Понятие о физической подготовке хоккеиста на траве

Обновлено: 04.07.2024

Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т.е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности, обеспечивающих высокий уровень спортивного мастерства и успешное выступление в соревнованиях. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет особое значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста.

Содержимое публикации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Горшкова Александра Михайловна

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ

Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т.е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности, обеспечивающих высокий уровень спортивного мастерства и успешное выступление в соревнованиях. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет особое значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста.

Основными задачами физической подготовки являются:

1.Повышение уровня здоровья и функциональных возможностей различных систем организма хоккеиста.

2.Развитие основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) в их органическом единстве, отвечающих специфике хоккея.

Виды физической подготовки

В хоккее методически и педагогически целесообразно физическую подготовку подразделять на общую, специализированную и специальную.

Общая физическая подготовка хоккеиста является фундаментом, необходимой базой для высоких результатов. Она обеспечивает главным образом решение следующих задач:

1.Всестороннее гармоническое развитие организма хоккеиста, разностороннее повышение его функциональных возможностей.

2.Повышение уровня здоровья.

3.Обеспечивание активного отдыха в период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок [9, 10, с. 362].

Общая физическая подготовка должна иметь место в подготовке хоккеистов всех уровней, от новичка до большого мастера, однако ее удельный вес в интегральной подготовке во многом определяется квалификацией игрока. Естественно, на первых эта пах многолетней подготовки (у юных хоккеистов) ее удельный вес значительно больше, чем на этапе спортивной зрелости. Кроме того, на этапе высшего спортивного мастерства она носит более целенаправленный и специализированный характер. Важно отметить, что многие средства общей физической подготовки более эффективны в развитии очень важных для хоккеистов качеств, чем средства специальной физической подготовки [9, 10, с. 363].

Для общей физической подготовки используется большой арсенал различных средств, в числе которых можно выделить упражнения на снарядах и со снарядами, с партнером, на специальных тренажерах, общеразвивающие упражнения (типа зарядки), а также упражнения из других видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, гребля, плавание и др. (табл. 1).

Таблица 1 – Классификация упражнений для физической подготовки хоккеистов

Специально- подгото ви тельные упражнения

Основные (соревнова­тельные) упражнения

Упражнения со снарядами

Упражнения на снарядах

Упражнения с партнером

Общеразвивающие упражнения типа за­рядки

Упражнения из дру­гих видов спорта (лег­кая атлетика, гимна­стика)

1. Имитационные упражнения, в том числе прыжковые, беговые

2. Упражнения на специальных трена­жерных устройствах,

в том числе с исполь­зованием измеритель­ных стендов

3. Модернизирован­ные спорти гры (бас­кетбол, гандбол, фут­бол, регби), проводи­мые с учетом хоккей­ной специализации

4. Пег на коньках

5. Силовые единобор­ства

6. Игровые упражне­ния (3 x 0, 3х1, 3 x 2, 3 x 3, 2 x 3, 5 x 0,5 x 3, 5 x 4 и др.)

7. Двусторонние игры

Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки. Она имеет более узкую и специфическую направленность и призвана решать следующие задачи:

1.Преимущественное развитие тех качеств, которые более специфичны для хоккея.

2.Избирательное развитие тех мышечных групп, которые в большой степени принимают участие в основных хоккейных движениях.

В этой связи в качестве ведущих средств специализированной физической подготовки будут применяться такие упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характеру нервно-мышечных усилий адекватны основным движениям хоккеиста, выполняемым в игровой деятельности. Среди них можно выделить следующие:

1.Имитация различных технических приемов.

2.Упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, основные хоккейные движения с различными отягощениями.

3.Имитационные прыжковые упражнения.

4.Модифицированные спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, регби), проводимые по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности хоккеиста.

Специальная физическая подготовка хоккеиста осуществляется главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т.е. непосредственно в основных движениях хоккеиста, выполняемых в игровой деятельности. Поэтому в качестве основных средств специальной физической подготовки используются в основном игровые упражнения с подключением всевозможных усложнений, усиливающих их воздействие на организм хоккеиста. Например, броски и ведение утяжеленной шайбы, различные виды челноков с отягощением на поясе, игровые упражнения 3:0, 3:1, 3:2, 3:3 в различных режимах, адекватных игровой деятельности. Как правило, такие упражнения комплексно воздействуют на тренированность хоккеиста, одновременно повышая его физическую и технико-тактическую подготовленность [9, 10, с. 364].

Все указанные виды физической подготовки хоккеистов органически взаимосвязаны и их следует рассматривать как единое целое в воспитании хоккеиста высокой квалификации. Единство общей и специальной подготовки является одним из принципов отечественной системы спортивной тренировки.

Направленность, методы и формы организации и проведения физической подготовки

Тренировочный процесс, направленный на повышение физической подготовленности хоккеистов, должен обеспечивать воспитание основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Хоккей, как и другие спортивные игры, характерен комплексным проявлением указанных физических качеств. Поэтому и работа над их повышением проводится, как правило, в органической взаимосвязи так, чтобы одно двигательное качество дополняло, а не угнетало другое. Воспитание физических качеств непосредственно связано с совершенствованием процессов энергообеспечения работающих мышц. Для эффективного воздействия на то или иное физическое качество необходимо применять нагрузки определенной физиологической направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитические и анаэробно-алактатные) [9, 10, с. 364].

В качестве основных методов используются:

-метод стандартного повторного упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки;

-метод переменного (вариативного) упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки;

-игровой и соревновательный методы;

-различные варианты комбинированных методов.

Преимущественное использование тех или иных методов в физической подготовке хоккеистов зависит от тренировочного этапа, контингента занимающихся, условий и других факторов.

Среди наиболее приемлемых организационно-методических форм проведения физической подготовки можно выделить раздельную, круговую и поточную. Взаимосвязь физической подготовки с технической, тактической и волевой. В процессе подготовки хоккеистов высокой квалификации физическая подготовка сочетается с технико-тактической и волевой, поскольку в соревновательной деятельности хоккеиста они проявляются в органическом единстве и взаимосвязи. Так, выполнение любого игрового приема связано с проявлением физических качеств и двигательного навыка, т.е. техники движения.

Известно, что скорость бега на коньках, сила броска, силовое единоборство и другие приемы являются, с одной стороны, критериями техники, а с другой - высокой физической подготовки и, в частности, высокого уровня специальной силы и скорости.

Исследованиями на хоккеистах высокой квалификации установлена тесная взаимосвязь между показателями силовой, скоростной, скоростно-силовой подготовленности и уровнем их технического мастерства.

Подобная взаимосвязь существует и между физической и тактической подготовкой. Известно, что уровень подготовленности хоккеистов команды, в частности их выносливость и скорость, во многом определяют выбор тактики команды [9, 10, с. 365].

Команда, имеющая низкий уровень физической подготовленности, не в состоянии вести игру прессингом по прогрессивной тактической системе 3-2.

Несомненно, команда, достигнувшая более высокого уровня физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности. В соревновательной и тренировочной деятельности хоккеистов физическая подготовка связана также с психологической. Низкий уровень физической подготовки негативно отражается на волевых качествах спортсмена и не способствует эффективному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства.

Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по хоккею на 2018 год. Номер-код вида спорта: 0030004611Я (утв. Минспортом России 28.12.2017, Общероссийской общественной организацией "Федерация хоккея России") (ред. от 13.12.2018).

Михно, Л.В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров / Л.В. Михно, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Филатов, Р.Г. Ишматов, В.С. Волков / под ред. Л.В. Михно. - СПб. 2017. - 616 с.

В пособии представлены учебно-тематический план обучения игре в хоккей на траве, конспекты образовательной деятельности для детей 6 лет. Эта книга дает умения, необходимые юному хоккеисту. Она посвящена технике и тактике игры, правилам планирования и проведения спортивной подготовки хоккеистов.

Пособие предназначено для инструкторов по физической культуре, педагогов ДОУ, направлено на образование в области физической культуры, развитие двигательных способностей дошкольников и укрепление здоровья.

ВложениеРазмер
metodicheskoe_posobie_shagi_k_masterstvu.docx 867.43 КБ

Предварительный просмотр:

(по обучению дошкольников спортивной игре хоккей на траве)


Составители: Анна Леонидовна Коротя - инструктор по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 3 муниципального образования Ленинградский район

В пособии представлены учебно-тематический план обучения игре в хоккей на траве, конспекты образовательной деятельности для детей 6 лет. Эта книга дает умения, необходимые юному хоккеисту. Она посвящена технике и тактике игры, правилам планирования и проведения спортивной подготовки хоккеистов.

Пособие предназначено для инструкторов по физической культуре, педагогов ДОУ, направлено на образование в области физической культуры, развитие двигательных способностей дошкольников и укрепление здоровья.

Растить здоровых детей – это подлинное искусство,

которое приходится совершенствовать всю жизнь.

У хоккея на траве давняя и богатая история. Хоккей на траве - древняя игра. В Египте в хоккей на траве играли еще за два тысячелетия до нашей эры: на пирамиде того периода в долине реки Нила изображены два человека, играющие клюшками и шарообразными предметом. Раскопки показывают, что эта игра была известна жителям Древней Греции.

Исторические документы говорят о том, что игры, похожие на хоккей, были у древних японцев, у ацтеков Южной Америки, у красных индейцев.

Большинство историков считает, родоначальником хоккея на траве являются пастухи, коротавшие свободное время на пастбище.

Эта спортивная игра является не только формой отдыха и развлечения, но и официальной спортивной дисциплиной. Цель игры – забить гол в ворота соперника. Как и в любом состоянии, здесь существует свои правила и этикет. Данная игра не знает возрастных ограничений, для нее нужна специальная физическая подготовка. От игроков требуется концентрация внимания, техника исполнения ударов и координация. Несмотря на дружелюбную атмосферу между соперниками, хоккей на траве – игра азартная, требующая гибкого ума и сноровки.

Каждая эпоха требует обновления форм и методов воспитания и обучения детей. В настоящее время перед педагогами стоит задача укрепления здоровья дошкольников, приобщение их к здоровому образу жизни, формированию интереса к спорту, а так же воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей стратегическим видением, обладающей выдержкой, собранностью, умением концентрировать свое внимание. Именно такие качества и развивает в ребенке хоккей на траве.

Хоккей на траве – один из способов поддержания хорошей физической формы. Постоянное движение во время игры, тренировок, отработки движений, ударов, поз улучшает общее физическое состояние, закаляет не только организм, но и нервную систему, помогает сосредоточится, сконцентрироваться. Хорошее влияние хоккей на траве оказывает на зрение: концентрация внимания на белом шарике, лежащем на темно-зеленой поверхности специального искусственного покрытия, тренирует мышцы глаз, успокаивает и умиротворяет.

Разработанное нами пособие, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Главной целью пособия является обучение дошкольников игре в хоккей на траве и поддержание интереса к физической культуре и спорту. При этом обеспечивается решение следующих задач физического воспитания дошкольников:

-укрепление физического здоровья, физического развития и повышения работоспособности детей дошкольного возраста;

- воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- обучение правилам игры в хоккей на траве;

- развитие двигательных способностей и приобретение соответствующих умений;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Его отличительной особенностью являются развернутая деятельность педагога, направленная на формирование личности ребенка в коллективе, развитие его физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни. Хоккеем на траве могут заниматься воспитанники с разными физическими возможностями.

Для игры в хоккей на траве подходят любые поверхности: асфальт, бетон, земля, травка, даже на утоптанном снегу можно организовать зимний турнир по хоккею на траве. А пара мячей и клюшки для игры в хоккей на траве и ворота – все, что необходимо для участия в игре.

К концу 2- го года обучения воспитанники должны закрепить знания, полученные за первый год обучения, научиться чувствовать и ценить красоту игры в хоккей на траве, стать активными участниками соревнований. Они так же должны знать простейшие основы судейства, уметь грамотно выполнять технику игры, самостоятельно продумывать движения мяча во время игры.


Физическая подготовка хоккеиста является неотъемлемой частью общей тренировки игрока. Общая физическая подготовка способствует разностороннему физическому развитию, способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, улучшает физические качества, двигательные способности спортсмена, расширяет запас двигательных навыков и умений, способствует быстрому освоению специальных навыков. Из этого пособия вы узнаете о том, как развить скоростные качества и силу, как сделать игрока более выносливым и гибким, как обучить двигательным действиям.

Оглавление

  • Комплекс упражнений утренней гимнастики хоккеистов
  • Специальная физическая подготовка
  • Развитие силовых качеств

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая подготовка хоккеиста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Развитие силовых качеств

Сила необходима в момент броска, необходима при выполнении хоккеистом силовых приемов, при беге на коньках. Влияет сила и на развитие скорости и важна при развитии ловкости. Сила помогает хоккеисту не чувствовать усталости. С помощью силы, вратарь не чувствует тяжести экипировки и не чувствует утомления при вынужденном положении в основной стойке. Для игры клюшкой нужны сильная кисть и хорошо развитые мышцы плеча и предплечья. Специальные упражнения для развития силы хоккеист может выполнять индивидуально или с партнером. Их следует чередовать с упражнениями другого характера, в том числе с упражнениями на расслабление.

Во время хоккейного матча хоккеистам приходится выполнять различные приемы: торможения, остановки, броски, быстрые старты, силовые единоборства и т. д. Только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц, могут эффективно выполнить эти и другие действия. Выявлена прямая зависимость между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсмена.

Важна для хоккеиста и развитие силы мышц. Для стабилизации игровой позы хоккеиста важны мышцы — разгибатели туловища, для отталкивания ото льда, важны мышцы сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра. В связи с этим для хоккеистов важны:

1. Быстрая сила, которая проявляется в скоростных движениях и при преодолевании небольших отягощений.

2. Взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия. Взрывная сила характеризует возможность хоккеиста достигать максимальных показателей силы за короткое время по ходу выполнения двигательного действия.

3. Абсолютная сила — это способность спортсмена преодолевать значительное сопротивление (отягощение). В движениях, в которых участвует небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не играет никакой роли, если сопротивление значительно, то она приобретает существенное значение и связана с максимумом взрывного усилия.

4. Относительная сила выражает отношение максимальной силы к массе тела. В двигательных действиях, в которых приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение.

5. Силовая ловкость — способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц.

Специфика хоккея на траве определяется способом пользования клюшкой и техническими предпосылками правил игры.

Эта специфика предполагает наличие у хоккеиста специальной физической подготовленности, на развитие которой обращается внимание еще на самом начальном этапе обучения (среди прочего – подвижность суставов рук и ног, тазобедренного сустава).

В процессе подготовки хоккеиста основное внимание уделяется технике. Значение и объем тренировки, направленной на отработку техники, в хоккее на траве по сравнению с другими видами спорта больше.

Хоккей на траве: особенности основных технических элементов.

Игрок должен быть в состоянии из основного положения быстро начать выполнение всех движений и действий клюшкой.

Хоккей на траве: положение рук.

Плоская сторона клюшки направлена влево. Левая рука держит конец ручки (спортсмены из стран Азии предпочитают вообще не держать конец ручки), правая рука находится примерно на середине клюшки.

Хоккей на траве: бег.

Для бега в хоккее на траве типична неожиданная смена направления назад или в сторону. Игрок бежит с чуть согнутыми коленями, причем вес тела в основном переносится на носки. Клюшку он содержит в зависимости от ситуации одной рукой (в правой – при длительном быстром беге; в левой – непосредственно перед левосторонней атакой) или обеими руками перед корпусом (на уровне мяча).

Хоккей на траве: ведение мяча.

В соответствии с игровой ситуацией мяч приводится в движение слабыми ударами ведущей руки (если нет помех со стороны противника) или при попеременной смене ведомой и ведущей рук (при противодействии со стороны противника или при обыгрывании противника). Решающее значение здесь имеет координация между движениями корпуса и суставов рук или работой клюшкой.

Хоккей на траве: остановка мяча.

Хоккей на траве: непрерывное ведение.

Мяч остается лежать на поле. Крюк клюшки устанавливается непосредственно позади мяча и сопровождает мяч на расстояние до 25 см. Непрерывное ведение удобно для быстрой, точной передали из любого положения.

Хоккей на траве: бросок с места.

Плоская сторона крюка клюшки подводится под мяч. Затем вследствие более или менее сильного удара мяч может быть поднят на различную высоту и отброшен на различное расстояние. Удар с размаху применяется при бросках по воротам, подачах и фланговых передачах.

Хоккей на траве: бросок с ходу.

Этот тип удара (удобен при игре короткими пасами) игрок производит, не меняя положения клюшки путем короткого замаха.

Хоккей на траве: броски ведущей и ведомой руками.

При ударе ведущей рукой расстояние между обеими руками должно быть небольшим. Во время замаха правая рука скользит по ручке клюшки вверх. Хоккеист немного выставляет левую ногу вперед, если ведущей является правая рука. Мяч в это время должен лежать таким образом, чтобы по нему можно было ударить наиболее изогнутой частью крюка клюшки. В фазе замаха и конечной фазе клюшка не должна подниматься выше уровня плеч. Удар ведомой рукой выполняется при повороте ведомой руки (скрытая передача).

Хоккей на траве: начало игры.

Два игрока одновременно касаются клюшками поверхности поля справа от лежащего между ними мяча и затем соприкасаются плоскими сторонами клюшек над мячом. После трехкратного повторения мяч может быть введен в игру.

Хоккей на траве: снятие мяча с клюшки.

При снятии мяча с клюшки следует учитывать то, что прежде всего необходимо дотронуться до мяча. До этого момента игрока, ведущего мяч нельзя касаться ни клюшкой, ни корпусом.

Хоккей на траве: техника игры вратаря.

Читайте также: