Посадка на ил 86

Обновлено: 05.10.2024

В аэропорту Дубая /ОАЭ/ 21 Сентября 2001 года экипаж Ил-86 RA-86074 авиакомпании Аэрофлот, летевшего по маршруту Москва — Дубай, произвел посадку на фюзеляж с убранными шасси.

После приземления произошел пожар в двух двигателях и багажном отсеке.

На борту находились 307 пассажиров и 14 членов экипажа.
Никто не пострадал.

Подробности происшествия и результаты расследования:

21 сентября прошлого года аэрофлотовский Ил-86 приземлился в международном аэропорту Дубай с невыпущенными шасси. Сама посадка была выполнена с ювелирной точностью — после того, как аэробус, легко стукнувшись о бетонку, стремительно заскользил по плитам, кто-то из пассажиров даже захлопал в ладоши. Впрочем, аплодисменты мгновенно стихли, когда люди увидели снопы искр, вырывающиеся из-под фюзеляжа.

Ил-86 вполне мог развалиться на части и сгореть. Но занявшийся было пожар вовремя потушили. Пассажиры не пострадали, если не считать испорченных нервов и багажа, который покрылся копотью и хлопьями противопожарной пены.

Итак, под одним из прошлых постов один из читателей попросил рассказать меня о одном прелюбопытнейшем инциденте. О каком именно - узнаете прямо сейчас.

21 сентября 2001-го года Ил-86 Аэрофлота выполнял рядовой рейс Москва-Дубай. Самолётом управлял экипаж в составе командира В. И. Ивочкина (пилот 1-го класса, налетал 16 501 час 40 минут, 6080 часов 20 минут из них на Ил-86), второго пилота С. К. Севастьянова (пилот 3-го класса, налетал 8920 часов 34 минуты, 1126 часов 46 минут из них на Ил-86), штурмана С. Н. Афанасьева, бортинженера Е. А. Малинина и 11 бортпроводника. Всего на его борту находилось 322 человека — 15 членов экипажа и 307 пассажиров.

У аэропорта Дубая есть любопытная особенность. Дело в том, что шасси выпускаются практически перед самой посадкой. Сделано это в целях уменьшения шума. Шасси создают доп. аэродинамическое сопротивление, что вызывает лишние шумы, а аэропорт Дубая находится в самом центре города.

Следующая особенность данного рейса - на нем обучали нового пилота. КВС неправильно распределил обязанности, полностью отдав себя работе с новичком. Как результат, бортинженер выполнял гораздо больше работы.

В том числе, ему пришлось и в одиночку читать чеклисты, что является сильнейшим нарушением правил. Все шло успешно до последнего пункта. Видимо, не проверив, на память, бортинженер сказал: "Шасси - выпущены". А в действительности выпущены они не были.

Самолет успешно выровнялся, пошел над полосой. А затем сработала сигналка о пожаре двигателя. Одного, следующего.

Экипаж был мягко говоря в шоке. Пошли возгласы из разряда: "Это что за х***я? "

Ил-86 загорелся. К счастью, всех пассажиров смогли эвакуировать, т. к. пожар был не очень большой. Комиссия признала виновным экипаж, а самолет пришлось списать. Более того, Аэрофлота пришлось выплатить компенсацию аэропорту за все часы простоя ВПП.

Инцидент с Ил-86. Рейс Ташкент-Москва аварийно садился в Актюбинске. После взлета не полностью убрались закрылки из-за неисправности механизма. В результате этого на высоте около 10 тыс метров оторвалась одна секция закрылков. Самолет посадили без использования механизации крыла. Люди и техника не пострадали, только колеса почти полностью сожгли при торможении. Самолет дней 5 простоял в Актюбинске, после восстановления своим ходом улетел в Москву. Было это в августе 1986 или 1987 года.

Ил-86 СССР-86007. Актюбинск. Фото: Мулин Сергей

Газетный репортаж

Об одном авиационном происшествии с Ил-86

Об одном авиационном происшествии с Ил-86


Сбежал по переднему трапу старший бортинженер, посмотрел на колеса шасси - семь из них Рыли спущены, не выдержали при экстренном торможении. Старший бортинженер по смотрел на колеса и — чисто по-шоферски — вдруг пнул по одному — целому — ботинком.
Вышел командир. Напряжение этих последних тридцати восьми минут не отпускало, Он улыбался благодарившим его пассажирам, но сам осознал как следует, что произошло и что произойти могло, только через час после посадки, уже в гостинице.
— И во сколько же все закончилось, Иван Петрович? — спросил я командира. Мы разговаривали и родном его Внукове, на столе лежали схемы, по которым потом штурман Сергей Кокора демонстрировал, каким образом они заходили на посадку.
— В семь пятьдесят..— ответил командир. И уточнил:— Нет, в семь пятьдесят три.— И я записал цифры и блокнот.
Хорошо иметь дело с точными людьми! Спасибо, Иван Петрович.

И вот свидетельство пассажира:

Я с родителями летел тем рейсом из Ташкента. Могу сказать без какого-то напускного пафоса: готовились умирать. Стюардессы плакали, собирали розданную еду (350 человек, лето, отпуска, а еще не все и поели к тому моменту), а потом просто сели по местам и сидели белые как полотно и всхлипывали. Родители взяли меня за руки, мама потом рассказывала, что они с папой прощались. Он довольно долго летел на небольшой высоте, землю видели, может как раз топливо сбрасывал. Звук почему-то запомнился, как будто морское судно в бурю скрепит. Что самое интересно, сразу по прилету (выходили сами) среди пассажиров поползли слухи про пожар двигателя. Там, куда бегал БИ сидели пьяные вояки, они единственные из всех, кто смеялся. Потом из Актюбинска через несколько часов двумя Ту-154 нас отправили в ДМД, кстати, и прилететь на Ил-86 мы туда же были должны, еще дождь в тот день сильный запомнился, дядька меня в ветровку все кутал

Родственникам, простоявшим под дождем, говорили одно и тоже: "Вылетел по расписанию". Потом сообщили, что совершил посадку в Актюбинске и ничего больше. Мама рассказывала, что когда шли из зала прилета в Москве, люди шептались: "Покойники идут" и тоже самое в Актюбинске люди говорили. То есть народ как-то знал заранее про нас?! Отец (у него с юмором все в порядке было, особенно с черным), когда еще в Актюбинске по трапу спускались, заприметил пожарные машины. Несколько из них поливали самолет, по всей видимости те разувшиеся шасси, а одна машина стояла перед кабиной пилотов. Отец какой-то тетке сказал, что, мол, эта машина наши кости поливать приехала. Что интересно сели мы и потом долго очень шло руление, мимо каких-то ангаров, запомнились военные самолеты. До этого не видел их, маленький был. Мне тогда получается ровно пять лет было, но все как отложилось, стресс. Еще вспомнилась деталь, но не ясно. То ли во время полета как-то звучало, что могут посадить в Оренбурге, то ли уже когда прилетели люди гадали где мы сели, так как аэропорт виден не был, а стюардессы в трансе еще были, а пилотам, наверное, не до того было, чтобы нам еще что-то рассусоливать. Спасли главное! Низкий им поклон, Панкову и Бугаеву, за то, что я могу вот так на четвертом десятке, имея уже двух своих детей, сидеть перед монитором и вспоминать мое детство, которое не закончилось внезапно где-то в поле под Челкаром или Актюбинском.
P.S. Хотел бы я посмотреть на журналиста Гутионтова, как бы он ничего не заметил, ага. Кстати, как уже писал, прислали за нами не ИЛ, а две Тушки. Он сам себе в статье противоречит. То у него Актюбинск не предназначен для посадки Ил-86 и экипаж идет на риск, сажая аварийную машину со второго раза на первую плиту, потому что нет выхода,а то, вдруг, уже по доброй воле так спокойно еще и резервный Ил из Москвы прилетает. Не было там никакого Ила, ни 62-го, ни тем более 86-го. И еще один момент тут преукрашен, явно, в сторону хэппи-энда. У отца друг работал на ТАПОиЧ конструктором и лично знал Новожилова. Он говорил потом, что называется на кухне, что там в КБ "Ильюшин" долгие разборки были и сначала летчиков во всем пытались обвинить (например, в том, что сливали горючее и, якобы, Новожилов, вообще говорил, что они чуть-ли не должны были продолжать полет до Москвы, может это и бред, плохо усвоенной мной по малолетству), а вот, видимо, потом разобрались и "Сообщили подробности" в газете. Я тогда увлекался авиацией, любимым автором был М.Водопьянов, мама мне его читала каждый день, так что на авиационные детали уже как умел- обращал внимание. Но типы самолетов хорошо различал. Мы много летали с родителями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Во время полета на эшелоне у самолета оторвались внутренние секции закрылок, тогда еще трехщелевые (симметрично). Со слов хозяина фото. Экипаж благополучно посадил самолет в Актюбинске. 1984 год.
Кто знает подробности, отпишитесь.
Автор фотографий Мулин Сергей.

Ил-86a.jpg

Ил-861a.jpg

Ил-862a.jpg

Техник

Старожил

Navigator

Старожил

Это я тоже знаю, что в последствии заменили на двухщелевые. Актюбинск тоже не вызывает сомнений, так как автор фотографий там учился в то время. Т.е. он фактически свидетель.
Но что произошло на эшелоне?!

Техник

Старожил

Про самопроизвольный выпуск автор, наверное, додумал.
Скорее всего оторвало закрылки просто.
"Ильюшинцы" потом говорили, что двухщелевые еще лучше были по результатам продувки.
И это доказано последующей эксплуатацией.
Так что "косяки" были у всех КБ.

Печкин

Почтальон

Командиром был Панков, а вторым пилотом - Лёня Бугаев (однофамилец министра ГА). Посадку произвёл второй пилот. Командиру вскоре "Заслуженного" дали, а Бугаеву - орден "Красного знамени" или . (врать не буду). Внеочередной ввод в строй в то время был лучшей наградой!

Старожил

russ_wood

Старожил

очевидно по аналгии посадки в сложняке рулит второй общее руководство КВС.,

насколько помнится вроде бы экипажд Внуковский в первой половине восьмидесятых поговаривают вроде бы как проблемы заметил первый пассажир, да и в Актюбе полоса вроде бы значительно короче чем требовалось по руководству для Ил-86

Horse

Истребитель авиакеросина

Aleck

Старожил

russ_wood

Старожил

Историк

Старожил

Вот, нашлась заметочка об этом случае.

ил-86.JPG

600427

Местный

Aleck

Старожил

600427, речь в стартовом постинге шла о 1984 годе, тогда как по расписанию 86-й пришёл в АКХ только в 1986-м.

Валентин Богданов

Местный

Я с родителями летел тем рейсом из Ташкента. Могу сказать без какого-то напускного пафоса: готовились умирать. Стюардессы плакали, собирали розданную еду (350 человек, лето, отпуска, а еще не все и поели к тому моменту), а потом просто сели по местам и сидели белые как полотно и всхлипывали. Родители взяли меня за руки, мама потом рассказывала, что они с папой прощались. Он довольно долго летел на небольшой высоте, землю видели, может как раз топливо сбрасывал. Звук почему-то запомнился, как будто морское судно в бурю скрепит. Что самое интересно, сразу по прилету (выходили сами) среди пассажиров поползли слухи про пожар двигателя. Там, куда бегал БИ сидели пьяные вояки, они единственные из всех, кто смеялся. Потом из Актюбинска через несколько часов двумя Ту-154 нас отправили в ДМД, кстати, и прилететь на Ил-86 мы туда же были должны, еще дождь в тот день сильный запомнился, дядька меня в ветровку все кутал Родственникам, простоявшим под дождем, говорили одно и тоже: "Вылетел по расписанию". Потом сообщили, что совершил посадку в Актюбинске и ничего больше. Мама рассказывала, что когда шли из зала прилета в Москве, люди шептались: "Покойники идут" и тоже самое в Актюбинске люди говорили. То есть народ как-то знал заранее про нас?! Отец (у него с юмором все в порядке было, особенно с черным), когда еще в Актюбинске по трапу спускались, заприметил пожарные машины. Несколько из них поливали самолет, по всей видимости те разувшиеся шасси, а одна машина стояла перед кабиной пилотов. Отец какой-то тетке сказал, что, мол, эта машина наши кости поливать приехала Что интересно сели мы и потом долго очень шло руление, мимо каких-то ангаров, запомнились военные самолеты. До этого не видел их, маленький был. Мне тогда получается ровно пять лет было, но все как отложилось, стресс. Еще вспомнилась деталь, но не ясно. То ли во время полета как-то звучало, что могут посадить в Оренбурге, то ли уже когда прилетели люди гадали где мы сели, так как аэропорт виден не был, а стюардессы в трансе еще были, а пилотам, наверное, не до того было, чтобы нам еще что-то рассусоливать. Спасли главное! Низкий им поклон, Панкову и Бугаеву, за то, что я могу вот так на четвертом десятке, имея уже двух своих детей, сидеть перед монитором и вспоминать мое детство, которое не закончилось внезапно где-то в поле под Челкаром или Актюбинском.
P.S. Хотел бы я посмотреть на журналиста Гутионтова, как бы он ничего не заметил, ага. Кстати, как уже писал, прислали за нами не ИЛ, а две Тушки. Он сам себе в статье противоречит. То у него Актюбинск не предназначен для посадки Ил-86 и экипаж идет на риск, сажая аварийную машину со второго раза на первую плиту, потому что нет выхода,а то, вдруг, уже по доброй воле так спокойно еще и резервный Ил из Москвы прилетает. Не было там никакого Ила, ни 62-го, ни тем более 86-го. И еще один момент тут преукрашен, явно, в сторону хэппи-энда. У отца друг работал на ТАПОиЧ конструктором и лично знал Новожилова. Он говорил потом, что называется на кухне, что там в КБ "Ильюшин" долгие разборки были и сначала летчиков во всем пытались обвинить (например, в том, что сливали горючее и, якобы, Новожилов, вообще говорил, что они чуть-ли не должны были продолжать полет до Москвы, может это и бред, плохо усвоенной мной по малолетству), а вот, видимо, потом разобрались и "Сообщили подробности" в газете. Я тогда увлекался авиацией, любимым автором был М.Водопьянов, мама мне его читала каждый день, так что на авиационные детали уже как умел- обращал внимание. Но типы самолетов хорошо различал. Мы много летали с родителями.

интрига

Новичок

Я тоже летела тем рейсом. Мне тогда было 6 лет. Мало что помню……..но яркие детские воспоминания все же есть……это стюардессы разносили еду. Потом сильную тряску…….помню как кричала мама……и мне даже было немного стыдно. Чего это она кричит…….помню посадку …..как ворвались доктора ..как многим было плохо - возможно сердце или просто от страха. После этого пытались летать……..мама не может. Истерика, не помогаю никакие таблетки ..теперь они только на поездах. А газета у нас тоже сохранилась.

Victor Sheen

Новичок

Micro

ШпиЁн

Валентин Богданов

Местный

Леонид Бугаев

Новичок

Много неточностей в Ваших высказываниях Леонид Бугаев пилотирующий Ил86 в том полёте Заслуженный пилот России, летный стаж 44.5 года

Читайте также: