Подготовка к музыкальному празднику в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

1.Теоретические вопросы. Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников. Значение праздников в жизни детей, их основные виды. Структура построения праздников, сочетание коллективных и индивидуальных выступлений детей, использование различных видов музыкальной деятельности в содержании праздника. Подготовка и проведение праздника на музыкальном занятии. Продолжительность праздников в различных возрастных группах. Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп при проведении праздника.

2.Практическое задание: Дать анализ праздничного сценария отдельной возрастной группы.

3.Основные понятия: праздничный утренник, структура праздника.

4.Основные исследователи: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Радынова О.П.

Теоретические вопросы.

Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников.

Праздничный утренник - одна из форм художественного воспитания детей, которая связана с различными видами художественной деятельности - музыкальной, театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной. Это большое, радостное событие в жизни ребёнка, которое оставляет яркие впечатления, надолго остаётся в памяти.

Значение праздников в жизни детей:

1) Праздник влияет на общее развитие ребенка, обогащает слуховое и зрительное восприятие, углубляет эмоциональные впечатления, знания об окружающей действительности, воспитывает уважение к людям, к их труду, сплачивает детский коллектив.

2) Активное участие детей в выступлениях воспитывает чувство ответственности, выдержку, внимание, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

3) Оформление зала, костюмы, музыкальный и литературный материал - развивают чувство красоты, художественный вкус.

Такое многостороннее влияние праздника возможно, если его содержание доступно детям, интересно, увлекательно. Важна тщательная подготовка, выбор материала, качество исполнения музыкального репертуара взрослыми и детьми.

Данный раздел музыкального воспитания разработан Метловым Н.А., Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П. и др.

Основные виды праздников:

1. Общенародные праздники - Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества (23 февраля), День Победы.

3. Праздники в быту ДОУ-Выпуск детей в школу, День рождения детского сада.

4. Обрядовые и православные праздники-Рождество Христово, День Святой пасхи, Масленица, Троица и др.

(Православные праздники серьёзны и полны глубокого нравственного смысла. Содержание их направлено на утверждение высоких духовных ценностей - любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Эти праздники требуют особой вдумчивой подготовки).

Структура праздников:

Структура праздника может быть различной. Например, внача­ле выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать неболь­шой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. К составлению программы следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада и опыт работы педагогического коллектива, однако условно её можно разделить на три части:

Начало:раскрывает основную тему утренника – вход нарядно одетых детей, поздравление ведущего, исполнение 1-2 песен, упражнения с атрибутами, перестроения, стихи детей (5 - 7 минут).

Основная часть:Это самая продолжительная часть праздника, в которой разворачивается основное действие сценария, включаются зрелищные моменты, сюрпризы, индивидуальные и коллективные выступления детей. Важно чередовать стихи, песни, танцы, игры, которые можно использовать в разном исполнении: коллективно и индивидуально, солистами и группами. Музыкальная деятельность занимает на празднике основное место, где используется доступный, интересный репертуар, а песни, игры, пляски связаны с общим сюжетом и содержанием утренника. Наиболее яркие номера идут в конце программы. Важно сохранять логическую линию сценария праздника от начала и до конца.

Заключение:прощание с персонажами, подарки, заключительная пляска с гостями (3-5 минут).

Подготовка детей к празднику. Основное условие подготовки:

Весь коллектив участвует в подготовке праздника, начиная с утверждения сценария музыкальным руководителем, коллективом воспитателей, методистом и заведующей.

1. Сценарий заранее продумывается музыкальным руководителем, обсуждается на педсовете за 1 месяц или 1,5 до проведения праздника.

2. При обсуждении сценария важное место занимает распределение ролей между воспитателями и персоналом детского сада, с учётом их способностей и имиджа:

3. Выбираются ответственные между воспитателями за оформление зала, освещение и шумовые эффекты, раздача атрибутов, распределение персонажей, роль ведущего и ответственных за костюмы.

4. Для оформления заламожно привлечь к помощи художника, электрика, столяр родителей и весь коллектив.

5. Помимо праздничного оформления, сделанного руками воспитателей, можно использовать художественные изделия - декоративные пано, керамику, хохлому, городецкую роспись, игрушки, ковры, цветы, которые должны сочетаться между собой, дополнять друг друга.

6. Одежда детей - легкая, нарядная, костюмы сказочных персонажей, лесных жителей: лисы, белки, зайцы, мишки - доставляют детям огромное удовольствие. Костюм заранее примеряют, подписывают, дополняют нужными элементами, дают полюбоваться им ребенку.

7. Если дети просто нарядные, не снимают свою одежду, то во время выступления одевают лишь элементы костюмов, шапочки.

8. Праздничные атрибуты - платочки, флажки, цветы, погремушки, султанчики, воздушные шары должны быть яркими, красивыми, в хорошем состоянии. До утренника необходимо проверить их внешний вид: погладить, подшить, подклеить, подновить, подкрасить или изготовить вновь.

Особенности подготовки к празднику на музыкальном занятии:

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведётся систематическая работа по му­зыкальному воспитанию. Чёткое перспективное планирование позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

1. Своевременное начало подготовки музыкального репертуара, его постепенное разучивание на музыкальных занятиях и вне их обеспечивает успех проведения праздника.

3. При затруднении некоторых детей в выполнении танца, игры, исполнении песни - работать индивидуально, но всю группу не задерживать.

4. Часть праздничного материала разучивать всей группой на
музыкальном занятии, а часть с солистами и небольшими группами.
5. Важно помнить, что каждый ребенок - активный участник в каком-нибудь номере, индивидуальном или коллективном выступлении.

6. Постановки, пляски, сюрпризы, выученные с подгруппой детей желательно держать в секрете.

7. Репертуар одной группы не должен быть известен другой группе, поэтому дети заинтересованно смотрят выступления друг друга.

8. Незадолго до утренника дети обеих групп 2-3 раза
объединяются для совместных шествий, перестроений, пения, размещения на местах.

9. Репетиции всей программы праздника не проводить, иначе потеряется свежесть, новизна впечатлений.

10. Предпраздничные часыдолжны быть особенно радостными для детей - важно точно, вовремя начать утренник, не суетиться перед его проведением, не затягивать его ведение, не допускать муштру. За подготовку и проведение отвечает весь коллектив.

11. После проведения праздника желательно оставлять в музыкальном зале оформление, костюмы, атрибуты для игр и инсценировок, что позволяет повторить на следующий день полюбившиеся детям песни, танцы, хороводы, аттракционы и таким образом закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить удовольствие от выступления.

12. Педагоги, составляя сценарии праздничных утренников, должны ориентироваться на интересы детей и не устраивать зрелища для взрослых, а также соблюдать определенную продолжительность утренника в каждой возрастной группе.

Продолжительность праздников в возрастных группах:

1. Группы раннего возраста - 20 - 25 мин.

2. Младшие и средние группы – 30 - 40 мин.

3. Старшие и подготовительные группы – 40 - 60 мин.

Время проведения праздников:

Лучше проводить праздник утром с 9-11 ч.

Вечером - с 16-17 ч. - праздники организуют для детей старшей и подготовительной групп - Новый год, 8 Марта, Выпуск детей в школу.

Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп

при проведении праздника.

Музыкальный руководитель.Основная нагрузка в проведении праздника ложится на музыкального руководителя. Он продумывает тему, форму праздничной программы, составляет сценарий, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению, учитывает особенности возрастной груп­пы, стремится, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нём.

Музыкальный руководитель должен из разученного музыкального репертуара отобрать те про­изведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы. В программе праздника он обязан предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотно­шение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Ведущий праздника.Подготовка ведущего к празд­нику включает психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. Роль ведущего центральная в проведении праздника и особое внимание уделяется его выбору, поэтому он должен хорошо знать сценарий, музыкальный репертуар, всех детей, устанавливать с ними тесный контакт, быть эмоциональным, находчивым, тактичным, умело общаться с детьми, персонажами, зрителями, случившуюся неудачу, умело обратить в шутку, заполнить возникшую паузу загадкой, стихами и т.д. В подготовке ведущего участвуют музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

Воспитатели возрастных групп:На музыкальных за­нятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздником.Подготовка к праздникам со стороны воспитателя включается в содержание разных занятий и в различные виды художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, чи­тают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними про­водят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема празд­ника отражается в рисунках, аппликациях. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей в роли каких-либо персонажей или в исполнении народных танцев, песен. Воспитатели не участвующие в ролях находятся с детьми своей возрастной группы. Они внимательно следят за выступлениями детей, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. После праздника воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, отмечает наиболее понравившиеся выступления взрослых и детей.

Практическое задание. Анализ праздничного сценария в отдельной возрастной группе.

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе

Возрастная группа: средняя группа

Музыкальный руководитель: ФИО

Название мероприятия: Праздник Новогодней ёлки (сценарий прилагается)

Продолжительность праздника: 40 минут

1 Создание условий для проведения праздника:
- Наличие сценария, вид праздника
- Эстетичность и целесообразность оформления зала
- Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, их эстетичность, ТСО.
- Наличие возрастных групп
- Предшествующая работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, положительная оценка костюмов детей
- Встреча, размещение родителей и гостей.
2 Проведение праздника:
- Структура: концерт, комплексное, тематическое занятие, утренник, развлечение
- Качество используемого музыкально-литературного материала, его художественность, доступность, объём
- Познавательное, воспитательное значение
3 Оценка деятельности педагогов:
- Знание сценария всеми присутствующими педагогами
- Роль ведущего: знание всего музыкального материала, знание детей, умение их организовать и активизировать, эмоциональность и культура речи, находчивость.
- Слаженность действий всех педагогов, способствующей лучшей организации детей.
- Выступление взрослых на празднике: эмоциональность, художественность исполнения, находчивость.
4 Оценка деятельности детей:
- Качество выступлений детей - пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах.
- Качество художественно-речевой, театральной деятельности детей.
- Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей.
- Непринуждённость, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости
5 Оценкаобщей эмоциональной атмосферы праздника.
Выводы: Уровни параметров оценки праздника:высокий, средний, низкий.

Вопросы к анализу праздника:

1. Вид праздника (общенародный).

2. Программные задачи:

- развивать познавательную сферу, дать представление о празднике;

- побуждать детей взаимодействовать с персонажами;

- активно выполнять действия по показу взрослых;

- учить детей выразительно исполнять выученный репертуар.

3. Наличие возрастных групп. (1 группа).

4. Структура праздника ( вводная, основная и заключительная части).

5. Анализ содержания праздника ( в виде концерта, сказки, сюжета т.д.)

Таким образом, на музыкальном занятии с детьми выучено:

3 хоровода, 2 песни, индивидуальные танцы игрушек, остальное по показу взрослых, т.е. дети не перегружены репертуаром и его подготовкой.

7. Чередование отдыха и активного участия детей соблюдалось и отражено в сценарии (роль детей несколько пассивна, дети больше как зрители)

8. Роль ведущего, воспитателей и персонажей на празднике.

Вывод:Праздники в детском саду – важная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

Автор: Короткова Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 "Машенька"


Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.
Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть.
Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.
Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером, проводят экскурсии; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем – но по необходимости.

1. Подготовка к музыкальному празднику в детском саду

ПОДГОТОВКА К
МУЗЫКАЛЬНОМУ
ПРАЗДНИКУ В ДЕТСКОМ
САДУ
Подготовили: Захарова С.А.
Гомзикова М. А.
Гр БД-47Z

2. Без праздников не бывает детства!

БЕЗ ПРАЗДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ
ДЕТСТВА!
УТРЕННИКИ,
РАЗВЛЕЧЕНИЯ В
ДЕТСКОМ САДУ – ЭТО
ВАЖНАЯ ЧАСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА, ОДНА ИЗ
СТАДИЙ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ, НЕСУЩАЯ
СЕРЬЕЗНУЮ
ЭСТЕТИЧЕСКУЮ И
МОРАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ.

3. Праздник Осени, Новый год, 8 Марта, выпускной бал, ярмарка и т.д.

4. Этапы работы по организации праздника:

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАЗДНИКА:
- РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО
ДЕТЕЙ С УТРЕННИКОМ
- РЕПЕТИЦИИ
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

5. Работа над праздником начинается со сценария

РАБОТА НАД ПРАЗДНИКОМ
НАЧИНАЕТСЯ СО СЦЕНАРИЯ
В большинстве случаев сценарии
разрабатываются педагогами ДОУ
в тесном сотрудничестве с
музыкальным работником.
Творческий педагог
использует сценарий
по своему, глубоко
осмысливает,
анализирует,
пропускает "через
себя", используя свой
опыт, дополняя
уточнениями,
собственными
разработками и
импровизациями.

6. Предварительная работа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПО КОТОРОМУ
БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ИНСЦЕНИРОВКА
ИЛИ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ
ПЕРСОНАЖЕЙ, ТЕМЫ.
ПРОБЫ ДЕТЕЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ,
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.

7. Предварительная работа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Индивидуальная
работа с
детьми:
- НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ
ПРОЧТЕНИЕМ СТИХОВ
- ПО ЗАУЧИВАНИЮ
ТЕКСТОВ ПЕСЕН
- НАД ОБРАЗОМ
- НАД ОТДЕЛЬНЫМИ
ЭПИЗОДАМИ
Включение в структуру
праздника различные
сюрпризные моменты, игры.

ПОДГОТОВКА АФИШ,
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫХ БИЛЕТОВ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К
ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ
ОФОРМЛЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА.

9. Работа с родителями

РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И
ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ К УТРЕННИКУ
ПРОИСХОДЯТ РЕГУЛЯРНО:
ВОСПИТАТЕЛЬ ДАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ
СТИХОВ, РОЛЕЙ, ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;
ОБРАЩАЕТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ ПО
ПОШИВУ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ
КОСТЮМОВ;
РОДИТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ СВОИ ИДЕИ
ПО КОСТЮМАМ, АТРИБУТАМ;
АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В
ОФОРМЛЕНИИ ГРУППЫ И ЗАЛА К
ПРАЗДНИКАМ;
РОДИТЕЛИ МОГУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ,
КАКУЮ ДОЛЮ УЧАСТИЯ ПРИНИМАЕТ
РЕБЕНОК В УТРЕННИКЕ, ПРОВЕРИТЬ,
ДОСТАТОЧНО ЛИ ХОРОШО РЕБЕНОК
ВЫУЧИЛ СТИХ ИЛИ ПЕСНЮ;
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В КОНКУРСАХ, В
ИГРАХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА
УТРЕННИКЕ.

10. Работа с родителями

ФОРМА ОПОВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О
ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРАЗДНИКЕ : БУКЛЕТЫ,
ОБЪЯВЛЕНИЯ, АФИШИ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ И
Т.Д.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДЕТЫ В СООТВЕТСТВИЕ С ТЕМОЙ
ПРАЗДНИКА, УДОБНАЯ ОБУВЬ НА НОГАХ.

12. Проведение праздника.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА.
ПРАЗДНИКИ ПРОХОДЯТ В
АКТОВОМ ЗАЛЕ, КОТОРЫЙ
УКРАШЕН В СООТВЕТСТВИИ С
КОНКРЕТНЫМ ПРАЗДНИКОМ

ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
• МОЖНО ПРОВЕСТИ
ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА С
ДЕТЬМИ ОБСУЖДЕНИЕ
ПОНРАВИВШИХСЯ И
НЕПОНРАВИВШИХСЯ
МОМЕНТОВ.

ХОРОШО ПРОВОДИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОШЕДШЕГО
ПРАЗДНИКА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ, ГДЕ
ОБСУЖДАЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ И
ДОПУЩЕННЫЕ ОШИБКИ.

• ВЫВОД
• ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ - ЭТО РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ,
ТОРЖЕСТВО, КОТОРОЕ РАЗДЕЛЯЮТ И ВЗРОСЛЫЕ, И
ДЕТИ.

Всем известно, что общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института) хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель. Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложная, разнообразная и должна проводиться и тесном контакте.

Для начала мне бы хотелось познакомить воспитателей с функциями и обязанностями музыкального руководителя. Он выполняет следующее:

Проводит занятия в каждой возрастной группе 2 раза в неделю в соответствии с графиком работы. Это требует большой предварительной подготовки: отбирает и разучивает музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно выполнить детям; разрабатывает и планирует усвоение программных навыков; вовремя готовит наглядный материал, пособия; прослушивает записи; намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или с отдельными детьми. Отвечает за проведение праздников и развлечений. С помощью консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития детей.

На консультациях музыкальный руководитель:

знакомит воспитателей с планом работы; разучивает детские произведения, обращая внимание на умение и навыки, которыми должен обладать ребенок; обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, трудности детей, которым нужна помощь); На групповых занятиях музыкальный руководитель систематически учит воспитателей. Совершенствуя их навыки в области пения и движения (при этом учитывает способности каждого: один имеет прекрасный голос, другой хорошо танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый отчетливо декламирует и может стать активным ведущим праздника и т.п.). Проводит работу с родителями, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка. В индивидуальной беседе, на консультации, собрании музыкальный руководитель дает советы относительно музыкального развития ребенка.

Воспитатель.

Самому музыкальному руководителю сложно организовать детскую музыкальную деятельность. Воспитатель - первый помощник музыкального руководителя. Участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями .Если у воспитателя музыкальный слух, хороший голос, он ловко двигается, может играть на детских музыкальных инструментах или просто знает методику музыкального воспитания детей, он способен во многом помочь музыкальном руководителю. Поэтому подготовка к музыкальному празднику или развлечению начинается с работы (консультации) с воспитателем.

Прежде всего, проводится консультация (за 1,5 - 2 месяца до праздника) по сложности сценария, музыкальным номерам, идеям содержания сценария. Воспитатель знакомится со сценарием (за месяц до праздника), и помогает музыкальном руководителю в подборе детей (ведь в праздничных утренниках или развлечениях должны участвовать все дети без исключения, независимо от их способностей). Воспитатель помогает подбирать каждому ребенку такой материал к выступлению, которым он мог бы с успехом и быстро овладеть, чтобы не чувствовать себя забытым на празднике.

Во-вторых, активно участвовать в процессе обучения на музыкальных занятиях, потому что собственно на музыкальных занятиях идет подготовка к празднику, а именно:

в младших группах - петь вместе с детьми, не заглушая их пения; в средних и старших группах действовать по мере необходимости, показывая движения, напоминая то или иное построение или давая отдельные указания в танце, задании, игре . активно участвует в отборе музыкального материала и направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая ее в игры, прогулки, трудовой процесс и т.д.

В-третьих, знакомится с тематикой праздников, развлечений и театральных действ, которые будут проводиться в течение учебного года и дает свои советы или вводит определенные коррективы.

Сотрудничество с воспитателем - ведущие.

В проведении праздника важную роль играет ведущий, поэтому он (ведущий) должен в совершенстве знать весь литературный и музыкальный материал, ход праздника. Уметь ориентироваться во внезапной смене событий, создавать непринужденную атмосферу, держаться просто: речь должна быть правильной, красивой, без напряжения. Ведущий должен помнить, что дети - это не актеры, и доброжелательным, умным словом, остроумной шуткой, подсказкой помощи сгладить все возможные неприятности.

Праздник.

Построение и методика проведения праздников и развлечений определяется особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых они проводятся.

Интересный праздник вызывает много положительных эмоций у детей, и поможет закрепить и расширить их знания, умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности; поможет развить творческие способности и возможно, изменить в положительную сторону свою самооценку. Что же важно помнить при подготовке праздника:

1. Сценарий составляется не только с учетом тематики праздника, но и возрастных возможностей детей, а также времени года.2. Сценарий обсуждается вместе с музыкальным руководителем и воспитателями групп.3. Очень важно найти такую форму праздников, которая вызывала бы интерес у детей, а не перенапрягала их подготовкой к нему.4. После праздника целесообразно анализировать его вместе с коллегами, чтобы выяснить, что он дал детям, какие задачи были успешно решены и на что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

Педагогам нужно проявлять больше такта и уважения к детям, помня, что дети очень ранимы. Недопустимо, чтобы одни и те же дети, даже когда они чрезвычайно способны, выступали по много раз, затеняя своих одногруппников. Частые выступления одного и того же ребенка утомляют его, нервируют, вызывают некое зазнайство. Привлечение к участию в праздниках стеснительных и менее способных детей подталкивает их в музыкальном и всестороннем развитии.

Важно, чтобы подготовка к празднику, его проведение и закрепление праздничных представлений составляли единый педагогический процесс. Необходимо, чтобы свои впечатления от праздника дети имели возможность воспроизвести в изобразительном искусстве, самостоятельной художественной деятельности, играх.

Желательно, чтобы совместное переживание праздничного события было радостным и познавательным для дошкольников, давало возможность каждому почувствовать собственный успех, морально возвышало в стремлении порадовать всех своим выступлением, подарить красоту друг другу, воспитывало чувство ответственности за хорошую общее дело, обогащало художественно - эстетические впечатления и чувства.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольника.

Читайте также: