Посадка и постановка рук на фортепиано

Обновлено: 05.10.2024

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от "зажатости", надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) "Кластеры" на двух - трех черных клавишах.
2) "Вертолет" - извлечение одного звука. Цель - научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт - Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре "О воспитании пианистических навыков" она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх - вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них - слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ - субъективные ощущения исполнителя - чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.

ВложениеРазмер
Постановка рук и организация игровых движений в классе фортепиано 44.36 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Начальный период обучения игре на фортепиано – период закладывания фундамента пианистических навыков, от качества которого зависит процесс дальнейшего развития ученика. Именно здесь происходит первое знакомство ученика с инструментом, формируется основа слуховых и физических ощущений.

От того, каким образом был проведен данный этап работы, зависит все последующее становление юного пианиста, и недостатки в ней могут сказаться через годы. Начальный этап обучения один из наиболее трудоемких и ответственных.

Можно сказать, что первые шаги в музыке, первые прикосновения, ассоциации ребенка, влияют на все его последующее отношение к музыке, инструменту, занятиям. Это фундаментальная опора для всего последующего музыкального обучения за фортепиано. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Занятия необходимо сделать любимыми и интересными. Этому должно сопутствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал, рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает находить правильный образ, и находить нужные движения рук. От педагога требуется большое внимание, такт, понимание особенностей ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога.

Детей с плохо поставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. Как правило в данном вопросе встает сразу несколько проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И наоборот, ребенок, занятия с которым были изначально правильно организованы и результатом которых являются хорошо поставленные, беглые пальцы, с легкостью может продолжать обучение за фортепиано.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от "зажатости", надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) "Кластеры" на двух - трех черных клавишах.
2) "Вертолет" - извлечение одного звука. Цель - научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт - Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре "О воспитании пианистических навыков" она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх - вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них - слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ - субъективные ощущения исполнителя - чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя

Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения

I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение - перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого - желание играть более громко, неестественным для себя звуком - отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: "Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру". При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией "собрать пальцы ", вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных
сторон от третьего.

Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б. Юдовина-Гальперина)

"В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Пальцевые игры. Готовим руки к игре.

Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.

Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)

Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.

Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.

Начальные исполнительские навыки

-игра правой рукой;

-игра левой рукой;

-игра двумя руками

Упражнения всегда должны иметь определенный ритмический рисунок. Без ритма упражнения нецелесообразны. Темп должен быть медленным, но не чрезмерно. Такой, чтоб позволял вслушиваться в звук и контролировать движения.

Добились хорошего качества звучания? Переходим к legato! Это переливание одного звука в другой, плавный переход одного звука в другой. Добиваться этого можно только внимательно слушая этот переход. Рука стоит на кончике пальца, а последующий палец заранее нацелен на нужную клавишу и в этот момент нажатия делает только движение вниз. Остальные пальцы должны быть спокойны.

Прежде, чем играть пьесы на legato, следует поиграть упражнения на соединение двух, трех звуков. Излишняя опора на каждый звук, когда ученик хотя бы немного давит на клавишу, будет препятствовать свободе, плавности и цельности движений, нарушит мелодическую линию. Контроль за исполнением legato осуществляет слух. Владение legato способствует певучему исполнению мелодии, а в дальнейшем – развитию беглости.

В начальном детском репертуаре часто встречается staccato, это нельзя понимать буквально, а как требование исполнить звуки non legato, которое постепенно может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, в зависимости от темпа и характера пьесы, что достигается быстрым, но мягким снятием руки.

Таким образом, постановка рук и налаживание работы пианистического аппарата является важнейшим этапом становления юного музыканта. Терпением, любовью к детям, музыке, каждый преподаватель может подобрать нужные средства для того, чтобы раскрылся талант будущего пианиста.

Стул и положение инструмента

Убедитесь, что вы используете правильный стул для фортепиано. Стандартная высота табуретки около 50 см, лучше всего приобрести стул с регулируемой высотой.

Если вы играете на синтезаторе, а не на пианино, отрегулируйте подставку таким образом, чтобы клавиши находились примерно в 70-75 см от пола. Это стандартная высота пианино.

Убедитесь, что табурет для пианино направлен прямо на клавиатуру.

Сидячее положение

Убедитесь, что ваши руки и плечи расслаблены. Отрегулируйте табуретку передвигая вперед или назад до тех пор пока вы не сможете достигнуть удобного положения рук. Многие новички садятся близко к клавишам, но, сидя дальше, вы даете рукам больше свободы и легкости движения.

Посадка и постановка рук на пианино

Держите ноги на полу. (Позже мы будем использовать ноги, чтобы дотянуться до педалей, но пока привыкаем держать их неподвижно. Ваши колени должны быть слегка под клавиатурой и не должны касаться какой-либо части пианино. Никогда не позволяйте локтям касаться коленей!

Немного наклонитесь вперед во время игры.

Форма Руки

Постановка правильной формы руки, возможно, самый важный элемент в начале обучения игре на фортепиано.

Важно держать мышцы рук расслабленными. Прежде чем мы начнем, разомните руки, убедитесь, что нет напряжения в запястьях или пальцах.


При игре на пианино, нам необходимо сохранить изогнутую форму руки, когда это возможно. Вот отличное упражнение, чтобы найти правильную форму:

Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.

Нажимайте на клавиши кончиками пальцев— а не подушечками.

Упражнение Пузырь

Еще один отличный способ найти правильную форму руки— и метод, который особенно хорошо работает с маленькими детьми— это держать руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!

Запястья и предплечья

На приведенных выше изображениях, запястья и предплечья плоские. Будьте внимательны, не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это – положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Держите локти немного подальше от тела.

Почему это так важно?

Итак, мы подробно поговорили о правильной постановке рук на фортепиано. Но почему это так важно?

Игра кончиками пальцев дает гораздо больший контроль по сравнению с игрой подушечками пальцев. Вы сможете играть с гораздо более точной динамикой (громкость и мягкость) и более контролируемым характером звука.

Вы наверняка видели, как кто-то играет на фортепиано, и можете понять, что игра на пианино включает в себя много скрещивания пальцев друг под другом. Попробуйте сделать это плоскими руками. Невозможно, правда? Наконец, игра в такой форме позволяет пальцам двигаться гораздо быстрее.

Знакомство с инструментом начнем с его краткой характеристики.

Фортепиано, вобрав в себя лучшие качества клавесина и клавикорда, в конце XVIII — начале XIX века полностью вытеснило их из музыкального обихода и, постепенно совершенствуясь, стало тем универсальным инструментом, каким мы знаем его сегодня.

Современное фортепиано имеет две разновидности: рояль и пианино. Рояль (от франц. royal — королевский) предназначен преимущественно для концертного исполнения, пианино — для домашнего музицирования. Несмотря на различие в конструкции, звук на рояле и пианино извлекается одинаково. В момент нажатия клавиши молоточек ударяет по струне слабее или сильнее и тотчас же возвращается на место, но пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (он называется демпфером) поднят, и звук длится до тех пор, пока не затухнет. Но стоит отпустить клавишу, как глушитель опускается на струны, и звук мгновенно гаснет. Какие бы действия ни совершались после нажатия клавиши (надавливание на нее, раскачивание пальца на клавише и т. п.), на образовавшийся звук это абсолютно не влияет, он во всех случаях будет лишь постепенно угасать. Из этого можно сделать важный вывод: при игре на фортепиано самым существенным является момент извлечения звука, и любое напряжение мышц после нажатия клавиши будет совершенно излишним.

Инструмент, на котором будет проходить обучение, должен быть хорошо настроен и отрегулирован специалистом-настройщиком.

Черные клавиши расположены группами по 2 и по 3. Слева от двух черных клавиш находится белая клавиша до. Вправо от нее — белые клавиши ре, ми, фа, соль, ля и си, (Черные клавиши собственного названия не имеют.)

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Каждая октава имеет свое название. Центральная октава называется первой, она располагается примерно над педалями. Выше (правее) — вторая, третья, четвертая октавы и иногда клавиша до пятой октавы. Ниже (левее) первой октавы расположены малая октава, большая октава, контроктава и клавиши си и ля субконтроктавы. Названия клавиш остаются неизменными в каждой октаве. Принято считать центральной клавишей до первой октавы (до1), которая находится в центре клавиатуры. До повторяется неоднократно в разных октавах клавиатуры и находится на белых клавишах, расположенных слева от каждой группы из двух черных клавиш. Не путать группы из трех черных клавиш!

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Для точного обозначения высоты звуки с первой по пятую октавы пишутся со строчной буквы с соответствующей цифрой справа вверху: до1, ре1, ми1, фа1, соль1, ля1, си1, до2, ре2 и т. д. Звуки малой октавы пишутся со строчной буквы без цифры: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Звуки большой октавы — с прописной буквы: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Дя, Си. Звуки контроктавы и субконтроктавы — с прописной буквы и с соответствующими цифрами справа внизу: До1, Ре1, Ми1, Фа1, Соль1, Ля1, Си 1, До2, Ре2 и т. д.

С самого начала занятий необходимо выработать правильную посадку за инструментом. Прочно стоящий у инструмента стул с прямым жестким сиденьем обеспечит устойчивость посадки и даст полную свободу движениям рук. Вращающиеся стулья, кресла с подлокотниками для занятий непригодны. Сидеть следует прямо или чуть наклонясь вперед, занимая две трети сиденья, чтобы часть опоры приходилась на ступни ног (их обычное положение — перед педалями).

При положении, изображенном на рис. 1, корпус может свободно перемещаться в любом направлении.

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Высота сиденья стула должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на клавиатуру рук были либо параллельны уровню клавиатуры, либо чуть-чуть выше него. Для этого надо пользоваться подставкой на сиденье либо удлинить ножки стула.

В игровых движениях и в положении на клавиатуре руки должны быть свободными, но собранными (без излишнего напряжения мышц). Звук извлекается непосредственно пальцами, но в игре тем не менее участвует вся рука (а зачастую и вся верхняя часть корпуса). Искусственная изоляция какой-либо части руки приводит к быстрой утомляемости, ибо анатомически рука представляет единое целое и всякое закрепощение одного ее участка моментально отразится на других.

Положение пальцев (сгибание-выпрямление) и форма руки в процессе игры все время меняются, в зависимости от того, на какие клавиши — черные или белые — попадают пальцы. Игра на черных клавишах требует разгибания, выпрямления пальца, на белых клавишах обычно играют согнутыми пальцами. Следует стремиться к возможно большей активизации пальцев, к игре кончиками пальцев.

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Вслушиваясь в звучание инструмента после падения пальца на клавишу, проследите за общим ощущением упругости всей руки: от плеча к подушечке пальца. При этом палец принимает выпуклую (а не вогнутую!) форму. Не играющие пальцы также сохраняют округлую форму, они слегка раздвинуты и находятся над соседними клавишами (не касаясь их). К моменту затухания звука снимите руку с клавиши, плавно поднимая запястье, и опустите кисть на колено (рис. 3).

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Уроки игры на фортепиано. Онлайн-самоучитель для начинающих

Повторите упражнения, пользуясь указательным пальцем вместо среднего. Пальцы пианиста от большого до мизинца обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5 (рис. 4). Они подписываются под нотами и подсказывают последовательность их применения. Это называется аппликатурой.

Как правильно играть на пианино

Как известно, хороший фундамент – это основа того, что вся конструкция будет устойчивой. В случае с пианино этим фундаментом станет правильная посадка за фортепиано, ведь даже зная хорошо всю теорию, вы банально из-за физических затруднений не сможете раскрыть весь потенциал.

Изначально вам может показаться, что играть предложенным способом неудобно, но, поверьте, всё это придумали не ради чье-то глупой блажи — со временем вы осознаете, что играть правильно намного проще, чем так, как взбредёт в голову. Всё дело в самоконтроле и не более того.

Перед тем, как приступать к изучению музыкальных терминов и определений при прохождении уроков нашего Самоучителя, запомните эти довольно простые правила, — главное, не смущайтесь, что их довольно много:

  • А) опора на ноги;
  • Б) прямая спина;
  • В) опущенные плечи.

2) Поддерживайте локти: они не должны мешать вашей игре, вся тяжесть руки должна уйти в кончики пальцев. Представьте, что под мышками у вас находится по воздушному шарику.

3) Движения рук должны быть свободными, плавными, не нужно допускать резких рывков. Попробуйте представить, что вы как будто бы плывёте под водой.

Есть ещё один очень эффективный способ для людей с крепкими нервами: положите по монетке любого достоинства на кисти рук: когда вы играете, то они должны лежать на них ровно, если монетка упала – то вы слишком резко дёрнули рукой или положение кисти неверное.

4) Пальцы должны находиться ближе к чёрным клавишам.

5) Нажимайте на клавиши подушечками пальцев.

6) Пальцы не должны прогибаться.

7) Держите пальцы вместе, нужно, чтобы они находились в собранном виде.

8)

После исполнения каждого звука подвешивайте вашу кисть в воздухе, снимая напряжение в руке.

10) Используйте всю руку, от самого плеча. Посмотрите, как играют профессиональные пианисты – они так вальяжно поднимают руки, когда музицируют, не ради эпатажа.

11) Опирайтесь на кончики пальцев — вам нужно прочувствовать на них весь вес собственной руки.

Правильно играя на пианино, вы сами заметите, что рука чувствует меньше усталости, а занятия стали куда более эффективными.

Играя гаммы, иногда отвлеките своё внимание от нот и проследите за собственными движениями: если заметите ошибку в постановке рук, или что вы сидите, согнувшись в три погибели, то немедленно исправьтесь.

В данном случае рекомендую все же просить знающих людей, чтобы они сопровождали вас на первом этапе, а лучше, чтобы и помогли поставить вам руку – если вы сразу начнете играть неправильно и будете продолжать делать это в течение длительного времени, то переучиваться будет куда сложнее, чем если бы все основы были заложены в своё время.

Читайте также: