Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада

Обновлено: 18.09.2024

Готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Как показывает практика, недостаточная готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из главных факторов школьной дезадаптации учащихся. По разным данным, в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач.

Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так (чаще) и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей коррекционного процесса. А затем к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.

Логопедическая работа в этом случае должна быть направлена не только на коррекцию языковых и речевых средств, но и те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта: восприятие, внимание, память, мышление, что составляет психологическую базу речи.

Ознакомление врача невролога с результатами речевого и нейропсихологического обследования позволяет назначить адекватное медицинское сопровождение. Взаимодействие логопеда и психолога – наметить пути коррекционного и формирующего обучения ребенка, направления и содержание фронтальной работы с детьми.

В связи с этим появилась идея расширения и углубления логопедического воздействия, направленного, с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексики, грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза, формирование навыков чтения, с другой стороны, на формирование активной произвольной деятельности и когнитивных процессов, стимуляцию различных структур мозга.

К сожалению, педагог-психолог дошкольного учреждения в силу объективных причин не может уделять должного внимания проблемам детей с речевой патологией. Поэтому часть задач переходит к учителю-логопеду, воспитателям, физкультурному руководителю. Взаимодействие специалистов позволяет вести работу планомерно и систематически, что важно для конечного результата. Нами определены следующие направления работы.

2. Психологическое направление включает работу над психическими формами деятельности ребёнка и высшими психическими функциями, т. к. ВПФ являются психологической базой устной речи и играют огромную роль в становлении письменной речи.

3. Нейропсихологическое направление включает стимуляцию сенсомоторной сферы, формирование и развитие функциональных систем (т. к. определенный уровень зрелости функциональных систем – психофизиологическая основа ВПФ и психических форм деятельности ребёнка).

1)слухоречевая и зрительно-предметная память;

2)восприятие разной модальности;

3)пространственные представления и схема тела;

4)мышление (наглядно-действенное или наглядно-образное или вербально-логическое).

Представленная организация работы по подготовке к школе детей с ОНР показала наличие положительной динамики в развитии всех компонентов речи, формировании ВПФ и эмоционально-личностной сферы. Это позволяет считать адекватными направления работы, методы и приемы, используемые в работе с детьми. Формирующее обучение, направленное на формирование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка – необходимая составная часть подготовки детей к школе, позволяющая предупредить школьные трудности, а в некоторых случаях подготовить детей к успешному обучению в школе.

Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей.

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика,.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами - практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных.

В пособие (2-е изд., исп.) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.

Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.

2-е издание подготовлено к печати: А. А.. Варфоломеевой, Е. Б. Грачевой, Ю. М. Новокшеновым, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1989 Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993

Статья посвящена вопросу подготовки к школе дошкольников с ОНР.

ВложениеРазмер
gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_detey_s_onr.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коряушкина Юлия Владимировна

учитель-логопед ГБС(к)ОУ №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.

ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников оказываются неготовыми к обучению в массовой школе.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  1. мотивационная (личностная),
  2. интеллектуальная,
  3. эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  4. умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) выделяют уровень развития речи.

Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Необходимо комплексно обследовать детей с ОНР, тщательно изучать состояние не только речевых, но и неречевых психических функций. Индивидуально-типологические особенности неречевых и речевых психических функций у дошкольников с ОНР необходимо учитывать при планировании и организации коррекционно-развивающей работы. В системе логопедической работы по преодолению ОНР у детей и формированию у них готовности к школьному обучению необходимо особое внимание уделять развитию неречевых психических функций, выделить данное направление работы как равноценное развитию речи.

Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  1. развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  2. воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  3. развитие речи,
  1. развитие внимания,
  2. развитие памяти,
  3. развитие наглядно-образного мышления,
  4. развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий,

• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

• развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и детей с ОНР

Нормально развивающиеся дети 7 лет

Дети 7 лет с ОНР

Дети 7 лет отличаются:

  1. достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание;
  2. у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  3. его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Характерными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме,
  4. умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Основными показателями речевой готовности к обучению являются:

  1. более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание,
  2. развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития,
  3. развитие грамматического строя речи,
  4. усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
  5. усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря,
  6. совершенствование словесно – логического мышления.

У детей с ОНР отмечается:

  1. низкий уровень развития мотивационной готовности,
  2. общая эмоционально-волевая незрелость,
  3. слабая регуляция произвольной деятельности.
  4. недоразвитие всех сторон речеязыковой системы: фонематической, лексической, морфологической, синтаксической,
  5. низкий уровень развития связной речи.

При минимальной мозговой дисфункции:

  1. двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость,
  2. неустойчивость внимания,
  3. неустойчивая работоспособность,
  4. низкой уровень запоминания,
  5. мышечная дистония, общая моторная неловкость,
  6. недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности,
  7. недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук,
  1. неготовность принять предлагаемую задачу.
  1. изменения мышечного тонуса,
  2. ограничение подвижности артикуляционных мышц.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Агаева Е.Л., Венгер А.Л., Бардина Р.И. Психолог в детском саду: методические рекомендации к практической деятельности – М., 1995.

2. Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М., 1982.

3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе – М., 2003.

4. Безруких М.М. Ступеньки перед школой – М., 2001.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе – Тула, 1997.

6. Бугременко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов – М., 1990.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для шестилетних детей – М., 1985.

8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение – М., 1969.

9. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации / сост. Л.Д.Василенко – Пермь, 1993.

10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, 2002.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1981.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б Логопедия – М., 2003

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990.

14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998.

15. Кабанова М.Н. Готовимся к школе – С.-Пб, 2001.

16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.

17. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет – Ярославль, 2002.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников – СПб, 1999.

19. Луговская А. Если ребенку трудно учиться – М., 2002.

20. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка – М., 1998.

21. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке – М., 1997.

22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей / Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников – Ярославль, 1997.

23. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет – М., 2001.

24. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М., 1988.

25. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения – М., 2002.

26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников // под ред. Т.В.Волосовец – М., 2002.

27. Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой - М., 1997.

28. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина – М., 1964.

29. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М., 1990.

30. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин – Минск, 1998.

31. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – М., 2002.

32. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика – М., 2001.

33. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста – М., 2000.

34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М., 1993.

35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников – М., 2003.

36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М., 2004.

37. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса – М., 2002.

Готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Как показывает практика, недостаточная готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из главных факторов школьной дезадаптации учащихся. По разным данным, в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач.

Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так (чаще) и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей коррекционного процесса. А затем к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.

Логопедическая работа в этом случае должна быть направлена не только на коррекцию языковых и речевых средств, но и те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта: восприятие, внимание, память, мышление, что составляет психологическую базу речи.

Ознакомление врача невролога с результатами речевого и нейропсихологического обследования позволяет назначить адекватное медицинское сопровождение. Взаимодействие логопеда и психолога – наметить пути коррекционного и формирующего обучения ребенка, направления и содержание фронтальной работы с детьми.

В связи с этим появилась идея расширения и углубления логопедического воздействия, направленного, с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексики, грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза, формирование навыков чтения, с другой стороны, на формирование активной произвольной деятельности и когнитивных процессов, стимуляцию различных структур мозга.

К сожалению, педагог-психолог дошкольного учреждения в силу объективных причин не может уделять должного внимания проблемам детей с речевой патологией. Поэтому часть задач переходит к учителю-логопеду, воспитателям, физкультурному руководителю. Взаимодействие специалистов позволяет вести работу планомерно и систематически, что важно для конечного результата. Нами определены следующие направления работы.

2. Психологическое направление включает работу над психическими формами деятельности ребёнка и высшими психическими функциями, т. к. ВПФ являются психологической базой устной речи и играют огромную роль в становлении письменной речи.

3. Нейропсихологическое направление включает стимуляцию сенсомоторной сферы, формирование и развитие функциональных систем (т. к. определенный уровень зрелости функциональных систем – психофизиологическая основа ВПФ и психических форм деятельности ребёнка).

1)слухоречевая и зрительно-предметная память;

2)восприятие разной модальности;

3)пространственные представления и схема тела;

4)мышление (наглядно-действенное или наглядно-образное или вербально-логическое).

Представленная организация работы по подготовке к школе детей с ОНР показала наличие положительной динамики в развитии всех компонентов речи, формировании ВПФ и эмоционально-личностной сферы. Это позволяет считать адекватными направления работы, методы и приемы, используемые в работе с детьми. Формирующее обучение, направленное на формирование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка – необходимая составная часть подготовки детей к школе, позволяющая предупредить школьные трудности, а в некоторых случаях подготовить детей к успешному обучению в школе.

Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей.

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика,.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами - практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных.

Читайте также: