Посадка на луну россия

Обновлено: 07.07.2024

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ЛУННОГО ОРБИТАЛЬНОГО КОРАБЛЯ:
РКС публикует документ 1965 года с анализом технологии

Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня – РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек. Этот проект так и не был реализован. Тем не менее, документ имеет историческое значение, а также представляет интерес с точки зрения понимания подходов к созданию новой технологии межпланетного перелета.

Система управления лунного орбитального корабля

В исследовании инженеры НИИ-885 оценили принципиальную возможность создания автономной радиоэлектронной системы управления лунного орбитального корабля и лунной опускаемой кабины. Для корабля предлагалось использовать ряд высокотехнологичных радиоэлектронных устройств того времени и перспективную аппаратуру.


Система управления лунного орбитального корабля по расчетам специалистов НИИ-885 должна была включать оптический построитель вертикали, радиовысотомер, вычислительное устройство для обработки измерений. Также планировалось использовать средства астроориентации. Лунную кабину предполагалось оснастить универсальным радиолокационным устройством для измерения вектора скорости, высоты и оценки качества посадочной площадки, а также вычислительным устройством для обработки результатов измерения и выработки установок и команд.

Новые технологии того времени должны были обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд для системы управления космического корабля в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств. В их задачу также входило обследование района и выбор посадочной площадки.


По результатам исследований в НИИ-885 сформулировали несколько ключевых принципов. По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны дублировать друг друга на протяжении всего полета. При этом основными средствами должны считаться автономные системы. Их преимущество определяется тем, что они могут находиться под контролем космонавтов, их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов в линиях радиосвязи. Упоминается, что автономные средства будут предпочтительны в аварийных ситуациях, когда космонавт должен будет принимать быстрые решения на основе полученной информации.

Планировалось, что вся информация, получаемая с помощью автономных средств, должна передаваться по линии телеконтроля на Землю. Предполагалась и обратная связь: команды и установки, рассчитанные на Земле по данным неавтономных средств измерения, должны предаваться на борт космического корабля и фиксироваться в устройствах памяти.

При этом особо отмечалось, что в экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривается принудительное продолжение полета: когда на лунный орбитальный корабль передаются команды, последнее слово остается за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле возможны, если речь пойдет о спасении жизни экипажа лунного корабля.

А. Леонов. На Луне.

Космическая гонка во времена "холодной войны" подразделялась на множество этапов: освоение верхних слоев атмосферы и изучение влияния их факторов на живой организм, запуск искусственного спутника Земли, первые полеты человека в космос, лунная гонка. Долгое время Советскому Союзу удавалось удерживать первенство в этом соперничестве, но попытки изучения и освоения Луны оказались мероприятием совершенно иных масштабов.

И тем не менее наша страна включилась в лунную программу. Программа пилотируемых полетов к Луне экипажей советских космонавтов по секретному постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 258 от 3 августа 1964 г. "О работах по исследованию Луны и космического пространства" 1 включала в себя два направления:

1) облет Луны человеком "на пилотируемом космическом корабле с возвращением и посадкой на Землю" 2 в 1966 - первом полугодии 1967 гг.;

2) высадка экипажа из космонавтов на Луну в 1967-1968 гг. также с последующим возвращением на Землю.

Но работа по лунной программе началась задолго до выхода этого постановления. В разработке автоматических аппаратов, "предназначенных для посадки на Луну и проведения широкого круга экспериментов по изучению Луны" 3 , под руководством Особого Конструкторского Бюро (ОКБ-1) активное участие принимало ОКБ-586, позже получившее название "Южное" (г. Днепропетровск, Украинская ССР). В рамках программы Е-6, предусматривавшей осуществление мягкой посадки автоматической станции на Луну, "Южное" запросило у ученых Академии наук СССР 4 материалы о характере рельефа Луны и строении ее поверхности в равнинных и горных районах.

В том же 1964 г. к решению вопроса об имитации лунного грунта (опять же, под руководством ОКБ-1) подключился Научно-исследовательский институт камня и силикатов Госстроя СССР 5 (г. Ереван, Армянская ССР), взяв на себя обязанности по подбору камня и созданию аналога лунного грунта на основе вулканических горных пород 6 . Но из-за недостатка на тот период (март 1964 г.) "ясности вопроса о природе поверхности Луны" 7 , Междуведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям (МНТС по КИ) при АН СССР ограничил деятельность армянских ученых. Ученые и конструкторы оказались в некоем замкнутом круге: для создания автоматической станции необходимы были данные о рельефе места посадки, а чтобы получить данные об этом рельефе - требовалась мягкая посадка автоматической станции на Луну.

Срочно требуется лунодром!


В 1965 г. главный конструктор головного предприятия - ОКБ-1 - Сергей Павлович Королев перебросил работы по подготовке автоматических аппаратов с ОКБ-586 на ОКБ им. С.А. Лавочкина (г. Химки, Московская область), которым на тот момент руководил Георгий Николаевич Бабакин. И если ранее по программе Е-6 было совершено более десяти неудачных запусков, то именно благодаря команде Бабакина автоматическая станция "Луна-9" в феврале 1966 г. все же осуществила мягкую посадку на Луну и передала на Землю долгожданные панорамные снимки лунного рельефа. До этого ученые знали о поверхности Луны только то, что могли наблюдать с поверхности Земли "при помощи оптических, радиоастрономических и радиолокационных средств" 8 .

Теперь, когда у ученых в 1966 г. появились сведения о поверхности Луны, а к 1967 г. были окончательно сформированы группы космонавтов, проходивших подготовку по лунно-облетной и лунно-посадочной программам, имитатор лунной поверхности требовался особенно остро. В 1967 г. встал вопрос о поиске площадки для создания такового имитатора лунного рельефа - лунодрома.


Испытания ходовой части планетохода "Луноход-I" в наземных условиях, имитирующих лунный грунт, на лунодроме Центра дальней космической связи. Крым. 22 ноября 1970 г. Фото: ТАСС

Характеристики

В конце 1960-х годов для качественной подготовки к освоению Луны необходимо было как минимум два лунодрома: общесоюзный с функциями научно-исследовательского центра и тренировочный полигон-площадка на территории Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК).

На базе полигона общесоюзного значения планировалось производить испытания систем взлета и посадки, средств перемещения по лунной поверхности, отработать технологию постройки лунных баз и обеспечить подготовку лунных экипажей космонавтов.

Чтобы определиться с местом, в котором можно было бы устроить столь глобальное начинание, требовалось понять основные характеристики, предъявляемые к лунодрому. Так, его территория должна была имитировать не только поверхность Луны, но и поверхность других планет, в первую очередь Венеры. Тогда ученые пытались работать на перспективу. Также они полагали, что 70 процентов Луны покрывали породы, схожие с земными базальтами, потому нужна была площадка с выходами на поверхность базальтовых пород. Это дало бы возможность провести ряд исследований: от испытаний установок по переработке пород лунной поверхности с целью извлечения из них воды или кислорода до возведения "лунных" зданий, дорог и даже взлетно-посадочных площадок.

Рельеф местности будущего лунодрома должен был максимально совпадать с предполагаемым местом посадки на Луне и местом строительства будущей лунной базы, что позволило бы сократить затраты и время на строительство. Важно также, чтоб лунодром располагался в местности со значительным преобладанием солнечных дней (не менее 250-270 дней в году) и с максимальными значениями солнечной радиации, близкими к значениям солнечной радиации в космосе и на Луне. Это позволило бы изучить световое давление "на долгоживущие спутники и космические межпланетные корабли" 10 . Минимальная сейсмичность - не более 1 балла - гарантировала бы сохранность сооружений 11 .

Структура


Кроме научных требований, важный фактор - транспортная и прочая инфраструктура вблизи будущей площадки - наличие линий электропередачи, крупных городов, относительно близкое расположение железнодорожных и автомобильных путей. Соблюдение этих условий существенно сократило бы расходы и упростило бы поиск трудовых ресурсов.

По своей структуре будущий лунодром должен был включать:

- собственно полигон, оборудованный барокамерами, установками облегчения веса, солнечными концентратами и прочим. В свою очередь, полигон планировалось разделить на два участка. Первый - с установкой "стационарного сооружения для уменьшения посадочного веса на 5/6 с целью отработки систем посадки и взлета, проверки прочностных характеристик, работоспособности систем амортизации и т.д." 12 (размером 100 на 200 метров). Второй - для комплексной проверки систем посадки и совершения горизонтальных маневров на лунной поверхности, с тремя зонами, разными по рельефу (плоская площадка, площадка с постоянной крутизной и площадка с переменной крутизной), общим размером не менее 1 на 1,5 километра;

- группу научно-исследовательских лабораторий;

- конструкторское бюро, одна часть конструкторов которого проводила бы разработку испытательного оборудования, а другая занималась "конструированием собственных средств для запуска" 13 ;

- опытное производство, способное изготавливать оборудование для нужд полигона и машины, механизмы для проведения испытаний;

- другие вспомогательные подразделения, в том числе криогенная станция по производству жидкого азота и гелия.

В структуру государственной промышленности будущий лунодром планировалось вписать как самостоятельное научно-исследовательское или опытно-конструкторское предприятие, подчиненное Министерству общей промышленности СССР.


Выбор места

По предъявленным требованиям наиболее благоприятными считались предгорные и нагорные участки Восточной или Среднеазиатской части СССР. Институт электроники Академии наук Узбекской ССР, который был своеобразной площадкой лунных инноваций, совместно с Институтом геологии и геофизики УзССР предложили для строительства два участка в Ташкентской области: возле поселка Невич Верхнечирчикского района и у поселка Аурахмат Орджоникидзевского района. Но второй вариант абсолютно не соответствовал необходимым требованиям и, скорее всего, просто выдвигался в качестве альтернативы.

Но немногим более привлекательным являлся и участок возле поселка Невич, который располагал площадками, сложенными из палеобазальта - породы, близкой по структуре к лунному грунту. Естественная величина этих площадок - 1 на 1,5 километра - была на первый взгляд приемлемой для предполагаемых лунных маневров. Но, чтобы получить к ним доступ, потребовалось бы снять слой почвы (от полуметра до 10 метров) и искусственно создать профиль лунной поверхности, обработав верхний слой пород "для создания шлакового покрытия нужной толщины" 14 . Картину недостатков дополняла повышенная сейсмичность территории, способная достигать 8 баллов, а это вело бы к дополнительным вложениям в строительство.

Тем не менее холмистая местность, 270 солнечных дней в году и удобная транспортная доступность: 6 км от автомагистрали "Ташкент - Ангрен", 50 км от железнодорожной станции Чигирик, 60-70 км до Ташкента и 6 км до линии Среднеазиатской энергетической системы, - "голосовали" за строительство лунодрома в этом месте.


Техническое задание

С 8 по 12 декабря 1967 г. в Ташкенте прошло совещание с солидным представительством, участники которого пришли к общему мнению о целесообразности строительства лунодрома в Невиче. Было понятно, что такой крупный проект, даже если и получит поддержку наверху, реализуется небыстро. А экипажи космонавтов уже проходили подготовку к будущим лунным экспедициям, и им крайне необходима была специально оборудованная "лунная" тренировочная площадка хотя бы размерами 100 на 100 метров. И ее начали готовить в ЦПК с 1966 года.

Техническим заданием предполагалось, что будущий малый лунодром должен представлять собой три небольших площадки с базальтовым грунтом, размерами 20 на 20 м каждая, а именно:

- плоская площадка, с отдельными небольшими камнями;

- наклонная площадка с крутизной до 15 градусов, с небольшими лунками и кратерами до 3 метров в диаметре и до 1 метра в глубину;

- площадка с переменной крутизной (до 20 градусов) и кратерами около 7 метров в диаметре и 2,5 метра в глубину 15 .

Фото: roscosmos.ru

Для снижения земной гравитации и имитации гравитации лунной, полигон необходимо было обеспечить "специальными установками для уменьшения веса на 5/6" 16 . Даже к освещению на площадках предъявлялись повышенные требования 17 - оно должно было соответствовать освещению на поверхности Луны, для этого осветительные приборы собирались оборудовать специальными источниками света, со средней освещенностью поверхности в радиусе 5 метров - 10 000 люксов 18 .

При проведении тренировок на таком лунодроме космонавты без отрыва от остальных видов подготовки могли бы овладеть навыками по выходу и входу в корабль после прилунения, передвижению по лунной поверхности в спецснаряжении, по строительству лунных баз.

Но увы. На заседании 14 марта 1968 г. Комиссия по оснащению ЦПК тренажерными средствами под председательством генерал-майора авиации Леонида Ивановича Горегляда сочла строительство лунодрома с тремя площадками нецелесообразным. Для проведения тренировок в ЦПК комиссия оставила возможность сооружения лишь одной площадки, "имитирующей лунную поверхность, на которой можно было бы отрабатывать отдельные элементы действий космонавтов в лунной экспедиции" 19 .


Утрата интереса

Однако в итоге ни под Ташкентом, ни в Центре подготовки космонавтов никаких лунодромов так и не построили. Небольшой лунный полигон к сентябрю 1968 г. вместо предместий Ташкента оборудовали на базе Наземного измерительного пункта № 10 (НИП-10), или Симферопольского Центра дальней космической связи (ЦДКС) в пос. Школьном (недалеко от г. Симферополя) Крымской области Украинской ССР. Размерами он был с футбольное поле, 70 на 120 метров, "с рельефом, идентичным лунному: с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины" 20 .


Вместо изначально запланированных базальтовых горных пород, поверхность Крымского лунодрома покрыли ракушечником, и так как мощных выходов породы на территории НИПа не было, на нем отрабатывали только движения луноходов, а о строительстве прототипов лунных баз речи уже не шло. Сейсмичность региона также была далека от идеальной: вместо 1 балла она составляла от 5 до 8 баллов. Там же построили пункт управления луноходами (ПУЛ) для управления лунными космическими аппаратами в режиме реального времени.

В привычной для советской космонавтики манере ставка была сделана снова в пользу автоматических аппаратов, а не подготовки пилотируемого прилунения - лунодром использовался для отработки конструкции самоходных луноходов и навыков дистанционного управления ими у двух экипажей операторов 21 .

Аналогично, вместо небольшой площадки в ЦПК, малый лунодром с кратерами и трещинами расположился. в одном из ангаров ОКБ им. С.А. Лавочкина, в котором отрабатывались детали движения лунного транспорта 22 .

Большинство лунных проектов 23 остались нереализованными после высадки американцев на Луну в июле 1969 года: "Политбюро ЦК КПСС и лично сам Генеральный секретарь Л.И. Брежнев потеряли всякий интерес к лунной затее" 24 . В самом конце 1960-х годов космическая программа спешно перестроилась с лунной гонки на перспективу создания долговременных орбитальных станций.

* Исследование выполнено в рамках гранта президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, проект МК-1745.2021.2.

1. Советский космос. Специальное издание к 50-летию полета Юрия Гагарина. М.: Вестник Архива Президента РФ, 2011. С. 599-602.

3. Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД). Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 58. Л. 60.

5. Далее - НИИ камня.

6. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 58. Л. 118.

8. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 59. Л. 71.

9. Beattie Donald A. Taking science to the Moon: lunar experiments and the Apollo Program. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 2001. P. 163.

10. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 3-6. Д. 33. Л. 10.

13. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 3-6. Д. 33. Л. 20.

15. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 3-6. Д. 33. Л. 64-69.

16. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 3-6. Д. 33. Л. 66.

18. Единица измерения освещенности.

19. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 3-6. Д. 33. Л. 78.

20. Долинин А.И. Они видели восход Солнца на Луне // Красная звезда. 2018. N 22. С. 8.

22. Довгань В.Г. Лунная одиссея отечественной космонавтики. От "Мечты" к луноходам. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 139.

23. Подр.: Славин С.Н. Тайны военной космонавтики. М.: Вече, 2013. С. 260-264.

Когда российские космонавты высадятся на Луне: планы и реальность лунной программы РФ


На втором этапе на Луну должны на 14 дней высадиться космонавты и приступить к подготовке закладки лунной базы. Наконец, третий этап включает в себя строительство базы на Луне с научной инфраструктурой, и формирование единой системы средств освоения Луны.

Для высадки человека на лунную поверхность планируется использовать связку корабля и лунного взлетно-посадочного модуля на орбите искусственного спутника Луны. В настоящее время ведутся системные исследования как по разработке такого модуля, так и миссии в целом,

- подчеркнул Игорь Хамиц в интервью, появившемся в июне 2020 года на сайте Роскосмоса.


Впрочем, тем, кто сегодня еще довольно молод, возможно и доведется стать свидетелями совершенно новой в истории космонавтики эпохи, когда люди будут осваивать Луну. От правительства же зависит в первую очередь и то, будут ли эти люди россиянами, или же это будут американцы или китайцы.

Так уж совпало, что глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посмеялся над гулкими планами Америки открыть новый этап "лунной гонки" за день до того, как исполнилось 55 лет победе в этой гонке Советского Союза. Так нужна ли нам сегодня Луна?

То, что по сию пору постоянным рефреном возникает одна и та же тема, говорит о том, что тема эта не закрыта. Не так ли?

Вот и с Луной та же проблема. Американцы утверждают: раз их космонавт первым высадился на поверхности земного спутника, стало быть, и победа в гонке – за ними. Им в ответ говорят: ребята, вы, потратив до 20% ВВП страны (!) на лунный проект, зашли, как обычно, в тупик. Как позднее – с шаттлами, как нынче – с многоразовыми кораблями. А на деле важен результат. Что дало пребывание ваших людей на Луне, кроме звонкого фанфаронства вашей пропаганды? Если в итоге вы для науки сделали меньше, нежели русские с помощью своих дешёвых лунных автоматов?

Ну, мол, как же, опять заявляют американцы, мы были на Луне первыми, и это величайшее достижение человечества во все и на все времена! А у них в ответ спрашивают: ребята, а вы точно там были? Отчего бы вам не повторить, раз это было уже возможно аж полвека назад? Разве можно себе представить, что самолёты в 1977 году не могли бы повторить перелёт Чарльза Линдберга через Атлантику?

"Да мы, – гулко бьют себя в грудь американцы, - да мы вот-вот повторим высадку! Да мы женщину на Луну высадим! Мы обитаемую окололунную станцию построим… совместно… с японцами и европейцами, которые дадут денег, и с русскими, которые дадут технологии. МКС ведь так же построили!"

И вот тут начинается первая завязка сюжета последних двух дней.

Луна как цель научная

Уже после запуска первого искусственного спутника Земли следующий шаг на пути проникновения в космос казался не просто естественным, а единственным. Луна. О запуске в космос человека речь уже шла, но для этого надо было произвести ещё уйму работы. А закинуть что-нибудь пикающее на ближайшую планету можно было уже имеющимися носителями. Добавить ещё одну разгонную ступень, чтобы подняла аппарат с земной орбиты и придала скорость, достаточную для полёта до Луны, – и празднуй очередную победу в космосе!

Потому что, конечно же, с первых шагов, с первого спутника – но освоение космического пространства было также делом политическим. Пополнявшим копилку побед государства и его общественного строя. Что было особенно политически важно в условиях ожесточённой конкуренции этих государств и их общественных строев.

Вот тогда первая завязка и завязалась.

Политика сильно помогала науке. Не по любви, понятно, а из собственных интересов, но ради победного результата приемлемой ценою считалась потеря четырёх запусков из шести, а количество научной аппаратуры ограничивалось только массо-габаритными возможностями носителя. Которые были, к сожалению, тогда весьма невелики. Например, не удалось реализовать идею окрасить до четверти лунного диска в голубой цвет для доказательства того, что земной аппарат таки долетел до него и попал в саму Луну – не потянул носитель лишних 200 кг краски.

Луна как цель техническая

Но как бы то ни было, а первые установочные совещания по предмету посадки земного аппарата на Луну начались сразу после успешного запуска первого спутника. Основная проблема была одна – как туда попасть. Ведь надо было с точностью до секунды и до грамма топлива скорректировать траекторию полёта. А с тем опытом и с той аппаратурой управления это была далеко не тривиальная задача.

Как раз из-за неправильной коррекции первая "Луна" промахнулась мимо своей серебристой цели на 6 тысяч км. Но не вопрос! Значит, цель была иная: запустить в Солнечную систему первую искусственную планету, вращающуюся вокруг Солнца. Однако это не отменяло прежней цели.

За почти год – с 23 сентября 1958 года, когда из-за аварии ракеты-носителя не удался запуск первого лунника (а потом не удалось ещё два…), и до 12 сентября 1959 года, когда в полёт отправилась "Луна-2", – было произведено 5 пусков. Лишь один оказался удачным частично – с выводом на солнечную орбиту "первой искусственной планеты". И вот наконец 14 сентября впервые в истории изделие человеческих рук достигло Луны.

Американцы, у которых было своё огромное количество неудачных запусков, жалко блеяли где-то далеко позади.

Луна как цель гонки

Запуск русскими первого человека в космос подстегнул американцев. Они, даже не выведя ещё своего космонавта на околоземную орбиту, заявили целью первыми высадить человека на Луну. И начали энергично эту цель преследовать.

В Советском Союзе в это же время боролись – негласно, но ожесточённо – две линии дальнейшего развития космических исследований. Условно их можно назвать "романтической" и "прагматической". Первая, которую олицетворял и претворял в жизнь главный конструктор Сергей Королёв, была похожа на американскую: космос должен осваивать человек. Даёшь Луну, даёшь Марс, даёшь Венеру! У второй явного лидера не было, но вообще в космической отрасли было немало энтузиастов идеи исследования космоса автоматическими аппаратами. И главное, эти идеи имели поддержку военных, а также государственного руководства. По той простой причине, что автоматы – это было дешевле и практичнее. А военным Луна была вовсе не нужна – для их интересов и задач хватало околоземных орбит.

И, быть может, символичен тот факт, что у ОКБ-1 Королёва раз за разом никак не получалось добиться успеха на следующем этапе – добиться мягкой посадки на Луну. С января 1963 года по декабрь 1965 года "Луна-4", -5, -6, -7, -8 упрямо, словно желая досадить Сергею Павловичу, разбивались о поверхность планеты.

А когда работы по лунным автоматам были переданы (с благословения Королёва же) Георгию Бабакину, главному конструктору и начальнику ОКБ Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина в Химках (ныне НПО им. С.А. Лавочкина), – первый же бабакинский аппарат, "Луна-9", конструктивно доработанный и построенный уже в Химках, смог совершить мягкую посадку!

Вновь русские оказались первыми в "лунной гонке"! В то время как в США из 18 попыток достичь Луны удачных не было ни одной! Максимум, чего они достигли, – три пролёта их "Рейнджеров" мимо планеты и пять "жёстких посадок". Проще говоря, врезались в поверхность.

Луна как цель вообще

Что удалось узнать?

Ну, первое и главное – человечество впервые смогло увидеть на расстоянии вытянутой руки поверхность другой планеты! "Луна-9" передала на Землю панораму Океана Бурь – это само по себе уже звучало зачаровывающей романтикой в те годы!

Во-вторых, советский межпланетный аппарат разрешил давний спор на тему, что представляет собой поверхность Луны – она твёрдая или разбита метеоритами за миллиарды лет в зыбучую, засасывающую пыль? Аргументы на Земле и за ту и за другую гипотезу были равно убедительными, и разрешить эту научную проблему могла только посадка на планету аппарата.

Ещё выяснилось, что у Луны практически нет магнитного поля. В общем, результат был и политический – яркий, звонкий, как раз к съезду КПСС! – и научный.

Американцы опять отстали: их "Сервейер-1" мягко прилунился только 2 июня 1966 года. И догнать русских им было уже не суждено: через месяц на орбиту вокруг Луны был выведен первый в истории искусственный спутник спутника – им стала советская "Луна-10". И дальше, вплоть до неудачи с "Луной-15", которая разбилась при посадке, к земному спутнику с регулярностью едва ли не курьерских поездов вылетали одна межпланетная станция за другой.

Да, параллельно развивалась программа пилотируемых полётов на Луну. И в ней американцы действительно опередили. Возможно, останься жив Сергей Королёв, не случилось бы и этого, но суть была в другом: успехи не идущей ни в какое сравнение по цене с пилотируемыми полётами программы освоения космоса автоматами окончательно убедили советское руководство особо не рваться за американцами. Политически хотелось, конечно, быть первыми, но раз уж Королёва не стало, а его "сменщик" на посту главного конструктора Василий Мишин ракету Н-1 не вытягивает, то так, значит, и быть. Мы лучше на ракетно-ядерный паритет с США лишние деньги бросим.

А Луна? А что Луна? Мёртвый камень, никому не интересный. Грунт с него привезли? Привезли, вон, учёные в ГЕОХИ корпят. По поверхности покатались на "Луноходах"? Покатались, и какая разница, что "водители" на Земле сидели? Зато дёшево, и при тех же физических результатах, что американцы на роверах добились. Что ещё надо?

И вот тогда создалась вторая завязка лунной проблемы нынешних дней…

А приз-то в чём?

Именно такой вопрос задал вчера глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

На мой простой вопрос главе НАСА Брайденстайну: "Если вы ещё раз сядете на поверхность Луны, то вы лишь докажете, что наконец-то достигли возможности своих же технологий 70-летней давности?" – Джим лишь тяжело вздохнул. Поэтому я и говорил публично пару раз, что ни в какой гонке к Луне мы участвовать не будем, пока не поймём смысл призового фонда,

– написал Рогозин в своём Telegram-канале.

В самом деле, несколько лет назад американцы заявили о своём намерении создать орбитальную станцию возле Луны. С экипажем. Никого не спросясь, объявили её международной, причём чуть ли не по умолчанию стали вести себя так, будто получили от России согласие участвовать в проекте. На деле же с русской стороны был выражен дипломатический интерес, но тут же заданы вопросы относительно равенства и равных прав при реализации совместных программ. На что американцы ответили этак уклончиво, а параллельно стали развивать тему своих прав на коммерческое и военное использование Луны. По праву первооткрывателей.

В этот момент перед политическим руководством России "замигала красная лампочка". Потому даже начальный сдержанный и дипломатичный энтузиазм Дмитрия Рогозина был притушен, а ныне, как видим, последовал уже сугубо отрицательный ответ на американские поползновения.

И суть даже не в сдобренном известной долей цинической издёвки комментарии Рогозина:

В науке, когда у вас меньше ресурсов, нужно видеть приоритеты и срезать углы, а не бежать за лидером в ковбойской шляпе, который сам не знает, зачем он бежит и куда он бежит.

у нас есть своя лунная программа, она "весит" раз в 10 дешевле американской, но даст не менее важные результаты для наших учёных.

Дело как раз в том, что ни у кого нет понятия, куда нам дальше бежать на Луне. В ковбойской ли шляпе будет там лидер или в ушанке со звездой. Всё, что нужно знать об этой планете, мы знаем. Добывать там нечего, какие бы сладкие песни про гелий-3, нужный для термоядерных реакторов, нам не пели. Лаборатории-обсерватории там устраивать незачем: далёкие галактики проще исследовать орбитальными телескопами, которым не мешает пыль и отражённый свет от лунной поверхности, а на самой Луне нет ничего такого ценного и, главное, уникального для изучения, чтобы строить на ней бункеры с противометеоритной, противорадиационной и Бог весть ещё какой защитой для живых людей. Даже военным, как бы ни надувал дряблые щёки Пентагон, делать там нечего: боеголовки оттуда будут лететь слишком долго, наблюдать за противником – слишком далеко, охранять нечего.

И получается, что всё, что может ещё понадобиться от Луны, можно получить при помощи автоматов. Как тогда, 55 лет назад. Только на новом, качественном уровне этой самой автоматики.

Вот так и получается, что не по пропагандистскому звонкоголосью, а по результатам на единицу затрат "лунную гонку" выиграла Россия. Ещё тогда, когда в своей советской инкарнации её прекратила. Получив всё, что было нужно, от бедной во всех смыслах Луны.

Ведь содержательная гонка ныне иная. И даже вообще не за планетами, хотя за возможность своими глазами посмотреть рассвет на Марсе человечество должно быть искренне благодарно именно американцам. Но сегодня гонка – за двигателями. Химическое топливо исчерпало себя. Любой космический носитель на основе его недостаточной энергетики, хоть многоразовый, хоть перевёрнутый, – вчерашний день. Гонку за космос возглавит тот, кто предложит носитель на движителе иного, высшего порядка.

И Луна в этом смысле – гонка в позавчера.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: