которых заполучил их по подделке документов, применения насилия или прочими противоправными методами.

В-третьих, на данное имущество, как минимум, до наступления приобретательной давности не должно быть посягательств со стороны тех лиц, которые имеют полное право зарегистрировать на него свое право собственности.

И в-четвертых, полностью исключается возможность приобретения имущества по приобретательной давности, если его собственник предоставил его же фактическому владельцу по официальному договору (аренда, рента и т.п.). Только соблюдение всех указанных условий дает возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.

Также Наталья Дергачева отмечает, что если все условия соблюдены, для того, чтобы сделать владение земельным участком законным, нужно исковое заявление в суд. Чтобы заявление рассматривалось, нужно иметь документы, подтверждающие основания для владения наделом.

  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие владельца;
  • архивные справки;
  • подтверждение родственных связей с наследодателем (если участок переходил в наследство);

Также придется приложить доказательные материалы, указывающие на факт правомерного использования надела. Сюда можно отнести показания свидетелей; квитанции об оплате коммунальных услуг по проведенным коммуникациям (если такие имеются); согласие собственника.

В случае положительного решения суда можно будет обратиться за регистрацией права собственности. Для этого потребуется перечень следующих документов.

  • Положительное решение суда, устанавливающее законность прав на приобретение земли.
  • Документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости и другие сопутствующие документы на недвижимость.
  • Чек об оплате государственной пошлины в пользу государства

Для подачи документов на регистрацию следует обратиться в ближайший многофункциональный центр, срок проведения учетно-регистрационных процедур составляет не более 7 рабочих дней. После оформления этих документов недвижимость перейдет в полное, законное владение, и граждане смогут им распоряжаться по своему усмотрению, в том числе – продавать, дарить и завещать.

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 - 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий - четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Начиная с 1991 года, в рамках законодательной инициативы о реорганизации совхозов и колхозов у значительной части населения появилась возможность получения паёв на земли сельскохозяйственного назначения. Действующий с 2002 года федеральный закон, регулирующий оборот сельхозземель, определяет земельные доли как части приватизированного участка.

Земельный пай - это часть земельного участка, которая выделяется гражданину в общем земельном массиве. Но не всегда владельцы земельных паёв чётко знают и понимают, как наиболее рационально распорядиться своим имуществом и что для этого необходимо сделать.

К примеру, можно использовать такое имущество для получения пассивного дохода: сдавать пай в аренду и получать оплату наличными деньгами либо частью урожая.

Все собственники паёв являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности - это право не на участок, а на землю.

Сегодня участники долевой собственности вправе распорядиться своими долями следующим образом: внести пай в уставной капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности; передать пай в доверительное управление, продать или подарить его другому участнику долевой собственности или сельскохозяйственной организации; отказаться от права собственности на земельный пай.

Но есть хозяева земельной доли, которые хотят распорядиться ею другим образом, к примеру, продать третьим лицам, не являющимся дольщиками, то есть использовать землю не как долю в общем имуществе, а как конкретный отдельный участок.

Хотелось бы обратить внимание жителей района на эту давно назревшую проблему. Земельные паи в своё время получили практически все работающие в районе жители, в том числе интеллигенция и пенсионеры. Средний размер земельного пая составил 8 гектаров. Во многих семьях этих паёв несколько. Много это или мало? Конечно, всё относительно. Если взять Европу, Америку или Азию, то для них это огромное богатство, ведь земля всегда считалась самым надёжным вложением денег, это кормилица, её невозможно унести, сжечь или разрушить.

На этом фоне совершенно непонятны действия некоторых собственников, которые продают свои паи за сущие копейки, даже отдалённо не понимая их настоящую ценность. Конечно, каждый вправе распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, однако хотелось бы порекомендовать не торопиться с продажей, ведь земельные паи - это то немногое ценное, что у нас ещё осталось. Не принимайте скоропалительных решений, не делайте необдуманных шагов!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина"


Обзор документа

Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина"

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина" и сообщает.

Вопрос о перечислении средств из "бюджета одного гражданина" рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.

По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.

В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.

Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.

Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.

Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подлежит или не подлежит разделу при разводе земельный пай, который один из супругов получил как бывший работник колхоза? Такое разъяснение содержится в недавнем решении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.

Верховный суд подчеркнул, что подарки и полученное даром - не общее имущество супругов. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Верховный суд подчеркнул, что подарки и полученное даром - не общее имущество супругов. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Высокий суд пересматривал итоги раздела имущества семейной пары после развода. Среди всего нажитого оказалась и земля, которую получила сельская учительница.

Фото: Сергей Михеев.

Само дело о разводе и разделе имущества появилось в Калмыкии. Там в районный суд обратился гражданин с требованием признания совместно нажитым имуществом земельного пая и его права собственности на часть этой земли. Верховный суд Калмыкии это решение не изменил.

Гражданин пожаловался в Верховный суд РФ. Там с решением местных судей не согласились.

Из материалов дела видно, что, жена несколько лет проработала учителем в сельской школе и таким образом попала в списки претендентов на получение земельной доли как работник "социальной сферы". В 2006 году землю ей выделили - 18,6 гектара.

Райсуд исходил из следующего. Главным обстоятельством в споре является выяснение - на какие деньги приобретено спорное имущество и по каким сделкам это сделано - возмездным или нет. Суд решил, что сделка была безвозмездной - право на землю у сельской учительницы возникло тогда, когда она работала в школе. А это было до брака. Значит, оснований отдать часть земли бывшему супругу нет. И вышестоящий суд с этим согласился.

У Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ оказалось другое мнение.

По Семейному кодексу (статья 34) все, что нажито в браке, делится пополам. В другой статье Семейного кодекса - 36-й, говорится, что имущество, которое принадлежало каждому до вступления в брак или было получено во время брака в дар, по наследству или "по иным безвозмездным сделкам", является собственностью супруга и не делится.

Фото: Reuters.

Верховный суд РФ подчеркнул: суды должны были установить следующие важные обстоятельства - какого характера были права у учительницы на получение земельной доли бывшего колхоза, как ее работа связана с его реорганизацией, в чьей собственности был участок и кто имел право им распоряжаться, на каких условиях за гражданкой признано право на долю участка земли сельскохозяйственного назначения и как собственник может этим правом воспользоваться и распоряжаться. Без выяснения этих обстоятельств нельзя установить, какое право на имущество было - личное или совместное.

Читайте также: