Подготовка к школе детей не посещающих детский сад

Обновлено: 04.07.2024

Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. По разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др. это около 30% детей.

Подготовки детей к школе в домашних условиях представляет серьезные трудности. В первую очередь это связано с тем, что индивидуальная работа с ребенком требует специальных подходов к ее организации. Для такой работы нужны специальные программы, наглядные пособия и дидактические материалы. Ребенок не получает полного общения со сверстниками и соответственно тяжело входит в школьный мир. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Сегодня, в целях обеспечения детям единых стартовых образовательных возможностей, в условиях высокой значимости достижения дошкольниками определенного уровня готовности к успешному вхождению на последующую ступень образования, для детей, не посещающих детский сад организуются группы предшкольной подготовки, группы кратковременного пребывания (ГКП) при Центрах дополнительного образования детей, на базе средних школ, в ДОУ и др.

В семейном воспитании подготовка осуществляется с помощью гувернеров, а так же членами семьи дошкольников. Принцип вариативности дошкольного образования выводит специалистов на многообразие форм, позволяющих семьям подготовить детей к школе.

В качестве примера рассмотрим организацию группы кратковременного пребывания в ДОУ.

Для подготовки детей, не посещающих ДОУ, группы кратковременного пребывания с одной стороны, они должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, с другой – призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику.

Цель: обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу для детей, не посещающих ДОУ, формирование психологической готовности к школе

Основные задачи программы обучения в группах кратковременного пребывания:

1 Укрепление психического и физического здоровья детей

2. Социальное развитие ребенка как основа формирования и становления личности

3. Познавательное, художественно-эстетическое развитие дошкольников

4. Развитие коммуникативных навыков у детей в процессе совместной деятельности со сверстниками

НОД проходит в вечернее время два раза в неделю, три НОД в день, длительность одного занятия 30 мин, между занятиями предусмотрена динамическая пауза: подвижные игры, игры-эстафеты, самостоятельная двигательная деятельность - длительность 10-15 мин, место проведения занятий – группа, музыкально-физкультурный зал.

Обучение включает разделы:

- развитие речи и подготовка к обучению грамоте

- музыкальное развитие (музыкальные развлечения, тематические занятия)

- физическое развитие (физкультурные развлечения)

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Обучение осуществляется в течение учебного года с сентября по май месяц.

Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов - заместителей.

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно - ролевых игр, игр - драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально - личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6 - 7 годам.

Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, так как они все еще играют важную роль в его развитии.

Первый класс — это волнительный этап не только для ребёнка, но и для всей семьи. А если ребёнок не ходил в детский сад, беспокойство родителей возрастает ещё больше. Как помочь первокласснику с адаптацией и какие могут быть последствия стресса? Отвечает психолог Светлана Гузанова.

Вопрос. Как помочь ребёнку проще пережить адаптацию к школе, если он не ходил в детский сад?

Ответ. Когда ребёнок ходит в детский сад, общается со своими сверстниками, происходит этап социализации. Такой ребёнок легче адаптируется к школе, потому что он уже имеет опыт общения с ровесниками, другими значимыми взрослыми, имеет опыт выполнения заданий. Он понимает, что такое дисциплина, имеет больше представлений о том, кто он такой. И когда подготовленный ребёнок идёт в школу, ему легче предъявлять себя этому миру, заявлять о себе. Такие дети быстрее находят общий язык со сверстниками, вливаются в коллектив. Им легче справляться со стрессом.

С каким основным стрессом сталкиваются дети в первом классе? У ребёнка меняется ведущая деятельность. Если раньше всё развитие происходило через игру, то теперь — через обучение. И этот переход от игры к учёбе зачастую даётся детям сложно. Также дети сталкиваются с тем, что нужно поддерживать дисциплину, у них появляется ещё один взрослый авторитетный человек — учитель.

Ещё ребёнка ждёт боязнь неуспеваемости, что тоже может вызвать стресс. Его последствиями становятся агрессия, плаксивость, нежелание принимать дисциплину, плохая успеваемость, неспособность сконцентрировать внимание.

Как родители могут помочь школьнику с адаптацией?

Во время учебы

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Светлану Зимову. Фото: Shutterstock / MARIYA Y


Не многие современные мамы могут позволить себе сидеть дома с ребёнком до школы, не пользуясь услугами детского сада. Счастливые мамы, которые имеют возможность заниматься своим чадом дома, самостоятельно могут подготовить его к учёбе в школе.

Podgotovka k shkole

Физическое развитие ребёнка, как помочь?

Естественно, ребёнок развивается по законам природы, однако нужно немного помочь малышу . В детском саду есть занятия по физическому воспитанию, но это совсем не означает, что мама должна покупать методические материалы и следовать нормативам и планам дошкольного учреждения. В интересных играх можно ненавязчиво добиться необходимых результатов.

podgotovka k shkole

shkola

Играя с ребёнком дома и на улице, можно способствовать правильному развитию крупной и мелкой мускулатуры, развивать органы чувств и приучать малыша действовать по алгоритму.

Догонялки, салочки, игры с мячом и скакалкой отлично помогут в развитии крупных мышц ног и рук. На природе можно играть всей семьёй в весёлые эстафеты, бабушки и дедушки с удовольствием присоединятся к увлекательным развлечениям.

podgotovka k shkole


• Усвоить название частей тела и выучить простые упражнения можно, делая с ребёнком зарядку, начиная упражнения для разных частей тела сверху вниз (начать с поворотов головы, потом руки и плечи, наклоны и повороты, приседания, махи ногами и выпады, прыжки и бег на месте, закончить ходьбой с восстановлением дыхания). Постепенно можно увеличивать число упражнений и их сложность. Можно меняться ролями с малышом, иногда он может показывать упражнения, а мама будет повторять за ним.

shkola

• Отлично развивают чувство ритма и такта танцы под музыку, дети любят танцевать и будут повторять простые движения с удовольствием. Важно обратить внимание на ритм, двигаться нужно в такт музыке, а не хаотично.

podgotovka k shkole

Как помочь социальному развитию малыша?

podgotovka k shkole

Ребёнку приходиться жить в обществе, меняя разные коллективы в течении своей жизни. Даже если малыш не ходит в детский сад, это не означает, что нормы поведения прививать не нужно.
Чему следует обучить малыша в игровой форме:

shkola

Столовый этикет необходимо прививать как только малыш начал кушать сам, постепенно осваивая использование столовых приборов и их назначение. Держать вилку и ложку аккуратно кушать к школе должен уметь каждый. Правила приёма еды тоже оговариваются.

Обязательное мытье рук перед едой нужно привить на уровне рефлекса.

shkola

Если ребёнок испачкался, нужно использовать салфетку, а не рукава и подол одежды.


• Социальные нормы поведения можно объяснить через ролевые игры с и познавательные мультики или сказки, таких сейчас много. После просмотра или чтения обязательно нужно обсудить поступки героев. Правила поведения в разных местах и правила безопасности так же очень важны.

Психологические аспекты развития, что нужно знать.

О том, что ребёнок созрел к школе психологически, помогут понять некоторые признаки.

  • Формирование мотивации к познанию нового и усидчивости. В школе ребёнку придётся концентрировать внимание долгое время. Урок в 45 минут будет невыносимой ношей, если малыш не имеет усидчивости. Развивать это можно так же в виде игры в школу, при выполнении творческих работ, совместном чтении.

shkola

В 5-6 лет можно начать проводить коротенькие занятия по тематике: мир вокруг нас, арифметика, письмо, рисование, лепка, аппликация. Сделать мини школу, где уроки будут длиться 10-20 минут с перерывами и изменением видов работы. Можно завести игрушечный дневник, составить с ребёнком расписание. Это поможет ему понять, как ему придётся жить в школе.

shkola


• У ребёнка должно быть понимание, что знания ему помогут в дальнейшем стать тем, кем он хочет.

С какими достижениями ребёнок шагает в первый класс?

shkola


К школе у ребёнка должны быть сформированы необходимые навыки, которые помогут ему в дальнейшем быть успешным и легко адаптироваться в школьный коллектив.
1.

Общее развитие.

shkola

Ребёнок должен знать своё полное имя, день рождения, имена родителей и близких родственников, кем работают мама и папа, называть свой адрес.

shkola

Что касается общих представлений об окружающем, малыш должен различать времена года и их признаки, знать дни недели и их последовательность.

shkola

Тематические группы предметов тоже важны: знание овощей и фруктов, животных и растений, название одежды, мебели, посуды и прочее.

Общие начальные математические представления.

shkola

Ребёнок должен уметь считать от 1 до 10 прямо и обратно, знать последовательность чисел. Учить писать цифры не обязательно, но если он будет знать их, это плюс.

shkola

Различать основные геометрические фигуры ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал). Уметь делить предметы на группы или объединять по разным признакам: цвет, форма, размер, назначение и прочее. Учить с ребёнком сложение и вычитание не нужно, так как не все мамы смогут правильно объяснить суть математического действия и назвать правильно его компоненты.

shkola

Развитие навыков чтения и письма.

shkola

Не стоит заставлять ребёнка читать. С чего стоит начать работу , так это над развитие речи: правильность произношения и обогащение словаря. Если у малыша есть явные проблемы со звукопроизношением, стоит обратиться к логопеду в городской поликлинике. Не всегда мама сможет правильно поставить ребёнку звуки, так как порой причиной проблемы могут быть особенности развития речевого аппарата- короткая уздечка и другие.

Работать над обогащением словаря можно чтением сказок, беседами, просмотрами мультиков и детских фильмов, обращать внимание на правильное употребление новых слов в речи. Важно учить небольшие стихотворения, пересказывать, сочинять небольшие сказки и истории, обращая внимание на конструкцию предложений и употребление слов в правильном падеже, роде и числе.

Учиться сразу писать буквы категорически запрещено. Формирование мелкой моторики руки у детей происходит медленнее, чем крупной мускулатуры.

shkola

Следует начать развитие моторики с лепки, рисования, аппликаций.

shkola

После перейти к рисованию восковыми мелками, фломастерами и мягкими карандашами на альбомных листах, заниматься обведением по пунктиру, штриховкой и закрашиванием объектов.

После можно перейти к специальным прописям для дошкольников, где изучаются простые элементы: вертикальная, горизонтальная и наклонная линия, полукруг, петля и пр. Обведение по пунктиру, штриховка и ориентирование на листе бумаги очень важно.

Развитие творческих способностей

. Изначально при выполнении творческих работ образцы показывает мама. Ребёнок пробует их повторить, постепенно сам может добавлять собственные элементы.

shkola

shkola

Хорошо бы обучить рисованию красками, карандашами и фломастерами, делать аппликации из цветной бумаги, лепить фигурки из пластилина. Отлично помогает развитию фантазии работа с природным материалом

Естественно, что работа по подготовке ребёнка к обучению в школе начинается постепенно с усложнением по мере роста и развития.

Малыш не должен чувствовать давления, он должен учиться с удовольствием в виде игры. Заставляя и наказывая за ошибки, можно заведомо сформировать негативное отношение к учёбе.

shkola

Если малыш к 1 классу не будет читать или считать до 100, то этого и не нужно, всему этому его научат в школе. По законодательству по достижению определённого возраста ребёнка обязаны принять в начальную школу.

shkola

Если где-то используются тесты, по которым определяется решение о принятии в 1 класс, то следует знать, что тестировать могут, но на основании этого не брать, не имеют право.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

- отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

- учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

- компьютер и копировальная техника.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

- познакомиться с жизнью школы;

- получить представления об успехах ребёнка;

- услышать нужные рекомендации.

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

- дети адаптированы к школьной жизни;

- готовы к новой социальной роли – роли ученика;

- заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

- дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

- родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

Читайте также: