Половое размножение растений конспект урока

Обновлено: 05.10.2024

Яйцеклетка – женская половая клетка (женская гамета) людей и других животных, высших растений, а также многих водорослей.

Сперматозоид – мужская половая клетка (мужская гамета).

Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской гамет, в результате которого формируется зигота (оплодотворенная яйцеклетка).

Зигота – клетка, образующаяся в результате оплодотворения.

*Гинецей – совокупность плодолистиков цветка. Другое определение гинецея – совокупность пестиков в цветке.

*Андроцей – это совокупность тычинок (микроспорофиллов) одного цветка. Тычинка является носителем мужской наследственности.

*Гермафродизм – одновременное или последовательное наличие у организма мужских и женских половых признаков, и репродуктивных органов.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности полового размножения и его преимущество перед бесполым. Так же рассмотрим процесс полового размножения у цветковых растений. Повторим строение цветка, семени.

Свойство организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивающее непрерывность жизни, называется размножением. Половым называется размножение, при котором преемственность поколений в увеличение численности особей осуществляется с помощью специализированных половых клеток - гамет: женских - яйцеклеток и мужских - сперматозоидов. Созревшие половые клетки при слиянии образуют зиготу, из которой развивается новый дочерний организм. По достижении половой зрелости новый организм в свою очередь производит гаметы, которые дают начало следующим потомкам. Так осуществляется преемственность поколений. Половое размножение имеет очень большие эволюционные преимущества по сравнению с бесполым. Это обусловлено тем, что генотип потомков возникает путем комбинации генов, принадлежащих обоим родителям. В результате повышаются возможности организмов в приспособлении к условиям окружающей среды. Сущность полового размножения заключается в объединении в наследственном материале потомка генетической информация из двух разных источников – родителей.

У животных чаще встречается раздельнополость, т. е. наличие мужских и женских особей (самцов) и (самок), которые нередко различаются по размерам и внешнему виду (половой деморфизм).

Половые клетки образуются в специальных органах – половых железах.

Мелкие, снабженные жгутиком, подвижные сперматозоиды формируются в семенниках, а крупные неподвижные яйцеклетки (яйца) – в яичниках.

Процесс оплодотворения у многоклеточных животных, как и у одноклеточных, заключается в слиянии мужских и женских гамет. Как правило, затем сразу же происходит и слияние их ядер с образованием диплоидной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Наличие половых признаков (гамет) у одной особи. Родитель может одновременно выполнять функции отца и матери или при встрече с другим представителем вида выполнять функцию одного из партнёров (самки или самца)

  1. Гермафродизм
  2. Виноградные улитки, плоские черви
  3. Партеногенез
  4. Пчёлы, некоторые виды ящериц, дафнии, тля

Правильный вариант ответа:

Наличие половых признаков (гамет) у одной особи. Родитель может одновременно выполнять функции отца и матери или при встрече с другим представителем вида выполнять функцию одного из партнёров (самки или самца)

Виноградные улитки, плоские черви

Пчёлы, некоторые виды ящериц, дафнии, тля

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Оплодотворение у цветковых растений.

Процессу оплодотворения у растений предшествует _________. Как только ___________ попадает на ________ пестика, она начинает прорастать и образуется ___________. В каждой пылинке образуется по паре __________, которые передвигаются к семязачатку. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, они достигают _________ и проникают внутрь _________. К этому времени в завязи образуется ______________.

Правильный вариант:

Процессу оплодотворения у растений предшествует опыление. Как только пыльца попадает на рыльце пестика, она начинает прорастать и образуется пыльцевая трубка. В каждой пылинке образуется по паре спермиев, которые передвигаются к семязачатку. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, они достигают завязи и проникают внутрь семязачатка. К этому времени в завязи образуется зародышевый мешок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся познакомятся с видами опыления и особенностями оплодотворения растений.

Половое размножение покрытосеменных растений.

Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.

Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Мотивация к учебной деятельности.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный.

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли – они везде прелестны,

А в зелени садов - тем более уместны.

О каком объекте живой природы идет речь?

Этот объект – красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Какое строение имеет цветок?

Чем являются тычинки?

Из чего состоит пестик?

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр­на, или пыльца.

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок, состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку. На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка.

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется самоопылением. Так опыля­ются пшеница, рис, горох, фасоль. При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен­ные признаки. Вот почему потомст­во, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похо­же на родительское растение.

А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит перекрёстное опыление. При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материн­ского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родите­лей.

Разберёмся, как пыльца может попасть с тычинки на пестик. Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека.

У водных растений перенос пыльцы осуществляет вода. У некоторых водных растений (элодея, валлиснерия) пыльца переносится водой. У таких растений оболочка пыльцы содержит много жирных веществ, благодаря которым пыльца плавает, не смачивается водой, не разбухает и не лопается.

Задание. Стр. 135 выделить признаки насекомоопыляемых растений

Стр – 136. Выделить признаки ветроопыляемых растений.

Растения, которые опыляются с помощью насекомых, называются насекомоопыляемыми. Опылителями являются пчёлы, шмели, бабочки, жуки. Насекомые-опылители посещают цветки ради сбора пыльцы и нектара, которые служат для них пищей. У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Многие растения имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы. Многие цветки выделяют сахаристую жидкость — нектар. У душистого табака, маттиолы цветки раскрываются в ночное время и издают приятный аромат, который привлекает ночных бабочек. Цветки рябины, наоборот, имеют неприятный запах, но он привлекает мух, которые их и опыляют. Для многих жуков пищей является пыльца, ради сбора которой они и посещают цветки. Перемазавшись в пыльце, они перелетают с одного растения на другое и переносят прилипшие к телу пы­линки на рыльца пестиков соседних цветков.

Растения, у которых опыление происходит с помощью ветра, называются ветроопыляемыми. Они имеют мелкие невзрачные цветки, лишённые нектарников и в большинстве случаев, не имеющих запаха, свисающие пыльники на длинных тычиночных нитях, длинные пестики с широкими рыльцами для улавливания большого количества пыльцы. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве. Многие ветроопыляемые растения (орешник, ольха, берёза) растут большими скоплениями и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

Человек иногда сознатель­но переносит пыльцу с тычинок одного растения на рыльца пестиков другого растения. Та­кое опыление называют искусственным. Его осуще­ствляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу чистой сухой кисточкой.

Демонстрация растений: определите вид опыления и по каким признакам вы определили.

Процесс оплодотворения — очень важный биологический процесс. Под оплодотворением понимают слияние двух половых клеток — гамет. При половом размножении происходит слияние двух гамет и образуется особая клетка – зигота. Из которой в дальнейшем образуется новый организм. Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота.

При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает и превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия. Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодо­творение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с централь­ной клеткой и образуется эндосперм, в котором накапливаются запасы питатель­ных веществ. Они необходимы для питания и развития Таким образом, у цвет­ковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а вто­рой спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс от­крыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний зародыша.

Разберёмся, что же происходит с цветком после двойного оплодотворения. Сначала начинает образовываться эндосперм и в его клетках постепенно накапливаются запасные питательные вещества. После этого начинает делиться зигота. Из зиготы образуется зародыш — зачаток нового организма. Для своего развития он использует питательные вещества, накапливающиеся в клетках эндосперма.

После оплодотворения весь семязачаток разрастается и превращается в семя.

Параллельно с развитием семени завязь преобразуется в зрелый плод.

Стенки завязи образуют стенку плода — околоплодник. Околоплодник защищает семена от неблаго­приятных воздействий.

Если в образовании плода принимают участие только стенки завязи, то такой плод называется истинным (горох, томат). В образовании плода могут участвовать разросшиеся цветоложе, основания тычинок и лепестков. Такие плоды называются ложными (шиповник, яблоко).

Внутри плода развиваются семена. Таким образом, плод состоит из околоплодника и семян.

Закрепление.

Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой.

Одна пчела летит, за ней вторая

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки, щедро опыляя,

Рожь опылят – ведь им не привыкать

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай

Опыли-ка картофель, горошек -

Будет щедрый у нас урожай.

Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетать,

Будем урожая ждать.

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

А сейчас вопросы от Знайки.

Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого цвета и желтого?

Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет?

Цветок томата еще в бутоне был закрыл марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление?

Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс: 6а,6б,6в,6г,6д.

Учитель: Губайдуллина ВИ.

Цель урока:

· раскрыть особенности полового размножения растений.

Задачи:

Образовательные:

· раскрыть особенности строения цветка как органа полового размножения;

· познакомить с сущностью процесса оплодотворения;

· показать биологическое значение полового размножения растений.

Развивающие:

· совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений;

· продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником;

· развивать ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные:

· воспитывать у учеников интерес к изучению природы.

Планируемые образовательные результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

Предметные

· Сформулировать определение понятиям: цветок, типы цветков, тычинки и пестик

· определять какие бывают части цветка

· раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка

· развивать умения описывать строение цветка на живых объектах и на гербарном материале, рисунках.

Метапредметные обучающиеся смогут

Познавательные:

-обобщать полученную информацию;

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные обучающиеся смогут

· Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

· Осознавать свои эмоции

· Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции

· Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок и мотивирует их к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали вегетативное размножение растений.

1. Индивидуальная работа с карточками(установить соответствие между представителями растений и способами вегетативного размножения).

Способ вегетативного розмноження

1 бриофиллиум

2 топинамбур

3 клубника

5 смородина

А корневыми отпрысками

В корневищем

Г клубнями

Е луковицей

Ж выводковыми почками

Ответы: 1 — Ж, 2 — Г, 3 — Д, 4 —В, 5 — А, 6— А, 7— Е.

2. Какие органы растения называются вегетативными?

3. Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?

4. Каково значение вегетативного размножения для растений?

5. В чём преимущества вегетативного размножения перед семенным?

6. Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?

7. Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением?

III. Мотивация учебной деятельности.

Посмотрите на эпиграф нашего урока:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Константин Георгиевич Паустовский

Учитель: Ребята, скажите о каком процессе идет речь? Ребята подумайте пожалуйста и ответьте на следующие вопросы:

-Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?

Ответ учащихся. Правильно, способность к размножению. У какой части растений есть семена?

Итак, давайте вместе назовем тему и сформулируем цель сегодняшнего урока.

Цели урока: сформировать представление о половом размножении ратсений.

1. изучить понятие половое размножение

2. расширить представления о значении полового размножения

3. научиться выделять половое и бесполое размножение

Учащиеся добавляют в строки нужные слова.

IV. Изучение новой темы.

Вокруг нас много красивых, ярких цветов- одни с одним листиком(коала), с большим количество(ромашка)(демонстрирует фото). Так из чего- же они состоят? (Вспоминаем строение цветка)

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Итак, цветок является генеративным органом, а почему ? (вспоминаем, что означает этот термин, мы знакомились с ним в начале года). Следовательно в нем должны содержаться половые клетки. Наша задача выяснить названия этих половых клеток и место их образования в цветке.

Половые клетки – гаметы вообще клетки особенные. У цветковых растений половые клетки называются - яйцеклеткой – ж. п. кл. и спермием – м. п. кл.

Какая главная часть цветка является мужской частью? (работа с учебником)

- Тычинка является мужской частью цветка, в ней есть мужские половые клетки – спермии или мужские гаметы, которые развиваются из пыльцевых зерен, их 2.

Тычинка пыльник пыльцевое зерно (пылинка) спермии (2)

2. Строение семязачатка. (рассказ с элементами беседы).

Пестик же является женской частью цветка. В его завязи находится семязачаток, а в нем – зародышевый мешок.

семязачаток

зародышевый мешок

яйцеклетка центральная и клетки синергиды – 2

V. Закрепление полученных знаний.

Выбрать верные утверждении(слайд11)

1. Укороченный видоизмененный и укороченный у растений побег, который приспособлен к половому размножению растений, называется…

2. Главными частями цветка являются…

3. Женская часть цветка.

4. Пестик состоит из…

5. Тычинка состоит из …

6. Группа цветков собранны в …

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Проверка способности самооценки как личностный результат. Научить себя адекватно оценивать.

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

схема поколений растений

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

бесполое размножение растений

половое размножение растений

Читайте также: