Посадка бпла на корабль

Обновлено: 19.09.2024

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), ставшие неотъемлемой частью средств вооруженной борьбы, предназначены для решения широкого круга задач. С начала 2000-х годов они находятся на вооружении кораблей различного водоизмещения ВМС США и других стран. Разрабатываются БПЛА берегового и палубного базирования, а также беспилотные летательные аппараты для применения с подводных лодок.

В статье рассмотрены конструктивные особенности и приведены тактико-технические характеристики основных образцов аппаратов, запускаемых с палубы кораблей.

Оснащение кораблей авиационными средствами, обеспечивающими ведение воздушной разведки и корректировку огня артиллерии, ведется с начала ХХ века. Первые опыты применения с кораблей беспилотных самолетов датируются 1942 годом, а беспилотных вертолетов - 1959-м.

В США первыми беспилотными самолетами, которые могли взлетать с палубы авианосца, стали TDN-1 компании "Нэйвел эркрафт фэктори" и TDR-1 фирмы "Интерстейт". Они предназначались для борьбы с японскими кораблями на Тихом океане.

Управление полетом беспилотного самолета TDR-1, оснащенного осколочно-фугасной авиационной бомбой калибра 910 кг или одной торпедой Mк 13 массой 1 005 кг, осуществлялось оператором с борта пилотируемого самолета по радиоканалу. Наведение на цель производилось с помощью компактной телевизионной камеры типа "Блок-1".

Изображение от нее транслировалось на телевизионный приемник самолета управления, работающего на одной из четырех фиксированных частот: 78, 90, 102 и 114 МГц. Это обеспечивало одновременное применение четырех аппаратов по одной цели.

Для взлета TDR-1 с аэродрома или с палубы авианосца использовался командный пост. По радиокомандам машина поднималась в воздух и переводилась в горизонтальный полет. Далее управление осуществлял экипаж самолета сопровождения. Предполагалось, что после атаки цели беспилотный аппарат будет приводняться и использоваться многократно. Однако, как правило, он оказывался одноразового применения.

Для перегона между аэродромами беспилотные самолеты имели небольшую закрытую кабину для летчика и простейшее навигационное оборудование.

При выполнении боевого задания фонарь кабины и кресло летчика демонтировались, а отверстие в корпусе закрывалось обшивкой.

Трехстоечное неубирающееся шасси применялось только при перелетах между базами, а при боевом вылете сбрасывалось после взлета.

TDR-1 использовались в ходе боевых действий в период с июля по октябрь 1944 года. Из 46 запущенных аппаратов 29 поразили намеченные цели. Всего было построено до 300 радиоуправляемых машин TDN-1 и TDR-1.

Первым беспилотным вертолетом, поступившим на вооружение ВМС США в 1963 году, стал QH-50 DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter) компании "Гиродайн". Разработанный на основе малоразмерного вертолета XRON-I "Роторсайкл", он предназначался для решения задач противолодочной обороны.

Аппаратом QH-50 оснащались эсминцы, построенные в период Второй мировой войны, с целью повышения их возможностей по борьбе с подводными лодками вероятного противника.

Аппараты QH-50 максимальной взлетной массой 1046 кг оснащались двумя торпедами Mк 44 или Mк 46 и использовались совместно с другими противолодочными средствами корабля. После обнаружения подводной лодки беспилотный вертолет, управляемый дистанционно, направлялся в точку пуска торпед, осуществлял их сброс и возвращался обратно на корабль. Такая тактика позволяла значительно расширить рубежи перехвата подводных лодок противника.

При возникновении нештатной ситуации беспилотный аппарат мог приводниться. За время эксплуатации в море было потеряно примерно 360 машин, 85% из них - из-за отказа системы управления.

Беспилотные вертолеты QH-50 различных модификаций состояли на вооружении ВМС США до 1973 года. Всего за время серийного производства выпущено около 750 единиц. Последние модели QH-50 эксплуатировались на испытательном полигоне сухопутных войск США Уайт-Сэндз до 2006 года.

Современные зарубежные БПЛА по массо-габаритным характеристикам подразделяются на три класса.

Беспилотные летательные аппараты первого класса (максимальная взлетная масса до 150 кг) могут совершать полеты на расстояние до 50-100 км в интересах разведывательного обеспечения отдельных судов или отрядов боевых кораблей. Как правило, такие аппараты выполнены по самолетной схеме.

БПЛА, относящиеся ко второму классу максимальной взлетной массой от 150 до 600 кг, должны обеспечивать действия отрядов боевых кораблей и корабельных соединений, совершая полеты на удаление до 200 км. Большинство из них - беспилотные аппараты вертолетной схемы.

Аппараты третьего класса имеют максимальную взлетную массу более 600 кг. Они задействуются при решении задач по ведению разведки в интересах объединений и флотов ВМС. На вооружении состоят беспилотные вертолеты и самолеты, причем как палубного, так и аэродромного базирования (например, американский стратегический разведывательный БПЛА большой продолжительности полета MQ-4С "Тритон").


Наиболее известными аппаратами первого класса являются американские БПЛА ScanEagle и RQ-21A "Блэк Джек".

Аппарат ScanEagle разработан специалистами американской компании "Инситу" (вошла в состав концерна "Боинг") в начале 2000-х годов на базе коммерческого БПЛА "Си Скэн" 1 , созданного для рыболовецких судов и обеспечивающего длительное наблюдение за косяками рыб.

Он обладает летно-техническими характеристиками, оптимизированными для выполнения задач длительного патрулирования заданных районов. Состоит на вооружении ВМС США и ряда других зарубежных стран.

ScanEagle выполнен по схеме "бесхвостка". Он оснащен стреловидным крылом с загнутыми вверх законцовками. Силовая установка - поршневой двигатель 3W-28 мощностью 1,9 кВт с двухлопастным толкающим винтом. В носовой части фюзеляжа размещена гиростабилизированная платформа с установленной на ней телевизионной или инфракрасной камерой.

Аппарат стартует с пневматической катапульты 2 . Его посадка осуществляется с помощью системы "Скай Хук". Она представляет собой штангу с тросом длиной около 15 м. Захват троса обеспечивается крюками, расположенными на законцовках крыла. Допустимая максимальная скорость ветра при посадке 55,5 км/ч.


Дополняет линейку аппаратов "Си Скэн" и ScanEagle тактический БПЛА большой продолжительности полета RQ-21A "Блэк Джек", разработанный по программе STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System). Он поступил на вооружение ВМС, включая морскую пехоту (МП) США, в 2016 году. Аппарат предназначен для ведения видовой воздушной разведки, выдачи целеуказания и ретрансляции сигналов связи при обеспечении боевых действий подразделениями и частями МП, а также надводными кораблями различных классов на удалении до 100 км.

БПЛА RQ-21А имеет следующее основное разведывательное оборудование: оптико-электронную систему "Мульти-8000" (две камеры среднего и дальнего ИК-диапазонов длин волн, цифровая телевизионная камера и лазерный дальномер-целеуказатель), установленную в носовой части фюзеляжа на гиростабилизированной платформе. В качестве дополнительной полезной нагрузки, размещаемой в фюзеляжном отсеке или на подкрыльевых узлах подвески, могут быть радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны "НаноСАР" (NanoSAR) и аппаратура ретрансляции сигналов связи.

В состав комплекса с БПЛА RQ-21A "Блэк Джек" военно-морских сил США входят: три аппарата (пять - для подразделений МП), одна станция управления (две - для подразделений МП), взлетно-посадочное оборудование, комплект запасных частей и принадлежностей.

Аппарат может запускаться с площадок ограниченных размеров, с палубы кораблей при допустимой скорости ветра 55 км/ч. Запуск RQ-21A "Блэк Джек", оснащенного поршневым двигателем (мощность 6 кВт) осуществляется с пневматической катапульты. Для выполнения посадки используется устройство "Скай Хук".


Руководством американских ВМС предусмотрена закупка 56 комплексов (из них 32 - для подразделений морской пехоты), которые заменят состоящие на вооружении ScanEagle.

В классе аппаратов массой до 600 кг наибольшую известность получил беспилотный вертолет S-100 "Камкоптер" австрийской компании "Шибель электронише геретэ". Он производится серийно с 2005 года. Наиболее крупный потребитель - сухопутные войска Объединенных Арабских Эмиратов (80 единиц). S-100 поставлялись в Австралию, Иорданию, Италию, Китай, Малайзию, Францию, Республику Корея и другие страны. Они используются наблюдательной миссией ОБСЕ на Украине.

Наряду с решением задач воздушной разведки беспилотные вертолеты могут быть задействованы для обеспечения пусков ракет, стрельбы артиллерии и применения авиационных средств поражения в интересах корабельных групп, использоваться при проведении поисково-спасательных работ на море, а также для доставки грузов в заданный район.

Корпус БПЛА S-100 модульной конструкции изготовлен из композиционных материалов на основе углеволокна. Пилотажно-навигационное оборудование, аппаратура передачи данных и электроснабжения размещены в герметичном отсеке. Вал и втулка несущего винта выполнены из титана, рамы двигателя и носовой части корпуса - из титановых трубок.

Роторно-поршневой двигатель объемом 300 см 3 имеет двойную систему зажигания и впрыска топлива, два бензонасоса и электронную систему управления. Мощность двигателя 41 кВт. Полезная нагрузка - оптико-электронная система (РОР-200, РОР-300 и МХ-10), либо радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны "Пико-САР" (PicoSAR) или иные средства.


Полет БПЛА S-100 может выполняться в автоматическом или дистанционно управляемом режиме. В случае потери связи независимо от режима управления аппарат автоматически возвращается к месту старта. Допустимая скорость ветра при взлете и посадке 46 км/ч. Боковые узлы подвески рассчитаны на внешнюю нагрузку массой до 10 кг каждый. На них могут крепиться две управляемые ракеты LMM (Light Multirole Missile). При установке дополнительных топливных баков продолжительность полета аппарата может доходить до 10 ч.

Одним из конкурентов S-100 "Камкоптер" может выступать беспилотный вертолет AWHERO. В настоящее время он разрабатывается специалистами корпорации "Леонардо". Благодаря небольшим размерам аппарат может быть включен в состав вооружения кораблей с малым водоизмещением. Основное его предназначение - ведение видовой воздушной разведки. Первый полет предсерийного образца БПЛА AWHERO состоялся в декабре 2018 года.

Для аппарата планируется разработать несколько вариантов полезной нагрузки. В состав основных будет включена оптико-электронная система наблюдения и радиолокационная станция компании "Габбиано". Дополнительные комплекты - аппаратура ретрансляции, радио- и радиотехнической разведки, автоматы отстрела (например, радиогидроакустических буев) и другое оборудование.

Средства связи и обмена данными, установленные на аппарате, обеспечат получение команд управления и передачу информации от бортовых систем на корабль на удалении от него до 180 км. Они также позволят экипажам вертолетов NH-90, AW-159, AW-101 управлять БПЛА AWHERO и получать видеоизображения от системы наблюдения.

В настоящее время аппарат AWHERO предлагается разработчиком в рамках европейской стратегической инициативы "Океан-2020" (OCEAN - Open Cooperation for European mAritime awareNess). Она предусматривает: координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышение кооперации между национальными ВС и военно-промышленными комплексами стран Евросоюза. Сроки принятия данного БПЛА на вооружение не определены.


Крупногабаритные и тяжелые беспилотные машины третьего класса в большинстве своем также представлены вертолетами. Причем это безэкипажные модификации пилотируемых летательных аппаратов.

По состоянию на 2020 год подавляющее большинство техники данного типа имелось в парке беспилотной авиации ВМС США. Преимущественно это БПЛА MQ-8В и С "Файрскаут" компании "Нортроп-Грумман", предназначенные для поиска, обнаружения и распознавания наземных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельным системам оружия, а также для ретрансляции сигналов связи. Они могут использоваться для обеспечения поисково-спасательных операций и транспортировки грузов.

Текущими планами командования американских ВМС предусмотрена закупка 63-64 БПЛА "Файрскаут" обеих модификаций - 30 MQ-8B и 33-34 MQ-8C.

Многоцелевой БПЛА MQ-8B "Файрскаут" разработан на базе вертолета "Швейцер-333". На вооружении ВМС США находится с 2010 года. Аппарат включен в состав вооружения кораблей прибрежной морской зоны. Первые БПЛА MQ-8B были развернуты на фрегате LCS-3 "Форт Уорт" типа "Фридом" в 2014 году. Комплекс включает три БПЛА, станцию управления и вспомогательное оборудование.

Основное разведывательное оборудование - оптико-электронная система AN/AAQ-22D. Рассматривается возможность оснащения машины малогабаритной радиолокационной станцией кругового обзора AN/ZPY-4. Для аппарата разработаны легкосъемные боковые пилоны, на которых кроме авиационных средств поражения могут размещаться контейнеры для загрузки боеприпасов, медикаментов, продовольствия и других грузов. В состав вооружения (максимальная бомбовая нагрузка 160 кг) могут входить противотанковые управляемые ракеты AGM-114 "Хеллфайр", управляемые ракеты APKWS, самонаводящиеся боеприпасы "Бэт" и "Вайпер Страйк", а также ракеты "Стингер" класса "воздух - воздух".

1 В 1998 году компания "Инситу" совместно с университетом штата Вашингтон продемонстрировала потенциальные возможности аппарата данного класса "Аэрозонд" по имени "Лайма", успешно осуществив первый в мире трансатлантический перелет (из г. Ньюфаундленд в Шотландию). При этом, по заявлению разработчиков, на преодоление 3700 км ему потребовалось 5,6 л бензина.

2 Эксплуатировался на 14 типах кораблей, от рыболовецкой шхуны длиной 18 м ("Шаклетон") до судна передового базирования длиной 277 м ("Стокхэм").

Российские военные при посадке на корабль беспилотника

Российские военные показали посадку беспилотного летательного аппарата "Орлан-10" на российский фрегат "Адмирал Эссен" - аппарат был пойман специальной сетью. Видеоролик продемонстрировал в воскресенье телеканал "Звезда" в программе "Военная приемка".

"Мы можем продемонстрировать этот ролик, главными героями которого стали фрегат "Адмирал Эссен" и беспилотный летательный аппарат "Орлан-10". На сегодняшний день такие беспилотники обеспечивают разведданными только наземные объекты, поскольку до недавнего времени посадка "Орлана" на военный корабль казалась всем невозможной. И вот теперь инженеры из Питера решили и эту проблему: перед вами посадка легкого беспилотника на палубу корабля", - отметил корреспондент телеканала.

Сеть натянута по всей вертолетной площадке палубы корабля и держится на специально установленных опорах. Беспилотник влетает в эту сеть, после чего выключается.

Главный конструктор БПЛА специального технологического центра Роман Иванов уточнил, что технология посадки беспилотника на палубу военного корабля сложна тем, что судно движется, воздух вокруг корабля также циркулирует со своей скоростью ветра. "Сам самолет должен управляться таким образом, чтобы в точке, где происходит касание сети, он имел минимально возможную скорость и правильное расположение сближения. Такая задача решена нами в автоматическом режиме", - пояснил он.

Ранее сообщалось, что акционерное общество "Навигатор" из Санкт-Петербурга разработало многофункциональную систему "Корма", которая обеспечивает навигацию и взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а также их посадку на палубу кораблей.

В пресс-службе "Навигатора" уточняли ТАСС, что у системы есть функция захода на посадку на корабль по данным от системы спутниковой навигации. Среди основных преимуществ "Кормы" в пресс-службе отметили защищенный канал обмена данными, малые габариты и массу наземной и бортовой аппаратуры, унифицированные серийные составные элементы системы. Ряд изделий, входящих в состав системы "Корма", уже эксплуатируется на вертолетах Ми-8 различных модификаций, в частности, на "арктическом" вертолете Ми-8АМТШ-ВА Минобороны России, на Ми-171А2, вертолетах Ка-226, Ка-62, "Ансат", самолетах Як-152, Л-410, на беспилотниках "Орион" разработки группы компаний "Кронштадт".

Фрегат и беспилотник

"Адмирал Эссен" является вторым фрегатом морской зоны проекта 11356 и первым серийным кораблем этого проекта. Он назван в честь адмирала российского императорского флота Николая Оттовича фон Эссена. Фрегат выполняет задачи в составе постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море с марта 2019 года.

Корабли этой серии имеют водоизмещение порядка 4 тысяч тонн, скорость - 30 узлов, автономность плавания - 30 суток. "Адмирал Эссен" вооружен крылатыми ракетами "Калибр", ракетным комплексом самообороны "Штиль-1" артустановкой А-190 калибра 100 миллиметров, зенитной артиллерией, реактивной бомбовой установкой, торпедами, а также может нести палубный вертолет Ка-27 (или Ка-31).

Беспилотный летательный аппарат "Орлан-10" представляет собой многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для наблюдения за объектами в труднодоступной местности. Беспилотник оборудован средствами радиоэлектронной борьбы, также "Орлан-10" способен устанавливать передатчики помех и зоны глушения сотовой связи.Летательный аппарат может работать с сетями стандартов 3G и 4G и способен отличать "свои" и "чужие" средства передачи информации. "Орлан-10" способен передавать видеосигнал на расстояние до 120 км и находиться в полете более 10 часов.


Долгое время надводные корабли оставались единственным эффективным инструментом ведения войны на море, и лишь в прибрежных районах определенную конкуренцию им могла оказать береговая артиллерия. Появление подводных лодок и морской авиации (палубного и берегового базирования) кардинально изменило облик морской войны и флотов. Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.

Подводные беспилотники находятся в самом начале своего развития, и пройдет значительное время прежде, чем они смогут играть существенную роль в военно-морской деятельности. Напротив, морские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) переживают период бурного развития. В структуре ВМС США они уже играют значительную роль, которая должна существенно вырасти в течение ближайшего десятилетия. Многие морские державы идут по пути догоняющего развития, но они также уделяют достаточно серьезное внимание морским беспилотным системам.

Особо стоит отметить, что, как и в случае с пилотируемой авиацией, задачи и возможности различных классов БПЛА существенно различаются. Один из вариантов классификации БПЛА, который применяется Министерством обороны Великобритании, подразумевает разделение всех БПЛА на три класса по максимальному взлетному весу. Первый класс соответствует беспилотникам до 150 кг, второй – от 150 до 600 кг, и третий – более 600 кг. Данная классификация является весьма условной: например, третий класс включает в себя столь разные по своим возможностям образцы, как стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C Triton (максимальный взлетный вес – около 15 тонн) и тактический беспилотник вертолетного типа MQ-8B Fire Scout (максимальный взлетный вес – около 1400 кг).

Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации. Также БПЛА обычно отличаются меньшей стоимостью. Кроме того, беспилотники могут находиться в воздухе существенно дольше, чем пилотируемые вертолеты и самолеты. Наконец, использование БПЛА в боевой обстановке позволяет избежать угрозы жизни пилотов.


Всего планируется закупить 70 MQ-4C, включая два опытных образца. Стоимость программы должна составить 13,2 млрд долларов (в т.ч. 3,3 млрд на НИОКР), а конечная стоимость серийного беспилотника – 189 млн включая НИОКР и $138 млн серийных образцов. Свою заинтересованность в закупке БПЛА Triton оффициально подтвердила Австралия. Кроме того, существует вероятность, что MQ-4C заинтересует Индию, которая закупает P-8A. Triton должны достигнуть боевой готовности в 2016 г. В первую очередь данные БПЛА будут развернуты на Ближнем Востоке в зоне ответственности Пятого флота, где сейчас успешно эксплуатируется опытный БПЛА BAMS-D, затем на острове Гуам в зоне ответственности Седьмого флота, на базе Сигонелла в Италии (Шестой флот) и, наконец, в континентальной части США.

Тяжелые тактические морские БПЛА


Используя бортовое оборудование и электронные системы MQ-8B, Northrop Grumman разработала более крупный беспилотник MQ-8C на базе вертолета Bell 407 Jet Ranger. Корпорация вела разработку за счет собственных средств, но ВМС США новая модель оказалась по вкусу и они отказались от дальнейших закупок MQ-8B в пользу MQ-8C. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Новая версия Fire Scout отличается возросшим до 2 тонн максимальным взлетным весом, практически вдвое большей полезной нагрузкой (около 500 кг), более высокой скоростью (около 260 км/ч) и более длительной продолжительностью полета (до 11-14 часов). Испытательные полеты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г. Вследствие увеличившихся размеров и существенно улучшенных ТТХ, ВМС планируют обойтись меньшим количеством данных БПЛА на кораблях. Так, вместо 4 MQ-8B на фрегатах будет базироваться 3 MQ-8C.

Похожую работу в интересах ВМС Франции в данный момент осуществляет Boeing совместно с DCNS и Thales: осенью 2012 г. закончились испытания БПЛА H-6U Unmanned Little Bird на базе вертолета Boeing MD-530А. H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолет.

Основными функциями MQ-8 является разведка и целеуказание, но ВМС также планируют вооружить данные БПЛА – в частности, 70-мм высокоточными ракетами APKWS.

БПЛА вертолетного типа имеют определенные ограничения по длительности и дальности полета, что ставит вопрос о разработке морских БПЛА с неподвижным крылом (на Западе часто используют термин MALE – Medium Altitude, High Endurance), которые могут базироваться на небольших кораблях. Агентство по перспективным технологиям Министерства обороны США (DARPA) начало программу TERN (Tactically Exploited Reconnaissance Node), которая предполагает разработку подобного БПЛА, полезная нагрузка которого должна составлять около 300 кг, а оперативный радиус – от 1100-1700 км, и сопутствующей системы, которая будет обеспечивать его взлет и посадку на БКПЗ и другие подходящие корабли. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции.

Легкие тактические БПЛА


Данные БПЛА предваряют реализацию программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) по созданию беспилотной разведывательной системы с более крупными БПЛА RQ-21A Integrator в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США, которую реализует Insitu в рамках заключенного в 2010 г. контракта. Максимальный взлетный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полет с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. Всего ВМС планируют приобрести 36 систем STUAS, каждая из которых будет включать пять БПЛА.

Россия


Развитие беспилотных систем не является приоритетом военно-морского строительства в России. Это связано как с первоочередностью задачи обновления корабельного состава флота, так и с технологическим отставанием в данной области. Тем не менее, развитие беспилотных систем способно усилить авиацию флота, береговой охраны и других ведомств. Выполняя патрульные и разведывательные функции, морские БПЛА будут способствовать защите национальных интересов России в Мировом океане.


Корейский институт аэрокосмических разработок провел испытания перспективного беспилотного конвертоплана TR-60, во время которых аппарат в полностью автономном режиме выполнил посадку на палубу движущегося корабля. Как пишет Aviation Week, проверки состоялись 7 июля текущего года и были признаны успешными.

Посадка беспилотных летательных аппаратов на палубу кораблей сегодня крайне сложна. Дело в том, что палуба движущегося корабля перемещается в пространстве сразу по нескольким направлениям, особенно во время волнения моря. Бортовые системы современных беспилотников пока не могут учитывать все перемещения палубы корабля для корректировки профиля посадки.

Южнокорейский беспилотник TR-60 имеет размах крыла три метра. Масса аппарата составляет 210 килограммов. Аппарат оснащен роторным двигателем мощностью 55 лошадиных сил. TR-60 способен перевозить полезную нагрузку массой до 30 килограммов, развивать скорость до 500 километров в час и находиться в воздухе до пяти часов.

Система автоматической посадки на палубу корабля в беспилотнике TR-60 основана на кинематике реального времени. Так называют методы получения сантиметровой точности координат и высот с помощью спутниковой системы навигации. При использовании такого метода на корабле установлена базовая станция, определяющая свое положение и передающая так называемые поправки.

Вторая станция установлена на борту беспилотного конвертоплана. Она также определяет свое местоположение и уточняет с использованием полученных поправок от базовой корабельной станции. Благодаря этому беспилотник с высокой точностью может определять не только расстояние до точки посадки на палубе корабля, но свое пространственное положение относительно этой точки.

Во время испытаний корабль, на который выполнялась посадка, шел со скоростью десяти узлов (18,5 километра в час). Заходящий на посадку аппарат сумел точно определить свое положение относительно палубы корабля и выполнил посадку. Другие подробности проведенных испытаний пока не раскрываются.

В настоящее время беспилотников с вертикальными взлетом и посадкой, которые могли бы выполнять в автономном режиме садиться на палубу движущегося корабля, не существует. Все подобные аппараты, выпускаемые серийно, либо выполняют посадку на корабли под управлением оператора, либо в автоматическом режиме, но на палубу стоящего корабля при спокойном море.

Длина реактивного X-47B составляет 11,63 метра, высота — 3,1 метра, а размах крыла — 18,93 метра. Беспилотник может развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние до четырех тысяч километров. Он оборудован двумя внутренними бомбовыми отсеками для подвесного вооружения общей массой до двух тонн, хотя на применение ракет или бомб никогда не испытывался.

Читайте также: