Почему дед посадил именно репку

Обновлено: 05.10.2024

Тайны русских сказок.

О чем она на самом деле? В оригинале все очень странно

Одна из самых ранних сказок , которые рассказывают родители детям в России , это сказка про репку. Все вы ее , конечно хорошо знаете. Дед там никак не может вытащить из земли огромную репищу , зовет бабку , внучку

Кто бы мог подумать , что из-за этой сказки ломается столько копий , люди ведут яростные споры и считают ее неразрешимой загадкой? Не все , конечно , а те , что читали оригинальный вариант.

Выглядит она в этом сборнике очень странно и непривычно для сегодняшнего глаза. Приводим текст целиком:

Посеял дедка репку; пошел репку рвать , захватился за репку: тянет-потянет , вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не можут! Пришла нога. Нога за сучку , сучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу , нога за сучку , сучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не можут! ( и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре , четыре ноги за три , три ноги за две , две ноги за ногу , нога за сучку , сучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут: вытянули репку!

Что мы видим? Никакой кошки и мышки здесь нет. Зато есть какие-то непонятные ноги , которые собственно и решают проблему деда. Вот только почему их приходит друг за другом пять штук?

Над загадкой пятой ноги уже достаточно долгое время бьются литературоведы , фольклористы , журналисты и пользователи интернета. Версии высказываются самые разные — тут видят отсылки к дням недели , к славянскому календарю , к астрономии.

Но последние исследования обнаружили аналоги сказки о репке среди русских песен-скороговорок. Там тоже дед сеет репку , а потом начинается суматоха — приходят ноги Вот только ног здесь может быть и пять , и шесть , и семь — аж до десяти!

Вывод прост — никакой сакральности в пятой ноге нет. Просто бабушка из Архангельской губернии , рассказывавшая фольклористу эту сказку , остановилась на пятой ноге. А могла бы на восьмой или десятой. Сама же сказка относится к числу так называемых докучных и может рассказываться детям до бесконечности , пока они не заснут. Это все равно , что считать овец.

49c8e3329323b35f81dc256d9f2eaaa8_107759

Порой эту пареницу тонко нарезали на противне и сажали в печь еще на одну ночь, чтобы получилась вяленица – самое популярное детское лакомство. По вкусу она напоминает сухофрукты.

7757af

Репа, турнепс (Brassica rapa L.), семейство Капустные или Крестоцветные (Brassicaceae).

Двулетнее травянистое растение 50-120 см высотой с мясистым толстым корнем. Растение в первый год развивает розетку из листьев, обычно опушённых. Цветёт на второй год, в июне – июле; за счёт питательных веществ, отложенных в корнеплоде, из него развивается высокий, сильно облиственный стебель. Соцветие многоцветковое.

Вместе с капустой, горчицей и брюквой (рапс) турнепс, или репа, входит в отдельный род Капуста (Brassica).

1

Но, поскольку культура репы, как говорится, теряется в глубине веков, многие специалисты, учитывая холодостойкость растения, считают, что распространялась она постепенно: из Северной и Средней Европы – и в Средиземноморье, и в азиатские страны, а позже и на другие континенты.

Забралась репа даже в покрытую льдами холодную Гренландию (вообще, репа способна давать весьма приличные, хорошие урожаи даже на бедных почвах). А вот в Греции, где всё есть, кроме репы – она не прижилась по причине редких дождей, репа ведь очень влаголюбива.

001ba6ad7fc56b53dd4a5d57801

Когда, применяя подсечно-огневой метод, первые земледельцы выжигали, освобождая для пашни, участки дремучих лесов, то бросали в остывающую золу семена репы, именно репы, а не какого-либо иного растения. На мелком пахотном слое лучше всего удавались почти плоские, уплощённые корнеплоды.

У египтян эпохи фараонов репой кормили строителей величественных пирамид (конечно, не только репой). В Древней Персии – предтече современного Ирана – репа считалась дешёвой пищей рабов и бедняков. Римляне использовали для пищи столовые сорта, грубые же отправлялись на корм скоту.

parenaya-repa

В Киевской Руси (особенно в северных, лесных районах) широкое распространение репы, наверное, трудно сравнить с чем-либо иным; это была поистине массовая культура! – не в современном, конечно, значении. Репа являлась главным овощем, основной пищей вплоть до восемнадцатого века, и лишь каких-то двести лет назад её, как в Ирландии или Англии, почти полностью вытеснил картофель.

353bff93088cb907e5fb82e1118

Не только от цинги спасал древний овощ – соком томлёной репы лечили простуду. К тому же репа исцеляет некоторые болезни пищеварения, усиливает выделение желудочного сока, улучшает аппетит.

Но в связи с этим следует помнить и о противопоказаниях, которые в той или иной степени имеются почти у каждого продукта: репу нельзя употреблять в пищу при воспалениях кишечника, заболевании щитовидной железы, язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Острые ларингиты, сопровождающиеся охриплостью голоса и резким кашлем, раньше успешно лечили отваренным соком репы. Варёную репу использовали и в качестве средства, успокаивающего сильное сердцебиение, и для улучшения сна, при лечении астмы, подагры – в последнем случае имеется в виду наружное использование, для компрессов или ванн, чтобы уменьшить боль.

Petr12

Тёплый отвар корнеплодов использовался для полосканий ротовой полости при зубной боли – оказывается, репа обладает антисептическими и противовоспалительными свойствами, что может помочь на какое-то время (скажем, в походных условиях). Но, конечно, содержать зубы в порядке желательно, всё же учитывая современные достижения стоматологии.

Желчегонное действие окажет стакан свежего сока, разбавленного на треть водой. Секреторные, кислотообразующие функции стимулирует, в частности, пюре из тёртой свежей репы с подсолнечным (или другим растительным) маслом.

В корнеплоде репы содержится относительно мало азотистых веществ (менее 2 %) но зато большое количество сахаров (до 4 %), а также витамины группы В, А, С и ещё масса минеральных веществ, полезных – да просто необходимых – человеку.

Petr1

Репу используют в пищу, как мы уже упомянули, не только в свежем виде. Её можно варить, жарить, парить и фаршировать. Следует лишь помнить о противопоказаниях.

Кстати, сваренная до полуготовности и фаршированная рисовой или манной кашей репа (уже нафаршированные корнеплоды доводят до готовности) – весьма полезна в любом возрасте.

Весёлый и быстрый продукт!

Не рекомендуется при гастритах и плохом настроении. В изобилии растительного масла пассеруется мелко нарезанный лук – до начала образования золотистой корочки.

Сильно прожаривать репу не стоит. Можно добавить соль, специи – по вкусу. Кстати, вкус готового продукта отдалённо напоминает жареные грибы.

В общем, проще пареной репы – свежая репа. Или жареная. Решайте сами!

280409

Фаршированная репа

1кг репы, 5 ст. ложек риса, 20г репчатого лука,

2 ст. ложки сливочного масла, 350г сметанного соуса, 20г тертого сыра, зелень.

Очищенную репу отварите до полуготовности и ложечкой выньте из нее сердцевину. Положите внутрь фарш.

Фарш:

Отварите рис в подсоленной воде, соедините с пассированным мелко нарезанным луком и нарезанной сердцевиной репы, добавьте сырые яйца, соль, зелень.

Посыпьте репки тертым сыром и поставьте запекать в духовку (как картофель).

Подавайте на стол со сметанным соусом и зеленью.

Можно просто положить на каждую репу ложку сметаны, сверху – сыр и чуть-чуть запечь.

Фаршированная репа

Печеная репа

10-12 репок средней величины запечь в духовке 30-40- минут. В готовой репке сделать надрез, положить туда небольшой кусочек масла.

Тушеная репа

600г репы, 80г муки, 30г растительного масла, 5-10г сахара. 6 стаканов воды, соль по вкусу.

Репу чисто соскоблить, положить на поднос, обсыпать слегка мукой и, облив кипятком, как следует протереть, чтобы она была абсолютно чистой.

С кастрюлю, стоящую на плите, положить растительное масло и муку и растирать до тех пор, пока смесь не приобретет светло-коричневый цвет. Затем добавить сахар и снова размешать, пока масса не сделается каштанового цвета. После этого влить кипящую воду, положить соль и опустить в готовый соус репу.

Варить на слабом огне, закрыв крышкой, до тех пор, пока она не станет мягкой. Если соус загустел, то в него надо добавить немного кипящей воды.

turnip_mushrooms

Репа, тушенная с яблоками и изюмом

3-4 репы, 1-1,5 ст. ложек сливочного масла, 3-4 яблока, 50г изюма, соль.

Репу очистить (снять мелкую стружку), промыть в проточной воде. Затем мелко нарезать и тушить в сливочном масле до полуготовности, можно добавить небольшое количество воды.

Взять яблоки, очистить их от кожуры и сердцевины и нарезать мелкими ломтиками. Изюм промыть в теплой воде.

К репе добавить изюм, яблоки, сахар и тушить до готовности. Такая тушеная репа хорошо подходит к мясным блюдам: отварному, тушеному и запеченному мясу.

b0KwI9lGhr30ngbKrJm6v0wIIFGabZRH

Пюре из репы

Репу очистить, положить в кастрюлю и залить водой, посолить и варить до полного размягчения. Истолочь вареную репку, добавить масло, молоко или сливки,

Сухари, яйца и все хорошо перемешать. Готовое пюре уложить на сковороду или в порционные керамические мисочки, смазать сметаной и запечь в духовке 10-15 минут. Использовать как самостоятельное блюдо, подав соус по вкусу или как гарнир к мясным и рыбным блюдам.

kasha1

Глазированная репа в сливках

800г мелкой репы, 3 ст. ложки сливочного масла, 2 ст. ложки сахара, 250 мл овощного бульона соль, 1 щепотка белого перца, 1 чайная ложка крахмала, 2 ст. ложки сливок, 2 ст.ложки рубленой петрушки.

Репу хорошо промыть под струей воды, очистить, еще раз обдать водой и обсушить. Мелкую репу резать не надо, а крупную разрезать на четыре части или пополам. Сливочное масло разогреть в большой кастрюле. Сахар растопить, помешивая, в сливочном масле и слегка поджарить. Овощной бульон разогреть.

Почему дед посадил репку…

Почему дед посадил репку… Reviewed by Симонов И on 17:29 Rating: 5

В разделе "философия" внимание моё привлёк довольно поучительный очерк автора "Ван Саныч" с интригующим названием "Смысл сказки Репка":

Признаться, именно на "Репку" я давно точил зубы.
Русское народное творчество вообще очень многозначно. Например, сказка о золотом яичке, разбитом мышкой, это глубокий анализ натуральной экономики, "Теремок" тонко описывает человеческое общество, "Колобок" - систему распределения в государстве.
И вот "Сказка о Репке". Должна она быть чем-то куда большим, чем просто развлечение для деток? Конечно. Ведь, как говорил поэт: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"

У Ван Саныча подлинно научный анализ. Сперва приводится текст, на особенности которого конечно прежде всего следует обратить внимание:

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

Затем следуют наводящие вопросы.

Конечно, не всякий вопрос, как говорится, к месту. Но бывают и очень даже существенные. Например, странно, что автор анализа не задался проблемой, почему собаку в этой сказке зовут Жучкой, а не Шариком, к примеру.
Между тем, этот вопрос имеет прямое отношение к трактовке сказочного текста
Легкомысленным именем "Шарик" чаще всего называют пёсика в городе. А в селах дворовая собака, как правило, охраняет имущество своего хозяина. Вот почему она - Жучка (так как "жучит" непрошенных гостей)

Хорошая статья. Но всё же, рискнем подобраться к сказке о Репке несколько с иной стороны. Будем исходить из того, что она представляет собой ни что иное как миф о сельском хозяйстве. А язык в мифе не символический (как в научном трактате), но образный, и на это указывает организацией текста, несколько напоминающая строй Библии

В образном тексте участники действия не смыслу не двойственны как в символе, а указывают только на самих себя
Вот почему дед в сказке о Репке - не то, чтобы мудрец и государственный деятель, как предполагает Ван Саныч, но это земледелец, перед которым стоит задача собрать выращенный им урожай.
Заметим кстати (и вот уж действительно кстати), что у древних римлян оратором назывался не говорун, а именно земледелец (сравним это слово с обозначением древнерусского сельскохозяйственного инструмента: "орало" и его рабочей функцией "орать" урожай)
Символические значения слов "оратор" и "орать" возникли в русском языке позже

Не удивительно, что познание мира людьми начиналось именно с мифологического образа, который организует хрональное построение истории способом взаимонахождения смыслов событий друг в друге, при котором каждый последующий образует единство причинно-следственной связи с прошлым

Обратим внимание на то, как выстроен текст сказки. Каждая следующая строфа не только больше предыдущей, но включаёт её в себя, таким образом полностью описывая цепочку производственного процесса от самого его начала - от есть от продукта: Репки. При этом к предыдущим цепочкам на каждом этапе добавляется новый персонаж Такую повторяемость (говоря научно, рекапитуляцию) этапов с увеличением смысловых цепочек можно заметить также в английской сказке: "Дом, который построил Джек", чудесно пересказанной в стихотворении С.Маршака

Вот ещё один важный вопрос, на который обращает внимание Ван Саныч: почему все участники сбора урожая, кроме посадившего репку деда, не занимаются им непосредственно, а лишь каждый тянет предыдущего участника?
Действительно, подлинным сбором урожая занят лишь земледелец. Остальные члены общества пытаются лишь умножить его усилия. Причем каждый имеет дело только с тем, кто его в эту цепочку пригласил
И еще один вопрос, от внимания аналитика ускользнувший: почему между двух разных поколений (с одной стороны, дед и бабка, а с другой - внучка)отсутствует промежуточное звено - иначе говоря, полные сил родители внучки? Почему тут мы видим пенсионно-детское производство с непременным участием домашних животных?

Ответ на этот вопрос ясен тому, кто жил в стране под названием "Советский Союз" и в полной мере, будучи коренным жителем города, ощутил на себе последствия урбанизации.
Автору этих строк довелось побывать пассажиром тех автобусов, которые чередой везли из города в колхозы неумелых помощников для уборки урожая. Почему же без них нельзя было обойтись? Потому что обезлюдели просторы полей.
Замечая в селах, как правило, только детей и стариков, автор этих срок как-то задал по своей наивности вопрос одной из местных старушек:
"Где же среднее поколение, почему вокруг только старики да дети?"
"Как "где"? ,- ответила бабка вопросом на вопрос - да все ж в городе на заработках! А деток своих нам подбрасывают"
Так и работали на полях: вот тут мы, далее (на самом ответственном участке) сельские старушки, а на другом поле отрабатывали практику сельские школьники. Чем не сказка о Репке? Здесь те же цепочки взаимных усилий, где слишком много энергии уходит на помощь друг другу, тем меньше остаётся самой "репке"

Итак, профессионалы сельского труда - из села в город, поэтому дилетанты из города в село.

И еще на один из важных вопросов нам остаётся дать ответ. Сказка изображает нам общество помогающих друг другу дилетантов и только одного производителя, имеющего дело с урожаем. Но уже уставшего, уже отработавшего своё, лишенного сил, потому и нуждающегося в помощи.
Так нуждалось в помощи и сельское хозяйство нашей любимой Родины: СССР.

Вопрос этот вполне понятен: почему вытащить репку цепочке людей и животных удалось только после того, как ко всем присоединилась маленькая мышка?

Сказки, басни и притчи вообще любят придавать крохотной мыши большое значение. Мышка спасает льва, разбивает золотое яйцо, сбросив его со стола, без неё не вытащишь и репки.
В сказке, о которой идёт речь, мышь - это домашнее животное. Она и помогает любительскому производству сельского продукта.
Животные в нашей сказке - не символы сельских работников злых как Жучка, ловких как кошка, юрких как мышка. Скорее эти пары живых сил природы (собака и кошка, кошка и мышь), обычно находящихся в противостоянии, но в трудную минуту приходящих друг другу на помощь, выступают образами различных по своей природе домашних сил, которые помогают и человеку когда ему приходится туго, ведь люди порой занимаются делом, им не свойственным

Когда в селе мы выкапывали картофелины из земли, едва ворочая лопатами, треть урожая оставляя в почве догнивать до следующего года, а вторую треть острыми кромками своих лопат калеча (эти сгниют потом в овощехранилище), нашей работой (от слова "раб", потому что делали мы его не только без умения, но без желания) пытались заменить полноценный труд того сельского умельца, кто подался в город на заработки.
Каждый из нас так или иначе нашел в себе силы выполнить этот гражданский долг. Каждый становился "мышкой" в процессе вытаскивании из земли большой-пребольшой: всесоюзной "репки" (а полные сил и умения профессионалы были заняты в промышленности)

Мысль о том, что "репку", которую вырастила земля, довести до экономического потребителя (то есть из почвы вытащить) приходится слабосильным старикам и внукам, при поддержке не более сильных домашних животных, возникает, когда видишь смешение непрофессионалов города и села, натурального продукта и промышленного
Не в пользу это для урожая

Занятную логическую цепочку Вы связали из сказки и современности.
Сказку эту записал в 19 веке в Архангельской губернии сказочник Афанасьев. И представьте себе, в ней не было ни кошки, ни мышки. А была таинственная Но'га. Да не одна. А пять. Это в языческой славянской интерпретации.
Кстати, в одной из поздних версий были и мать с отцом.
В сказке зашифрованы временные структуры форм жизни.
Репка -достояние и мудрость Рода, его корни.
Дед - связующее звено с мудростью предков.
Бабка- хранительница традиций дома и хозяйства.
Отец -защита и опора.
Мать-любовь и забота.
Жучка(единственно именованное существо, прежде бывшее просто сучкой, но исправленное из-за неблагозвучности) - охрана достатка.
Кошка - всегда привязана к дому, символ благости.
Мышка - существо умеющее жить на поверхности и проникать под землю, служит связующим звеном между предками и живыми. Хотя есть трактовка, что она символ достатка. Там где есть нечего и мышь не живёт. Но я придерживаюсь сакральной ее роли.

Куда же исчезли мать с отцом?
Некоторые исследователи считают, что это случилось во времена принятия христианства.
Потому что в христианстве символом защиты и опоры принято считать Церковь.
А любовь и забота - Христос.

Но есть и ещё версия. Связана она с семиричным и девятиричным счислением.
Однако, это отдельная тема.
А в сказках много мудрости для нас, увы, утраченной по многим причинам.
С интересом к Вашим размышлениям,
Галина.

Прекрасно. Объединим теорию "пяти ног" с моделью трёхпоколенной родовой семьи.
"Нога" есть символ одного члена семьи, ведь он есть опора семьи.
Тогда:

первое поколение - дед и бабка

второе поколение - отец и мать

третье поколение - внучка

Репка же есть в этой сказке символ семейных ценностнй, вырастающих из добрых традиций рода. Вытянуть её из грунта (почва символизирует культуру народа, где растут такие "репки" для отдельных родов) для собственного потребления семья может только совместными усилиями всех своих членов, да еще при момощи домашних животных (ведь и они включены в круг семейной любви)

Но я должен заметить, что эта модель семьи концептуально ничем не отличается от моей экономической модели, поскольку это также есть и модель семейной экономики.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

В "Репке" изначально тоже было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Предполагается, что их убрали из сказки, из-за семеричной системы восприятия мира, в отличие от девятеричной, некогда существовавшей древнеславянской системы.

Смыслом первоначального варианта данной сказки являются взаимоотношения поколений , а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

Итак, действующие лица:

1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена
Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду 8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают.

Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни рода, несущие в себе некие знания. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга.

Читайте также: