Почва такая хорошая что если посадить в землю оглоблю троп

Обновлено: 04.10.2024

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1.Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. Омощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудьсвободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный —бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Найдите фигуры речи. Определите их функции в текстах.

1) Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)

2) Часовая стрелка близится к полночи.

Светлою волною всколыхнулись свечи.

Темною волною всколыхнулись думы.

С Новым годом, сердце! (А. А. Блок)

3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский)

4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын)

5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)

6) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности. Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)

7) Мы хотели песен — не было слов.

Мы хотели спать — не было снов.

Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)

8) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)

9) О ты, Родина! . Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев)

10) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)

11) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)

12) Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь, мой раб! Родной язык! (В. Я. Брюсов)

Ты и бессильная,

Матушка — Русь! (Н. А. Некрасов)

14) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Ю. Лермонтов)

15) Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден:

Вглядись в него — он весь для нас! (В. Алатырцев)

16) Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. (Г. Р. Державин)

17) Возникают, стираются лица,

(Спокойно и торжественно, взволнованно и растерянно) качают (обнажёнными, нарядными) ветвями деревья. Ветер (нежно касаясь, свирепо) срывает с них (первые золотые, последние блёклые) листья. (Серое, хрустальное) небо льёт на землю (чистую лазурь, мутные струи дождя).

Упражнение 7. Определите, какие фигуры речи (антитезу, градацию, повтор, бессоюзие, риторический вопрос и т. д.) используют авторы в следующих высказываниях:

1) Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. С. Пушкин). 2) Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. С. Пушкин). 3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Ю. Лермонтов). 4) Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Ю. Лермонтов). 5) В каждом слове — бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт (Н. В. Гоголь). 6) Есть речи — значенье //Темно иль ничтожно, //Но им без волненья //Внимать невозможно. //Как полны их звуки //Безумством желанья! В них слёзы разлуки, //В них трепет свиданья (М. Ю. Лермонтов). 7) Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 8) Ваш покорный слуга ещё совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. 9) Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший в Сургуте уже за неделю до этапа взрослого (Из газеты).

Упражнение 8. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

Упражнение 8. В качестве закрепляющего упражнения необходимо составить несколько художественных текстов на любую тему (не менее 5 предложений) с использованием троп и фигур.

Тропы и фигуры выбирайте на свой вкус, количество не важно. Главное, чтобы текст получился красивым и легкочитаемым :)

Пример выполнения задания:

Одиночество терзало мою душу, как кошка играет с мышкой. Долго. Болезненно. С перерывами.

Когда кошка нашла другую забаву, моя жизнь изменилась. Одиночество перестало быть моим страхом и больше не вонзает в меня свои острые когти.

Любовь, как ласковый котёнок, заставила моё пластмассовое сердце биться чаще. Мой внутренний голос больше не шепчет мне, что я живая кукла. Больше не ранит меня изнутри.

Дополнительное задание: найдите в тексте парцелляцию, эпитеты, оксюморон, метафору и сравнение.

Упражнение 8. Найдите предложения, в которых нарушена уместность речи, определите тип нарушения. Предложите свой вариант правки предложений.

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4.

А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из кар­тофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая (эпи­тет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафо­ра). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (оли­цетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпи­тет) свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпи­тет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прору­бить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы деревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора).

35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна (гипербола).

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

1.Определите значение греческих морфем в данных словах:
1)Поликлиника,полиграфия,полиглот. 2)Демонстрация,демократия.

2.В каком случае можно определить пол врача(мужчина или женщина)?
Рецепт выписан врачом Капицей, Черных,Венгер.

3.Какие части речи в русском языке могут иметь значение количества?

4.Определите,какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.
1)Нарядней модного паркета блистает речка,льдом одета.
2)В первый раз я от месяца греюсь,в первый раз от прохлады согрет.
3)Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.
4)Почва такая хорошая,что если посадить в землю оглоблю,то через год вырастет тарантас.
5)Литейный залили блузы и кепки.

Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.
1) Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (А. Чехов)
2) Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.
(Ю. Олеша)
Выполните

Ответ:

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что «вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавше-

Подготовка к ЕГЭ. Выразительные средства языка.Упражнения.


Подготовка к ЕГЭ. Выразительнве средства языка (упражнения)

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелинсудьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.)2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелинсудь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы(риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь!Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия)ты не дружись.

Читайте также: