Подготовка к проверке роспотребнадзора в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Проведение лабораторно-инструментальных исследований (на объект):

Цена пакета документов от 10000 до 17000 руб. (срок подготовки 1 день)

НА КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ — СКИДКИ до 50%!

Образовательная деятельность в России относится к той сфере, которая требует получения лицензии. К образовательным учреждениям относят детские сады, общеобразовательные школы, ВУЗы, а также организации дополнительного и специального образования.

Четкое соблюдение строгих требований стандартов Роспотребнадзор требует от детских садов. В связи с необходимостью контроля безопасности детей дошкольного возраста. При выявлении строгих нарушений Роспотребнадзор имеет право не только выписать штраф, но и лишить заведение лицензии.

Особое внимание при проведении проверки в учреждениях образовательной деятельности уделяется оценке состояния кухни и качества продуктов питания. Вся работа проверяющего органа заключается контроле соблюдения следующих пунктов:

  • Соблюдение санитарных норм
  • Актуальность и достоверность юридических документов
  • Анализ ситуаций, связанных с заболеваниями детей. Установление их причин.
  • Контроль качества продуктов питания

При проверке детских учебных заведений в первую очередь запрашиваются медицинские книжки всех сотрудников. А также их данные об образовании, уровне квалификации и прохождении медицинских осмотров.

В детских садах обязательным является наличие игральных площадок во дворе.

В школах, помимо всего вышеперечисленного, проверяется освещение классов. Оно должно быть и естественным, и искусственным. Ученики должны удобно себя чувствовать в классах и коридорах. Помещение должно быть соответствующего размера.

Орган надзора также проверяет оснащенность достаточным количеством мебели. Стулья, парты, доски – все должно содержаться соответственно с санитарно-гигиеническими нормами.

Особое внимание в школе проверяющий инспектор уделяет столовой. Запрашивается вся информация по нанятым сотрудникам, ученическому меню и состоянию кухни. Проверяется, как хранятся продукты и как происходит непосредственно процесс приготовления.

Организация проверки Роспотребнадзора лежит на плечах регионального управления. Проверяющей инспектор обязан предупредить учреждение о предстоящей проверке. Это касается плановых проверок. В таком случае в письменном оповещении будет указан список документов, которые необходимы. Если же проверка внеплановая, то она проводится с определенной целью. В основном по жалобе потребителя. Контроль будет осуществляться исключительно по предмету жалобы. По завершению работы инспектор обязан составить акт проверки Роспотребнадзора.

Плановая проверка детских садов Роспотребнадзором несколько отличается от проверок других учреждений и организаций. Прежде всего, создается специальная компетентная комиссия, в состав которой входят сотрудники органов муниципального управления: инспектор по вопросам образования, эксперт в сфере дошкольных учреждений, представитель Роспотребнадзора и корреспондент или наблюдатель.

Что проверяют в детском саду

Первым делом проверяется пищевой блок садика, а именно свежесть и качество молочных продуктов:

  • молочная продукция должна быть максимально свежей и ни в коем случае не просроченной,
  • условия хранения также должны соответствовать нормам СанПиН,
  • детский сад должен иметь соответствующие сертификаты на имеющиеся продукты,
  • холодильные камеры должны быть исправными и должны соответствовать выдвигаемым к ним требованиям, должна поддерживаться соответствующая температура.

После исследования пищевого блока проверяется отсек (хранилище), в котором хранятся подсолнечное масло, чай, мука, томаты, дрожжи.

Проверка детских садов Роспотребнадзором

Проверка детских садов Роспотребнадзором

Особенно тщательно изучается состояние кухни: члены комиссии проверяют, насколько она чистая и аккуратная, какие ножи и разделочные доски используются при разделке разных видов продуктов, в каких условиях и какими моющими средствами моются посуда, столовые приборы, столы и т.п.

Также комиссия исследует места приема пищи детьми, достаточность места и его организованность для употребления еды, степень чистоты посуды, качество и размеры порций готовых блюд. Дополнительно плановая проверка детсада включает осмотр помещения, предназначенного для хранения инвентаря для уборки.

В последнюю очередь члены комиссии проверяют кабинет медсестры. К слову, от качества ее работы во многом зависит успешность прохождения проверки садика Роспотребнадзором. Ведь в обязанности медработника входят:

  • составление ежедневного меню,
  • ведение документации,
  • проверка качества продуктов питания,
  • прием готовой продукции на пищеблоке,
  • проверка состояния здоровья работников детсада,
  • утверждение качества готовых блюд,
  • отбор проб готовых блюд.

При обнаружении нарушений в ходе проверки их обязательно вносят в специальный отчет.

  1. микроклимат помещений – размеры, освещенность, вентиляция,
  2. соответствие площадей количеству находящихся в группах детей,
  3. благоустроенность прилегающей территории, наличие спортинвентаря, соответствующего возрасту детей,
  4. наличие ограждения,
  5. соблюдение гигиенических норм,
  6. соблюдение режима дня,
  7. наличие в группах индивидуальных предметов гигиены и т.д.

Какие документы дошкольного учреждения проверяет Роспотребнадзор

К числу проверяемых Роспотребнадзором документов относятся:

  • наличие медицинских книжек работников садика,
  • наличие сертификатов об образовании,
  • журналы по учету поступления и расходования продуктов и сырья, учета моющих средств,
  • меню, которое должно обязательно утверждаться заведующей детского сада и др.

Акт проверки детского сада

По результатам изучения работы детского учреждения комиссия составляет акт проверки детсада. В нем указываются:

  • основание, послужившее причиной проведения проверки,
  • продолжительность проверки,
  • перечисляются члены комиссии, проверявшей учреждение,
  • подробно описываются результаты осмотра детского образовательного учреждения с указанием выявленных недочетов и нарушений,
  • даются рекомендации по устранению нарушений, указываются предельные сроки.

При невыполнении рекомендаций Роспотребнадзора в заданные сроки учреждение может быть оштрафовано, руководитель и другие ответственные лица могут быть отстранены от занимаемой должности, а в критических случаях детский сад может быть временно закрыт.

В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе "Сводный план проверок"). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.

Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД "Коммерсантъ" онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами "антиковидных" требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  • превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;
  • несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  • несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  • выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). "Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки", – подчеркнул Алексей Худобородов.

При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие "критические точки".

  1. Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  2. Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.
  3. Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), "профвредников", деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н).
  4. Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  5. Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  6. Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  7. Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  8. Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  9. Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  10. Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  11. Осуществление производственного контроля.

Пакет документов предназначен для подготовки дошкольного образовательного учреждения к проверкам надзорных и контролирующих органов в сфере образования.

Пакет документов базовый для предъявления дошкольным образовательным учреждением надзорным органам в сфере образования при любых проверках содержит следующие документы и готовые локальные нормативные акты:

4.Положение о внутренней оценке качества реализации образовательных программ и их результатов (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями пункта 13 части 3 статьи 28 Закона об образовании)

5.Показатели, используемые при внутренней оценке качества реализации образовательных программ и их результатов (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями пункта 13 части 3 статьи 28 Закона об образовании)

6.Порядок приёма на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 5 статьи 55 Закона об образовании)

7.Порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану в дошкольном образовательном учреждении (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании)

9.Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетями и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями пункта 7 части 3 статьи 47 Закона об образовании)

10.Порядок посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Закона об образовании)

11.Порядок ознакомления родителей (законных представителей) поступающих в дошкольное образовательное учреждение с Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанника (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 2 статьи 55 Закона об образовании)

12.Форма журнала учёта родителей (законных представителей) поступающих в дошкольное образовательное учреждение, ознакомленных с Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 2 статьи 55 Закона об образовании)

13.Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 5 статьи 54 Закона об образовании)

14. Кодекс профессиональной этики педагогических работников (наличие этого документа обязательно в соответствии с требованиями части 4 статьи 47 Закона об образовании)

Все указанные локальные нормативные акты сопровождаются готовыми макетами приказов по их утверждению и введению в действие, в которые необходимо только вставить название вашего учреждения, ФИО ответственных лиц и даты.

Внимание! Все права защищены! Приобретение Пакета осуществляется только после заключения лицензионного договора, в соответствии с которым документы могут использоваться приобретателем только для внутренних целей без передачи третьим лицам, за исключением требований надзорных и контролирующих органов в установленном законом порядке.

Читайте также: