Покрытосеменные самая молодая и многочисленная группа в царстве растений

Обновлено: 08.07.2024

Высшие семенные растения: голосеменные и покрытосеменные.

Голосеменные – исключительно наземные вечнозелёные, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Голосеменные имеют корень, стебель и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Своё название голосеменные получили потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные.

Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Покрытосеменные растения, или цветковые, – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах. Покрытосеменные растут в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, имеют корень, стебель, листья, но у них есть и орган семейного размножения – цветок, отсюда происходит их второе название – цветковые растения. После завершения цветения образуется плод, в котором находятся семена, содержащие, как правило, запас питательных веществ.

У покрытосеменных семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты), что позволяет им лучше переносить неблагоприятные условия. Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы. Покрытосеменные растения бывают однолетними, двулетними и многолетними. Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев. За это время они вырастают из семян, зацветают и дают новые семена, после чего погибают. Такие растения называют однолетними. Двулетние растения зацветают, дают семена па второй год и погибают. Многолетние растения цветут и образуют семена многократно. Продолжительность их жизни может исчисляться десятками и даже сотнями лет. У большинства покрытосеменных стебли прямостоящие. Но есть растения с вьющимися, лазающими и ползучими стеблями. Форма и строение листьев, а также строение корневых систем у разных цветковых растений тоже очень разнообразны.

Среди покрытосеменных много культурных растений, например овощные, хлебные, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, кормовые, технические, декоративные.

Значение семенных растений в жизни человека
Запах леса

Хвойные растения выделяют особые летучие вещества – фитонциды (от греч. фитон – растение и лат. цидо – убиваю), которые подавляют развитие многих бактерий не только в лесу, но и в его окрестностях.

Можжевельник выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем другие хвойные растения, и в 15 раз больше, чем лиственные. Поэтому там, где растёт можжевельник, воздух всегда чище.

В нашей стране встречается более 20 видов можжевельника. Все они нуждаются в охране.

Хвойные леса, называемые тайгой, занимают огромные пространства в нашей стране. В них обитают многие виды животных и растений. Хвойные леса дают основную массу строительной и поделочной древесины. Древесина хвойных широко используется для производства бумаги. Хвойные служат сырьём для получения бальзамов и смол, камфары, спирта, целлюлозы, медицинских препаратов и многих других продуктов. Семена некоторых хвойных содержат масло, используемое в пищу. Например, сосна сибирская (так называемый сибирский кедр) даёт не только ценную древесину, но и съедобные семена – кедровые орешки. Древесина лиственницы твёрдая, смолистая, долговечная, так как практически не поддаётся гниению. Поэтому древесина лиственницы всегда ценилась и ценится в настоящее время.

2.3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова. В тетради запишите букву и рядом слово, выбранное из списка, которое, по вашему мнению, надо вставить вместо буквы.
Жизнедеятельность растения
Растение получает воду в виде почвенного раствора благодаря наличию у корня _______(А). Наземные части растения, главным образом _______(Б), напротив, через особые клетки — устьица — удаляют значительное количество воды. При этом вода необходима не только для _______(В), но и как исходный материал для образования органических веществ.
Список слов:
1) испарение
2) корневой чехлик
3) корневой волосок
4) лист
5) цветок
6) дыхание

Что позволило покрытосеменным стать самой многочисленной и распространённой группой царства Растения?

Покрытосеменные растения, или цветковые, — самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах.

Этому способствовало разнообразие форм, независимость оплодотворение от наличия воды, зародыш семян имеет запас питательных веществ, наличие цветка-генеративного органа.

Ещё по теме

Какие увеличительные приборы вы знаете?

В какой среде живут бактерии?

Какие проводящие ткани ты знаешь?

Почему органы в многоклеточном организме работают согласованно?

Каковы отличительные признаки царств живой природы? Приведите примеры организмов всех царств.

Что лежит в основе роста организмов?

Какие особенности характерны для живой природы?

Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

Какая группа позвоночных животных является самой высокоорганизованной на Земле? Почему?

Какое строение имеют лишайники?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

“Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!

2. Актуализация знаний

1. Почему отдел называется голосеменные?

Ответ на вопрос не предлагается, так как опрос проводится фронтально.

2. Назовите характерные особенности голосеменных растений.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

3. Изучение нового материала

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?

Предположительные ответы детей

Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными
  • 2. Разнообразие покрытосеменных
  • 3. Места обитания покрытосеменных
  • 4. Значение цветковых.

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений. 250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.

Давайте рассмотрим особенности строения цветковых растений.

Почему их называют покрытосеменными?

Предположительные ответы детей.

У покрытосеменных имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено (покрыто).

Можно выделить следующие особенности Поктытосеменных в сравнении с Голосеменными растениями.

Признаки Покрытосеменных растений.

1. Количество видов покрытосеменных 250 тыс. видов.

2. Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

3. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

4. Наличие плода. Семенное размножение

5. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

6. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

1) деревья, кустарники, кустарнички и травы.

2) однолетние, двулетние, многолетние.

3) по форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)

Покрытосеменные растения

Что же такое однолетние, двулетние, многолетние растения?

Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период.

Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев.

Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет.

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

Предположительные ответы учащихся

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Роль цветковых растений

4. Физкультурная минутка

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

5. Закрепление знаний

“А ну-ка, отгадай”.

О многих цветковых растениях с давних времен люди слагали легенды, сказки, былины. Вам необходимо вспомнить названия некоторых легендарных растений.

В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение

Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой

Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели

По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна

Этот цветок стал эмблемой революции

Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше

6. Рефлексия

”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

7. Подведение итогов

Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

Читайте также: