Платформы для посадки и высадки пассажиров

Обновлено: 05.10.2024

Платформа пассажирская

Платформы являются важной составной частью сооружений и устройств пассажирских станций и служат для выполнения пассажирских перевозок. У платформ останавливаются поезда для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и выгрузки багажа и груза особой срочности, а также почтовых грузов. Пассажиры во время их нахождения на платформах не должны подвергаться опасности при движении поездов. Это требует определенной строительной конструкции переходов к платформам, которые по возможности должны располагаться в разных уровнях с путями.
Платформы вдоль главных путей должны быть достаточно широкими, если пребывание пассажиров на такой платформе во время пропуска поездов не запрещается. Пассажиры, находящиеся на платформе, должны быть, кроме того, защищены от непогоды.

Типы платформ

По назначению платформы различаются на: пассажирские платформы (общедоступные с входом на них по перронному билету или без него);
служебные платформы (платформы для закрытых перевозок, например перевозка багажа, и т. д.).
Однако такие дополнительные служебные платформы устанавливаются редко (например, на станциях тупиковой схемы). Как правило, пассажирская платформа предназначена как для пассажирских перевозок, так и для перевозок грузов особой срочности, багажа и почты.
По расположению к путям и зданию вокзала платформы различаются на следующие:
платформа у здания вокзала, или основная платформа;
низкая промежуточная платформа;
островная платформа;
внешняя платформа;
поперечная платформа;
тупиковая платформа.

Платформа у здания вокзала, или основная платформа, располагается между зданием вокзала и проходящим перед ним путем (рис. 8. 1, а и г). Она имеет только один борт для посадки и высадки пассажиров и является старейшей формой платформы, которая в некоторых случаях дополняется одной или двумя бортами вдоль оканчивающихся тупиком перронных путей (см. рис. 1, а).
Низкая промежуточная платформа имеет только один борт для посадки и высадки пассажиров и находится между двумя путями. На нее можно попасть, только перейдя через лежащий перед ней путь (см. рис. 1, а). Если требуется устройство перехода по всей длине платформы, то рельсовая колея покрывается настилом.
По строительным соображениям целесообразно концентрировать эти переходы в нескольких местах (ширина переходов от 2,5 до 4 м), особенно на станциях с небольшим пассажирским движением. Безопасность пассажиров при переходе пути обеспечивается в процессе эксплуатационной работы специальными указаниями, предупреждениями и т. п., которые отрицательно влияют на выполнение технологического процесса.
Ширина платформы при небольшом междупутье чрезвычайно мала, в связи с чем она не обеспечивает безопасность пассажиров при ожидании поезда.

Типы платформ


Рис. 1. Типы платформ:
АВ — внешняя платформа, В— тормозной путь упорного бруса, поглощающего энергию, Bj, В — части ширины поперечной платформы (QB)\ EG — вокзал; НВ — платформа у здания вокзала; IВ — островная платформа; QB — поперечная платформа, Z и В—тупиковая платформа· ZwB — промежуточная платформа

К простейшему типу платформы в строительном отношении относится низкая промежуточная платформа при определенных условиях с бортом из грунта, которая использовалась со времени начала железнодорожного строительства. Она применялась на станциях как однопутных, так и двухпутных линий, а также на узловых станциях. Там, где позволяют условия эксплуатации и пассажиры не подвергаются опасности, низкие промежуточные платформы могут применяться и на новых станциях.
Островная платформа располагается также между двумя путями, однако на нее можно попасть только через пассажирский тоннель или пешеходный мост, т. е. через переходы в разных уровнях с путями (рис. 1,6, в, г, е, ж, з). Она имеет два, реже только один борт для посадки и высадки пассажиров (ограждение от второго пути разделительным заборчиком). В противоположность низкой промежуточной платформе островная платформа имеет значительные преимущества. Например, возможно независимое по времени друг от друга следование поездов на обоих путях.
Устройство островной платформы на промежуточных станциях требует в большинстве случаев раздвижку главных путей и поэтому связано с большей потребностью общей площади. Островная платформа также предусматривается при устройстве переходя пути только в одном или двух огражденных местах для безопасности ожидания на ней пассажирами прибытия своего поезда.
При устройстве внешней платформы различают два положения. Как правило, она располагается у крайних путей и имеет только один борт (например, остановочный пункт на однопутной и двухпутной линиях рис. 1,6). Реже она располагается в сочленении с островной (см. рис. 1, е) или с основной платформой ( в конце). В этом случае она может иметь даже два борта.
Этот тип и расположение платформы применяются в основном для обработки конечных пассажирских поездов, в большинстве случаев короче по длине (моторные вагоны), если число имеющихся длинных платформ недостаточно.
Поперечная платформа не является собственно платформой в известном понимании, так как она не имеет борта для посадки и высадки пассажиров (см. рис. 1, ж). Она необходима на станциях тупиковой схемы как поперечное соединение лежащих в одном уровне отдельных платформ. Поперечная платформа в большинстве случаев достаточно широкая.
Тупиковая платформа присоединяется к поперечной платформе на станции тупиковой схемы (см. рис. 1, ж).

Ширина платформ.

Ширина платформ должна быть достаточной для выполнения работы по перевозке и обслуживанию пассажиров. Как правило, переход к платформе в разных уровнях с путями представляет критическую по ширине зону платформы. Требующаяся в этой зоне ширина в большинстве случаев сохраняется по всей длине платформы, даже если не требуется такого размера для беспрепятственного движения (пассажиров и багажа) в остальных районах платформы и особенно на концах (где производят только перегрузку багажа, грузов особой срочности и почты). Сооружать островную или тупиковую платформу с параллельным прямолинейным расположением бортов с одинаковой шириной по всей длине рекомендуется особенно на больших станциях со многими платформами, лежащими рядом друг с другом. Непараллельное прохождение путей усложнило бы схему
путевого развития с его стрелочными зонами. Прямолинейный борт платформ, кроме того, облегчает обзорность и обработку поездов.
Несмотря на это, необходимо проектировать и строить как можно экономнее. Каждый ненужный квадратный метр в зависимости от местных условий стоит от 80 до 100 марок. Поэтому на станциях с одной или двумя островными платформами и в общем при островных платформах в боковом расположении, а также на станциях, лежащих в кривых, концы платформ делают намного уже, а расположение путей и бортов платформ при этом соответственно увязывается друг с другом:
Расстояние от зданий, надстроек, лестниц и т. д. до борта платформ должно составлять минимум 2,50 м (лучше 3 м) для обеспечения перевозки багажа с нахождением на ней пассажиров, ожидающих поезда.
На станциях Государственных железных дорог Германии ширина платформы, обусловленная транспортным потоком, предусматривается больше ширины, обусловленной устройством перехода в разных уровнях, только в случае следования поездов с малым интервалом, когда возникает большой поток пассажиров.
Расстояние между двумя путями, где может быть расположена платформа, составляет по Правилам строительства и эксплуатации железных дорог и техническим нормам не менее 6 м. Это относится к промежуточной и островной платформе.
Внешние платформы (см. рис. 1, д) должны иметь минимальную ширину (строительную ширину) 3 м. Пассажиропоток может потребовать значительно большей ширины, по крайней мере в районе перехода.
Основные платформы зачастую служат для перехода пассажиров к другим платформам (лежащая впереди промежуточная платформа, переход на рядом расположенные островные платформы через лестницы на основной платформе). По основной платформе также следуют тележки с багажом и грузами особой срочности из расположенных в здании вокзала помещений для обработки этих грузов. Кроме того, необходимо предусматривать площадь для стоянки порожних тележек и т. д. Эти факторы влияют на ширину платформы, которые надо обязательно учитывать, требуют создания соответствующего расстояния от здания вокзала до борта платформы или до оси пути (см. рис. 1, а и г). В качестве нормального расстояния до оси пути принимается 7,5м.
Если на двухпутной линии, на которой один главный путь проходит вдоль основной платформы (рис. 2), дополнительно должны быть уложены обгонные пути по направлению движения соседних главных путей, то увеличение ширины площадки в сторону здания вокзала при таком расстоянии невозможно. Поэтому сдвигается один (рис. 2, в) или оба (рис. 2, б) главных пути. Это влияет также на положение других путей. В Советском Союзе поэтому здания вокзалов на однопутных и двухпутных линиях предусмотрительно расположены на большом расстоянии от главного пути — около 20 м (в Венгрии— 12 м, в Болгарии — 20 м).

Островные платформы имеют критическую ширину в районе переходов к платформам (рис. 3), где необходимо предусматривать расстояние между косоуром лестницы и бортом платформы по 3 м с каждой стороны. При переходах с нормальной шириной 4 м получается ширина платформы от 9 до 10 м. При незначительном пассажирском потоке ширина островной платформы может быть уменьшена до 7,5 м.
На больших пассажирских станциях в большинстве случаев перед торцовыми сторонами платформ необходимо располагать пути (тупиковые пути) для вагонов пополнения и ожидающих локомотивов и т. д. При расположении этих путей между продолжениями перронных путей последние имеют расстояние между осями путей, кратное нормальному междупутью, т. е. 2χ5 м (см. рис. 1, ж) или 3X5 м (рис. 4).
Показанное на рис. 4 примыкание пути 3 стрелочным переводом 12, а не 12' уменьшает полезную длину путей 2 и 3, но сокращает число стрелочных переводов на главных путях.
Тупиковые платформы на станциях тупиковой схемы имеют критическую зону по ширине вблизи примыкания к поперечной платформе, так как там концентрируются потоки пассажиров, следующих к поездам и в обратном направлении. При осуществлении в этом районе погрузки багажа (если не имеется специальной платформы для багажа) это также необходимо учесть при определении ширины платформы.

Читайте также: