Посадка космического корабля на воду

Обновлено: 05.10.2024

Создаваемый компанией SpaceX корабль Crew Dragon будет совершать посадку на воду, как и его грузовой аналог корабль Dragon.

По расчетам НАСА, американский корабль Crew Dragon с двумя астронавтами на борту стартует к Международной космической станции 27 мая. На следующий день намечены прибытие и стыковка с МКС. Пока нет четкого ответа, сколько пробудут на борту пассажиры Crew Dragon, миссия может затянуться на 4 месяца.

По контракту с НАСА пилотируемые корабли создают частные американские компании SpaceX и Boeing. Crew Dragon, принадлежащий SpaceX, в отличие от создаваемого Boeing корабля Starliner, будет совершать посадку на воду, как и его грузовой аналог корабль Dragon.

Те люди, которые более или менее интересуются космонавтикой, знают, что американские спускаемые аппараты приводняются, а советские/российские – приземляются. Так уж сложилось исторически. Тем не менее, в истории отечественной космонавтики был единственный случай, когда спускаемый аппарат не приземлился, а приводнился. В тот раз, увы, всё пошло не по плану.

Когда же, наконец, экипаж, состоящий из Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского, сел в автобус и отправился к ракете, то машина заглохла на полдороги. Пришлось вызывать другой автобус и пересаживать космонавтов – такого на Байконуре ни разу не было!

Было принято решение о возвращении экипажа на Землю: системы жизнеобеспечения корабля были рассчитаны на трое суток, двое из которых уже прошли. И экипаж, который должен был работать на орбите две недели, стал готовиться к посадке. Для экономии времени посадку решили производить ночью.

По расчетам приземление должно было произойти недалеко от казахстанского города Аркалык. Однако расчеты оказались неверными. Спускаемый аппарат перелетел расчетную точку на 120 километров и упал прямиком в соленое озеро Тенгиз, простирающееся в длину почти на 70 км. Посадка произошла в паре километров от берега.

Спасательная операция осложнялась тем, что была глубокая ночь, а над озером бушевал снежный буран. Температура была минус 20. Космонавты прекрасно понимали, что в ближайшие часы им придется рассчитывать только на себя. Они выключили все приборы для экономии электроэнергии, разыскали нож, разрезали скафандры и одели шерстяные спортивные костюмы – и все это в тесном пространстве спускаемого аппарата.

Через пару часов начались проблемы с воздухом. Появились первые признаки кислородного голодания, связанные с переизбытком углекислого газа. Покинуть аппарат было немыслимым делом, так как при открывании люка внутрь хлынула бы ледяная вода, напор которой было бы невозможно преодолеть.

Тем временем подоспел поисково-спасательный отряд. Космонавты вспоминают:

"Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: "Ребята, вы живы?" Наконец-то! Но радость была преждевременной. Это, оказывается, на резиновой лодке к нам приплыл командир одного из вертолетов Чернявский. Ближе к утру из Москвы поступила предельно строгая команда: "Спасать экипаж!", и он как дисциплинированный офицер выполнил ее буквально."

Осмотр с вертолета показал, что эвакуация космонавтов на борт невозможна. Единственный выход – тащить спускаемый аппарат к берегу. Но буксировка аппарата вертолетом запрещала инструкция. Тем не менее, с вертолета спусти трос, который закрепили на аппарате. Времени на согласования с руководством не было (Вячеслав Зудов уже стал терять сознание от удушья), и капсулу потащили вертолетом к берегу. На это ушло еще около часа. И только достигнув берега, космонавты смогли покинуть спускаемый аппарат.

Была создана специальная государственная комиссия, расследующая ЧП. Изначально виновными хотели сделать экипаж, но космонавты упорно твердили, что действовали по инструкции. Командира вертолета Чернявского, подплывшего на резиновой лодке, хотели судить за оставление винтокрылой машины, и только вмешательство самих космонавтов, оценивших его моральную поддержку (во время эвакуации он не отлучался от спускаемого аппарата) спасло его. В этой операции он обморозил руки и потерял два пальца.

Американские астронавты Даг Херли и Роберт Бенкен успешно совершили посадку на воду в Мексиканском заливе около побережья Флориды. До этого их корабль "Индевор" отстыковался от Международной космической станции, куда он прибыл в конце мая.

Капсула приводнилась в запланированное время - 18:45 по Гринвичу (21:45 по Москве). Сразу после посадки Херли сказал: "Для нас это большая честь. ", но из-за радиопомех последняя часть его фразы в эфир не попала.

"От имени SpaceX и НАСА - добро пожаловать на Землю! Спасибо, что воспользовались SpaceX!" - сказал представитель центра управления полетом. Затем спасательные группы приблизились к "Индевору" и подняли его на один из спасательных кораблей.

Капсула приводнилась в запланированное время - 18:45 по Гринвичу

Херли и Бенкен покинули космический аппарат после того, как специалисты убедились, что капсулу можно безопасно открыть. "Спасибо, что сумели осуществить самую сложную - и самую важную часть полета человека в космос - отправили нас на орбиту и вернули домой!" - сказал Бенкен после того, как спасатели открыли люк корабля.

Автор фото, NASA

Космический аппарат доставили на спасательный корабль

Корабль компании SpaceX Илона Маска "Драгон" (Crew Dragon) стартовал 30 мая, а затем пристыковался к МКС. Это первый пилотируемый корабль, запущенный из США, с 2011 года, когда была прекращена программа полетов многоразовых "шаттлов".

Успешная посадка "Индевора" (такое имя астронавты дали своему кораблю) означает, что у НАСА снова есть испытанный способ отправки людей на орбиту и обратно.

НАСА и Space X решили посадить корабль на воду вдали от мыса Канаверал, где находится стартовая площадка, поскольку около восточного побережья Флориды может оставаться ураган "Исайас". Два корабля, которые встречают "Индевор", направлены в Мексиканский залив, в район около города Пенаскола на западе Флориды.

Специалисты американского центра управления полетами дали разрешение на вход корабля в атмосферу после того, как убедились, что на Земле создались благоприятные погодные условия: у них есть четкие критерии, какой именно должна быть скорость ветра и сила морских волн.

США снова в космосе. Первый запуск Falcon 9 с пилотами на борту.

Два набора парашютов

После соответствующей команды, Херли и Бенкен запустили двигатели и начали спуск с орбиты. Скорость снижения была очень высокой: на первом этапе она составила несколько километров в секунду. Затем корабль вошел в атмосферу, и нижняя поверхность корпуса "Индевора" со специальным теплозащитным покрытием нагрелась до 2 тыс. градусов по Цельсию.

Автор фото, NASA

Во время приземления раскрылись два набора парашютов: сначала на высоте около 5,5 тыс. метров сработал тормозной парашют - в этот момент скорость капсулы составляла примерно 560 км в час. А затем, когда корабль снизился до 1,8 тыс. метров, над ним раскрылись четыре главных парашюта, которые аккуратно посадили "Индевор" на поверхность океана.

Автор фото, NASA

В прошлом году НАСА и SpaceX отрабатывали приводнение с использованием корабля, в котором не было экипажа

Как обычно бывает во время посадки, на несколько минут перед приземлением центр управления полетами потерял радиоконтакт с астронавтами. Это происходит потому, что корабль окружают раскаленные газы, которые мешают радиоволнам.

Последний раз НАСА совершала посадку космического корабля на поверхность воды 45 лет назад, 24 июля 1975 года. Тогда американский корабль "Аполлон" приводнился в Тихом океане после стыковки с советским "Союзом-19".

Исторический полет

Даг Херли рассказывал, что он изучил данные об этом полете и выяснил, что после посадки у астронавтов может начаться морская болезнь.

Автор фото, NASA

Роберт Бенкен (слева) и Даг Херли на борту МКС

"Если возникнет необходимость, у нас есть для этого пакеты, так что мы их будем держать наготове, - сказал Херли журналистам в пятницу. - Наверное, салфетки тоже будем держать при себе. Если такое и произойдет, то для нас это обычное дело. Те, кто летает в космос, знают, что подъем иногда оказывает подобное воздействие на организм, и спуск может иметь такие же последствия".

Старт "Драгона" был историческим, поскольку он открыл новую эру в истории НАСА - впервые астронавты были доставлены на орбиту на космическом корабле, произведенном частной компанией. Американское космическое агентство решило поручить доставку человека в космос бизнесу, поскольку таким образом можно значительно снизить стоимость полетов и сделать их более доступными.

Автор фото, NASA

Корабль "Индевор" отстыковался от МКС в момент, когда станция пролетала над Йоханнесбургом в ЮАР

Одна из особенностей ракеты-носителя "Фалкон-9" производства SpaceX - возможность ее многоразового использования: после вывода корабля на орбиту она совершает посадку на Землю.

Эффективный подход

По словам руководителя НАСА Джима Бриденстайна, такой подход доказал свою эффективность.

Автор фото, NASA

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

"Мы установили очень точные стандарты с точки зрения критериев: каким должен быть полезный груз и стандарты безопасности. Но при этом мы непосредственно не участвовали в разработке всех систем. Мы позволили частным компаниям реализовать свои инновации, - говорит Бриденстайн. - Это в конечном счете привело нас к моменту, когда мы можем использовать эти капсулы и ракеты несколько раз. И, разумеется, мы хотим применить такой же подход в том, что касается полета на Луну, а затем и на Марс".

Свой собственный способ доставки людей на Международную космическую станцию также разрабатывает американский гигант Boeing. Однако производство и запуск его космической капсулы "Старлайнер" задерживается из-за проблем с программным обеспечением.

НАСА заявило, что если посадка корабля "Индевор" пройдет удачно, агентство начнет регулярно использовать корабли производства SpaceX для отправки астронавтов на МКС. Первый такой полет может состояться уже в конце сентября этого года.

Корабль "Индевор" будет отправлен на техническое обслуживание - и может вернуться в космос в 2021 году. В его следующем полете должна принимать участие Меган Макартур, жена Боба Бенкена.

Астронавт уже рассказал, что готов дать своей жене несколько полезных советов о том, где лучше всего на корабле хранить личные вещи.

"Это как в любой поездке. Если упакуешь вещи как следует, все идет хорошо, - пошутил Бенкен. - Но если все положить на самое дно большого фургона, в котором ты едешь в отпуск, а потом каждый раз приходится вытаскивать все, чтобы найти что-то одно, от поездки получаешь меньше удовольствия".

Херли и Бенкен везут на Землю памятный американский флаг, который на МКС оставили астронавты последней миссии "шаттла" - членом ее экипажа был в числе прочих и Даг Херли. Этот же флаг находился на борту самого первого "шаттла", который отправился на орбиту в 1981 году.

Ожидается, что полотнище вернется в космос вместе с американскими астронавтами, которые отправятся на Луну: НАСА надеется, что это произойдет в нынешнем десятилетии.

Сорок лет назад, в октябре 1976 года, на самую середину казахстанского озера Тенгиз (длина - 70 км, ширина - 40 км, глубина до 8 м) плюхнулся спускаемый аппарат космического корабля "Союз-23" с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским. Это было первое и единственное приводнение в практике отечественной пилотируемой космонавтики.

По стечению обстоятельств автор "Родины" оказался в ту ночь на берегу степного водоема.

Космический корабль

. В тот день с пункта слежения за полетом в Целинограде (ныне Астана) я загодя отдиктовал в "Комсомольскую правду" так называемую "рыбу" - заготовку об успешном приземлении космонавтов. Однако ближе к полуночи вокруг началась очень нервная суета, и я понял, что моя "рыба" протухла. А потом мне "по секрету" сообщили, что космонавты угодили в озеро. Главная поисковая группа сидит в Аркалыке и не может к ним вылететь - погода нелетная. А из Целинограда до Тенгиза - рукой подать.

И я рванул туда.

"Союз-23". Нехорошие знаки

Командир корабля

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

"Фатальное невезение началось еще до полета. Первоначально старт корабля планировался на 8 октября. Но накануне на Северном полигоне неудачно провели запуск аналогичной ракеты со спутником - через несколько секунд после старта ракета взорвалась. Нехороший знак. Необходимо было срочно разобраться в причине случившегося. Сегодня я понимаю, что, возможно, тот взрыв сохранил нам с Валерием Рождественским жизни. Старт "Союза-23" перенесли на 14 октября - день Покрова. Говорят, что в этот большой христианский праздник нельзя выполнять сложную работу. Но ведь тогда все мы были атеистами".

Потому не усмотрели и еще один знак.

До стартовой площадки оставалось метров сто, как вдруг автобус остановился: поломка двигателя! Подбежали люди, попытались дотолкать автобус до ракеты. Не получилось. Пришлось подгонять другой автобус, пересаживать в него космонавтов. Такого на "Байконуре" никогда раньше не случалось.

Бортинженер

Рассказывает бортинженер "Союза-23" Валерий Рождественский:

"Старт и выход на орбиту прошел нормально. А вот при сближении с орбитальной станцией корабль стал "раскачиваться", переходя из одной плоскости в другую. Подвела автоматика, произошел большой перерасход горючего, предназначенного для сближения. Топлива в баках корабля осталось только для возвращения. Нам пришлось отключить автоматику и "уйти" от станции. А ведь предполагалось, что мы будем работать на орбите две недели. Было чрезвычайно обидно. "

Многие космонавты сравнивают прохождение плотных слоев атмосферы, когда корабль горит и дрожит, с ездой по булыжной мостовой. На высоте около 9 км после сильного рывка загорается табло "Основной парашют", спускаемый аппарат на мгновение зависает в воздухе и, повинуясь силе притяжения, опускается на землю. Обычно встреча с ней проходит весьма жестко. Но рядом уже садятся поисковые вертолеты, бегут встречающие, готовые оказать любую помощь.

В этот раз все случилось не по "сценарию".

Спускаемый аппарат. Вверх ногами

Космонавты, приготовившись к жесткой посадке, вдруг почувствовали, что проваливаются. Вода?! Этого не могло быть в принципе. Открыли одно из дыхательных отверстий и действительно обнаружили воду.

Проскочив расчетную точку приземления, аппарат тяжело плюхнулся на середину огромного ночного озера в фонтане брызг и пара. Неожиданно сработала запасная парашютная система: это соленая вода Тенгиза замкнула контактное реле. Над озером вздулся огромный купол запасного парашюта (его площадь более 500 квадратных метров) и, опадая, потянул за собой и перевернул спускаемый аппарат. Космонавты внутри "кастрюльки" оказались вверх ногами.

Нештатная ситуация в секунды стала критической.

Совхоз имени Абая. Праздник тракториста


К Тенгизу сквозь снежные заносы я пробивался на машине часа два. На берегу уже полыхали костры. Вокруг них сновали труженики совхоза имени Абая, возбужденные и хмельные; в этот вечер у тракториста Вячеслава Наполова родилась дочь, и в поселке шумно отмечали это неординарное событие. А тут вдруг вертолеты с неба посыпались. Уяснив, что по воле случая оказались в эпицентре государственных космических дел, сельчане без промедления включились в спасательную операцию.

Мороз стоял градусов за двадцать. Целинники в мгновение ока разобрали заборы вокруг собственных огородов и разложили на берегу громадные костры. Они, как потом признались вертолетчики, служили прекрасными маяками-ориентирами. Но от этого было не легче: кромешная тьма, тяжелейшая облачность, порывистый ветер не позволяли вертолетам приблизиться к спускаемому аппарату и отбуксировать его к берегу.

А никаких иных вариантов эвакуации не предусматривалось.

Москва требовала действовать по заранее утвержденному плану. А каким он мог быть в ту ночь? И тогда, и сегодня считаю, что трезвее всех оценили обстановку и поняли опасность промедления подвыпившие сельчане. Они, опытные рыбаки и охотники, на руках приволокли из поселка большую лодку и стали спускать ее на воду. Военные принялись оттеснять самоуправцев. Возникла перепалка.

- Спасать ребят надо, замерзнут! - убеждали военных. Те отводили глаза, но оставались непреклонными. На лодке спасать не положено!

Осень в тот год стояла жаркая, внезапное понижение температуры вызвало еще одну проблему: над озером повис густейший туман. С барражировавшего на большой высоте поискового самолета проблесковый маячок спускаемого аппарата еще просматривался, а вот вертолеты блуждали в плотном мареве вслепую и никак не могли выйти на цель.

Рассказывает бортинженер "Союза-23" Валерий Рождественский:

- Прошел час, второй, третий. Никто не торопился извлекать нас из спускаемого аппарата. А ведь жизнеобеспечение в нем давным-давно закончилось, и холод внутри был собачий. Мы чувствовали себя кильками в консервной банке, которую по ошибке засунули в морозильную камеру. Ближе к утру мы эти свои ощущения стали выдавать в эфир открытым текстом.

Могу подтвердить: мат в эфире стоял виртуозный. Я залез в один из вертолетов погреться, и экипаж, допустив меня к наушникам, дал прослушать "космический концерт без заявок. " Конечно, всем было не до смеха. И это очень мягко сказано.

Спускаемый аппарат. Спасатель Чернявский

Много лет спустя я побывал в гостях у Вячеслава Зудова в Звездном городке. И он мне впервые поведал о том, что на самом деле происходило внутри капсулы.

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

"Мы прекрасно понимали, что, прежде всего, надо экономить электроэнергию, ее для работы систем жизнеобеспечения надолго не хватит. Выключив все электроприборы, даже на радио-связь с группой поиска стали выходить лишь в строго определенное время. Синтетический материал скафандров, одетых на голое тело, от холода нисколько не защищал. Поэтому разыскали нож в аварийном запасе и, искромсав скафандры, стянули их с себя. Минут пятнадцать влезали в шерстяные спортивные костюмы. Почему я так подробно описываю эти наши действия? А вы попробуйте вдвоем забраться, скажем, в платяной шкаф, перевернитесь там вверх ногами и начните переодеваться - тогда примерная обстановка внутри капсулы вам станет более-менее понятной.

Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: "Ребята, вы живы?" Это командир одного из вертолетов приплыл к нам на резиновой лодке. Но люк был под водой да и лодка у спасателя одноместная.

Больше всего нас тревожили запасы кислорода. Валерий принялся обучать меня экономному "водолазному дыханию". Он ведь в отряд космонавтов попал из группы водолазов-глубоководников, которую возглавлял в аварийно-спасательной службе Балтийского флота.

Прошло несколько часов. Вдруг снаружи раздался стук, и мы услышали: "Ребята, вы живы?" Наконец-то! Но радость была преждевременной. Это, оказывается, на резиновой лодке к нам приплыл командир одного из вертолетов Чернявский. Ближе к утру из Москвы поступила предельно строгая команда: "Спасать экипаж!" - и он как дисциплинированный офицер выполнил ее буквально.

- Выходите, я вас доставлю к берегу, - слышалось снаружи заманчивое, но невыполнимое предложение. Ведь люк, через который мы могли бы выбраться из капсулы, был под водой, а температура воздуха на озере около минус 20. Да и лодка у "спасателя" была одноместной. Очень быстро Чернявский понял, что и сам оказался в западне: уйти не сможет, так как до берега далеко, и сил грести против ветра у него не хватит. Было и еще одно деликатное обстоятельство. Неудачную он выбрал точку первоначального "причаливания" - на корпусе нашего аппарата работал передатчик гамма-лучевого высотомера. Жесткое направленное облучение. После нескольких разъяснительных слов, понятных любому российскому мужику, Чернявский поспешно перецепил свое плавсредство в более безопасное место. "

Кульминация спасательной операции: буксировка спускаемого аппарата. / ТАСС

Озеро Тенгиз. Буксировка

Ближе к утру на Тенгиз доставили аквалангистов и стали ждать хоть небольшого погодного "окошка". И оно - о, чудо! - появилось! Наконец-то были установлены точные координаты "объекта". На вертолете к нему перебросили аквалангистов. Опытнейшие пилоты Николай Кондратьев (в этот день ему исполнилось 34 года) и Олег Нефедов зависли над космонавтами и опустили трос, аквалангисты мгновенно закрепили фал к стренге.

Рассказывает командир корабля "Союз-23" Вячеслав Зудов:

- На металлических частях внутри капсулы появилась изморозь, можно было снимать ее и растирать виски. Мы ощущали, что запасы воздуха заканчиваются, дышать становилось все труднее. Когда силы были уже совсем на исходе, опять послышался стук. Успели все-таки!

Водолазы-аквалангисты сначала подняли на борт вертолета обмороженного Чернявского. Потом к тросу подцепили нашу капсулу и потащили к берегу.

И начался этот удивительный полет! Николай Кондратьев управлял машиной, Олег Нефедов вел наблюдение за буксируемым аппаратом. Несколько километров до берега вертолет с болтающимся на привязи драгоценным грузом преодолевал без малого час. За это время мы на берегу извелись и исстрадались в ожидании. Сельчане доставили из поселка очередную флягу с самогоном. Употреблять не торопились: "Это для ребят, замерзли, бедолаги. "

Каким же громовым "ура" мы встретили донельзя измученных ребят! В ледяной воде Тенгиза они провели более десяти часов.

Москва. Разбор полетов

Очень нервно проходил разбор космического ЧП. Была создана специальная государственная комиссия. Поначалу всех собак за неудачу попытались повесить на экипаж. Космонавты упорно твердили: действовали согласно инструкции. От них отстали, но Звезды Героев, понятное дело, пролетели мимо. Незадачливому "спасателю" - командиру вертолета Чернявскому пришлось совсем туго, его собирались даже разжаловать "за самоуправство". Поэтому в первом же телеинтервью Вячеслав и Валерий специально и демонстративно отметили высокопрофессиональные действия вертолетчика, сохранив тем самым парню погоны.

А 7 ноября на традиционном торжественном приеме в Кремле к Зудову и Рождественскому подошел Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. "Почему это без Золотых Звезд явились наши герои?" - неожиданно спросил генсек у свиты. И добавил, обращаясь к ребятам: "Мы в ту ночь тоже не спали. Переживали. "

На следующий день космонавтам вручили Золотые Звезды Героев Советского Союза. Больше побывать в космосе им не пришлось.

Ночь на озере Тенгиз

Фото: NASA/nasa.gov

Ночь морозна и метельна,
А в деревне говорят:
"Космонавты прилетели
И в воде теперь сидят. "

Угодили прямо в точку.
Видно, в этом свой расчет.
Ах вы, цветики-цветочки,
Будут ягодки еще.

Не видать ни зги, во-первых,
Над водой туман повис.
Группа поиска на нервах
Барражирует Тенгиз.

- Космонавты прилетели! -
Ожил берег. - Чем помочь? -
Каждый вроде был при деле
В ту октябрьскую ночь.

Тащат лодку. - Может, сплавать?
Мы управимся вполне.
Как Валерий там и Слава -
Не качает на волне?

Сквозь помехи еле-еле
Различимы голоса.
- Как вам, Слава и Валерий?
- Хорошо б сейчас. сплясать.

В чем проблема? Надо - спляшем!
Круг пошире и - вперед!
На заснеженные "пляжи",
На тенгизский тонкий лед.

- Эй, давай! - и заплясали.
Нам теперь сам черт не брат.
Словно пляской той спасали
Замерзающих ребят.

Вспоминаю этот случай -
И опять костры горят.
"Без заборов даже лучше!" -
В той деревне говорят.

P.S. В одну из наших встреч Зудов, вспоминая ту ночь, расплылся в улыбке:

- А вот флягу с самогоном нам тогда принять в подарок не разрешили. Обиделись, наверное, мужики?

Я честно признался, что обид не заметил. Зато точно помню, что все до единого тосты были за мягкое тенгизское приводнение.



Ранее планируемые районы для посадки Crew Dragon.


Слева показан основной вариант места посадки Crew Dragon, который в итоге был выбран НАСА.

Также НАСА пояснило, что у экипажа хватит кислорода, воды и припасов, чтобы остаться на орбите около трех суток, этот запас как раз рассчитан на случай ухудшения погоды в районе посадки и ее переноса на более позднее время.



Схема процедуры посадки Crew Dragon после отстыковки от МКС.

  • 20:52 МСК – отделение капсулы от грузового (багажного) отсека, это произошло над западной частью Австралии;
  • 20:56 МСК – включение двигателя для схода с орбиты, это произошло над юго-западной частью Австралии, пройдена точка невозврата;
  • 21:08 МСК – корректное завершение маневра для схода с орбиты;
  • 21:11 МСК – штатное закрытие крышки носового обтекателя, разворот корабля носовым обтекателем назад;
  • 21:32 МСК – выполнение маневра по входу в атмосферу, потеря связи из-за влияния атмосферы на корабль (блэкаут);
  • 21:41 МСК – связь с кораблем вновь установлена;
  • 21:44 МСК – начало развертывание парашютной системы на высоте 5 486 метров (18 тыс. футов), скорость Crew Dragon 563 км/ч в час;
  • 21:45 МСК – полное развертывание основной парашютной системы на высоте 1 800 метров (6 тыс. футов), скорость Crew Dragon 191 км/ч в час;
  • 21:48 МСК – касание воды, приводнение, спадание парашютной системы.

К операции по эвакуации астронавтов были привлечены специалисты SpaceX и ВМФ США, включая два поисково-спасательных судна, два скоростных катера и несколько вертолетов. Один из катеров будет использоваться для проверки герметичности приводнившегося корабля, а другой катер должен забрать парашютную систему.

Капсулу корабля Crew Dragon специалисты SpaceX также заберут для изучения и повторного использования.


Подъем из воды Crew Dragon миссии Demo-1, который также успешно приводнился в начале марта 2019 года.


Подъем из воды Crew Dragon 2 августа 2020 года.

Онлайн трансляция НАСА посадки Crew Dragon:


Илон Маск в ЦУП SpaceX (сидит в центре зала), пока что без маски, через несколько минут он ее надел.

Свершившаяся миссия SpaceX Crew Dragon Demo-2 (или DM2) является последним крупным испытанием корабля перед его сертификацией НАСА для осуществления регулярных коммерческих пилотируемых полетов на МКС.

В испытательном полете DM2 астронавт Херли являлся командиром космического корабля (spacecraft commander), а его напарник Бенкен — был командиром по операциям стыковки и расстыковки (joint operations commander). Фактически это означает, что именно Херли управлял Crew Dragon в полете к МКС и обратно. Херли и Бенкен также в процессе полета выполняли необходимые для сертификации НАСА проверки систем корабля.

Последние шесть лет компания SpaceX дорабатывала грузовой космический корабль Dragon до многоразового пилотируемого Crew Dragon. Аппарат оснащается новыми системами жизнеобеспечения экипажа, креслами и специальным комплексом, который обеспечивает безопасность в случае возникновения непредвиденных обстоятельств при запуске. Сrew Dragon может доставлять до четырех человек одновременно на МКС. Хоть это и многоразовый корабль, по требованию НАСА уже используемые версии корабля для доставки на МКС экипажа не будут повторно задействованы. SpaceX будет разрешено запускать их далее в беспилотном грузовом режиме.

Читайте также: