Посадка бомбардировщика на авианосец

Обновлено: 16.07.2024

Ночью 9 февраля 2008 года с авиабазы "Украинка" в воздух поднялись четыре бомбардировщика Ту-95МС "Медведь". Их задачей было так называемое "условное уничтожение" противника - гордости американского флота авианосца "Нимиц" (USS Nimitz). Находящиеся на вооружении уже более полувека, заслуженные "Медведи" поставленную задачу выполнили, в очередной раз поставив под серьезное сомнение военное доминирование США. "РГ" вспомнила заслуги "Ту-95" и историю о том, как русские пилоты американский авианосец напугали.

Символично, что эту операцию выполнил самолет, который создавался в далекие 50-е годы прошлого века как бомбардировщик-ракетоносец для непосредственного отпора растущей агрессии Америки. "Ту-95" - самолет, опередивший время, живая легенда советских и российских ВВС, долгие годы находившийся на защите границ нашей страны. Интересен и тот факт, что в 2010 году этот "ветеран" даже установил мировой рекорд беспосадочного полета. Долгих 43 часа, более 30 тысяч километров над тремя океанами, четыре дозаправки в воздухе - так сухие цифры описывают рекорд "Ту-95".

Как же получилось, что грозный морской гигант "Нимиц" был так легко обнаружен и почти потоплен?

Вылетев с базы в Амурской области, "Медведи" двинулись немного южнее границ Японии. Затем два из четырех "Ту-95", заметив на радарах американского "левиафана", чуть изменили курс. Когда до авианосца российским бомбардировщикам оставалось около 800 километров, гигант, наконец, очнулся и выслал на перехват четыре истребителя F/A-18.

Дальнейшие действия пилотов "Ту-95" были похожи на прекрасный шахматный гамбит, где для выигрыша позиции и последующей победы необходима жертва. Такой жертвой стал один из двух наших бомбардировщиков: он охотно изобразил покорность и позволил перехватить себя. Когда же удивленные и обрадованные американцы вспомнили о втором "Медведе", он уже пролетал в 600 метрах над палубой "Нимица", безукоризненно сымитировав атаку на авианосец. Сделав победный разворот в воздухе, Ту-95МС своеобразно попрощался с заокеанскими коллегами: пролетел над флагштоками корабля еще раз и был таков. После этого представления бомбардировщики в целости и сохранности вернулись на базу, оставив матросов и генералов "противника" стоять с пристыженным видом на палубе.

Фото: wikipedia.org

Поначалу факт возможной атаки, пускай и мнимой, американской стороной умалчивался. Лишь спустя два месяца, весной 2008 года, официальные лица и Пентагон попытались сделать "хорошую мину при плохой игре". Представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что тот факт, что Ту-95МС еще летают - уже хорошо. Однако после реакции американской прессы на эти слова он был вынужден признать, что необходимо провести служебное расследование: журналисты и без того активно критиковали администрацию Буша, а теперь общественность обеспокоилась еще и реальной угрозой безопасности страны. В результате СМИ забили тревогу, и представитель администрации признал ошибку.

Переоценить этот несколько мальчишеский поступок нашей авиации сложно. Бомбовая нагрузка Ту-95МС равна 12 тоннам. Помимо 16 крылатых ракет Х-55М ракетоносец обладает и несколькими тоннами бомб малого калибра в подфюзеляжной подвеске. Всему этому взрывному коктейлю было вполне под силу устроить в Тихом океане грандиозный фейерверк. А это значит, что "Нимиц", на борту которого находились несколько тысяч человек, 90 самолетов и вертолетов стоимостью 8 миллиардов долларов, оказался беспомощен против двух бомбардировщиков периода холодной войны.

В защиту проспавшему русских пилотов "Нимицу" хочется сказать, что перспективы авианосцев вообще в будущем довольно туманны. С одной стороны, этакий "мобильный аэродром" очень полезен: концентрация сил на определенном участке потенциального военного столкновения осуществляется практически моментально, мгновение - и сотня самолетов поднимается в воздух. С другой стороны, перефразируя известную поговорку: здесь слишком много яиц в одной корзине. Точечные удары крылатых ракет способны за несколько секунд заставить уйти на дно миллиарды долларов (и это не говоря о человеческих жизнях). Вот и получается, что "Нимиц" и ему подобные авианосцы - это колоссы на глиняных ногах.


В условиях глобальных провокаций со стороны США в отношении России, возрастает роль оперативно-тактической ракетоносной авиации, точнее, модернизированных самолетов Ту-22М3. Существует бесконечное количество баек и реальных историй про то, как самолеты аналогичного назначения с помощью грамотного использования боевых возможностей своих летательных аппаратов преодолевали наземные и морские средства ПВО Америки, Японии и стран противостоявших Советскому Союзу, а потом и России.

История эта произошла во времена "ядерной дружбы" между СССР и янками. Тогда наши дальние стратегические бомбардировщики Ту-95 регулярно кружили вокруг Кубы и делали аэрофотосъемку всего что можно. Кстати, американцы в этом районе держали свои боевые корабли, в том числе и несколько авианосцев.

Но как они пошли на посадку… Снизили высоту и скорость… Выдвинули все свои закрылки. Задрали нос… Даже выпустили шасси!

Так американские матросы, увидев, что сейчас на них сядет эта махина и от палубы, самолетов, людей и построек оставит одну палубу, начали прыгать в воду! А высота малоприятная – примерно с 9-ти этажный дом. Наши конечно не сели, а в последний момент свернули в сторону и летели на минимальной высоте, чтобы скрыться от вражеских локаторов.

Ещё несколько подобных случаев. Каждый решит для себя сам, что здесь правда, а что можно отнести к приукрашенным историям.

В 1986 году два самолета 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии Черноморского Флота под командованием майора Березкина во время совместных учений на территории Болгарии незаметно для самолетов НАТО пересекли сразу две границы государств, входящих в этот военный блок. Тренировки экипажей проводились в рамках учений Варшавского договора. И вроде бы, ничего сверхъестественного не произошло.

Истории из жизни летчиков и штурманов

Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько пролетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. Как потом говорил Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы Kitty Hawk, сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС.

В планах боевой подготовки военно-морских летчиков существует раздел, посвященный отработке приемов преодоления противовоздушной обороны кораблей. Верхом совершенства считается преодоление ПВО авианосной группировки ВМС США. Удается это крайне редко - надо отдать должное американцам, защиту своих авианосцев они строят очень грамотно и в высшей степени надежно. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха.

В Дальнюю авиацию Военно-воздушных сил России уже пришли модернизированные машины Ту-22М3, которые теперь уже способны применять новейшие ракеты Х-32. Главной задачей ракетоносной авиации останется уничтожение авианосных ударных группировок (АУГ), десантных соединений, групп надводных кораблей. Модификация М3 – это дальнейшее развитие Ту-22М. Самолеты Ту-22М3 были и остаются важным компонентом противоавианосной войны.

Сейчас все военные авиаторы четко понимают, что Ту-22М3 – узкоспециализированный самолет, способный относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменим для решения других задач. К тому же в конце нулевых годов многократно возросли возможности ПВО американских ВМС, получивших крейсеры УРО с интегрированной системой ПВО. Поэтому существует современнейший ракетный комплекс для прорыва противовоздушной обороны ордера и гарантированного поражения крупного надводного корабля. И это – модернизированный Ту22М3 с обновленным бортовым локационным и ракетным комплексом.

Ту-22М3 легко поражает даже небольшие наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Вооружен модернизированными крылатыми ракетами воздушного базирования, которые в отличие от предшественниц Х-22 способны прорывать ПВО на дальности до тысячи километров. Обновлен бортовой прицельный и навигационный комплекс, система вооружения, установлен новый, более мощный двигатель НК-32.

Забавная история случилась во времена неистовой дружбы СССР и Кубы.


ТУ-95 над американским авианосцем

Данное событие произошло, когда Советский Союз и Куба еще крепко дружили. Тогда наши бомбардировщики стратегического назначения периодически делали облеты Кубы и производили аэрофотосъемку чего только можно. Американцы также присутствовали в этих местах и постоянно держали там свой флот, в том числе и авианосцы.

Итак, летит над просторами океана ТУ-95 (Что такое ТУ-95? Это огромный самолет у которого размах крыльев более 85 метров, 4 больших двигателя и винты под 3 метра), выполняет боевую задачу и вдруг к нему приближается на малую дистанцию самолет-перехватчик США. Пилот перехватчика знаками показывает: "открой бомболюк", мало ли что, а корабли то свои рядом. Наши идут навстречу и открывают бомболюк.

Американец подлетел снизу, убедился, что кроме фотоаппаратуры ничего нет, успокоился и вновь поравнявшись с ТУ-95 показал брюхо перехватчика с ракетами. Наши тоже не остались в долгу и повертели своими пушками - 8 штук, кстати. Американец решил, так сказать "дожать" русских и показал жестом - "садись"


Это было что-то.

Пилоты сбросили скорость и высоту. Выдвинули все закрылки. Задрали нос. Последней каплей были шасси, которые начали выпускать.

На авианосце началась паника. Американцы решив, что на них сейчас будет садиться русский монстр начали прыгать в воду. Все бы ничего, вот только высота у авианосца примерно с 9 этажный дом.

"Сумасшедшие русские" естественно не сели. В самый последний момент отвернули и пролетели на малой высоте, дабы их не засекли радиолокаторы американцев. Как рассказывали очевидцы после приземления наших пилотов выносили на руках, те смеялись до колик и ходить самостоятельно не могли.

Реальная история из серии "нарочно не придумаешь". Летит над Японским морем пара Ту-22М3. Кто не знает, Ту-22 – аппарат немаленький, как-никак оперативно-тактический ракетоносец. Размах его крыла около 35 м - почти полпалубы среднестатистического американского авианосца. Два больших современных двигателя с баками на 50 тонн топлива. Ведомый самолет нес на сей раз две ракеты Х-22, предназначенные как для уничтожения авианосцев, а ведущий – две Х-28 с пассивными головками самонаведения, которые предназначены для поражения работающих наземных и корабельных радиолокационных станций противника (иными словами, задача этих ракет - поразить "глаза" и "уши" вражеских кораблей).

Как советский ракетоносец садился на авианосец

И вот эту нашу пару Ту-22 встречает американский палубный истребитель F/A-18. Командир ведущего Ту-22М3 быстро соображает: недалеко морская авианосная группа - не мог же этот истребитель так далеко улететь с наземной базы. Что ж, поищем, поснимаем работу авиации на палубе, изучим дома тактику. Обычная работа стратегической авиации, которую американцы ненароком нам облегчили.Ведь найти в Японском море авианосную группу противоположной стороны и вскрыть ее противовоздушную оборону – задача весьма и весьма непростая, так как американцы эффективно маскируют такие группы в тени многочисленных островов. К тому же работающие радары позволяют кораблям авиагруппы засечь приближающиеся самолеты и встретить их соответственно. Однако на сей раз наши летчики, проявив высочайший профессионализм, сумели, не обнаружив себя, определить точные координаты "вражеского" авианосца (им оказался многоцелевой "Китти Хок").


Американцы, увидя наши ракетоносцы, естественно, подняли в воздух свой истребитель. Тот подошел к кабине Ту-22 на расстояние видимости нашлемного забрала. Снял маску американец, поулыбался, подмигнул командиру, а потом показал брюхо своего самолета вместе с ракетами "воздух–воздух". На что ракетоносцы привели в готовность и грозно повертели своими спаренными пушечными установками (обмен любезностями, так сказать). В общем-то, все встречи их истребителей с нашими дальними бомбардировщиками проходили примерно так.

А вот дальше началось кое-что новенькое. Американец не успокоился. Стал с улыбкой предлагать нашему пилоту садиться на авианосец. Вроде как принуждать на вынужденную посадку. На палубе авианосца в это время выстроился ряд истребителей, противолодочников и разведчиков – шли полеты. При этом два самолета-истребителя по тревоге не смогли прорулить к началу взлетки. Один другому в спешке перекрыл рулежку. Суета, которая, видимо, была связана с приближающейся парой Ту-22М, убийцами авианосцев, сделала свое дело. Надо снимать, чтобы понять, как это проходит у американцев и как это использовать в боевых условиях.

Но F/A-18, сопровождающий наших, заходит снизу под фотоаппарат, чтобы ракетоносцы не смогли заснять суету на палубе. Тогда наши экипажи решают выполнить его шуточное приказание (вроде как всерьез восприняли) и имитировать посадку на палубу!

Как положено – снижаются, выпускают шасси, закрылки сначала 15, потом 25 и наконец 35 градусов. Имитация или нет – разве разберешь, не находясь в кабине снижающегося на палубу громадного ракетоносца. Американцы поверили, а значит, они представили, что надстройка авианосца и все самолеты, которые сейчас на палубе, вот-вот будут снесены за борт. А пожар от столкновения такой махины (50 т керосина на борту и две ракеты, каждая из которых по 5 т) с препятствиями на палубе – тушили бы неделю, если бы авианосец вообще сразу на дно не пошел бы. Кое у кого из американцев оказалось, видимо, слишком живое воображение - несколько человек сразу за борт попрыгали.

Одним словом, атака удалась! Ту-22М3 с ревом подлетели на минимальное расстояние и, полюбовавшись на суету и панику на палубе авианосца (а также, разумеется, сфоторгафировав все, что хотели), ушли в набор высоты. Хотя, конечно, случись это все в реальном бою, Ту-22 хоть и сумел бы таким образом прицельно отбомбиться, однако был бы сразу же уничтожен той авиацией прикрытия, которая была уже в воздухе. И тем не менее прорыв состоялся - в том же реальном бою авианосцу были бы нанесены повреждения, которые сделали бы невозможным дальнейшее выполнение им боевых задач (как минимум).

Полученные снимки рассматривали специалисты на Дальнем Востоке и в Москве – на фото ярко была запечатлена паника, царившая на американском авианосце. Однако же эти снимки до сих пор не обнародованы. Имен летчиков, совершивших столь дерзкий прорыв к американскому авианосцу, к сожалению, до сих пор мы тоже не знаем. Остается надеяться, что командование Военно-морского флота рассекретит со временем информацию 30-летней давности.

Читайте также: