Подготовка воспитателя к занятию в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.


Модель построения обучающего занятия

http://dob.1september.ru/2003/02/3.jpg

Модель развивающего занятия

http://dob.1september.ru/2003/02/4.jpg

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

Разработка гибкого плана включает в себя:

– Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

– Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

– Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

– Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

– Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

Планирование результативности занятия предусматривает:

1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 40507
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 2

Педагоги очень часто испытывают затруднения в подготовке к занятиям, а особенно в написании конспектов НОД. В представленном материале подробно описано, как подготовиться к занятию самому педагогу и подготовить воспитанников. Дана структура написания конспекта НОД с детьми. Даны разъяснения по типам и видам занятий с примерами.

ВложениеРазмер
Педагоги очень часто испытывают затруднения в подготовке к занятиям, а особенно в написании конспектов НОД. В представленном ма 27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Геврасёва Лидия Юрьевна , старший воспитатель

ГБОУ Школа № 121, Дошкольное отделение 28А, г. Москва

«Типы и структура занятий в ДОУ.

Занятие – форма организации обучения в детском саду.

Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД).

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

  • Планирование занятий;
  • Подготовка оборудования;
  • Подготовка детей к занятию.

- Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

- Составить план – конспект, который включает в себя:

  • программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи);
  • оборудование;
  • Предварительную (и индивидуальную) работу с детьми (если необходимо);
  • Ход занятия и методические приёмы.

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям:

Создание интереса к предстоящей работе.

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие.

Организация работы дежурных по подготовке к занятию.

Занятие включает в себя три этапа:

  • Организация детей;
  • Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
  • Окончание занятия.
  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
  • Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Памятка ! Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещения детей (при необходимости помещается план размещения). Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

Основная часть занятия:

  • Вводная часть. Организация детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);
  • Основная часть . Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. (15 – 20 мин);
  • Заключительная часть . Предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) (3 – 5 мин.).

Памятка! Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.

Вид:
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: Словарная работа:
Предварительная работа:
Методы и приемы :
Материалы и оборудование: Организация детей на занятии:
Структура НОД:
I. Вводная часть:
II. Основная часть:
III. Заключительная часть:
Ход НОД:

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).

  • Тематическое занятие ( Занятие посвящено конкретной теме)

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.

Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на празднике 8 марта, читают стихотворения.

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Различие комплексного и интегрированного занятия

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в виде занятия "Беседа о космосе" с использованием методики ТРИЗ.

Конспект НОД в виде занятия по художественному труду "Изготовление тряпичной куклы "Барыня"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в виде занятияпо художественому труду "Изготовление тряпичной куклы "Барыня".


Конспект открытого занятия. Тема: Формы, типы, структура учебных занятий по социально бытовой ориентировке.

Курение, получившее распространение среди подростков- одна из болезненных проблем современного общества. Несовершеннолетний, приобщающийся к курени, находится в своеобразной социально психологической .

Типы и виды проектов

Проектная деятельность в дошкольном учреждении.Типы и виды проектов.


Музыкальное занятие в ДОО: типы и виды музыкальных занятий

РЕФЕРАТПо дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания».

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ.

Презентация "Типы и виды детских книг" для старшей группы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Семинар для педагогов ДОУ

«Подготовка воспитателей к занятиям.

Старший воспитатель: Мишагина А.В.

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и особенностях; повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1.Подготовка воспитателя к занятиям .

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов :

1. Планирование занятий ;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию .

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия .

Составить план – конспект , к оторый включает в себя :

-программное содержание (образовательные задачи) ;

-предварительную работу с детьми (если необходимо) ;

-ход занятия и методические приёмы.

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организация работы дежурных по подготовке к занятию .

2. Структура занятия .

Занятие включает в себя три этапа :

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия ;

3. Окончание занятия .

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания) ;

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

2.Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий

• Занятия усвоения новых знаний и умений

• Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

• Занятия творческого применения знаний и умений

• Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)

• Тематические (классические занятия по разделам обучения)

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части .

4. Формы проведения НОД в ДОУ.

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме

Комплексное занятие

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия , как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.

Интегрированное занятие

Занятие , включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий , реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру.

Выполнение творческого задания : покажи, как двигается волк под музыку.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные занятия

Занятие – посиделки. Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка. Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – путешествие . Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент . Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – рисунки-сочинения. Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.


Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и подумала написать о том, как к занятию в детском саду должен быть подготовлен воспитатель!

Дети того не зная, будут готовиться благодаря своим родителям. Воспитатель им в этом поможет.

Начну с воспитателя:

Взяв в руки перспективный план, воспитатель находит литературу по теме занятия, ознакомившись с содержанием занятия, начинает подбирать материал.

Подбор материала занимает очень много времени.

Если это познание: иллюстрации по теме, стихи, загадки, игрушки по теме.

Если таковых нет, воспитатель бегает по группам, и к методисту, и к старшему воспитателю и спрашивает материал у всех, а если не находит, то несёт игрушки из дома или изменяет героев занятия, а затем и само занятие (чтобы была логика, по крайней мере так происходит в нашем саду).

vospitatel

Если это рисование: подготовить картинки, иллюстрации, игрушки ( вы уже знаете, каким способом их находит воспитатель), готовит листы на каждого ребёнка. Если это необходимо по возрасту, то ещё и делает наброски рисунка, стихи, загадки по теме.

Если это лепка: воспитатель лепит изделие по теме, готовит игрушки, картинки, пластилин на каждого ребёнка (разного цвета), салфетки, стеки, доски для лепки.

Если вы хотите, чтобы я продолжила список, напишите в комментариях, мне не составит труда его дополнить…

В вечернее время, когда Вы родители приходите за ребятишками, воспитатель оповещает вас о том, какое занятие будет и как необходимо подготовить ребёнка к нему. Расписание занятий и план работы с детьми на день воспитатель выставляет родителям на обозрение ежедневно в коридоре на шкафчик в папке передвижке.

Родители и дети:

По дороге домой вы с ребёнком беседуете… не так ли?

roditel

В это самое время, чтобы не терять его (время) попусту, совместно с ребёнком вспоминаете пройденный день в детском саду. Для того, чтобы зафиксировать какие-то моменты, задавайте наводящие вопросы.

Придя домой, дайте ребёнку отдохнуть, ведь он как и вы — целый день на работе… Вы устаёте от своей работы?

Пусть дитё полежит на кроватке, диване или на полу — не важно, но отдых в горизонтальном положении однозначно нужен.

За 1 час до сна уделите 15 минут ребёнку на подготовку к завтрашнему занятию, и обязательно сделайте то, что просила воспитательница. Если вы это сделаете, вы колоссально поможете своему ребёнку усвоить новый материал.

Цветы жизни. Они очень хитрые и знают все ваши слабости, это самые тонкие психологи… не идите у них на поводу. А сделайте задание в игровой форме или примерьте на себя любую роль героя мультфильма и сделайте домашнее задание.

supermen

(Ребёнок загорается идеей, пока он думает, вы в это время говорите).

(И ребёнок полностью в вашем распоряжении ближайшие 15 минут).

Что и требовалось доказать!

Читайте также: