Почему болтает самолет при посадке

Обновлено: 05.10.2024

Вчера при посадке в Домодедово после начала торможения самолет несколько раз мотнуло в разные стороны на полосе. Дождя не было, полоса была сухая.
Вспомнила, что нечто подобное было зимой при посадке в Нижневартовске.
Что это могло быть? Порыв ветра? Вроде вчера ветер был слабый.
Вопрос задаю пилотам. Если это штатная ситуация, то хотелось бы в дальнейшем относиться к подобному поведению самолета спокойно.

Усталый мудрый кот

Штатная. Черезмерная аккуратность - сели чуть не по оси, попытались на нее вырулить. А это несколько болтуче ощущается. Лучше так не делать

Alena_

Старожил
Усталый мудрый кот

Alena_, а зачем пытаться точно выйти на осевую, если уже сели и вектор движения в пределах полосы. Это то-же самое, что при широченной дороге пытаться резко вырулить на середину и фанатично пытаться на середине оставаться, при этом очень резко компенсируя малейшие попытки уйти с оси. Просто нет необходимости, а лишних движений требует много. Из-за порыва ветра уже после касания - очень навряд-ли. Порыв должен быть мегасолидный.

Alena_

Старожил

Самолет был SAAB-340. Может, для такого маленького самолета небольшого порыва ветра достаточно. Правда в Нижневартовске такое было на А-321.

serg2044

Местный

Тормоза на педалях, педали управляют рулем направления в воздухе, рулем и поворотом носовой стойки на земле(перемещение педалей от себя одна, на себя другая). Нажатие на подножную площадку педали приводит к торможению. При торможении возможно небольшое воздействие на управление поворотом носовой стойки, легко компенсируемое. Ничего страшного.
П.с. я не пилот

Alena_

Старожил

Понятно, значит это пилоты так развлекаются и пугают пассажиров. При входе в самолет бросила взгляд на кабину пилота. Там сидел далеко не мальчик.
А может такое случиться, что вектор движения будет наискосок от полосы. Тогда ведь точно надо исправлять положение. Может, в моем случае так и было?

serg2044

Местный

Может и так, в любом случае колебания по курсу будут носить затухающий характер. Точнее может сказать только пилот, который рулил, 2 основные возможные причины разобрали.

Усталый мудрый кот

Тормоза на педалях, педали управляют рулем направления в воздухе, рулем и поворотом носовой стойки на земле(перемещение педалей от себя одна, на себя другая). Нажатие на подножную площадку педали приводит к торможению. При торможении возможно небольшое воздействие на управление поворотом носовой стойки, легко компенсируемое. Ничего страшного.
П.с. я не пилот

Не совсем так. Если пытаться "ловить" осевую - то получается разбалтывание из-за того, что машина инертная, слишком много управляющего воздействия. Если при этом ноги еще и на тормозах и идет торможение, то вот тут все будет гораздо веселее - дифференциальные тормоза дадут еще больший эффект раскачки. В общем, так делать не надо. Сел, направление движения нормальное, без резких движений обжал тормоза и беги себе (если не используется автобрейк). Если уходит все-же слишком сильно и вектор движения начинает выходить за пределы ВПП, то прекратил торможение, откорректировал направление движения и опять обжал тормоза. И никакой колбасни

Наверное, вы не раз замечали, что при посадке, особенно, когда самолет находится близко к взлетно-посадочной полосе, его начинает сильно трясти. Это делается не для того, что бы разбудить спящих пассажиров и сообщить им, что полет закончен. С чем же это связано и почему это происходит? Причин того, что самолет трясет перед посадкой несколько.

Когда самолет готовится к посадке, его скорость становится небольшой. На небольшой скорости сложнее удерживать самолет в заданном горизонте. Это первая причина того что самолет трясет.

Перед посадкой выпускаются шасси – уменьшаются аэродинамические свойства самолета. У набегающего потока воздуха теперь появилось препятствие в виде шасси – воздух не так плавно обтекает самолет – еще одна маленькая причина для тряски.

При посадке активно используется вся механизация крыла – предкрылки, закрылки. Вот вам еще препятствия для воздуха, которые тоже добавляют свою долю к тряске самолета.

На малых высотах скорости истечения воздушных потоков различны, где-то воздух прогрелся, где то он разряжен, существуют различные турбулентные потоки, которые тоже влияют на самолет.

Совокупность всех этих факторов и создают тряску при посадке. Но ничего страшного и опасного для воздушного судна в этой тряске нет. Все самолеты запроектированы так, чтобы выдержать предпосадочную тряску.

Опытный пилот дал советы тем, кто боится летать

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Это тривиальный случай, повторяющийся из рейса в рейс.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх поезда, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельс. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельс не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей — это те, кто боятся, потому что не контролируют полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Опытный пилот дал советы тем, кто боится летать

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Как говорили классики, знание — сила, добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт — посадка

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётов Boeing написано, что на них можно выполнять бочку. Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, а докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.

Турбулентность

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Турбулентность или болтанка — это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим.

Турбулентность турбулентности рознь. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки.

турбулентность в самолете

Отчего и когда возникает турбулентность?

Опасные завихрения воздуха возникают в грозовых облаках – потоки воздуха в них легко могут бросить самолет на закритические углы атаки, которые чреваты большими неприятностями.

Пилот никогда специально не полетит в скопище грозовых облаков, они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота и, если есть возможность, их облетает.

Но по краям грозового фронта тоже есть завихрения, вот их-то на локаторе не видно. Перед полетом все пилоты проходят брифинг, на котором ознакамливаются со сводкой погоды и выбирают оптимальный маршрут. Однако, если запланирован длительный перелет, точно спрогнозировать наличие грозовых облаков невозможно.

Еще одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Обычно они тянутся на несколько тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у восточных берегов США.

В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолет не всегда может изменить эшелон полета из-за плотного трафика в небе. Между самолетами нужно строго выдерживать определенные интервалы во избежание столкновений.

Иногда пассажиры думают, что, будет трясти самолет или нет, зависит от квалификации и навыков пилота. Это большое заблуждение – самолет идет на автопилоте. И только при очень сильной болтанке, когда нужна реакция пилота, автопилот отключают и пилотируют в ручную. Вот от чего зависит, с какой силой будет трясти, так это от самолета. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.

При снижении самолеты также сталкиваются с сильными вихрями ветра. Для экипажа разработаны нормативы параметров полета в болтанку, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром. Пассажирам этих отклонений не видно, и, когда капитан сообщает им об уходе на запасной аэродром по метеоусловиям, в салоне возникает легкое напряжение… За окном же все чисто, погода ясная, может, шасси неисправно? Все исправно, просто пилот выполняет рекомендации по обеспечению вашей безопасности.

Вот небольшое видео, которое поможет вам разобраться, что такое турбулентность и как она влияет на состояние человека во время полета:

Но не стоит недооценивать турбулентность. Прислушайтесь к рекомендациям бортпроводников и светового табло, займите свое место и пристегнитесь. При сильной болтанке нередки травмы среди пассажиров, кто-то вылетает из своего кресла и ударяется об углы салона или, что встречается чаще, головой о потолок, доходит до переломов.

Других опасностей, связанный с турбулентностью, нет, самолет никогда не полетит в зону, которая может причинить вред самолету.

В статье использованы материалы проекта Летаем без страха

Читайте также: