Полез я малину собирать в кустах а там крапива

Обновлено: 05.10.2024

Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

ВложениеРазмер
plan_konspekt_ochen_vrednaya_krapiva.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД № 2017г.

в подготовительной к школе группе

1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

2) Воспитывать познавательный интерес

3) Совершенствовать двигательную активность

4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка

- наглядные: демонстрационный материал

- словесные: беседа, вопросы, объяснения

Материалы и оборудование : книга рассказов Шима

Формы и методы организации совместной деятельности

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физ.минутки , образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровые ситуации , игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Наблюдения , экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Беседы, речевые ситуации , составление рассказов и сказок, творческие пересказы , составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора )

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Поручения ( индивидуальные и под групповые), дежурства, практик-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

- Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это?

- Да ребята, это волшебный книга, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов.

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.

Очень вред­ная кра­пи­ва

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился! Взял палку и давай кра­пи­ве ма­куш­ки сши­бать.

- Вот тебе. Вот тебе.

- За что? – спра­ши­ва­ет ба­буш­ка.

- А за то, что вред­ная!

- Да разве, го­во­рит, - она вред­ная? Вся­ко­му ли­сточ­ку, вся­кой тра­вин­ке по­кло­нить­ся можно и спа­си­бо ска­зать.

- Я не буду кла­нять­ся да спа­си­бо го­во­рить!

- И зря… Я вот кра­пи­ву на­ко­шу для ко­ро­вы, будет ко­ро­ва же­вать – не ото­рвёт­ся. Кро­ли­кам кра­пи­вы на­дёр­гаю – тоже будут ра­дё­хонь­ки. И гуси кра­пи­ве об­ра­ду­ют­ся, и утки, и цып­ля­та… Да и ты, вояка, тоже!

- По­че­му я об­ра­ду­юсь?

- При­дёт ран­няя весна, я тебе из кра­пи­вы зе­лё­ных щей на­ва­рю. Зна­ешь, каких?

По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла.

Глав­ный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

Сказки, найденные в траве - IMG_1795.JPG

Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.

Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.

С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.

Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.

За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.

Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.

К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.

Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.

На столе рукопись Шима.

Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.

Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.

Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.

Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.

Ребёнок родится, человек создаётся.

Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.

Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.

Только так может вырасти в его сердце доброта.

Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.

Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.

Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.

Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.

Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.

Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.

Пусть полюбит жизнь.

Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.

Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.

ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА

Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:

— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.

А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.

Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.

— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!

Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.

— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!

Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.

Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.

Мама понюхала подснежники и говорит:

— Вот теперь настоящей весной запахло. Пора ехать!

Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.

Обыкновенной землёй пахнет весна.

Сказки, найденные в траве - IMG_1801_.JPG

ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?

Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.

Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.

— Её издалека заметишь!

Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.

Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля. Только проснулась да причёсывается.

Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.

Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.

— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?

— Да нашу деревню. Во-он, на горке. Издалека светится!

Вот мне смешно стало!

Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.

Сказки, найденные в траве - IMG_1802_.JPG

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!

— Это хлеб растёт.

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:

— До чего хлеб хорош!

Сказки, найденные в траве - IMG_1803_.jpg

КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?

Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:

— Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?

— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. — Я ещё в лес не ходила, не знаю.

— Понятно, — говорит бригадир.

А мне ничего не понятно. Ни капельки. Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?

— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка. — Цветы расспрашивать, травы. Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.

— Какой такой знак?

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

— Вот тебе. Вот тебе.

— За что? — спрашивает бабушка.

— А за то, что вредная!

— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

— Я не буду кланяться да спасибо говорить!

— И зря. Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю—тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята. Да и ты, вояка, тоже!

— Почему я обрадуюсь?

— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь каких?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Составил: воспитатель Склярова М.С.

1) Формировать у детей умение пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей . Побуждать объяснять значение слов; упражнять в словообразовании с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.

2) Воспитывать познавательный интерес

3) Совершенствовать двигательную активность

4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Методы и приемы : - практические : игровая ситуация, физ. минутка

наглядные : видео подборка, материал из видеоуроков.

- словесные : беседа, вопросы, объяснения

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить

Растёт под забором.

До чего же злючий норов,

А пожаловала в щи -

До чего же хороши!

( Крапива .)

Писатель Э.Ю.Шим — хороший рассказчик , у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов .

Чтение рассказа :

Очень вредная крапива

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива . Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух, я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать .

- Вот тебе. Вот тебе.

- За что? – спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная !

- Да разве , говорит, - она вредная ? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- Я не буду кланяться да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы , будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются , и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь ?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю . Знаешь, каких?

Главный смысл этого рассказа заключается в том , что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

3. Беседа по содержанию рассказа .

• Как называется рассказ ?

• Что собирать полез мальчик?

• Что ему обтрескало руки?

• Что стал делать мальчик с крапивой ?

• Кто пришел к мальчику?

• Что бабушка сказала?

• Для кого нужна крапива ?

• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве ?

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ , а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.

4. Составление мнемотаблицы

• Зеленая крапива

• Мальчик рвет малину

• Он обжег руки и ноги

• Сшибает верхушки крапивы

• Разговор с бабушкой

• Чем полезна крапива

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ .

6. Пересказ рассказа детьми .

Пересказ рассказа детьми по цепочке , затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)

7. Работа над пословицей :

Читайте также: