Покрытосеменные или цветковые 6 класс пасечник

Обновлено: 05.10.2024

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека.

Задачи урока:

1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле.

2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;

2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.

3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Продолжить формирование основ экологической культуры.

3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.

4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

5. Воспитывать любовь к родной природе и творчеству земляков.

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок №8, в разделе “Царство растений”

Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование регионального компонента для более глубокого изучения темы.

Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, фотографии растений, находящихся под охраной, книги, изделия декоративно-прикладное искусства .

Место проведения: кабинет биологии и химии.

План урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

“Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!

II. Проверка знаний пройденного материала:

1. Почему голосеменные наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниками?

2. Особенности размножения голосеменных, отличие их от споровых.

- у сосен, растущих в лесу, теряются нижние листья, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему?

- отличается ли корневая система двух сосен, если одна выросла на болоте, а другая в горах?

- буря выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

- сколько лет живет хвоя ели и сосны?

- что такое живица. Зачем она нужна растениям.

- какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою?

- в какое время года бывает хвоепад у ели?

- почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега?

- какие хвойные растения преобладают в нашей местности?

- почему при длительных путешествиях по тайге в старые времена охотники готовили отвар из хвои сосны или ели, или же жевали хвою?

III. Изучение нового материала

Постановка проблемы урока.

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

(Видео Вальс цветов)

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
К. Жанэ

Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Это самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений.

250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.

Посмотрите на цветковое растение.

Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Расул Гамзатов.

Почему их называют покрытосеменными?

(Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено(покрыто)).

Какие особенности вы можете видеть в сравнении с Голосеменными растениями.

Работа в группах (Ответы детей)

Признаки Покрытосеменных растений.

1. Количество видов покрытосеменных? (250 тыс. видов).

2. Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

3. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

4. Наличие плода. Семенное размножение

5. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

6. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

“Давай пройдемся медленно по лугу.
И “здравствуй”! – скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.”

1) деревья, кустарники, кустарнички и травы.

2) однолетние, двулетние, многолетние.

Приспособленность покрытосеменных к самым различным условиям среды.

"Степь, степь: Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что тогда, в детстве, степь не была в июне такой богатой, такой пышной; травы в цвету - зеленые, желтые, лиловые, белые, и от них, и от нагретой земли идет аромат; и какие-то странные синие птицы по дороге: А на душе спокойно, сладко, и, кажется, согласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь. Вдруг неожиданно глубокий овраг, поросший молодым дубом и ольхой; потянуло влагой - должно быть ручей внизу. На этой стороне, у самого края оврага, вспорхнула с шумом стая куропаток:”

Антон Павлович Чехов рассказ "В родном краю"

Продолжительность жизни.(однолетние, двулетние, многолетние)

Размеры, формы стеблей и листьев.

1) полевые культуры нашего края.

2) Овощные и плодово-ягодные.

3) Лекарственные растения нашего края.

(книга Колесниченко Н.И.)

- озеленение домов, села, района

Чьи дома, на ваш взгляд, самые благоустроенные цветами.

- дизайнерское оформление палисадников и клумб

- творчество наших земляков

1. Колесниченко Н.И.

4. Филимонова М.М.

5. Хачатурян Михаил.

Красная книга Ростовской области и с.Екатериновки.

Вот послушайте стихотворение Е. Карасева:

НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗАЮТ ЦВЕТЫ

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветков луговых
Нам понятно было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой”
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под снега,
Молчаливо дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Без надёжно гвоздики глядели.

В книге Е.Л. Прасоловой “В союзе с красотой” есть прекрасные слова: “Я сорвал цветок – он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Как понимаете эти слова?

Милые ребята! ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Т.Собакина

(клип не рвите цветы)

IV. Закрепление пройденного материала.

“А ну-ка, отгадай”.

О многих цветковых растениях с давних времен люди слагали легенды, сказки, былины. Вам необходимо вспомнить названия некоторых легендарных растений.

1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение (ландыш);

2. Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой (роза);

3. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели (клевер);

4. По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна (мак);

5. Этот цветок стал эмблемой революции (гвоздика);

6. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше (нарцисс);

7. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается (незабудка).

  • На что похожа половина яблока (на вторую половину);
  • В золотой клубочек спрятался бубочек (желудь);
  • Среди лета – метелица; пух летит и стелется (тополиный пух);
  • Цветки – белые, кистями, плоды – черные, с костями (черемуха);
  • Сколько горошин может войти в стакан? (Cами не могут, нужно положить);
  • Что у тычинки посередине расположено? (Буква Н);
  • Колокол колышется, а звон не слышится (колокольчик
  • Цветок как бубенчик, беленький венчик (ландыш);
  • Хороша с грядки ягода зеленая, хороша из бочки ягода соленая (огурец);
  • Цветок в воде родился, а дождика боится (кувшинка);
  • Что на конце у желудя? (Буква Ь);
  • У какого тропического растения цветки не вянут в течении 40 – 90 суток? (Орхидеи);
  • Весной у фиалок душистые светло-голубые цветки остаются бесплодными, а летом бутоны не распускаются, постепенно приобретая форму плода-коробочки. Как это явление можно объяснить? (Происходит самоопыление);
  • Розы и гвоздики в одном букете теряют аромат, ландыш губит многие цветы, нарциссы и незабудки вместе быстро вянут. Чем это можно объяснить?
  • Цветки желтой акации и жимолости перед дождем очень сильно пахнут, привлекая большое количество пчел. По их напряженному жужжанию можно определить приближение дождя. Почему выделяется много нектара? (Приспособление к опылению.)

V. Домашнее задание.параграф 17, вопросы.

VI. Итог урока.

1. Что нового сегодня узнали?

2. Чему удивились? Что заставило задуматься? Давайте и мы составим свой букет настроения (приклеить на лист ватмана бумажные цветки разного цвета в соответствии с настроением).

Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Покрытосеменные или цветковые растения.Урок в 6 классе.МОБУ СОШ № 4 п. Пойков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Покрытосеменные или цветковые растения.Урок в 6 классе.МОБУ СОШ № 4 п. Пойков.

Покрытосеменные или цветковые растения.
Урок в 6 классе.
МОБУ СОШ № 4
п. Пойковский
Учитель химии и биологии
Линийчук Ирина Ивановна.

Для покрытосеменных характерно наличие следующих органов:корень, побег, цвето.

Для покрытосеменных характерно наличие следующих органов:
корень, побег, цветок, плод с семенами.
Эти органы разнообразны по строению и выполняемым функциям.
Приспособительные признаки покрытосеменных вырабатывались многие тысячелетия под влиянием различных условий среды.

Выводы: Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с се.

Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена, защищая их от неблагоприятных условий, поэтому растения и назвали покрытосеменными.
Для покрытосеменных характерно наличие хорошо развитых органов: корня и побега (стебля, листьев); наблюдается большое разнообразие этих органов по строению и выполняемым функциям.
Для покрытосеменных характерна хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвижение веществ в растении.
Для покрытосеменных характерно не только семенное, но и вегетативное размножение, что обеспечивает их быстрое распространение.

Жизненные формы растений.

Классификация жизненных форм растений по Серебрякову.Древесные растения: дере.

Классификация жизненных форм растений по Серебрякову.
Древесные растения:
деревья,
кустарники,
кустарнички.

Наземные травы:
многолетние травы, цветут много раз,
однолетние травы
(живут один год или несколько лет,
цветут один раз и отмирают).

Самое маленькое цветковое растение на Земле.Вольфия бескорневая (семейство Ря.

Самое маленькое цветковое растение на Земле.
Вольфия бескорневая (семейство Рясковые), встречающаяся в пресных водоемах Австралии и тропиках Старого Света. Крошечный листочек вольфии имеет диаметр 0,5-2 мм.

Самые крупные соцветия. Самыми крупными соцветиями обладает пальма корифа зон.

Самые крупные соцветия.
Самыми крупными соцветиями обладает пальма корифа зонтичная, растущая в Юго-Восточной Азии и на острове Шри-Ланка. Высота её соцветия достигает 6 м, а число цветков в соцветии - полумиллиона.

Самые мелкие среди цветковых растений семена имеет парази- тическое растение.

Самые мелкие среди цветковых растений семена имеет парази- тическое растение заразиха. Масса одного семени составляет всего одну стомиллионную долю грамма.

Семена лотоса орехоносного, обнаруженные в 1951 г. в Японии, в торфяном болот.

Семена лотоса орехоносного, обнаруженные в 1951 г. в Японии, в торфяном болоте на глубине 5,5 м, находились в лодке, принадлежащей человеку каменного века. После извлечения их из торфа они проросли, причем лотосы нормально развивались и цвели. Захоронение этих семян в торфе без доступа кислорода способ­ствовало сохранению их жизнеспособности. Радиоуглеродный анализ показал, что им было не менее 10400 лет.

Самые крупные клубни (видоизмененные подземные побеги) - у растения азиатский.

Самые крупные клубни (видоизмененные подземные побеги) - у растения азиатский ямс. Клубни окультуренного ямса достигают 50 кг. Они употребляются в пищу и напоминают по вкусу картофель.

Самым высоким цветковым растением является эвкалипт царственный (известны два.

Самым высоким цветковым растением является эвкалипт царственный (известны два самых высоких экземпляра: 99,4 м и 98,1 м).

Побеги березы и тополя, напротив, отличаются большой холодостойкостью. Они сп.

Побеги березы и тополя, напротив, отличаются большой холодостойкостью. Они способны выдерживать охлаждение до -196 °С. Черенки черной смородины выдерживают охлаждение до -253 °С, не теряя мосле оттаивания способности к укоренению.

Самой большой скоростью роста обладает один из родственников бамбука - злак л.

Самой большой скоростью роста обладает один из родственников бамбука - злак листоколосник съедобный, в диком виде встречающийся на юге Китая. Ежесуточный прирост побегов этого растения достигает 40 см, то есть оно вырастает на 1,7 см в час. Всего за несколько месяцев злак вырастает на 30-метровую высоту; достигая 50 см в диаметре.

Удивительные деревья. Тюльпанное дерево. Его цветки напоминают степные тюльп.

Удивительные деревья. Тюльпанное дерево.

Его цветки напоминают степные тюльпаны, только они зеленоватой окраски с крупным оранжевым пятном у основания. Его родина - восточные штаты Северной Америки, где деревья могут достигать 70 м высоты и до 3,5 м в диаметре. Из древесины изготавливают музыкальные инструменты, используют ее для отделки салонов автомобилей. Кора обладает лекарственными свойствами.

Земляничное деревоЕго плоды внешне действительно напоминают плоды земляники -.

Земляничное дерево
Его плоды внешне действительно напоминают плоды земляники - они ярко- красные, с мелкобугорчатой поверхностью. Плоды земляничного дерева съедобны, они сочные и сладкие. Из них готовят варенье, вино, ликеры.

Огуречное дерево.действительно является родственником настоящего огурца, тыкв.

Огуречное дерево.
действительно является родственником настоящего огурца, тыквы и т. д. Это единственное древесное растение в семействе. Произрастает огуречное дерево на затерянном в Индийском океане острове Сокотра у восточного побережья Африки.

Молочные деревья.растут в Южной Америке, они выделяют млечный сок. Сок содерж.

Закрепление изученного.Какие растения называют покрытосеменными? Почему их на.

Закрепление изученного.
Какие растения называют покрытосеменными?
Почему их называют цветковыми?
Почему они занимают господствующее положение на Земле?
Как покрытосеменные приспособлены к условиям обитания?
Какую роль в жизни человека играют эти растения?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 5 кл. Биология.docx

______( Питченко В.В.)

Заместитель руководителя по УВР

_______( Евтушенко Л.С)

_________( Ярковая Е.В.)

Рабочая программа

по предмету Биология

класс ______ 5 _____

составитель: Рожкова Лидия Шамаевна

Рассмотрено на заседании

протокол №___ от

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), из них лабораторных работ 6 часов и контрольных работ – 3 часа.

Объектом изучения биологии в 5 классе является природа как единое целое.

Практическая ориентированность курса обеспечивает становление личностного поиска, созидательную творческую деятельности учащихся, воспитание ценностного отношения к окружающей действительности, к себе, к другим людям.

Реализовать требования Стандарта возможно при условии, если учащиеся усвоят основные биологические понятия, определенную сумму знаний и умений. На формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню науки и общественной практики, требует систематизации и обобщения усвоенного материала.

Цель: систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно-научных знаний;получение учащимися представлений о методах научного познания природы;формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-

продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков

продолжить развивать у детей общеучебные умения;

развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,

эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;

воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей,

формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природыметодами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимостизащиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Требования к метапредметным (коммуникативные и регулятивные) результатам:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, чтовключает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебнуюдеятельность;

оценивать собственный вклад в деятельность группы;

проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование целиучебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана,фиксирование результатов, использование простых измерительныхприборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приемов работы с информацией, что включает в себяумения: поиск и отбор источников информации (справочные издания напечатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) всоответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностнойкоммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие вработе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Требования к предметным результатам :

в ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о

естествознании как одном из важнейших способов познания человекомокружающего мира, как важнейшем элементе культурного опытачеловечества;

в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представленийо взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

в трудовой сфере - формирование навыков ухода за комнатными растениямити растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, задомашними питомцами;

в эстетической сфере - приводить примеры, дополняющие научные данныеобразами, взятыми из произведений литературы и искусства;

в сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.

Тематическое планирование по блокам (разделам)

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34 часа)

Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Решение

Покрытосеменные растения — это высшие растения, органом размножения которых является цветок, а семя развивается внутри плода, образующегося на месте цветка после его отцветания. Семена покрытосеменных растений защищены плодом от внешнего воздействия (покрыты). Благодаря этому свойству данный вид растений и получил своё название.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом


Покрытосеменные таблица

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

  • древесные, кустарниковые и травянистые формы
  • однолетние, двулетние и многолетние растения
  • более 250 000 видов
  • повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)
  • семенное и вегетативное размножение
  • генеративные органы — цветки
  • после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

  1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;
  2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;
  3. двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;
  4. редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

цветковые растения

Признаки двудольных растений:

  1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.
  2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.
  3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.
  4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.
  5. Жизненные формы древесные и травянистые.
  6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

однодольные цветковые

Признаки однодольных растений:

  1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.
  2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
  3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.
  4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.
  5. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
  6. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4.

Основные различия между Двудольными и Однодольными

Жизненный цикл Цветковых растений

Цикл развития цветкового растения

Цикл развития. Нажми для увеличения картинки!

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Покрытосеменные таблица

Читайте также: