Плата за присмотр и уход в детском саду из чего складывается

Обновлено: 07.07.2024

Родительская плата в детском саду – оплата услуг по присмотру и уходу за детьми. Образовательная организация обеспечивает питание, хозяйственно-бытовое обслуживание, гигиену и режим дня ребенка. За оказание этих услуг учредитель устанавливает родительскую плату (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В родительскую плату учредитель не включает расходы, которые финансируют из средств бюджета: на реализацию образовательной программы дошкольного образования; содержание имущества образовательной организации.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами; детьми-сиротами; детьми, которые остались без попечения родителей; детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Это требование установлено частью 3 статьи 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Учредитель может, снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей. Перечень льготных категорий, случаи и порядок применения льгот определяет нормативный акт учредителя. Случаи и порядок предоставления льгот по родительской плате относятся к исключительной компетенции учредителя (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Родительская плата – часть финансирования детского сада, поэтому затраты детского сада на присмотр и уход за детьми, для родителей которых размер родительской платы снижен, возмещают из средств бюджета.

Помимо установления льгот, учредитель может оплачивать услуги по присмотру и уходу за детьми в саду самостоятельно за счет средств бюджета, в этом случае родительскую плату не устанавливают (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

На что можно расходовать родительскую плату?

Родительскую плату детский сад взимает за услуги по присмотру и уходу, поэтому потратить ее можно только: на питание; хозяйственно-бытовое обслуживание детей; личную гигиену воспитанников; обеспечение режима дня обучающихся.

Конкретный перечень расходов детского сада за счет полученной родительской платы может определить учредитель, поскольку он устанавливает размер и порядок взимания платы с родителей (ч. 2 ст. 65 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Если учредитель не определил, на что можно потратить родительскую плату, используйте ее преимущественно на закупку продуктов питания. Это самая большая статья расходов детского сада на присмотр и уход. На оставшиеся средства можно купить, например, мыло, стиральный порошок; моющие и дезинфицирующие средства; щетки, тряпки, мешки для мусора; туалетную бумагу; полотенца, салфетки, постельное белье. Эти расходы непосредственно связаны с услугами по присмотру и уходу.

Детский сад заинтересован в своевременном поступлении родительской платы, поскольку она компенсирует затраты образовательной организации на присмотр и уход, например, на закупку продуктов питания и средств гигиены.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В нашей стране законодательно гарантируются:

  • общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с указанным законодательством об образовании:

наряду с реализацией образовательной программы дошкольного образования,

за дошкольными образовательными организациями (детскими садами) закрепляется обязанность осуществления присмотра и ухода за детьми.

При этом под присмотром и уходом за детьми в детском саду понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

За присмотр и уход за ребенком учредитель образовательной организации дошкольного образования (детского сада):

осуществляющей образовательную деятельность,

вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.

Что не допускается включать в родительскую плату за детский сад

Законодательством не допускается включение в родительскую плату за детский сад:

расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования,

а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, родительская плата за детский сад должна включать в себя только:

  • расходы, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми.

Кроме того, при введении родительской платы за детский сад учредитель образовательной организации дошкольного образования вправе:

снизить размер родительской платы или

не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией:

обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования,

Компенсация родительской платы за детский сад

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детский сад):

в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ:

на первого ребенка;

не менее 50% размера такой платы:

на второго ребенка;

не менее 70% размера такой платы:

на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах:

  • устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Право на получение компенсации родительской платы за детский сад:

  • имеет один из родителей, внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации дошкольного образования.

Минобрнауки России, начиная с сентября 2013 года в соответствии:

с поручением Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № Пр-539,

поручением рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определенных Президентом РФ (протокол от 24 июля 2013 г. № 20,

проводит ежемесячный сбор информации о размере родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных (муниципальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность (детских садах).

Также Министерством образования и науки РФ было направлено:

руководителям органов управления образованием субъектов РФ

Эти методические рекомендации Минобрнауки России содержат:

методику расчета по определению нормативов затрат детских садов на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях,

а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях дошкольного образования (детских садах),

подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей, и ее размер. В данной публикации рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета родительской платы в указанном учреждении.

Как следует из п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. При этом деятельность по присмотру и уходу за детьми является одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных организаций (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

Размер родительской платы

Как уже было отмечено, учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При установлении родительской платы учредитель должен учитывать положения ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ. Как следует из норм данной статьи, не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это предполагает установление государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

В контексте Закона № 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

предусмотрено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ);

при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Кроме того, установлено, что не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Все перечисленные нормы реализованы в нормативных актах, касающихся взимания родительской платы за посещение ребенком муниципального детского сада.

Так, в соответствии с Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 03.02.2017 № 341 размер платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, реализующих программу дошкольного образования, установлен в зависимости от возраста ребенка (в расчете за один день посещения):

дети до 3 лет – 118,38 руб.;

дети от 3 до 7 лет – 130,90 руб.

Аналогичный подход применяется в отношении установления родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 976). Так, в группах полного дня размер ежемесячной платы составляет:

для детей в возрасте от 1 года до 3 лет –1 232 руб.;

для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет – 1 161,10 руб.

Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 06.05.2008 № 1255 установлен размер ежемесячной родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования:

в обычных детских садах – 950 руб.;

в центрах развития ребенка и детских садах, имеющих коррекционные группы, – 1 500 руб.;

в детских садах с бассейном – 1 100 руб.

Порядок установления родительской платы в ведомственных детских садах также регламентируется с учетом положений Закона № 273-ФЗ. Так, в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 25.09.2017 № 531 установлены следующие размеры родительской платы за посещение ребенком детского сада:

1) в функционирующих в режиме сокращенного дня (8 – 10,5-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 70 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 80 руб. в день;

2) в функционирующих в режиме полного дня (12-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 90 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 100 руб. в день.

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях ФСБ и иных организациях ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, снижается на 50 % для родителей в случае, если они, например, являются инвалидами I или II группы или имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Решение о снижении размера (невзимании) родительской платы принимается администрациями дошкольных образовательных организаций ФСБ и соответствующих структурных подразделений иных организаций ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в трехдневный срок со дня поступления заявления, о чем информируются родители (законные представители) ребенка.

Отметим, что аналогичный размер платы установлен в ведомственных детских садах Минобороны. Также ведомство предоставляет льготы отдельным категориям плательщиков, рассмотренным нами выше (см. Приказ Министра обороны РФ от 24.11.2014 № 862).

Бухгалтерский учет родительской платы

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к доходам образовательного учреждения, полученным от приносящей доход деятельности.

К сведению: плата за детский сад начисляется на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Доходы от оказания платных услуг отражаются (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.1 Порядка № 209н):

Начисление доходов от реализации платных услуг населению в учете бюджетного и автономного учреждений отражается по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н). Казенные учреждения отразят данную операцию по дебету счета 1 205 31 567 и кредиту счета 1 401 10 131 (п. 78 Инструкции № 162н).

Оплата услуг, как правило, осуществляется в безналичной форме – путем перечисления денежных средств через кредитную организацию в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по присмотру и уходу за детьми.

Отражение расчетов при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения оформляется по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (п. 72 инструкций № 174н, 183н). Отметим, что данные доходы таких учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение.

Пример 1.

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) работает пять дней в неделю. В декабре 2019 года 22 рабочих дня. В средней группе 20 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 100 руб. за день посещения. В соответствии с табелем (ф. 0504608) в названном месяце детский сад посещали 15 детей, сумма начисленной платы – 33 000 руб. (15 чел. x 100 руб. x 22 дн.).

Денежные средства внесены через отделения Сбербанка посредством безналичной оплаты.

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по проведению занятий в определенном кружке на платной основе сроком на один год. На каждый кружок отдельный договор. Плата вносится ежемесячно, иногда родители производят оплату авансом. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В результате формируется бухгалтерская проводка:

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

Родительская плата: нормативное регулирование

Согласно Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ), дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Дошкольные образовательные организации вправе также осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (п. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг по основным и дополнительным общеобразовательным программам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, содержат срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), размер платы за предоставляемые воспитаннику дополнительные образовательные услуги, а также платы за присмотр и уход за воспитанником.

Срок обучения (нахождения в учреждении) может составлять до года и более и, как правило, является переходящим – начинается в одном году, продолжается (заканчивается) в следующем.

Согласно договору начисление родительской платы может производиться из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу (дополнительному образованию), соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, а может и не зависеть от фактического посещения занятий.

Если стоимость услуги зависит от количества календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, то родительская плата начисляется по итогам расчетного месяца в соответствии с Табелем учета посещаемости детей (ф. 0504608), далее - Табель (ф. 0504608). Форма 0504608 и Методические указания по ее применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

Согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов (часть 2 Приложения № 5 к Приказу № 52н) Табель (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, которые причитаются к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях.

Таким образом, доходы от оказания услуг, стоимость которых определяется на основании Табеля (ф. 0504608), не могут быть признаны доходами будущих периодов.

«4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:

Таким образом, несмотря на то, что с родителями заключается долгосрочный договор на оказание услуг за содержание (питание, присмотр и уход), дополнительное образование детей, если доход зависит от посещения занятий ребенком и определяется по Табелю ((ф. 0504608) по итогам месяца, следовательно, его размер не может быть надежно определен в момент заключения договора и не может быть признан доходами будущих периодов.

Таким образом, если срок действия договора не превышает 1 год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды (как в договорах о предоставлении образовательных услуг), признавать доходы в момент заключения такого договора доходами будущих периодов – это право, а не обязанность учреждения и зависит от его учетной политики.

image001.jpg

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т.п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), следует применять документы подсистемы Расчеты со студентами.

image002.jpg

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов. Документ можно оформить на группу учащихся с указанием для каждого параметров списания доходов будущих периодов. При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Этот же документ применяется для корректировки доходов будущих периодов в случае изменения условий или досрочного прекращения долгосрочных договоров с учащимися (операции Корректировка доходов будущих периодов, Досрочное прекращение договоров).

Документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов с датой 31.12.2019 и флагом Ввод остатков при первом применении стандарта можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 в корреспонденции со счетом 401.30 при первом применении стандарта.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документом Начисление за услуги студентам с операцией Начисление по долгосрочным договорам (СГС 2020). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т. п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), можно применять документы подсистемы Образовательные услуги (раздел Платное обучение).

image003.jpg

Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление доходов будущих периодов (образование). Документ Начисление доходов будущих периодов (образование), как и документ Начисление за услуги образования, можно оформить на группу учащихся по конкретным договорам. В документе можно установить единый порядок учета доходов и порядок оплаты для всех учащихся (договоров), также можно установить особый порядок оплаты для некоторых учащихся (льготы, скидки и пр.). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

Документом Начисление доходов будущих периодов (образование) с датой 31.12.2019 и типовой операцией Ввод входящих остатков в межотчетном периоде (401.30) можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 при первом применении стандарта в корреспонденции со счетом 401.30.

Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документами Начисление за услуги образования, Начисления учащимся за прочие услуги (вид начисления По долгосрочным договорам). При проведении документов формируются бухгалтерские записи:

Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

Читайте также: