Почему полевок и мышей зимой больше там где растут дубы

Обновлено: 17.09.2024

Цели урока: формировать понятия “дикорастущие растения”, “культурные растения”; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека.

  • обучающие: познакомить обучающихся с понятиями “дикорастущие растения”, “культурные растения”; расширить знания о видах культурных растений и значении растений для человека.
  • развивающие: память, внимание, навыки анализа и синтеза при выведении определения необходимых понятий по теме урока.
  • воспитательные: прививать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к растениям

Планируемые результаты:

  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность, инициативу, ответственность;
  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям;
  • учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная;

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, гербарий, презентация к уроку” Лук – зелёный друг”.

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.

Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.

Отгадайте, что за птица?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

- Ребята, сегодня на урок к нам прилетела Сова – умная голова. Она бывает на наших уроках, любит учиться и узнавать что-то новое. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Викторина.

1. Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

2. Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

3. Почему полёвок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?

4. Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк.
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

- Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты…

- Спасибо, дети. Я думаю, что нашей гостье Сове было интересно слышать ваши ответы.

III. Работа над новым материалом. Постановка целей и задач урока.

- Посмотрите на доску и определите: куда приглашает нас в гости Сова?

(на интерактивной доске картинки с изображением леса, луга, водоема)

(Сова приглашает нас в лес, на луг, к водоёму.)

(на доске рисунки дикорастущих и культурных растений)

Постановка проблемы. Работа в группах.

  • 1-й ряд – выбирают растения, которые растут в лесу;
  • 2 – й ряд – на лугу;
  • 3 – й ряд – у водоёмов.

ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

- Ребята, а почему у вас остались растения?

(Эти растения растут на огороде и в саду.)

- О каких же растениях мы сегодня будем говорить на уроке?

(О тех, которые растут в природе, и о тех, которые сажает человек.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Жил один садовод,
Он развёл огород. (шагаем)
Приготовил старательно грядки. (показать, как копает грядки)
Он принёс чемодан, (показать, как он несёт чемодан)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке. (машем руками)
Наступила весна,
И взошли семена – (присесть, затем встать)
Садовод любовался на всходы.

IV. Работа по учебнику.

- Мы с вами выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?

Учебник стр. 68 – самостоятельное чтение

- Какие же группы растений существуют?

(Дикорастущие и культурные.)

- Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?

V. Значение растений для человека.

- Для чего люди выращивают культурные растения? Приведите примеры.

(Растения для человека – это пища, одежда, лекарства, много других полезных вещей.)

- Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

- Приведите примеры таких растений. (Свёкла, картофель, лук, чеснок, пшеница и т.д.)

- А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей)

- Есть растения, которые растут независимо от человека.

- Приведите примеры таких растений. (Ель, сосна, дуб, травы, орешник и т.д.)

- А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей)

- Прочитайте, как на самом деле называют эту группы растений на стр. 68 учебника (Дикорастущие и культурные).

- Прочитайте задание внизу на стр.68. Обсудите его в парах.

- Ответьте на вопросы на стр.69.

VI. Классификация культурных растений.

- А сейчас давайте рассмотрим гербарий культурных растений на ваших столах.

Распределите эти растения на группы.

РАБОТА В ПАРАХ

ПРОВЕРКА

Вывод: растения можно поделить на группы:

- Культурные растения: деревья, кустарники, травянистые.

- Культурные растения: овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

VII. Работа по учебнику.

- Помогите Серёже и мудрой Сове закончить схемы в №4 на стр. 69.

ПРОВЕРКА по цепочке.

VIII. Продолжение работы по теме.

- Дети, мудрая Сова прилетела к нам с письмом. На конверте написано “Легенды о растениях”. Давайте посмотрим, что это за легенды.

- Что такое легенда? (Ответы детей)

- В словаре С.И.Ожегова толкование этого слова такое: легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии. События происходят не только с людьми, но и с растениями.

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Отгадайте загадку. Что это?

Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)

(Показ “Презентации к уроку” “Лук – зелёный друг” подготовленная детьми).

- У нас в учебнике тоже написаны тексты о некоторых растениях, о которых сложены легенды, на стр. 70. Прочитайте и поделитесь мнением с классом и мудрой Совой.

IX. Итог урока.

- Сейчас поиграем в игру. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав растение, называете, к какой группе оно относится.

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку (мак)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

Какую траву и слепой узнает? (крапива)

Весною зеленела,
летом загорала,
осенью надела
красные кораллы. (рябина)

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (вишня)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет.
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (орешник или лещина)

X. Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке.

- Спасибо и нашем другу – Мудрой Сове, которая многое узнала от нас и расскажет всему дремучему лесу о пользе растений. До свидания, Совушка – Сова. До новых встреч!

Связи между объектами как живой,так и неживой природы принято называть невидимыми связями. И дуб в этом отношении очень удачный пример. Прежде всего, как любое растение дуб выступает кормильцем для многих животных - его желуди едят кабаны, белки, мыши, различные птицы. Но при этом эти животные способствуют и распространению семян дуба, перенося их подчас на очень большие расстояния.

Особо следует отметить роль в размножении дуба такой лесной птицы, как сойка.Эта птица имеет обыкновение собирать желуди и прятать их небольшими кучками в самых разных местах, создавая для себя запас на зиму. Но далеко не все схроны сойка потом находит и из них начинают прорастать новые молодые дубки.


Начнём снизу. Под дубом среди мощных толстых корней могут рыть норы и жить разные лесные звери. Например, лисы. Также под дубом собираются и питаются всякими личинками и букашками ежи. Шныряют мелкие грызуны, мыши, бурундучки, полёвки, кроты. На ветках и листьях дуба живёт очень много разных гусениц, жуков, червячков. Ими питаются всякие разные лесные певчие птицы, а также дрозды, синицы, снегири, зяблики, пеночки. На стволах дуба в коре также много живёт всяких насекомых, короедов. Ими питаются дятлы, поползни, добывая насекомых из коры. По ночам летучие мыши прилетают к дубу, чтобы тоже полакомиться насекомыми. На стволе дуба в дуплах поселяются белки или птицы. Желудями дуба питаются кабаны, дикие свиньи, некоторые грызуны, олени, белки, медведи, а также некоторые птицы - зяблики, дятлы, поползни. Так что дуб- это щедрый кормилец и помощник в лесу для очень многих его обитателей.

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Викторина

1. Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

2. Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

3. Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?

4. Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты.

2. Проверка домашнего задания

— Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 15, с. 21).)

III. Самоопределение к деятельности

— Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)

— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник —растение леса.)

— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

- Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)

- Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

- Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)

- А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

Есть растения, которые растут независимо от человека.

- Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д.)

- А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

- Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)

- Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.

- Ответьте на вопросы на с. 69.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

V. Физкультминутка

Жил один садовод.

Он развел огород.

Приготовил старательно грядки.

(Показать, как копал грядки.)

Он принес чемодан,

(Показать, как нес чемодан.)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

И взошли семена —

(Присесть, затем встать.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

(Показать, как поливал.)

На ночь их укрывал

(Показать, как укрывал.)

И берег от холодной погоды.

(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)

- А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре.)

Из словаря С.И. Ожегова: легенда - это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

- Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.

- Что вас удивило?

- Почему эти растения так назвали?

- Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?

— Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?

Домашнее задание

1. Учебник: задания по схемам (с. 69).

Дополнительный материал

Легенда о Васильке (инсценировка)

Учитель. Сейчас мы расскажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется бабка, вздыхает.)

Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.

Дед. Что стряслось-то? Что ты все вздыхаешь да охаешь?

Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь, а у нас беда у порога!

Дед. Да что за беда-то? Не томи меня, говори!

Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.

Дед. Ну и что с того? Какая в том беда?

Бабка. А вот какая. Сказывают люди — русалка там живет. Не дай бог, заманит она его в свои сети колдовские!

Дед. Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе. Ему ли за русалкой идти!

Бабка. И правда. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий. А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он невесел, все думает о чем-то. Женить бы его поскорее!

Дед. И то верно! (Уходят. Появляется Василий.)

Василий. Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза да каким зовет нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней! (Смена декораций. Берег пруда.)

Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?

Русалочка. Здесь, давно жду той минуты, когда ты придешь.

Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем.

Русалочка. Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном моем царстве.

Василий. Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой провести.

Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком! Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь!

(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек.)

Русалочка. Ах! Что же я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же быть мне теперь? (Планет.) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия. Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий.

(Смена декораций. Появляются дед да бабка.)

Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька.

Дед (утирая слезы). Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как в воду канул.

Бабка. А я вот цветов собрала. Они в поле появились, сразу как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.

Дед. И правда, синие, как его глаза.

Бабка. Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.

(Звучит украинская песня.)

Учитель. Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василек корнями за свою пашню.

Дикорастущие травы

Мать-и-мачеха. Это небольшое травянистое растение высотой 10—25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верхняя — холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от реки и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а он уже цветет, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает, перепадет ночью заморозок, желтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Цветок этот напоминает связку золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В Средние века о примуле была сложена такая легенда.

Сторожил будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок.

Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.

Культурные растения

Пшеница. Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица — пшеница. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Ее сеют во всех странах мира.

Самые распространенные сорта пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучнистое. Твердые сорта пшеницы самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом.

Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твердых сортов пшеницы.

Рожь. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает, поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере.

У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше человеческого роста.

В России рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Из ржи также получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Гречиха. Гречневая каша — богатырская еда. Она вкусная и питательная. Поел немного — и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением. Ее называли княгиней. Гречневую кашу подавали и к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.

Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.

Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли — сплошной бело-розовый ковер из цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы - собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные орешки. Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

изучение нового материала

Технология построения урока

Дикорастущие и культурные растения

Воспитательная задача урока

содействие воспитанию у младших школьников бережного отношения ко всему живому, что их окружает;

формирование у обучающихся экологической культуры в ходе выполнения упражнений и творческой работы;

воспитание умения работать в коллективе;

совершенствовать навыки общения;

Основные термины, понятия

дикорастущие, культурные растения.

Планируемый результат

Предметные УДД:

определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Личностные УУД:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные УУД:

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Коммуникативные УУД:

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Организация пространства

фронтальная работа, работа в группах, метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

учебные: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1); А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Тихо садятся на свои места в группах, проверяют готовность всего необходимого к уроку.

II . Актуализация знаний

1. Викторина

1.Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

2.Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

3.Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?

4.Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат в хоре голоса.

Пр одолжи те ото стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты.

2.Проверка домашнего задания

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Стремление к успешности в учебной деятельности;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

уважать и прислушиваться к мнению каждого;

не выкрикивать и не мешать;

уметь высказать и объяснить свое мнение.

III. Самоопределение к деятельности

-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник — растение Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

-Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)

-Проверьте свои предположения.

Прочитайте задачи урока в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Работа с учебником.

Умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя;

умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор;

IV. Работа по теме урока

1.Беседа, работа по учебнику

-Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

-Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)

-А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

-Есть растения, которые растут независимо от человека.

-Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д. )

-А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

-Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника.

-Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.

-Ответьте на вопросы на с. 69.

2.Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

Беседа, ответы на вопросы учителя, работа по учебнику, самостоятельная работа тетради.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;

дополнение имеющихся знаний, выделение главного;

выражение положительного отношение к процессу познания;

V. Физкультминутка

Повторяют движения с доски

Уметь отвлечься от трудовой деятельности к отдыху и обратно.

VI . Продолжение работы по теме урока

-Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)

-А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре. )

Из словаря С.И. Ожегова: легенда — это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

-Давайте познакомимся с некоторыми и этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.

Ч то вас уд и в и л о ?

-Почему эти растения так назвали?

-Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

Ответы на вопросы, словарная работа со словарем Ожегова, работа с учебником и дополнительной литературой по группам, высказывают свое мнение, творческое задание

Используют различные способы поиска и сбора информации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное.

Принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения;

Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, расширить словарный запас обучающихся;
развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Актуализация знаний. ( Актуализация знаний - викторина )

-Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

-Почему полёвок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там ,где растут сосны и ели?

-Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (ответы детей)

-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?(Это деревья .Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево ,яблоня - лиственное ,ель растёт в лесу, яблоня -в саду ,за ней ухаживает человек.)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? ( Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растёт в саду , за ним ухаживает человек, а можжевельник-растение леса.)

-Чем похожи мать- и – мачеха и помидор? ( Похожи тем ,что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растёт повсюду,а помидоры сажает в огороде человек.)

Формулировка темы урока.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения , на какие группы их можно разделить.)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

  1. Работа по теме урока.
    1. Беседа, работа по учебнику.
    - Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. ( Растения кормят, одевают и лечат человека. Из некоторых растений делают мебель и стройматериалы.)
    Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
    - Приведите примеры таких растений. ( Свекла, картофель, пшеница, лен и т.д.)
    - А какое название вы бы дали этой группе растений? ( Ответы детей.)
    - Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
    - Выполните задание.

hello_html_m273becf7.jpg

hello_html_m142c99b3.jpg

Он развел огород,

Подготовил старательно грядки.
( Показать, как копал грядки.)

Он принес чемодан,

( Показать, как нес чемодан )

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

И взошли семена -
(Присесть, затем встать )

Садовод любовался на всходы.
( Показать восхищение )

Утром их поливал,
(Показать, как поливал.)

На ночь их укрывал

( Показать, как укрывал.)

И берег от холодной погоды.

(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Редисвекла, чеслук и репуста.

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
-Объясните, какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
-Для чего люди выращивают культурные растения?

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно - деятельностного подхода. Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
На этапе актуализации знаний провели самоконтроль готовности к уроку, создала условия для мотивации. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как , рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Обучающиеся работали с толковым словарем.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.

Читайте также: