Почему дожди во время опыления ветроопыляемых растений снижают их урожайность

Обновлено: 17.09.2024

Тест предназначен для тематического контроля знаний обучающихся по данной теме.

ВложениеРазмер
test_organy_rasteniya.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

1.Стебель состоит из : А) узлов и междоузлиев; Б) стебля, почек, листьев;

В) стебля ,цветов, плодов; Г) почек, цветков, плодов.

2.Древесные стебли кустарников называются: А)столонами; Б) побегами; В)стволами; Г) стволиками.

3.В стебле откладываются питательные вещества в : А) камбии; Б) древесине; В) лубе; Г) сердцевине.

4.Цветки с простым околоцветником имеет: А) астра; Б) одуванчик; В) тюльпан; Г) подсолнечник.

5.Мужкой частью цветка является: А) пестик и тычинки; Б) только пестик); В)только тычинки; Г) пестик, тычинки, околоцветник.

6.Семязачатки находятся в : А) пестике; Б) тычинке; В) цветоложе;

7.Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется:

А) оплодотворением; Б) опылением; В) развитием; Г)цветением.

8. У подсолнечника соцветие: А) головка; Б) щиток; В) кисть; Г) корзинка.

9.К ветроопыляемым растениям относится: А) тюльпан; Б) черемуха; В) ольха; Г) одуванчик.

10.К двудомным растениям относится: А) ива; Б) огурец; В)береза; Г)ольха.

Установите соответствие между названием растения и типом его плодов (ответ запиши в виде таблицы)

1.Яблоня А) Коробочка

3.Арбуз В) Яблоко

Почему дожди во время опыления ветроопыляемых растений снижают их урожайность?

1.Клубень - это: А)плод; Б) видоизмененный побег; В)корень; Г) часть побега.

2. Стебель березы называется: А) столоном; Б) побегом; В) стволом; Г) стволиком.

3.В стебле раствор органических веществ перемещается по клеткам :

А) камбия; Б) древесины; В) луба; Г) сердцевины.

4.Цветки с двойным околоцветником имеет: А) лилия; Б) ландыш; В) тюльпан; Г) яблоня.

5.Женской частью цветка является: А) пестик(-и) и тычинки;Б) только пестик(-и); В)только тычинки; Г) пестики, тычинки, околоцветник.

6.Пыльцевые зерна находятся в : А) пестике; Б) тычинках; В) цветоложе;

7.Цветок – это: А) околоцветник; Б)яркий венчик; В)видоизмененный побег;

8. У клевера соцветие: А)головка; Б) щиток; В) кисть; Г) корзинка.

9.К насекомоопыляемым растениям относится: А) береза; Б)тополь; В) ольха; Г) одуванчик.

10.К однодомным растениям относится: А) ива; Б) тополь; В)береза; Г)тюльпан.

Установите соответствие между названием растения и типом его плодов (ответ запиши в виде таблицы)

1.Абрикос А) Костянка

2.Шиповник Б) Многоорешек

3.Вишня В) Семянка

Какие особенности строения имеет цветок у насекомоопыляемых растений?

1. Околоплодник плодов у цветковых растений образуется из : А)семязачатка; Б)стенки завязи; В)цветоложа; Г)пыльника.

2. У тыквы плод - А) семянка; Б) тыквина; В) коробочка; Г) зерновка.

3.В стебле раствор минеральных солей перемещается по клеткам :

А) камбия; Б) древесины; В) луба; Г) сердцевины.

4.Околоцветником называется : А) совокупность чашелистиков и лепестков венчика; Б) совокупность лепестков венчика; В)совокупность чашелистиков; Г)совокупность листочков одного вида.

5. Главная ось цветка, состоящая почти из одних узлов, в которых размещаются все части цветка называется: А) цветоножкой; Б) цветоложем; В) венчиком; Г) чашечкой.

6.Луковица - это : ) видоизмененный корень; Б) видоизмененный подземный побег; В) видоизмененный стебель; Г) видоизмененный лист.

7.Вьющийся стебель имеет: А) тополь; Б) земляника; В) огурец; Г) хмель.

8. Соцветие сложный зонтик имеет: А) укроп; Б) яблоня; В) клевер;

9.К однодомным растениям относится: А) мак; Б) огурец; В) тополь;

10.К сухим плодам относится: А) костянка; Б) ягода; В) боб; Г) тыквина.

Установите соответствие между названием растения и типом его плодов (ответ запиши в виде таблицы)

Плоды возникают после опыления цветков растения. Без опыления плоды не появляются. Большая часть всех цветочных (покрытосеменных) опыляется с помощью насекомых, которые собирают нектар. Соответственно в дождь или сильный ветер насекомые этого делать не могут. Вылет в такую погоду для них закончится смертью, поэтому они прячутся. Но не только это негативно влияет на урожай. Сам дождь и ветер вымывает всю пыльцу. Пыльцы просто не остается для опыления цветков. Поэтому это и вызывает снижение урожая.

Чтобы у растения из цветков образовались плоды с семенами, должно произойти сначала опыление, а затем оплодотворение.
Опыление - это попадание пыльцы на рыльце пестика, где происходит ее прорастание. Рыльце выделяет сахара и другие необходимые вещества для прорастания пыльцы. В период сильных дождей и туманов эти вещества смываются с рыльца. Поэтому цветки перед дождем закрываются и пыльца не может попасть на рыльце. Кроме этого, лишь у немногих растений пыльца способна прорастать на воде; у большинства растений, попав на воду, она лопается, так как имеет очень большую концентрацию веществ (и вода поступает в пылинку по градиенту своей концентрации) .
В период сильных ветров пыльца не может закрепиться на рыльце пестика, что также снижает вероятность опыления, а в конечном счете и вероятность образования плодов.

Не опыляются они в такую погоду. а нет опыления-нет оплодотворения-нет плода

Потому-что когда ветви яблони отягощены урожаем плодов, куст смородины увешен гирляндами ягод – это наследственное свойство растения образовывать семена для сохранения своего вида. И хотя не это, а получение урожая интересует в первую очередь садовода, сам факт цветения – признак будущего урожая.

От дождя или жары и засухи пыльца часто портится. Безветрие или очень сильный ветер могут помешать опылению ветроопыляемых растений. В холодную и дождливую погоду мало летает насекомых, переносящих пыльцу с одного цветка на другой. В результате недоопыления урожай культурных растений снижается.


1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?

1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме

2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?

1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной

4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.



5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.

1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата



7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм

8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений



9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.

1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику



10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.

1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия

12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?

1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость

Читайте также: