По дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению

Обновлено: 05.10.2024

Кровообращение
Сайд№1
1.Где начинается и где заканчивается большой круг
кровообращения( предсердие, правый желудочек,
левое предсердие, левый желудочек)?
2. Где начинается и где заканчивается малый круг
кровообращения(правое предсердие, правый
желудочек, левое предсердие, левый желудочек)?
3. Где происходит газообмен в малом круге
кровообращения(клетки тела, клетки кожи, легкие)
4.Что служит посредником между кровяным руслом и
клетками тела( лимфа, тканевая жидкость, прямой
контакт)?

Кровообращение
слайд№2
1.Что такое артерии, вены, капилляры?
2.Какие признаки характерны для
артерий а какие для вен(толстые стенки,
тонкие стенки, низкое давление, высокое давление,
отсутствие клапанов, наличие клапанов)
3. Какая кровь движется по легочной
вене(артериальная, венозная)

Кровообращение
слайд№3
1. Из каких мышц состоит сердечная
мышца(гладкие, поперечнополосатые) и как
она работает (произвольно, непроизвольно)?
2. Какова роль кровообращения
( транспорт кислорода, углекислого газа, перенос
питательных веществ, выведение продуктов
распада, образование тканевой жидкости, защита
от микроорганизмов, перенос гормонов)?

Интенсивность
размножения
Осетр - 2миллиона икринок
Лягушка – 10 тысяч икринок.
Слон – 6 слонят.
Мак – 40 тысяч семян.
Вывод: любой вид животных и растений
стремится к размножению в
геометрической прогрессии.

Причины гибели
организмов
1.Недостаток корма.
2. Нападение врагов.
3.Действие неблагоприятных факторов
среды : засухи, сильных морозов,
температуры и т. д.
Вывод: В природе происходит
постоянная борьба за существование.

Формы борьбы за
существование
Борьба за
существование
Внутривидовая
(турнир оленей
за самку)
Межвидовая
(лиса и заяц)
С
неблагоприятными
условиями
неживой природы
(Карликовая берёза)

Выводы
Вывод 1: Внутривидовая борьба обуславливает
процветание вида в целом и способствует его
совершенствованию.
Вывод 2: Межвидовая борьба за существование
приводит к эволюции обоих взаимодействующих
видов, к развитию у них взаимных приспособлений.
Также она усиливает и обостряет внутривидовую
борьбу.
Вывод 3: Победителями в борьбе с
неблагоприятными условиями являются
жизнеспособные особи (с эффективным обменом
веществ и физиологическими процессами).

Тест.
Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели
многих особей одуванчика и не дают этому виду занять
весь земной шар:
1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
2. Плодами питаются многие птицы;
3. Всходами питаются травоядные животные;
4. Топчут люди, автомашины, тракторы;
5. Мешают другие, более высокие растения: пырей,
крапива, кустарники
и деревья, они затемняют, берут воду и пищу,
препятствуют распространению семян одуванчика ветром;
6. Сами одуванчики вытесняют друг друга;
7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут
на неблагоприятные для сохранения и прорастания
условия;
9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи;
10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и
вирусов.

11. Верные ответы. Формы борьбы за существование одуванчиков.

Внутривидов Межвидовая
ая борьба.
борьба.
Борьба с
неблагоприятными условиями
среды
Ответы: 6
Ответы. 7,8,9.
Ответы: 1,
2,3,4,5,10.

12. Естественный отбор- основной движущий фактор эволюции, является результатом борьбы за существование.

13. Выводы

В результате естественного отбора
появляются:
1.приспособленность у организмов;
2. образуются подвиды и виды;
3. происходит последовательное
усложнение организмов в ходе
прогрессивной эволюции;
4. вымирают менее приспособленные.

14. Заполни таблицу.

Характеристики Искусственный Естественный
для сравнения отбор
отбор
1. Кем проводится
отбор?
2.Что служит
материалом для
отбора?
3.Кому приносит
пользу?
4. Что является
результатом
отбора?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема 1. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле:

а) Галеон в) Бригантина

б) Бигль г) Каравелла

К факторам живой природы относятся…

Движущей силой эволюции является…

а) естественный отбор

б) борьба с неблагоприятными условиями среды

в) искусственный отбор

По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за…

Драка между оленями – самцами относятся к отбору…

а) Жан Батист Ламарк

Какой ученый выделил три царства: Растения, Животные, Минералы?

Назовите французского естествоиспытателя, который первым создал эволюционную теорию?

в) Жан Батист Ламарк

Закон зародышевого сходства сформулировал…

Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это.

а) естественный отбор

в) искусственный отбор

Тема 1. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Основной труд Ч. Дарвина называется…

Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это…

а) искусственный отбор

б) естественный отбор

в) подбор особей

К факторам неживой природы относятся…

Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих

между организмами и окружающей средой – это…

а) борьба с засухой

б) борьба за территорию

в) борьба за существование

Половой отбор – это…

а) конкуренция между животными

б) способность к размножению

в) конкуренция самцов за возможность размножения

Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных – это…

б) искусственный отбор

в) естественный отбор

Какой ученый разделил царство Животные на 6 классов: Млекопитающие, Птицы, Амфибии, Рыбы, Черви и Насекомые?

Назовите французского естествоиспытателя, который выделил 10 классов беспозвоночных?

а) Жан Батист Ламарк

По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в…

а) физической прогрессии

б) геометрической прогрессии

в) арифметической прогрессии

Элементарной единицей эволюции считается…

б) популяция видов

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Тема. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Краткое описание документа:

Тест по биологии для учащихся 11 класса по теме: "Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина" представлен в 2-х вариантах. Данный тест позволяет выявить уровень усвоения материла. Возможно использование как в индивидуальном порядке, так и работа в группах. Ключ к тесту прилагается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 437 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.07.2015 44885
  • DOCX 55 кбайт
  • 57 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Оксана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Учащиеся МОАУ "Гимназия имени Александра Грина" г.Кирова!

25 февраля 2014 г.

БИОЛОГИЯ 9КЛАСС

3.Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это: а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)гибридизация.

9)Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и окружающей средой – это: А)борьба за существование; Б)борьба с засухой; В)борьба за пищу.

13.Формой борьбы с неблагоприятными условиями внешней среды являются: а)борьба с факторами неживой природы; б)борьба с организмами живой природы; в)борьба организмов с другими организмами.

14 Процессы избирательного уничтожения одних особей и размножения других в природе– это: а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)подбор особей.

15.Движущей силой эволюции является: а) борьба с неблагоприятными условиями среды; б) естественный отбор; в) искусственный отбор

18.Половой диморфизм – это: а)способ борьбы за существование;б)внешние различия в строении самок и самцов; в)стабилизирующий отбор.

2.Согласно теории Шванна, в основе строения всех живых организмов лежит: а)молекула; б)атом; в)клетка.

4.Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных– это: а)наследственность; б)естественный отбор; в)искусственный отбор.

10.Какая борьба не является межвидовой? Между: а)волком и зайцами; б)волками и лисами; в)разными волками.

19.Движущей силой изменения видов, т.е. эволюции, является: а)изменчивость; б)естественный отбор; в)мутация.

20.Половой отбор – это: а)способность к размножению; б)конкуренция между животными; в)конкуренция самцов за возможность размножения.

Какой ученый выделил три царства: Растения, Животные, Минералы?

  • Карл Линней
  • Жорж Кювье
  • Чарлз Дарвин

Назовите французского естествоиспытателя, который первым создал эволюционную теорию?

  • Чарлз Дарвин
  • Шарль Боннэ
  • Жан Батист Ламарк

Закон зародышевого сходства сформулировал…

  • Жорж Кювье
  • Карл Бэр
  • Чарлз Лайель

Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это.

  • естественный отбор
  • гибридизация
  • искусственный отбор

Основной труд Ч. Дарвина называется…

Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это…

  • искусственный отбор
  • естественный отбор
  • подбор особей

К факторам неживой природы относятся…

  • абиотические
  • биотические
  • антропогенные

Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и окружающей средой – это…

  • борьба с засухой
  • борьба за территорию
  • борьба за существование

Половой отбор – это…

  • конкуренция между животными
  • способность к размножению
  • конкуренция самцов за возможность размножения

Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных – это…

  • наследственность
  • искусственный отбор
  • естественный отбор

Необратимое историческое развитие живой природы – это…

Какой ученый разделил царство Животные на 6 классов: Млекопитающие, Птицы, Амфибии, Рыбы, Черви и Насекомые?

  • Карл Линней
  • Жорж Кювье
  • Чарлз Дарвин

Назовите французского естествоиспытателя, который выделил 10 классов беспозвоночных?

  • Жан Батист Ламарк
  • Чарлз Дарвин
  • Шарль Боннэ

По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в…

  • физической прогрессии
  • геометрической прогрессии
  • арифметической прогрессии

Элементарной единицей эволюции считается…

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида

  • генетический критерий
  • морфологический критерий
  • экологический критерий
  • географический критерий

Сходство химического состава особей одного вида

  • морфологический критерий
  • биохимический критерий
  • генетический критерий
  • экологический критерий

Обитание особей одного вида в сходных условиях

  • морфологический критерий
  • биохимический критерий
  • географический критерий
  • экологический критерий

Особей в одну популяцию объединяет

  • изоляция
  • общность питания
  • наличие хищников
  • свободное скрещивание

Географическая изоляция проявляется

  • в разных сроках размножения особей разных популяций
  • в наличии преград между популяциями – рек, горных хребтов
  • в различном поведении особей в период размножения
  • в несоответствии строения органов размножения у особей разных популяций

Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют

  • искусственным отбором
  • приспособленностью
  • борьбой за существование
  • естественным отбором

К движущим силам эволюции относится

  • многообразие видов
  • видообразование
  • приспособленность
  • наследственная изменчивость

Главный фактор, определяющий направленность эволюционного процесса

  • борьба за существование
  • дрейф генов
  • наследственная изменчивость
  • естественный отбор

К результатам эволюции относится

  • естественный отбор
  • видообразование
  • искусственный отбор
  • наследственность

Материал для отбора поставляет

  • наследственность
  • деятельность человека
  • наследственная изменчивость
  • борьба за существование

Образование новых видов в природе происходит в результате

  • градации
  • сохранения естественным отбором особей с полезными наследственными изменениями
  • деятельности человека
  • стремления особей к самоусовершенствованию

Элементарное эволюционное явление

  • мутационный процесс
  • изоляция
  • изменение генофонда популяции
  • популяционные волны

Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему уровня организации, называются

  • ароморфозами
  • идиоадаптациями
  • дегенерациями
  • биологическим прогрессом

Идиоадаптация – это появление у животных

  • теплокровности
  • легочного дыхания
  • четырехкамерного сердца
  • покровительственной окраски

Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида

  • биохимический критерий
  • морфологический критерий
  • генетический критерий
  • физиологический критерий

Определенный набор и форма хромосом у особей одного вида

  • биохимический критерий
  • генетический критерий
  • морфологический критерий
  • физиологический критерий

Общий ареал, занимаемый видом в природе

  • географический критерий
  • морфологический критерий
  • экологический критерий
  • генетический критерий

Смешиванию популяций одного вида препятствует

  • изоляция
  • наличие хищников
  • отсутствие корма
  • наличие паразитов

Биологическая изоляция популяций обусловлена

  • разделением популяций горными массивами
  • разделением популяций морями
  • разделением популяций лесными массивами
  • разными сроками размножения особей разных популяций

Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, называется

  • естественным отбором
  • искусственным отбором
  • борьбой за существование
  • видообразованием

К движущим силам эволюции относится

  • приспособленность
  • многообразие видов
  • борьба за существование
  • видообразование

К движущим силам эволюции не относится

  • наследственная изменчивость
  • приспособленность
  • борьба за существование
  • естественный отбор

К результатам эволюции относится

  • многообразие видов
  • естественный отбор
  • изменчивость
  • наследственность

В результате естественного отбора выживают преимущественно особи

  • полезными наследственными изменениями
  • любыми наследственными изменениями
  • нейтральными наследственными изменениями
  • вредными наследственными изменениями

Приспособленность организмов к среде обитания формируется в результате

  • выживания особей с разнообразными наследственными изменениями
  • стремления особей к самоусовершенствованию
  • градации
  • преимущественного сохранения естественным отбором особей с полезными наследственными изменениями

Благодаря мутационному процессу в популяции

  • накапливаются наследственные изменения
  • появляются наследственные изменения
  • избирательно уничтожаются особи с определенным генотипом
  • уничтожаются редкие аллели

Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания, называются

Искусственный отбор, то есть сохранение особей с полезными признаками для размножения и устранения всех остальных, проводит человек, ставящий перед собой определённые задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но не для животных. Дарвин высказал предположение, что в природе сходным путём накапливаются признаки, полезные только для организма и всего вида в целом, в результате чего образуются виды и разновидности. В этом случае требовалось установить наличие неопределённой индивидуальной изменчивости у диких животных и растений. Кроме того, требовалось доказать наличие в природе какого-то направляющего фактора, действующего аналогично воле человека в процессе искусственного отбора.Дарвин доказал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость наблюдается очень широко. Индивидуальные отклонения могут быть полезными, вредными и безразличными для организма. Все ли особи оставляют потомство? Если нет, то какие факторы сохраняют особые с полезными признаками и устраняют всех остальных?Анализ размножения показал, что все организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство. Одна особь сельди вымётывает 40 тыс. икринок, осётр – 2 млн., на одном растении мака созревает 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детёнышей в возрасте 30-90 лет. За 60 лет они рождают 6 слонят Согласно расчётам, даже при такой низкой рождаемости, через 750 лет потомство одной пары составило бы 19 млн. особей. На основе этих и многих других примеров, Дарвин приходит к выводу, что в природе любой вид живых организмов стремится к размножению в геометрической прогрессии. В то же время число взрослых особей каждого вида остаётся относительно постоянным.Каждая пара организмов даёт гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет, не достигнув половой зрелости. Причины гибели могут быть самыми разнообразными: недостаток питания, болезни, действие факторов среды, эпидемии. Отсюда следует второй вывод Дарвина: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Борьба может протекать как между организмами и условиями среды, так и между организмами в целом.

Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование:

в) борьбу с неблагоприятными условиями среды.

Межвидовая борьба

Происходит между особями разных видов. Волки – зайцы, лисы – зайцы, волки – лисы и многие другие. В этом случае при непосредственном или не прямом контакте одна особь физически уничтожает другую. Успех одного означает неуспех другого. Травоядные животные смогут выжить и оставить потомство, если они сумеют избежать хищников и будут обеспечены пищей. Но растительной пищей питаются многие организмы: что досталось одному, не достанется другому. Существование трав, в свою очередь, зависит не только от поедания их животными, но и от других условий – опыления, конкуренции с другими растениями. К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма. Паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентоспособным.

Внутривидовая борьба

В приведённых примерах межвидовых взаимоотношений напряжённость борьбы между видами ослабляется тем, что, как правило, организм имеет не один, а несколько источников питания. У особей же одного вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Поэтому конкуренция между ними наиболее острая. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряжённой. Например, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования.

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Факторы внешней среды оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных, малоснежных зим. В сильные морозы увеличивается смертность и среди животных, обитающих в почве. Зимой, при недостатке кислорода в водоёмах гибнет рыба.

Все формы борьбы за существование сопровождаются истреблением огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Кто же выживает в этой постоянно происходящей борьбе за существование? Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков, свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других – явление, названное Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных. При изменении условий внешней среды, полезными для выживания могут оказаться какие-то иные, чем прежде, признаки. В результате меняется направление давления отбора, перестраивается генетическая структура вида. Благодаря размножению широко распространяются новые признаки, появляется новый вид.

Следовательно, виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Движущей силой изменения видов, то есть эволюции, является естественный отбор. Материалом для отбора служит наследственная (неопределённая, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организмы (модификационная) не имеет значение для эволюции, поскольку по наследству не передаётся.

Возникновение новых видов Дарвин представлял себе, как длительный процесс накопления полезных индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколение в поколение. Это происходит потому, что жизненные ресурсы всегда ограничены. Поэтому самая острая борьба происходит между наиболее сходными особями. Между различающимися в пределах одного вида особями одинаковых потребностей меньше, а конкуренция слабее. Поэтому несхожие особи имеют преимущества в оставлении потомства. С каждым поколением различия становятся всё более выраженными, а промежуточные формы вымирают. Так из одного вида образуются два или несколько. Явление расхождения признаков ведущее к видообразованию Дарвин назвал дивергенцией. Понятие дивергенции Дарвин иллюстрирует примером с четвероногими хищниками. Конкуренция привела к тому, что часть их перешла на питание падалью, другие переселились в новые места обитания – в воду, на деревья.

Причиной дивергенции могут стать и неодинаковые условия среды в разных районах, территории занимаемой видом. Например, две группы особей одного вида вследствие этого будут накапливать различные изменения. Возникает дивергенция. Через определённое число поколений такие группы становятся разновидностями, а затем – новыми видами.

Важно отметить, что для выживания имеет значение не какой-либо признак, а комплекс признаков. Один и тот же признак в зависимости от окружающих условий может способствовать выживанию или напротив, привлекать внимание врагов.

Мутации и половой процесс создают генетическую неоднородность внутри вида. Их действие ненаправленно. Эволюция же – процесс направленный, связанный с выработкой приспособлений по мере прогрессивного усложнения строения и функции животных и растений. Существует лишь один направленный эволюционный фактор – естественный отбор. Под действие отбора могут попасть отдельные особи, либо целые группы. В любом случае отбор сохраняет наиболее приспособленные к данной среде организмы. Нередко отбор сохраняет признаки и свойства, невыгодные для отдельной особи, но полезные для группы особей и вида в целом. Факторами отбора служат условия внешней среды. В зависимости от этих условий, отбор действует в разных направлениях и приводит к неодинаковым эволюционным результатам. В настоящее время различают несколько форм естественного отбора.

Движущий отбор

Этот отбор способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма естественного отбора действует при изменении условий внешней среды. Ярким примером действия отбора в пользу признака, способствующего выживанию, может служить возникновение устойчивого иммунитета к ядохимикатам. Таким образом, ведущая роль в распространении новых признаков внутри данного вида при изменении условий внешней среды принадлежит движущей форме естественного отбора.

Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, большей выраженности, так и в сторону ослабления, вплоть до полного исчезновения. Примером может служить редукция глаз у кротов, утрата крыльев у некоторых видов птиц.

Отбор создаёт приспособления и виды, устраняя от размножения менее удачные особи. Поэтому говорят о творческой роли естественного отбора, поскольку результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

Стабилизирующий отбор

Действует в постоянных условиях среды. Он направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела, отдельных его частей, формы цветка и т.д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы. Так у насекомоопыляемых растений размеры и форма цветков очень устойчивы, это объясняется тем, что цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей.

Половой отбор

Раздельнополые животные различаются по строению органов размножения. Нередко различие полов распространяется на внешние признаки, поведение. Это яркий наряд самцов птиц, клыки у моржей и т.д. Многочисленные примеры внешних различий в строении полов называются половым диморфизмом и обусловлены их ролью в половом отборе. Половой отбор представляет конкуренцию самцов за возможность размножения. Этой цели служат пение, демонстративное поведение, ухаживание.

У птиц, разбивка на пары, сопровождается токованием и брачными играми. Всё это происходит в определённое время года и суток. Нередко токование сопровождается жестокими драками самцов. Иногда яркий брачный наряд у самцов появляется только в период размножения. Это яркая окраска самцов лосося. Самки, наоборот, имеют скромную окраску, что связано с заботами о потомстве.

Половой диморфизм и половой отбор распространены в животном мире достаточно широко (включая человека). Эту форму следует рассматривать, как частный случай внутривидового естественного отбора.

Дарвин показал, что принцип естественного отбора объясняет возникновение всех без исключения основных характеристик органического мира: от признаков, свойственных крупным систематическим группам живых организмов, до мелких приспособлений. Теорией Дарвина завершились длительные поиски естествоиспытателей, которые пытались найти объяснение многим чертам сходства, наблюдаемым у организмов, относящихся к разным видам. Дарвин объяснил это сходство родством и показал, как идёт образование новых видов, как происходит эволюция.

С общетеоретической точки зрения главное в учении Дарвина – это идея развития живой природы, противостоящая представлению о застывшем, не изменяющемся мире. Учение Дарвина служит естественно-научной основой для материалистического объяснения целесообразности строения живых организмов, происхождения и многообразия видов.

Читайте также: