Посадка на ан 12

Обновлено: 05.10.2024

Игорь Соколов, как сугубо сухопутный человек, поделился лётчицкой историей: "Расскажу об одном инциденте, связанном с радиооборудованием. Есть у меня один приятель, в прошлом командир Ан-12.

В нашей Самаре целый "куст" авиационных заводов. Во все времена каждый завод имел свой самолёт, а иногда и несколько, для оперативной связи с предприятиями других отраслей, осуществлявших кооперационные поставки.

В постперестроечные годы в связи со спадом производства работы у этих самолётов стало мало. И их официально стали отпускать на "вольные хлеба". Так вот данный Ан-12 со всем экипажем отправился на заработки в Судан. Приятель мой рассказывает:

"В первом своём рейсе загруженный мукой самолёт вылетел из столицы в провинциальный город. Там сели и разгрузились частично. Потом вылетели в пункт следующей посадки. "Расстояние было километров 500",- рассказывал приятель.

"Подошло время и мы стали вызывать по радио диспетчера аэродрома посадки. Вскоре ( не сразу) он ответил, но слышимость была слабой. Он сообщил, что в результате нападения каких-то там повстанцев взорваны опоры ЛЭП и аэродром лишился энергии. Все радиосредства не работают и осталась только одна диспетчерская радиостанция на аккумуляторах.

"Не имея приводов, мы продолжали идти расчётным кусом"- рассказывал командир. По расчёту времени запросили разрешения на посадку. Диспетчер разрешение дал, но спросил о нашем местонахождении.

" Да практически уже над вами", - отвечаем. " Не вижу и не слышу вас, - отвечает дисп. " Мы встаём в круг и пытаемся разглядеть городок, сравнивая его с изображением на карте. Вроде похоже, но нас не видят с земли. Покрутившись какое-то время, спрашиваем диспа, что нам делать".

"Можете возвращаться на аэродром вылета" - отвечает. "Разворачиваемся на 180 град и идём обратно. По-скольку а/д местный и грунтовый, радиосредствами он не оборудован. Приводов нет. По времени запрашиваем тамошнего диспа. Он тоже запрашивает наше место.

«Да уже над вами, - отвечаем". "Не вижу и не слышу вас", - следует ответ. "Мат-перемат. Снова встаём в круг и изучаем карту. Все туземные города похожи друг на друга. До столицы далековато, топлива может не хватить. По разрешению диспа снижаемся и пытаемся найти а/д .

Никакого подобия даже грунтовой ВПП нет и в помине. Нас по-прежнему не видят с земли. "Что делать, спрашиваем диспа. У нас топливо на исходе". Поступайте по своему усмотрению, - отвечает.

Отходим от города, снижаемся ещё и начинаем подбор места посадки. Кругом песчаная пустыня. Но вот какая-то грунтовая дорога. Беда в том, что она ведёт в деревню. Мы знали о нескольких инцидентах, когда самолёты въезжали в африканские деревни, рубя винтами всех и вся.

Знали, что некоторые экипажи после этого сидят в отнюдь не комфортных суданских тюрьмах, мотая большие сроки. Поэтому отходим в сторону и ищем ровный участок местности. Я нашёл ровный участок, выпустил шасси и стал заходить.

Приземлились нормально, Но! С воздуха в сплошном песке мы не смогли разглядеть лощины, которая лежала как раз на нашем пути. Влетаем в эту лощину, ломается передняя стойка и мы пашем носом песок.

"А как же штурман, Гена?", - это уже спрашиваю я. "Ты меня за дурака считаешь? Еще перед посадкой я его выгнал из его кабины". В итоге - груз цел. Сопровождающий-суданец, что главное, цел и невредим. Вот только самолёт подломан и в глухой пустыне.

Первый же наш вылет оказался комом. Возвращаемся в Союз. Меня сразу же обвиняют в халатности и снимают с лётной работы. И только потом спецы по радиооборудованию, сняв с самолёта ДИСС, установили, что он врал, и причём, изрядно.

Он увёл нас в первый раз влево на 80 км, почему нас не видел первый дисп, зато видели, как мы над ними кружились, жители какого-то маленького городка.

На обратном пути ДИСС снова увёл нас и опять влево и примерно на такое же расстояние. И снова нас не видел второй дисп, а видели жители какого-то другого городка. "

После изучения вновь открывшихся обстоятельств, мой друг был восстановлен на лётной работе и закончил свою карьеру, летая вторым на Ту-154, категорически отказываясь от предложений занять левое кресло…

Теперь вернёмся к нашим авиационным делам. В моём рассказе о вынужденной посадке Ан-12 в Судане я имел в виду именно Доплеровский Индикатор Сноса и Скольжения. Не знаю точно, как обозначался этот прибор.

Не могу сказать, как помогал навигации бортовой радиолокатор. Знаю, что на его экране можно было видеть грозовую облачность. Видел, как выглядит ночью город. А вот принцип работы АРК мне известен.

Иногда при полётах в командировки на служебных самолётах нашей "конторы" на эшелоне, когда командир уходил размяться в салон, я садился в левое кресло и с интересом наблюдая за действиями второго и слушая радиообмен с Землёй.

Однажды нас "потерял" диспетчер УВД. Слышим в динамике его голос: "Борт (такой-то), выключите "Розу" для опознавания". Второй всполошился и кричит мне: "Вон на левом борту блок. Поверни выключатель!"

Я так и сделал. Прошло несколько секунд. И вновь голос диспетчера:" Борт. Вижу Вас. Включайте "Розу". Второй кивнул мне, и я вернул переключатель в прежнее положение. Вот так в центре России мы несколько секунд летели в статусе "чужого" самолёта.

Ранее с этой "Розой" я был знаком опосредованно, потому что по просьбе командиров наших самолётов, прилетавших в полк, где я во главе небольшой бригады наших специалистов по лазерам бессменно провёл шесть месяцев, отлаживая систему посадки и обучая лётчиков посадке по лучам лазера…

Ходил в штаб полка и в секретном отделе просил сообщить мне код системы опознавания на данный конкретный день. В секретном отделе меня уже хорошо знали и называли эту заветную цифру.

Однажды, когда мой друг, командир Ми-4 в ГА Узбекистана, взял меня с собой на задание по поиску геологами месторождений полезных ископаемых в горах, мы за день совершили 16 таких посадок.

Военно-транспортный самолет Ан-12 Министерства обороны РФ совершил аварийную посадку на аэродром "Кольцово" в Екатеринбурге. Причиной произошедшего стал не выход шасси. Об этом сообщают местные СМИ со ссылкой на экстренные службы.

Военно-транспортный Ан-12 совершил посадку

По имеющейся на данный момент информации, самолет ВТА ВКС РФ Ан-12 совершил посадку "на брюхо" в аэропорту Кольцово Екатеринбурга. Предварительная причина - не выход шасси, подробностей пока нет. На борту находилось 17, а по другим данным, 20 человек, включая 4 членов экипажа, все они эвакуированы, никто не пострадал. На земле пострадавших и разрушений нет, сам самолет без значительных повреждений. Борт совершал перелет из Челябинска.

Военный самолет Ан-12 совершил аварийную посадку в аэропорту Кольцово из-за повреждения шасси. В результате нештатной посадки воздушного судна в аэропорту Кольцово временно прекращены взлетно-посадочные операции. (. )

Необходимо отметить, что это уже второй инцидент с самолетами Ан-12, произошедший именно в аэропорту "Кольцово" только за этот год. 3 июля 2019 года экстренную посадку в аэропорту совершил самолет Ан-12 ВТА ВКС РФ, вылетевший на российскую военную базу в Киргизии. Причиной посадки тогда назвали неполадки в одном из двигателей самолета.

Ан-12 (по кодификации НАТО Cub — "Юнец") — военно-транспортный самолет советского производства, был создан в АНТК имени О. К. Антонова. Относится к тактическим военно-транспортным самолетам. Первый полет совершил 16 декабря 1957 года, серийно производился с 1957 года по 1973 год. Всего в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов Ан-12 различных модификаций.

УВД Ан-12 с разгерметизацией. Рассказывает руководитель полётов — участник события.


На фото И.И.Андреев

Подробности, в моем рассказе, основаны на беседе с экипажем воздушного судна после посадки самолета в аэропорту Уфа.

Все произошло накануне дня Советской Армии. Экипаж торопился перелететь до праздника из Челябинска до аэродрома Мячиково (под Москвой), долго не могли получить разрешения на вылет. Когда уже собирались отбить вылет, поступило разрешение. Штурман задержался в штурманской комнате и прибежал на самолет к началу запуска двигателей, поэтому в самолёт он садился через нижний аварийный люк. Когда закрывали люк, то часть уплотнительной резины отошла и, соответственно, люк закрылся не плотно.

На наше счастье в гостинице аэропорта отдыхал экипаж с самолета Ан-12. Мы нашли его командира, он подсказал командиру терпящего бедствия воздушного судна, как выпустить шасси при помощи топливной системы. Выпустили шасси (закрылки таким способом не выпускались, поэтому посадку производили без закрылков на повышенной скорости). Дело было зимой, у нас тогда ещё была грунтовая полоса длиной 1900 метров (параллельно основной ИВПП), она была покрыта слоем снега, позволяющим уменьшить длину пробега, поэтому чистить её мы не стали. Толщина снега была предельной, но допустимой для Ан-12. В конце полосы снежный бруствер из свежевыпавшего снега, уткнувшись в который самолёт должен остановиться. После нескольких заходов по кругу, когда экипаж доложил, что они готовы к посадке, произвели её на ГВПП. Самолёт прокатился по полосе, уткнулся передней стойкой в снежный бруствер в конце ГВПП и остановился. Именно поэтому было принято решение сажать самолет на грунт, чтобы в случае инцидента, не дай Бог, оставить в рабочем состоянии ИВПП.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ЦУВД ГА от 26.05.86 Г №5 О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА Ан-12 Г 10343

Вид события. Нарушение технологии работы при УВД.
Место события. Челябинский и Уфимский РЦ ЕС УВД.
Цель. Изучение и принятие профилактических мер по предупреждению нарушений правил УВД в коллективах службы движения управлений ГА, учебных заведений и учебно-тренировочных отрядах гражданской авиации.

За активные и умелые действия по руководству полетом самолетаАн-12 №10343, терпящего бедствие, приказом начальника Приволжского УГА oт 17.04.86 № 131 объявлена благодарность, выдана денежная премия руководителю полетов т. Андрееву И.И. и диспетчеру Протовскому В.Ю. Действия РП т. Андреева И.И. являются образцом исключительного мастерства и высокого профессионализма.

Мероприятия по исключению подобных нарушений
1. Настоящий бюллетень изучить со всем руководящим и диспетчерским составом службы движения, командно-летным составом, специалистами УТО и УРАПИ в части, их касающейся.
2. Уточнить в Технологии работы диспетчеров РЦ порядок организации взаимодействия при передаче управления воздушным движением между смежными, РЦ, обратив внимание на рубежи, где процедура передачи УВД осуществляется при отсутствии РЛК.
3. ЗНА по движению проводить ежемесячную плановую работу с руководящим составом по осуществлению ими четкой организации работы смен службы движения, личного контроля и давать принципиальную оценку проводимой профилактической работе по выявлению и предупреждению нарушений правил УВД в сменах со стороны руководителей полетов (старших диспетчеров) и общественных инспекторов по безопасности полетов.
4. Потребовать от диспетчерского состава службы движения неукоснительного выполнения требований ст. 194 ОПП-85, п. 6.4.5 НПП ГА-85, п. 5.1.7 Технологии работы диспетчеров службы движения ГА.

ВЫПИСКА ИЗ МАГНИТОФОННОЙ ЗАПИСИ РАДИООБМЕНА МЕЖДУДИСПЕТЧЕРОМ КРУГА МВЛ УФА И ЭКИПАЖЕМ Ан-12


Предварительной причиной аварийной посадки самолета военно-транспортной авиации Ан-12 в Екатеринбурге стал невыход шасси. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе Центрального военного округа. Точные причины происшествия установит специальная комиссия ЦВО.

Сначала СМИ сообщили, что на борту находились 17 человек, однако затем в экстренных службах региона уточнили, что в самолете было 10 человек. Никому из них не понадобилась медицинская помощь.

Тем не менее диспетчеры аэропорта сами увидели, что у самолета прямо перед посадкой, за 50 метров до ВПП, не вышли шасси. Пожарные оперативно приехали к самолету и потушили небольшой пожар в нижней части фюзеляжа. Как сообщают очевидцы, на месте работали пять пожарных расчетов и четыре кареты скорой помощи.

Представитель авиаотрасли Свердловской области сообщил, что самолет благодаря профессиональным действиям экипажа получил незначительные повреждения. После ремонта Ан-12 снова поднимется в небо.

«Нам просто сказали, что несколько рейсов задерживаются. Дополнительно ничего не сообщают, сидим в зале ожидания. Летим до Москвы транзитом в Милан и на свой самолет уже опоздали.

На борту находились восемь человек: семь членов экипажа и один сопровождающий груз. Пятеро из них погибли, трое членов экипажа пострадали. Их доставили в больницу в тяжелом состоянии.

Причины аварии выясняет специальная следственная комиссия, расследование может продлиться от двух месяцев до полугода и больше.

Видео:AviaDrive/Telegram

Причиной аварии при посадке военного-транспортного самолета Ан-12 на аэродроме Буревестник на острове Итуруп Курильского архипелага стали подломившиеся стойки шасси. Об этом сообщили в пресс-службе Восточного военного округа (ВВО), передает ТАСС.

Как уточнили в ВВО, инцидент произошел в 3:35 мск. Самолет не получил других значительных повреждений, сейчас на месте аварийной посадки работает специальная комиссия.


10 октября 2019 года военный Ан-12, летевший из Челябинской области, аварийно приземлился в Екатеринбурге. Аэропорт Кольцово из-за этого временно приостанавливал работу, в результате инцидента также никто не пострадал. Причиной аварии тогда называли невыход шасси. Аналогичный случай произошел в Кольцово в июле 2019 года.

Читайте также: