Почему у растений редко встречается самоопыление

Обновлено: 04.07.2024

Опыление — это процесс переноса пыльцы из пыльников растения на рыльце его пестика.

Есть два типа опыления растений:

  1. Перекрестное опыление. Оно может быть естественным и искусственным.
  2. Самоопыление.

Теперь остановимся на самоопылении и перекрестном опылении подробнее.

Самоопыление

Самоопыление — это самостоятельное опыление растения.

Такой способ встречается у растений, у которых двуполые цветки. Большинство растений при самоопылении дают семена. К примеру, ячмень, овес, просто. Такой тип опыления и у гороха.

Самоопыление встречается у цветков, которые совсем не склонны к раскрытию — из-за этого перекрестное опыление здесь невозможно. Поэтому в процессе самоопыления даже самые маленькие и невзрачные цветки способны давать семена.

Однако потомство, полученное в результате самоопыления, считается низко прогрессивным. Растения с таким способом опыления постоянно находятся под угрозой вырождения. Чтобы как-то с этим справляться, небольшой процент цветков у таких растений подвергается внутривидовому опылению. В результате внутривидового опыления получаются растения с отличающимися отцовскими и материнскими зачатками, а также более приспособленные к выживанию в ходе естественного отбора. Как итог — сохранение вида.

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление — это опыление, которое находится в прямой зависимости от внешних факторов, таких как вода, ветер, насекомые и птицы. У кого перекрестное оплодотворение? Разберемся на примерах.

Процесс опыления ветром называется анемофилия.

Оно встречается у растений с мелкими цветками, собранными обычно в соцветия. Обычно у цветков очень много пыльцы. Она мелкая и сухая и выбрасывается наружу при помощи пыльника, который находится на длинных тонких нитях.

Что касается рыльцев, то они длинные и широкие, а также высовываются из цветков, благодаря чему пыльца лучше на них попадает. Таким образом происходит опыление у злаковых и у растений с соцветиями в виде сережек (ольха, береза, хмель, тополь, орех). Также ветром опыляется крапива и конопля, поскольку цветок у них состоит из чашелистиков и простого околоцветника — они не могут привлечь опылителей.

Энтомофилия — это опыление насекомыми.

Как правило, растения, опыляемые таким способом, обладают ароматом, нектаром, достаточно большим размером цветков и привлекающим насекомых цветом, а также у них есть липка пыльца с выростами.

Процесс опыления происходит в результате переноса насекомыми пыльцы с одного цветка на рыльца другого: так обеспечивается опыление для двуполых растений.

Насекомыми опыляются мак, ромашка, калина, гречиха, шалфей, молочай и др.

Орнитофилия — процесс опыления с помощью птиц.

Обычно так опыляются тропические растения с пестрой окраской, которая привлекает птиц. К примеру, в процессе опыления участвует колибри.

Гидрофилия — вариант опыления водой.

У многих водных растений рыльца нитеобразной формы, и пыльца с них переносится водой, а в редких случаях — слизнями.

Так происходит у резухи, взморника, роголистки, наяды, элодеи, рунии.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — тип опыления, широко используемый в плодовом и декоративном садоводстве, овощеводстве, а также лесном хозяйстве. Суть его в том, что пыльца переносится искусственным способом: с пыльцы тычинок на рыльца пестиков.

По-другому искусственное опыление называется скрещиванием. Благодаря ему селекционеры могут получать новые виды и сорта растений.

Оплодотворение

Процесс оплодотворения происходит после опыления. Как быстро — зависит от самого растения. У одних — спустя несколько недель, а у других — даже через год.

Оплодотворение — процесс слияния мужской и женской клеток.

В момент, когда происходит опыление, пыльца находится на рыльце. Чтобы оплодотворение произошло, нужно чтобы пыльца была зрелой и стойкой. Также важно наличие сформированного зародышевого мешочка.

Процесс развития и роста пыльцевой трубки происходит в направлении завязи — через рыльце и столбик. В завязи пыльцевая трубка проходит в семенной зачаток и доходит до зародышевого мешка. По достижении яйцеклетки происходит разрыв пыльцевой трубки и выход двух спермиев. Вегетативная клетка разрушается. Далее следует слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — с диплоидным ядром.

В первом случае слияния растет зародыш нового организма, а во втором — образование триплоидной клетки для образования эндосперма. Так происходит процесс двойного оплодотворения.

Зародыш и эндосперм зарождают семя, которое скрыто под кожурой. Завязь формирует плод после оплодотворения.

Опыление у покрытосеменных растений

Опыление у покрытосеменных растений осуществляется обоими способами. В обоих случаях пыльцевые зерна попадают на рыльца пестиков. Чтобы понять, как происходит опыление, рассмотрим его на конкретном примере: винограде.

Виноград опыляется двумя способами: перекрестным и самоопылением. В случае самоопыления у винограда обнаруживается клейстогамия. Клейстогамия — опыление с дальнейшим оплодотворением. В большинстве случаев виноград опыляется ветром: строение цветка расположено к такому перекрестном опылению.

В ходе опыления происходит выделение на рыльце секретной жидкости — в этом время оно уже готово получать пыльцу. Так рыльце положительно сказывается на прилипании пыльцы, защите ее от различных инфекций и обеспечивает благоприятные условия для ее прорастания.

Виноград также отличается возможностью перехода от перекрестного опыления к самоопылению. Благодаря такой способности вид сохраняется столетиями. Также эта способность обеспечивает хорошее развитие и урожай.

Многие коллекционеры практикуют искусственное оплодотворение. Оно похоже на перекрестное опыление, однако оно происходит за счет антропогенных факторов, а не биотических и абиотических.

При искусственном оплодотворении пыльца переносится кисточкой или ватной палочкой. Предварительно цветки изолируются и кастрируются.

Опыление у голосеменных растений

Голосеменные растения опыляются способом анемофилии. То есть, при помощи ветра.

Яркий пример — сосна.

Опыление сосны происходит так: с мужской шишки пыльца попадает на семязачатки женских шишек. Когда шишка зеленеет, происходит срастание и одеревенение чешуек: пыльца находится в состоянии покоя. Прорастание пыльцы происходит на следующее лето.

В процессе прорастания пыльцы пыльцевая трубка несет спермии к архегониям. Далее там происходит слияние одного из спермиев с яйцеклеткой и образование зиготы. Из зиготы формируется зародыш, а семязачаток перерастает в семя.

Зародыш располагается в эндосперме гаметофита, накапливающего питательные вещества. Созревание семян в шишках происходит на протяжении полутора лет с момента оплодотворения. После этого происходит раздвижение чешуек и высыпание семян из шишки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Биология, 6 класс. Ботаника. Строение цветка. Соцветие. Опыление растений.

Внимание! Возможно от одного до нескольких вариантов ответа.

А. генеративный орган

Б. ткань растения

В. вегетативный орган

Г. совокупность органов

2. Из каких частей состоит пестик:

3. Мужской половой орган цветка:

4. Под каким номеров на схеме отмечен пыльник?

hello_html_7319dfdb.jpg

А. 7 Б. 2 В. 10 Г. 9
5. Обоеполые растения – это растения, у которых:

А. есть мужские и женские органы

Б. есть только мужские органы

В. есть только женские органы

Г. нет генеративных органов

6. Почему у растений редко встречается самоопыление?

А. не будет семян

Б. не может произойти опыление

В. не может произойти оплодотворение

Г. потомство может нести наследственные болезни

7. Перенос пыльцы на рыльце пестика – это:

8. Двудомное растение:

9. Признаки насекомоопыляемых растений:

А. яркие лепестки венчика

Б. липкая, крупная пыльца

В. отсутствие запаха

Г. мелкая пыльца

10. Под какой цифрой указано ветроопыляемое растение?

11. Почему цветок раффлезии пахнет тухлым мясом?

А. отпугивает насекомых, питающихся цветком

Б. привлекает мух – опылителей

В. отпугивает людей, собирающих цветы

Г. нет правильного ответа

12. Самый маленький цветок из перечисленных имеет растение:

13. Почему в дождливое лето, когда не летают насекомые, снижается урожайность кабачков и огурцов?

А. насекомые переносят пыльцу

Б. насекомые помогают растению развиваться

В. насекомые приносят растению питательные вещества

Г. насекомые ускоряют процесс фотосинтеза

14. Значение соцветия:

А. для фотосинтеза

В. для лучшего опыления

Г. для лучшего роста

15. У какого растения соцветие – корзинка

ОТВЕТЫ: 1.а 2. а, г 3. б 4. а 5. а 6. г 7. б 8. г 9. а, б 10. 1 11. б 12. в 13. а 14. в 15. б

Краткое описание документа:

Тестовые задания по теме "Строение цветка. Соцветие. Опыление" составлен для учащихся 6 класса и содержит как репродуктивные так и продуктивные вопросы, вопросы на сравнение и анализ. В представленном тесте 15 вопросов, в каждом - 4 варианта ответа, возможен как один так и несколько вариантов ответа. Проверяет знания учащихся о строении цветка, термины, значение органов цветка, способы опыления, взаимосвязь строения цветка и способа опыления, значения соцветий и их классификацию. Тест будет полезен как учителям - предметникам, так и самим учащимся для самоконтроля полученных знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 095 материалов в базе

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2015 27165
  • DOCX 301.5 кбайт
  • 244 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Осьминкина Юлия Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Среди способов, которыми цветковые растения избегают самоопыления, можно выделить следующие:

а/ Мужские и женские цветки находятся на разных особях /двудомность/ При этом проблема самоопыления отпадает. Пример: ива, облепиха.

б/ Мужские и женские цветки находятся на одном растении /однодомность/, но созревают в разное время. При этом женские цветки опыляются пыльцой с других растений.

в/ Цветки обоеполы, но тычинки и пестики созревают в разное время. Опыление происходит так же, как и в предыдущем случае.

г/ Обоеполые цветки имеют разное строение. Напр. , у одних особей длинный столбик пестика и короткие тычинки, и наоборот у других. При этом насекомое-опылитель на одном растении касается головой пыльников, а спинкой, а на др. - наоборот. Пример - первоцвет.

У некоторых растений сусуществуют механизмы, препятствущие самоопылению на биоимическом и генетическом уровнях /самостерильность/. Такими механизмами пользуется клевер.

Многие орхидеи польльзуются весьма экзотическими способами предотвращения самоопыления. У одних из них "вход" в цветок и "выход" из него для насекомого-опылителя различны. При этом на входе опылитель касается рылец, а выходя получает комки пыльцы с пыльников, при этом возожность попадания своей пыльцы на рыльце исключена. Др. вариант выглядит так: на спину насекомого приклеивается не пыльца, а целый пыльник, представяющйй собой закрытый мешок. Когда насекомое выбирается из цветка, пыльник закрыт и пыльца не может попасть на рыльце. Когда насекомое взлетает, пыльник лопается, его оболочка сбрасывается, а пыльца остается на насекомом и готова к опылению др. цветка.

Ну, самый простой способ это разнополые цветы: на одних тычинки, на других пестики. Таких растений много. Как пример: Ольха, Береза, Злаки
Еще вариант, ублиненный пестик, как у Яблонь, Вишни.
И рамый дикий у представителей орхидных: они определяются только определенными видами насекомых, в частности бабочками..

помагите пж все балы​

Строение цветка. Соцветие. Опыление растений.
Внимание! Возможно от одного до нескольких вариантов ответа.

1. Цветок – это:
А. вегетативный орган
Б. ткань растения
В. генеративный орган
Г. совокупность органов

2. Мужской половой орган цветка:
А. пестик
Б. тычинка
В. завязь
Г. семяпочка

3. Из каких частей состоит пестик:
А. венчик
Б. пыльник
В. завязь
Г. рыльце

4. Под каким номеров на схеме отмечен пыльник?

А. 2 Б. 7 В. 10 Г. 9
5. Обоеполые растения – это растения, у которых:
А. нет генеративных органов
Б. есть только мужские органы
В. есть только женские органы
Г. есть мужские и женские органы

6. Перенос пыльцы на рыльце пестика – это:
А. развитие
Б. размножение
В. оплодотворение
Г. опыление

7. Почему у растений редко встречается самоопыление?
А. не будет семян
Б. не может произойти опыление
В. не может произойти оплодотворение
Г. потомство может нести наследственные болезни

8. Двудомное растение:
А. пшеница
Б. кукуруза
В. тюльпан
Г. облепиха

9. Признаки насекомоопыляемых растений:
А. яркие лепестки венчика
Б. мелкая пыльца
В. отсутствие запаха
Г. липкая, крупная пыльца

10. Под какой цифрой указано ветроопыляемое растение?

11. Почему в дождливое лето, когда не летают насекомые, снижается урожайность кабачков и огурцов?
А. насекомые переносят пыльцу
Б. насекомые помогают растению развиваться
В. насекомые приносят растению питательные вещества
Г. насекомые ускоряют процесс фотосинтеза

12. У какого растения соцветие – корзинка
А. мак
Б. одуванчик
В. наперстянка
Г. Лилия

13. Значение соцветия:
А. для фотосинтеза
Б. для красоты
В. для лучшего опыления
Г. для лучшего роста

Читайте также: