Посадка ил 18 из кабины пилотов

Обновлено: 05.10.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ил-18 – пассажирский авиалайнер, предназначенный для выполнения рейсов средней дальности. Он стал первым турбовинтовым самолетом, выпущенным в СССР. История создания этой машины актуальна до сих пор, ведь она все еще находится в эксплуатации. Это говорит о том, насколько самолет Ил надежен в своей конструкции, и доказывает успешность созданной модели.

История создания Ил-18

Послевоенные годы были сопряжены с ростом пассажирских авиаперевозок. К середине 1950-х руководство страны заметило, что имеющиеся поршневые авиалайнеры не могут обеспечить нужные объемы и темпы перевозок людей. Поэтому они поручили конструкторам сконцентрироваться на авиации с повышенной вместимостью пассажиров и увеличенной скоростью полета. Запрашиваемой производительности можно было добиться незамедлительно – уже тогда появились новые технические возможности.

Главной составляющей, которая решила бы проблему, были авиационные двигатели. Выбор в пользу газотурбинных моделей, разделяющихся на турбовинтовые и турбореактивные, с последующим отказом от поршневых, используемых ранее, стал очевидным. Применить такие двигатели было затруднительно, так как до этого их устанавливали только на военную авиацию, где экономичность уходила на второй план. На гражданских же самолетах вопрос расхода топлива оставался важнейшим.

Первым авиалайнером на газотурбинном реактивном двигателе стал Ту-104, представленный в 1956 году. Он был основан на бомбардировщике Ту-16 и решал проблемы с пассажировместимостью и скоростью полета. Но он отличался недостаточной экономичностью, из-за чего не мог удовлетворить запросы авиаперевозчиков.

Только С. В. Ильюшин оспаривал эту идею и настаивал на разработке специализированного авиалайнера по классической схеме с упором на экономичность, чтобы добиться максимальных показателей по всем параметрам и исключить недостатки, связанные с универсальностью. Его слова признали правильными и именно его конструкторское бюро получило поручение заняться созданием обсуждаемого проекта.

Последнее было сделано для определения, какой из них окажется более надежным. Предпочтение отдали модели АИ-20. Последующие два года конструкторы занимались также созданием иных версий самолета, включая те, что подразумевали увеличение количества пассажирских мест или были предназначены для выполнения только грузовых перевозок. Эксплуатация Ил-18 началась в 1959 году вместе со стартом массового производства. Самолет стал основой для среднемагистральной гражданской авиации и обеспечивал большинство внутренних рейсов. За его создание конструкторы получили Ленинскую премию.

Где производился самолет

Ил-18 создавали до 1978 года. Всего за это время выпустили 719 самолетов, из которых пассажирскими стали только 514. Другие 205 имели специальное назначение и применялись для выполнения особых задач.

Летно-технические характеристики Ил-18

Выпущенный Ил-18 характеристиками изначально превосходил всю имеющуюся авиацию. Он был крупнее и по габаритам: длина составляет 35,9 м при высоте 10,2 м. Крыло вытянуто на 37,4 м, а его площадь равна 140 м². Салон имеет ширину 3,23 м и длину 24 м. Пустым авиалайнер весит 35 т, предельная взлетная масса ограничена 64 т, из которых 22,7 или 30 т заняты топливом. Грузоподъемность зависит от модификации и может достигать 15 т.

Летно-технические характеристики Ил-18

Технические характеристики обеспечиваются четырьмя двигателями АИ-20М, мощность которых равна 4252 л. с. Максимальная скорость самолета составляет 685 км/ч. Крейсерская ограничена 625 км/ч, посадочная – 200 км/ч. При взлете Ил-18 требуется разгон до 1000 м, при посадке же нужен пробег до 800 м. Дальность полета составляет 7100 км. Она зависит от конкретной модификации, коммерческой нагрузки и наличия дополнительных топливных баков. Высота ограничена 10000 м.

Конструктивные особенности самолета

Конструкция Ил-18 выполнена по классической схеме. Он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и палубным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета создавалась с упором на высочайший уровень безопасности при максимальной экономичности.

Наибольшее внимание в конструкции авиалайнера уделили крылу. Оно имеет нестреловидную форму, его удлинение составляет 10, сужение – 3. Продуманная аэродинамика помогла добиться хороших скоростных показателей, высокой устойчивости при полете и безопасности выполнения маневров на любых углах отклонения носовой части от горизонта. На крыле установлены четыре двигателя АИ-20. Выбор турбовинтовой модели вместо турбореактивной связан с повышенной экономичностью первых. Топливная система состоит из 22 небольших баков, расположенных в плоскости крыла. Основная группа установлена между внутренним и внешним двигателем, остальные относятся к дополнительным.

Управление самолетом механическое безбустерное. Все усилия, передаваемые на рули, отправляются к ним через трубчатые тяги. К элеронам или триммерами они переходят с помощью тросовой проводки. За работу большинства механизмов отвечает гидроазотная система. На борту также присутствует кондиционер, поддерживающий необходимое давление внутри кабины.

Имеется противопожарная система, включающая специальные титановые перегородки между важными компонентами самолета и некоторые другие элементы. При возникновении пожара тушение осуществляется в две фазы: автоматическую и ручную. Вторая требуется при быстром распространении огня или отказе первой. Также Ил-18 получил противообледенительную систему, обеспечивающую электрообогрев передней части крыла и хвостового оперения для предотвращения образования слоя льда.

Схема салона Ил-18

Электрооборудование на авиалайнере работает с помощью централизованной бортовой сети постоянного тока и восьми генераторов, которые разделены на две группы. На борту установлены две розетки аэродромного питания, чтобы обеспечить машину электричеством на земле. Также конструкторы монтировали сеть переменного однофазного тока. Он использовался на Ил-18 для поддержания освещения, состоящего из 21 плафона, работы пилотажно-навигационного и радиооборудования.

Последние представлены на борту в большом количестве. Точные сведения о технических приборах пилот может изучить с помощью РЛЭ от Ил-18. К ним относятся: автопилот, курсовая система, радиокомпас, РСБ, РЛС и другие составляющие.

Салон Ил-18

Основным назначением Ил-18 стало выполнение регулярных пассажирских рейсов. По этому салону было уделено особое внимание. Его схема может меняться для разных модификаций или по заказу авиаперевозчика. Все самолеты этого типа включают только эконом вариант. Вместимость составляет 80, 100 или 122 места. Кресла располагаются по схеме 3+2, а единственный проход расположен между рядами. Конструкторы сделали разделение салона Ил-18 таким образом, чтобы он состоял из трех частей. Каждая выполнена в едином стиле.

Пассажирский салон оборудован удобными креслами, не создающими дискомфорта при перелетах на средние дистанции. Проход между рядами застелен ковровой дорожкой, над сидениями имеются багажные полки. Отделка выполнена с привлечением дизайнеров, что помогло добиться хорошего подбора цветовой гаммы и сочетаемости элементов.

Кабина

В Ил-18 кабина экипажа расположена с первого по четвертый шпангоут. Она предназначена для пяти человек, включая командира, второго пилота, бортового механика, штурмана и радиста. Остекление кабины создано по двухрядному типу. По бокам установлены форточки. При посадке Ил-18 вид из кабины полностью обеспечивает пилотам хорошую видимость и ориентацию в пространстве.

От пассажирского салона она отделена с помощью герметичной перегородки. При разгерметизации ее наличие позволит сохранить кислород в кабине пилотов и посадить самолет на ближайшем аэродроме. После расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.

Фюзеляж

Главным нововведением в самолете стало использование герметичного фюзеляжа с задействованием систем наддува и кондиционирования. Такое решение позволило сохранить хорошее самочувствие пассажиров на любой высоте. Сам фюзеляж был разделен на несколько частей: кабина пилотов, первый салон, вестибюль, основной салон, хвостовой вестибюль, задний салон и багажный отсек. Компоновка многократно переделывалась под нужды определенных авиакомпаний или в ходе создания новых модификаций Ил-18.

Фюзеляж имеет длину 35,9 м и выполнен по типу полумонокока. Он состоит из 78 шпангоутов, стрингеров и обшивки. Основная его часть представляет собой цельную гермокабину, вытянувшуюся на 28 м.

Безопасность самолета

Для поддержания высокого уровня безопасности конструкторам пришлось проработать разные варианты конструктивных решений и методик проводимых испытаний фюзеляжа. Их результаты показали, что при создании массовой версии самолета потребуется учесть много нюансов. Одним из важнейших стало применение в конструкции компонентов повышенной прочности и дублирующих элементов.

Была продумана механизация крыла, обеспечивающая возможность набора достаточной скорости взлета и посадки при взаимодействии с маленькими аэродромами. Также применили шины с невысоким давлением, что позволило использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы. Допустимая скорость самолетов Ил-18 перед приземлением была ограничена 200 км/ч, что еще больше повысило безопасность, исключив выезд за короткую ВПП.

Пожароопасные компоненты были отделены специальными титановыми плитами, выхлопные трубы провели над крылом, а вентиляцию гондол сделали более интенсивной – такие решения позволили значительно сократить вероятность возникновения пожара на борту. Если возгорание все же произойдет, то решить проблему должна улучшенная система пожаротушения.

Также безопасность повышается с помощью специального радиолокатора на носовой части авиалайнера. Он выдает пилотам предупреждения о приближающихся препятствиях, авиации или грозовых фронтах. Наличие противообледенительной системы помогает избежать образования льда на важных элементах самолета, включая воздухозаборники двигателя, радиаторы кондиционирования, винты и стекла кабины пилотов.

Электрооборудование работает с помощью кольцевой многоканальной системы. Его работоспособность будет сохраняться до отключения последнего из всех источников энергии. Также на борту установлена продвинутая пилотажно-навигационная система, помогающая пилотам летать даже при сложных метеорологических условиях и плохой видимости.

На самолете можно выполнить посадку в автоматическом режиме. Ил-18 стал первым советским авиалайнером, получившим сертификат за приземление в условиях посадочных минимумов 1 категории, подразумевающих высоту принятия решения, равную 60 м, и дальность видимости на взлетно-посадочной полосе до 800 м.

Модификации

Существует 2 вида модификаций Ил-18. Данное разделение справедливо как для гражданских, так и для военных самолетов:

  • Конструктивные (изменение конструкции, двигателя, фюзеляжа, шасси, добавление дополнительных баков и т.д.)
  • Салонные (установка специального оборудования, гондолы, радара, лидера радио и т.д.)

Существовали различные серии А, Б, В, Д, ДМ, в рамках которых и осуществлялись салонные и конструктивные модификации.

Первую серийную модель Ил-18 сняли с эксплуатации в 1959 году. К тому времени наладили выпуск самолетов новых серий. В последующие годы конструкторами было разработано еще больше вариантов для различных целей.

Выпущенные серии и модификации:

Некоторые модифицированные модели получили дополнительные улучшения уже после выпуска. Так, один Ил-18В был переоборудован для выполнения полетов в Антарктиду. Он получил еще один топливный бак внутри кабины пилотов.

Совсем другой самолет Ил-18 (1946)

Ил-18 1957 года стал вторым самолетом этой модели. Ранее, в 1946, уже проектировали авиалайнер с аналогичным названием. Он должен был стать дальнемагистральным пассажирским самолетом на четырех двигателях, обеспечивающем перевозку до 65 человек. Предполагалось, что он сможет преодолевать расстояния до 5000 км и летать на крейсерской скорости, которая будет равна 450 км/ч.

Самолет Ил-18 (1946)

История эксплуатации

Ил-18 стал самым массовым самолетом первого поколения на газотурбинных двигателях. Он был создан более 60 лет назад, но остается в эксплуатации у некоторых компаний и военных до сих пор. Это доказывает его высочайшую надежность и эффективность, опередивших свое время. Вероятнее всего, в ближайшие годы будут списаны все оставшиеся авиалайнеры, после чего их заменят другие современные самолеты.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Первый полет советского самолета "Ильюшин-18" состоялся в таком далеком 1957 году. И по сегодняшний день этот авиалайнер продолжает удивлять как своими характеристиками, так и достижениями.

История создания

история ил 18

До середины пятидесятых годов двадцатого века пассажирские самолеты выпускались с поршневыми двигателями. Но их скорость и вместительность в скором времени перестали удовлетворять потребности страны. Инженеры двух опытно-конструкторских бюро (Туполева и Ильюшина) предложили им на смену свои варианты самолетов: первое ОКБ – с турбореактивными двигателями, второе – с турбовентиляторными.

Ответом Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик стало вышедшее 25 мая 1956 года распоряжение № 703-404 о необходимости разработки и постройки самолета ИЛ-18 с целью транспортировки пассажиров. И уже спустя три месяца Ильюшин утвердил чертеж проекта, а еще через месяц стартовало строительство авиалайнера. Так и началась история ИЛ-18.

В 1957 году самолет совершил свое первое передвижение по воздуху длительностью в один час пятьдесят семь минут с Центрального аэродрома имени Михаила Васильевича Фрунзе на летную базу города Жуковского. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров "Ильюшин-18" с двигателями конфигурации АИ-20. Массовый выпуск этих авиагигантов состоялся в середине апреля 1959 года.

За весь период производства "Ильюшин-18" (с 1958 по 1970 год) было выпущено 719 самолетов. В это число входит и количество машин, созданных для зарубежных авиакомпаний (более ста штук).

Разновидности самолета

Каждая новая вариация самолета "Ильюшин-18" имела конструктивные улучшения. Прежде всего это касалось топливной системы, системы кондиционирования воздуха в гермокабине, водоснабжения и канализации - везде устанавливалось более совершенное оборудование.

Читайте также: