Посадка на луне тренинг

Обновлено: 19.09.2024

Это достаточно известное упражнение может продемонстрировать группе типы командных ролей и способно показать преимущество сотрудничества.

Размер группы

10 и более человек

Время

Ресурсы и подготовка

Инструкция

Представьте, что правительство нашей страны реализовало программу пилотируемых полетов на Луну. Каждый из вас космонавт, прибывший на поверхность Луны для ее детального исследования. В один из дней вы на луноходе отправились исследовать удаленный кратер. На обратном пути к лунной станции, ваш луноход сломался. Расстояние между луноходом и базой 300 км. Добраться до нее нужно в течение 3 суток. При этом половину пути пройти по темной стороне Луны, вторую по освещенной. На борту лунохода находится неприкосновенный запас, состоящий из четырнадцати предметов:

Полностью этот материал доступен только пользователям платных тарифов. Откройте все возможности нашего сайта и скачивайте готовые тренинги, упражнения, видео и пр. - это не дорого.

Как получить доступ к упражнению

Вариант 1. Станьте подписчиком сайта и вам станут доступны все упражнения, готовые тренинги и ещё более 800 материалов из Библиотеки тренера.

Командная игра: Катастрофа

Известными аналогами этой игры являются “Кораблекрушение” и “Посадка на Луне”.

Эта игра имеет широкий диапазон задач:

  • отработать навыки поведения в дискуссии,
  • умения вести диспут, быть убедительным,
  • изучить на конкретном материале динамику группового спора,
  • открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике,
  • потренировать способности выделять главное и отсеивать “шелуху”, видеть существенные признаки предметов,
  • научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

При обсуждении результатов необходимо акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время “отключить” механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Формат проведения упражнения Катастрофа

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

— С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Заполняйте номерами первую колонку бланка.
Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестностей
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита с баллоном
7. Охотничье ружье с боеприпасами
8. Парашют красно-белого цвета
9. Пачка соли
10. Полтора литра воды на каждого
11. Определитель съедобных животных и растений
12. Солнечные очки на каждого
13. Литр водки на всех
14. Легкое полупальто на каждого
15. Карманное зеркало

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

Время, необходимое для выполнение этого упражнения – не менее полутора часов.

Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является: “Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему”.

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Бланк для упражнения “катастрофа в пустыне”

Мы специально подготовили раздаточный материал для этого упражнения. Заполнив форму он придет вам на почту.

Это бесплатно, не благодарите!

Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?
  • Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения?
  • Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?
  • Ты не согласен с принятым решением?
  • Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?
  • На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?
  • Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

Ведущий несет ответственность за то, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о “правильном” ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант “Ждать спасателей”

Кстати, по мнению экспертов, предпочтительный

Предмет Важность. Обоснование
1 Полтора литра воды на каждого В пустыне необходима для утоления жажды
2 Карманное зеркало Важно для сигнализации воздушным спасателям
3 Легкое полупальто на каждого Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады
4 Карманный фонарь Также средство сигнализации летчикам ночью
5 Парашют красно-белого цвета И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям
6 Охотничий нож Оружие для добычи пропитания
7 Полиэтиленовый плащ Средство для сбора дождевой воды и росы
8 Охотничье ружье с боеприпасами Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала
9 Солнечные очки на каждого Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей
10 Переносная газовая плита с баллоном Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи
11 Магнитный компас Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения
12 Летная карта окрестностей Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение
13 Определитель съедобных животных и растений В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира
14 Литр водки на всех Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма
15 Пачка соли Значимости практически не имеет

Вариант “Двигаться к людям”

Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1 Полтора литра воды на каждого
2 Пачка соли
3 Магнитный компас
4 Летная карта окрестностей
5 Легкое полупальто на каждого
6 Солнечные очки на каждого
7 Литр водки на всех
8 Карманный фонарь
9 Полиэтиленовый плащ
10 Охотничий нож
11 Охотничье ружье с боеприпасами
12 Карманное зеркало
13 Определитель съедобных животных и растений
14 Парашют красно-белого цвета
15 Переносная газовая плита с баллоном

Иногда обмен впечатлениями и обратной связью на первых этапах дается непросто, и хотя эта игра является полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологическую защиту участников.

Я имею опыт проведения ассессмент-центра для групп порядка 15-20 человек (практиковала в Детский Мир -Центр). Обычно 15-20 чел. делили на 2-3 команды. Когда группа кандидатов достаточно большая, игра на ассессменте существенно экономит время (по отношению к проведению индивидуальных собеседований) и помогает оценить кандидатов. Данный кейс использовала для оценки кандидатов на должность "продавца-консультанта".
Игра помогает выявить более активных кандидатов и лидера в целом, умение аргументировать свою точку зрения, умение слышать других участников группы, коммуникабельность, внимание и многое другое.

группа 15-20 чел, делится на 2-3 команды.

Цели: развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности участников игры, показать преимущества сотрудничества.

Процедуры:

- Принятие индивидуальных решений.

- Выработка коллективного решения в группах.

- Межгрупповое взаимодействие: дискуссия.

- Анализ результатов и подведение итогов игры.

На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы - лунной станции - около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток. Половину пути надо пройти по темной стороне Луны, вторую - по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 15 наименований:

Звездная карта (карта лунного созвездия)

50 футов капроновой веревки

5 галлонов (примерно 19 л) воды

2 револьвера 45-го калибра

Аптечка первой помощи с иглами для инъекций

Одна упаковка сухого молока

Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях

Два 100-литровых баллона с кислородом.

1-й этап. Предметы необходимо взять с собой, а для уменьшения груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записывается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем первый выброшенный предмет будет номером 15, последний - номером 1.

Времени на принятие данного решения дается не более 5—7 минут, при условии полной тишины среди играющих.

2-й этап. На втором этапе начинается интерактивная часть игры. Создаются команды по 5-7человек. Цель игры - добраться до базы лунной станции, остаться живыми; цель команды - обсудить проблему и принять коллективное решение. Каждый играющий при обсуждении отстаивает свою точку зрения, старается реализовать индивидуальную программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия.

Время на обсуждение: 10—20 минут.

После принятия групповых решений — их презентация и защита.

Правильное решение:

Два 100-литровых баллона с кислородом

на Луне нет воздуха

5 галлонов (примерно 19 л) воды

без этого долго не прожить

Звездная карта (карта лунного созвездия)

нужна для навигации

можно некоторое время прожить без еды

Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях

50 футов капроновой веревки

может пригодиться для похода по неровной местности

Аптечка первой помощи с иглами для инъекций

аптечка первой помощи может понадобиться, но иглы бесполезны

чтобы что-то нести

представляет некоторую ценность как укрытие или для того, чтобы что-то нести

нет кислорода, можно использовать лишь для силы толчка

2 револьвера 45-го калибра

для использования силы толчка

Одна упаковка сухого молока

нужна вода, а ее мало

на светлой стороне Луны жарко

магнитное поле Луны отличается от магнитного поля Земли

на Луне нет кислорода

Получив эти данные от руководителя игры, ее участники находят разницу между своей оценкой и директивной или наоборот, записывают данные в соответствующей графе карточки, затем итог суммируют. Далее те же подсчеты проводятся с коллективной оценкой и оценкой лидеров.

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к директивной оценке.

Предметом анализа могут быть не только сами решения, но и то, каким образом участники игры взаимодействовали, например агрессивно или лояльно, корректно или без уважения к партнеру, демонстрировали культуру слушания или нет, умеют выражать мысли понятно и убедительно или это умение не развито в достаточной степени и т.п.

Руководителю игры следует также обратить внимание на индивидуальный стиль взаимодействия и на выбор стратегий общения (избегания, противоборства, уступки, компромисса, сотрудничества). Рекомендую данный кейс для ассессмента.

Информация. На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы — лунной станции — около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток.

Половину пути надо пройти по темной стороне Луны, вторую — по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 14 наименований.

Задача — добраться до базы лунной станции, остаться живыми.

Цели игры — развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности участников игры, показать преимущества сотрудничества.

Инструкция. Предметы необходимо взятье собой, а для уменьшения груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записывается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем первый выброшенный предмет будет номером 14, последний — номером 1.

Цели команды —обсудить проблему и принять коллективное решение. Каждый играющий при этом отстаивает свою индивидуальную точку зрения при обсуждении, старается реализовать свою программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия.

Время на обсуждение — 10—20 мин.

После принятия групповых решений — их презентация и защита.

Оцените результаты по рейтингу:

0—20 баллов — отлично;

21 — 30 баллов — хорошо;

31 — 40 баллов — посредственно;

41 — 50 баллов — удовлетворительно;

51 и более баллов — плохо.

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к правильной оценке.

За взаимодействием лидеров команд наблюдаю! остальные участии ки игры и оценивают их работу количественно или качеспшпно нн нот ве предварительной договоренности, исходя из общего дня тех кони чества баллов.

Предметом анализа могут быть не только сами решения, но и то, каким образом участники игры взаимодействовали, например: агрессивно или лояльно, корректно или без уважения к партнеру, демонстрировали культуру слушания или нет, выражали мысли понятно и убедительно или это умение не развито в достаточной степени и т.п.

В игре возможно и продолжение: если решения в разных командах не совпадают, то собираются лидеры команд и снова пытаются выработать коллективное решение. По итогам работы лидеров можно выявить того, кто действительно является и организационным и интеллектуальным лидером, т.е. умеет соорганизовать коллективное обсуждение, аргументированно ведет свою линию, способен влиять на партнеров и переубеждать их.

Читайте также: