Подготовка к сочинению по картине кончаловского сирень

Обновлено: 05.10.2024

2 Цели урока: 1)приоткрыть волнующие тайны образа сирени, подготовить учащихся к сочинению-описанию, 1)приоткрыть волнующие тайны образа сирени, подготовить учащихся к сочинению-описанию, 2)научить видеть картину, умению отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ- вступления и заключения к сочинению; 2)научить видеть картину, умению отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ- вступления и заключения к сочинению; 3) повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать; 3) повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать; 4) воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном; 4) воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном; 5)расширить словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников. 5)расширить словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

3 В этом букете всё цветёт, живёт и радуется. и радуется. П.Кончаловский П.Кончаловский В этом букете всё цветёт, живёт и радуется. и радуется. П.Кончаловский П.Кончаловский

5 Словарный диктант Очаровательная сирень, сиреневый Очаровательная сирень, сиреневый аромат, фиолетовые, лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, удивительный запах, словно разноцветное облако, роскошные цветы, праздник природы, как будто сказка.

6 Подберите синонимы к слову ароматная душистая, пахучая, благоухающая.

7 У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

8 Цветы сирени… фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке… …Цветы сирени… фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке… …Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы… А.Куприн "В зелёном домике отца" А.Куприн "В зелёном домике отца"

9 В.Рождественский "Сирень" Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад! Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. В.Рождественский "Сирень" Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад! Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.

10 Цветёт под окнами сирень, Пуская волны аромата. Я в них купаюсь целый день. Душа волнением объята. Бог мой! Какая благодать! От восхищения немею. Про все невзгоды забывать Так хорошо мне рядом с нею. Скользит луч солнца по листу, Пчела, жужжа, ныряет в завязь… На эту сказку - красоту Глядел бы, век не отрываясь. Вся злоба дня уходит прочь. Пыльца осядет на ресницах… И знаю я, что в эту ночь Сирень мне снова будет сниться. Александр Бывшев Цветёт под окнами сирень, Пуская волны аромата. Я в них купаюсь целый день. Душа волнением объята. Бог мой! Какая благодать! От восхищения немею. Про все невзгоды забывать Так хорошо мне рядом с нею. Скользит луч солнца по листу, Пчела, жужжа, ныряет в завязь… На эту сказку - красоту Глядел бы, век не отрываясь. Вся злоба дня уходит прочь. Пыльца осядет на ресницах… И знаю я, что в эту ночь Сирень мне снова будет сниться. Александр Бывшев

12 П.П. Кончаловский 1876 – 1956 г.г.

14 Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт.

16 П.П. Кончаловский – мастер натюрморта Сирень Сирень у окна Сирень в корзине

17 П.П. Кончаловский "Сирень в корзине"

18 Задание. Распределите слова в две колонки: цвет сирени и описание букета Пышный, великолепный, свежий, дышащий, желтый, чудесный, стройный, фиолетовый, оранжевый, лиловый, белоснежный, жемчужный, опьяняющий, зеленый, белый, переливающийся, бледно-розовый, голубой. Пышный, великолепный, свежий, дышащий, желтый, чудесный, стройный, фиолетовый, оранжевый, лиловый, белоснежный, жемчужный, опьяняющий, зеленый, белый, переливающийся, бледно-розовый, голубой.

19 Проверь написанное Цвет сирени Цвет сирени фиолетовый фиолетовый лиловый лиловый белоснежный белоснежный жемчужный жемчужный бледно-розовый бледно-розовый зеленый зеленый голубой голубой белый белый Описание букета Описание букета пышный пышный великолепный великолепный свежий свежий дышащий дышащий чудесный чудесный переливающийся переливающийся

21 План к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине" I П.П. Кончаловский – мастер натюрморта. II Чудесный букет сирени. 1 Цвет и оттенки. 2 Гроздья и листья сирени. 3 Корзина. III "В этом букете всё цветёт, живёт и радуется…"

22 План сочинения. 1. Моя встреча с картиной. 2. Человек, создавший шедевр. 3. Буйство красок. 4. Мое отношение к картине.

23 Описание Букет Свежий Пышный Красивый Ароматный Благоухающий Душистый Большой Очаровательный Прекрасный Удивительный Роскошный Богатый Чудесный Восхитительный Сирень Белая Розовая Светло-лиловая Тёмно-красная Фиолетовая Голубоватая Серебристая Жемчужная Белоснежная Свежая Живая Цветки сирени Как гроздья винограда Как разноцветный ковёр Как рассыпанный жемчуг

24 1 вариант Вступление к сочинению: На картине Изобразить Передо мной Посвятить Множество полотен Известная картина Наполнять Радость жизни Любимые цветы Роскошный букет сирени 2 вариант Заключение: Мне понравилась картина… Прекрасный букет Счастье Хорошее впечатление Восторг Любовь к природе Становится тепло и светло на душе Художник воспел красоту природы Прекрасное настроение Чувство прекрасного "В этом букете всё цветёт, живёт и радуется" П.Кончаловский П.П. Кончаловский; художник; автор картины; автор полотен; он; мастер натюрморта

26 Написать сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

27 Человек наслаждается минутной красотой, а сорванное растение погибает. Мы не должны этого допустить!

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы для работы в группах, план сочинения, сочинение - клише, лексический материал для развития речи.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.doc 82 КБ
sochinenie_siren_v_korzine_5_klass.ppt 1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Цели: 1. Углубить представление учащихся о таком виде сочинения, как описание художественного предмета; отработать общие принципы работы над сочинением по картине.

2.Способствовать обогащению активного словаря, стимулировать творческое воображение.

Тип урока : урок развития речи.

Продолжительность : 40 минут.

а) рассказ о художнике;

б) работа с терминами;

в) беседа по вопросам;

г) работа с планом;

д) орфографическая работа; подбор рабочих материалов.

4.Самостоятельная работа в группах.

6. Подведение итогов урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы совершим путешествие на цветочную поляну сказочного города, где живут известные вам герои повести Н.Носова . (иллюстрации )

- Каких только великолепных цветов нет в этом чудесном городе:

Нет только одного растения, о котором написала в своем стихотворении русская поэтесса Е. Бекетова:

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет…

- Чего же нет в этом городе? (сирени)

- Верно, наверное, город стал бы еще красивее, если бы в нем цвела душистая сирень.

  1. Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
  2. Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
  3. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
  4. Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
  5. Композиция – расположение изображаемого на картине.

- Нравится ли вам репродукция картины? Почему?

- Как художник передал свежесть цветов?

- Какую палитру цветов использовал мастер кисти на картине?

- Какого цвета сирень в верхней части букета, в нижней?

- Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток, листья, цветки?

- Наверное, эта сирень очень ароматная, подберите синонимы к этому слову.

- Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет?

- Почему сирень в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?

- На каком фоне изображена сирень, почему?

- Разделяете ли вы восхищение художника цветами?

- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?

Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.

Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по – своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал и композиционно.

- Прочитайте план сочинения.

  1. Слово о художнике.
  2. Описание картины:

а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет);

б) описание других предметов на картине;

в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

- Из скольких частей состоит план сочинения? Что отражает каждая часть?

- Записать слова, вставляя пропущенные орфограммы. В какой части сочинения можно использовать данные выражения?

Н…тюрморт, ж…в…писец, р…продукц…я, р…стение, душ…стое, обл…ко, ар…матный, бл…гоухающий, зап…х, т…ж…лые гроздья, л…ловый, ф…олетовый, пурпурный, с…реневый, роз…вый, темно – з…леный, ж…лто – з…леный, в…ранда, о(т,тт)енки, крошеч(?)ные л…п…стки – звезд…ч(?)ки, выр…жает, в…сх…щает, настр…ение.

- Какие синонимы, глаголы, характеризующие художника и его работу можно использовать в сочинении?

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?

1..Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

4. Почему корзина стоит на темном полу?

Работа с сочинением – клише.

- Послушаем, какие ответы вы приготовили, они могут стать частью сочинения.

- Прослушаем подготовленное сочинение.

- Итак, очень надеюсь, что вы напишете такое сочинение по картине, что сирень обязательно понравится жителям Цветочного города и они захотят посадить ее в своих садах.

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Обогащай свою речь!

автор картины, мастер кисти, певец русской природы

сумел передать (передаёт)

вложил в картину

полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

даёт возможность (узнать)

передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.)

вся пронизана (солнечным светом и т. д.)

звучит как (гимн весне)

доставляет зрителю (радость)

принадлежит к числу…

1.Слово о художнике.

а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет);

б) описание других предметов на картине;

в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

На картине ______________ изображена __________ сирень. Букет занимает _________ место.

Для ______ сирени художник выбирает _______ палитру цветов. В верхней части букета _______ лепестки – звездочки _______ ,_______, _______ цвета. В середине букета сирень ______ ,_______, ______. Пышные гроздья цветов обрамлены листьями. В тени они _______, справа, где света больше, _________. Букет стоит в простой ________ корзине. Фоном для _______ букета служит _______ стена веранды, которая подчеркивает _______ и _______ сирени. Корзина с цветами стоит на _______ полу.

Художник кисти писал ________ с любовью, поэтому сирень , как живая, она _______ и дарит нам весеннее настроение.

П.П. Кончаловского, душистая, центральное, гроздьев, широкую, разнообразную, ароматные, лилового, пурпурного, фиолетового, молочно – белая, розовая, нежная, темно – зеленые, желто – зеленые, плетеной, весеннего, беленая, яркость и свежесть, темном, натюрморт,

В центре натюрморта изображена душистая сирень. Видимо, ее ветки только что срезали, потому что художник с помощью богатой палитры красок сумел передать свежесть букета. В верхней части его преобладают яркие цвета и их оттенки. Тяжелые гроздья сирени лиловые, пурпурные, в глубине – фиолетовые. Каждый крошечный лепесток – звездочка четко виден даже на картине.

Нижнюю часть букета украшает светлая сирень. Наверняка, она сорвана с другого куста в цветущем саду. На холсте мастера белая сирень приобретает уже иной оттенок цвета – молочный, розовый. Облако душистых цветов обрамляют листья. Справа, где букет лучше освещен, листья светло – зеленые, даже с желтоватым оттенком, слева - преимущественно темная зелень. Я думаю, что на картине даже видно капельки росы, еще не успевшей высохнуть на маленьких лепестках сирени.

Букет стоит не в дорогой вазе, а в простой плетеной корзине, но от этого не кажется менее привлекательным. Фоном для корзины с сиренью служит, как мне кажется, беленая стена, которая плохо освещена, поэтому приобретает местами и серый, и сиреневый, и фиолетовый оттенок. Корзина с цветами находится на полу веранды. Темный фон позволяет еще больше подчеркнуть свежесть и красоту сирени.

Несмотря на то, что сирень нарисована, кажется , что она даже на картине благоухает, создавая весеннее настроение. С помощью разнообразной палитры цветов, композиции картины художник выражает свое восхищение природой.

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?

1..Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

4. Почему корзина стоит на темном полу?

Работа с сочинением – клише.

2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский?

3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает?

1.Что занимает центральное место на картине?

2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета?

3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета?

4. Какими по величине изображены ветки?

1..Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени?

2. В чем стоит букет с сиренью? Почему?

3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены?

4. Почему корзина стоит на темном полу?

Работа с сочинением – клише.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

"Путешествие на цветочную поляну"

Цель: Подготовиться к написанию сочинения по картине, используя материал урока .

Задачи: Познакомиться с особенностями сочинения – описания; Обогащать устную и письменную речь, используя лексический материал урока; Учиться создавать наброски, редактировать текст сочинения.

Словарь Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине). Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины. Композиция – расположение изображаемого на картине.

лиловый сиреневый фиолетовый пурпурный розовый молочный темно - зеленый Желто - зеленый

План сочинения Слово о художнике. Описание картины: а)описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) описание других предметов на картине; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

Пиши правильно! Н…тюрморт, ж…в…писец, р…продукц…я, р…стение, душ…стое, обл…ко, ар…матный, бл…гоухающий, зап…х, т…ж…лые гроздья, л…ловый, ф…олетовый, пурпурный, с…реневый, роз…вый, темно – з…леный, ж…лто – з…леный, в…ранда, о(т,тт)енки, крошеч(?)ные л…п…стки – звезд…ч(?)ки, выр…жает, в…сх…щение, настр…ение.

Проверь себя! Натюрморт, живописец, репродукция, растение, душистое, облако, ароматный, благоухающий, запах, тяжёлые гроздья, лиловый, фиолетовый, пурпурный, сиреневый, розовый, темно – зеленый, жёлто – зеленый, веранда, оттенки, крошечные лепестки – звездочки, выражает, восхищение, настроение.

Обогащай свою речь Художник: автор картины, мастер кисти, певец русской природы . изобразил запечатлел создал воплотил отразил выразил сумел передать (передаёт) воспел воскресил раскрывает напоминает изучает воспроизводит использует, добивается передачи достигает подчёркивает стремится утвердить, поражает вложил в картину. Глаголы

Обогащай свою речь Картина: полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина. написана отражает воспроизводит напоминает раскрывает даёт возможность (узнать) вызывает впечатление передаёт ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.) вся пронизана (солнечным светом и т. д.) звучит как (гимн весне) доставляет зрителю (радость) пленяет поражает воспитывает принадлежит к числу…

Итог урока Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Домашнее задание Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели: 1. дать понятие натюрморта; 2. научить видеть картину, отбирать рабочий.

Цели: 1. дать понятие натюрморта; 2. научить видеть картину, отбирать рабочий материал; 3. продолжить эстетическое воспитание учащихся; 4. расширить словарный запас учащихся.

Как пена прибоя - сирень вдоль домов Ароматом волшебным мой вдох наполняет, .

Как пена прибоя - сирень вдоль домов Ароматом волшебным мой вдох наполняет, Цветы всех оттенков из сказочных снов… И значит, весна уже лето встречает! Милли-Адель

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или р.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – НАТЮРМОРТ Натюрморт- (франц. nature morte, букв. — мертвая природа), жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

Петр Петрович Кончаловский …в цветах есть все, что существует в природе, толь.

Петр Петрович Кончаловский …в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще.

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник.

Кончаловский был признанным мастером этого жанра, очень любил изображать цвет.

"Натюрморт с бегонией"

"Натюрморт с бегонией"

Кончаловский великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено не.

Почему живописцы сирени верны? Потому, что оттенков на каждого хватит. Если м.

Почему живописцы сирени верны? Потому, что оттенков на каждого хватит. Если молоды вы, если вы влюблены - Вам сирень теплотой розоватою платит. Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть, Синь холодная веток вас к жизни пробудит. Если чувства кипят, и волнуется грудь, Хлопья белой сирени румянец остудят. С. Красиков

Древнегреческая легенда о сирени. Назван ботаниками цветок именем древнегрече.

Древнегреческая легенда о сирени. Назван ботаниками цветок именем древнегреческой нимфы Сиринги, дочери Ладона, аркадского Бога реки. У Ладона было много дочерей, но самой красивой из них была Сиринга, нимфа дерева — гамадриада. Эти нимфы вместе с деревьями рождаются и вместе с ними умирают…

В Аркадии в то время жил Пан, божество козлоногое, он и родился уже с бородко.

В Аркадии в то время жил Пан, божество козлоногое, он и родился уже с бородкой, копытцами, уродлив был Пан настолько, что родившись едва, привел собственную мать в ужас… Однако Пан, находясь под покровительством своего отца Гермеса, вольготно жил среди деревьев, был ленивцем, поспать и поесть горазд тоже был, однако и добродушен был, оберегая стада животных и пчел с их пасеками.

К нимфам гор окрестных, Пан тоже был не равнодушен и часто играл с ними и за.

К нимфам гор окрестных, Пан тоже был не равнодушен и часто играл с ними и забавлялся – молод был Пан, любви жаждал неземной и вот однажды… Однажды он встретил прекрасную Сирингу нежную, как заря утренняя, грациозную, словно лань и очарован был Пан девушкой, да так полюбил ее, что забыл о прежних своих утехах.

Подкравшись к нимфе козлоногий Бог окликнул ее, но Сиринга, увидев страшное о.

Подкравшись к нимфе козлоногий Бог окликнул ее, но Сиринга, увидев страшное обличье Пана, убежала от него, в испуге… Бросился Пан за нею, дабы успокоить и о любви своей поведать, однако Сиринга превратилась в куст сирени благоухающий, с цветами нежно лиловыми… Так и подарила Сиринга имя растению – сирень… Грустно Пан вздохнул из-за случившегося, однако увидев веточку сирени, решил, удалив сердцевину мягкую, дудочку сделать, и свирелью ее назвал.


Таким образом Пан мог о своей любви поведать, сыграв нежную мелодию на свирел.


Букет: - свежий - пышный красивый ароматный благоухающий душистый большой.

Букет: - свежий - пышный красивый ароматный благоухающий душистый большой. пахучий Сирень: белая белоснежная - розовая светло-лиловая темно-красная фиолетовая голубоватая серебристая. . .

Кисти сирени: - крупные - богатые похожи на кисти винограда тяжелые зеленые с.

Кисти сирени: - крупные - богатые похожи на кисти винограда тяжелые зеленые с тонкими прожилками листья Сирень: изумительная чудная восхитительная роскошная прекрасная волшебная чарующая ароматная влажная чудесная

Тема натюрморта – изображение букета сирени. Основная мысль - заключается в ж.

Тема натюрморта – изображение букета сирени. Основная мысль - заключается в желании автора передать красоту и великолепие цветов. Картина оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Мастер кисти любуется сиренью, восхищается щедростью и красотой родной природы.

Почему живописцы сирени верны? Потому, что оттенков на каждого хватит. Если м.

Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно с.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов. II. Чудесный букет сирени.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов. II. Чудесный букет сирени. 1. Цвет 2. Гроздья. 3. Листья 4. Корзина III. “В букете все живет, цветет и радуется”. План сочинения

Образец сочинения Для чего на свете существуют цветы? С их яркими или нежными.

Образец сочинения Все богатство возможностей живописи демонстрирует для нас П.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

ü Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

Задачи урока:

v научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.

1 этап. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

2 этап. Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока. Запишите число в тетради.

Объяснительный словарный диктант (работа у доски)

Задание: подчеркнуть орфограммы.

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья, плетёная корзина.

3 этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Сформулируйте тему урока.

Легенда о происхождении сирени

Существует много красивых легенд о происхождении сирени.

Например, скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.

Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.

Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.

Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.

Работа с толковым словарём учебника.

ЛИЛОВЫЙ - цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении:

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

4 этап. Знакомство с творчеством художника.

Родиной сирени считается Малая Азия, Персия. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

Многие русские художники любили изображать сирень на своих полотнах. Одним из таких художников был Петр Петрович Кончаловский - российский живописец, народный художник России (1946), действительный член академии художников СССР (1947).

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. . Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

5 этап. Беседа по картине. Составление кластера.

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Но давайте всё же обратимся к предмету нашего разговора.

Беседа по картине (используя материал упр.457 стр. 43).

Можно воспользоваться иллюстрацией на вкладыше учебника.

1) Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли художник показать, что сирень свежая? (На картине изображена очень свежая сирень. Кажется, что её только срезали и принесли из сада).

2) Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).

3) С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

4) Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).

5) Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).

6) Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).

7) Листочки какие? (Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком).

8) Опишите корзину, в которой стоит сирень (Плетеная из ивовых прутьев).

9) На каком фоне изображена сирень? (Основной фон картины серо-коричневый).

10) Почему автор выбрал такой фон? ( На этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).

11) Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (Ответы детей.)

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

Вывод: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней.

6 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а затем мы обсудим пункты плана.

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2. Чудесный букет сирени.

а) гроздья, листья, ветки, цвет;

б) описание корзины;

в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось.

Для меня было трудным.

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

Читайте также: