Посадка на воду ленинград

Обновлено: 05.10.2024

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: бортмеханик В. Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, командир воздушного корабля Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: бортмеханик В. Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, командир воздушного корабля Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев.

Где-то в 11 часов самолет подлетел к Ленинграду. Стюардессы по приказу капитана воздушного судна Виктора Мостового развлекали пассажирами байками, пытаясь отвлечь внимание. Диспетчеры велели жечь топливо, чтобы уменьшить вероятность пожара при посадке. Пилоты стали облетать город на малой высоте – где-то около 500 метров. Так быстрее расходуется керосин. Однако и времени на принятие решений в случае возникновения экстренной ситуации почти нет. А она, как назло, случилась. Мнения рознятся, но скорее всего был неисправен топливомер. Датчики показывали, что керосина еще полно, но вдруг отказал левый турбореактивный двигатель, а за ним и правый. Центр города, 500 метров над землей… Что делать, особенно учитывая, что в распоряжении пилотов считанные секунды? 14, если быть точным.

Писателю Юрию Туйску, который был на месте спустя 15 минут после посадки, удалось тайком сделать несколько снимков.

Писателю Юрию Туйску, который был на месте спустя 15 минут после посадки, удалось тайком сделать несколько снимков.

Самолет весом в 40 тонн стремительно снижался на Исакиевский собор. И тут инициативу на себя взял второй пилот – Василий Чеченев. Он раньше служил в военно-морской авиации, умел летать на гидропланах и знал методику приводнения. Самолет быстро исчез с радаров, диспетчеры уже попрощались с ним. Но Чеченев грамотно сориентировал Ту-124, пролетел в 4 метрах над строящимся мостом Александра Невского и успешно посадил его на реку напротив Александро-Невской лавры. На скорости в 300 километров в час вода по упругости как бетон. Пилотам повезло, что на Неве в тот момент почти не было волн. Ту-124 делали на основе бомбардировщика и чугунный корпус отличался крепостью. Ну и, конечно, нужно отдать должное мастерству Чеченева.

Никто из членов экипажа и пассажиров не получил травм. В самолет быстро начала поступать вода, но мимо шел старенький буксир и оттянул Ту-124 к берегу. Трос крепили в кабине пилотов через разбитое стекло. В считанные минуты все пассажиры по крылу перебрались на землю. Кругом собралась толпа зевак, приехали пожарная техника, скорые и милиция. Снимать не разрешали. Через несколько часов самолет затонул. Однако его быстро достали и отправили в качестве авиатренажёра в курсантское училище.

Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124.

При этом никто из 44 пассажиров не пострадал. Если бы не чудесное приводнение, самолёт мог рухнуть в центре города на Исаакиевский собор.

Круги над городом


Виктор Мостовой даёт интервью. Фото РГАКФД

МиГ-17. На самолете этого типа Валентин Привалов пролетел под мостом.

Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев, пришедший в гражданскую авиацию из военной, приняли решение садиться на воду. Пролетев в 50 метрах над Большеохтинским мостом, а затем над опорами ещё только строящегося моста Александра Невского (ныне самого большого моста Петербурга), самолёт приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. С момента отказа второго двигателя до посадки на воду прошло 14 секунд.

Приводнение - особая статья. Чаще всего машина просто разваливается на части. До этого случая в мировой истории гражданской авиации благополучные приводнения самолётов можно было сосчитать по пальцам, а вот трагичных - десятки. А здесь никому даже не пришлось оказывать медицинскую помощь.

Отважная Шурочка

Як-28.

Помогла молитва?


Благодаря мастерству экипажа, авиакатастрофы рейса Таллин - Москва 21 августа 1963 года в Петербурге удалось избежать. Все пассажиры Ту-124, который сажали на Неву, выжили!

Командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду. Фото: Юрий Туйск

Командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду. Фото: Юрий Туйск

Ровно 55 лет назад в центре нынешнего Санкт-Петербурга, прямо в Неву, приводнился самолет. Пассажирский Ту-124. Чудо? Конечно, без доли невероятного тут не обошлось. Чудо, немного везения и. невероятное мастерство летчиков и всей команды воздушного судна - тех, кто 21 августа 1963 года спасли по меньшей мере 50 человек.

Столько было в салоне самолета. А если бы воздушное судно рухнуло на город? Сколько жертв было бы тогда?! Но наши летчики спасли всех - и пассажиров, и мирных жителей, которые с удивлением и невероятным восторгом смотрели на посадку самолета на главную речную артерию тогда еще Ленинграда.

Чудо на Неве: Ровно 55 лет назад пилотам удалось посадить самолет на воду без единого пострадавшего

Казалось бы, сюжет, достойный большого кино. Но не в Советском Союзе. В Америке? Пожалуй. Там и сняли "Чудо на Гудзоне" после аналогичного приводнения аэрбаса в 2009 году на холодные воды Гудзона. В СССР, наоборот, тщательно скрывали все детали того происшествия.

Это сегодня очевидцы начали бы массово снимать все на смартфоны и выкладывать фото и видео в Сеть в режиме реального времени. Город, да что там, весь мир узнал бы о случившемся в считанные секунды. Но в 1963-м Интернета не было, зато фотокамеры у горожан и туристов имелись. Пленочные. И очевидцы тоже было начали фотографировать чудо на Неве. Но не тут-то было! Доблестные сотрудники милиции тщательно выискивали из толпы зевак тех, кто снимает самолет на камеру и засвечивали пленку.

Фотографу Юрию Туйску повезло - он был поодаль и сумел сфотографировать "чудо на Неве". Это его снимки облетели потом весь мир. Правда, обнародовал фотограф их лишь спустя десятки лет - только в 1996 году.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТУ-124 21 АВГУСТА 1963 ГОДА

Обчный августовский день. Самолет отправился рейсом из Таллина в Москву. Когда пассажиры утром занимали свои места, никто и подумать не мог, что их жизни будут висеть на волоске. А неприятности меж тем начались сразу после взлета. Даже раньше.

55 лет назад произошло чудо: у Ту-124 отказали оба двигателя, самолет посадили на реку Неву. Все пассажиры Ту-124 выжили! Фото: Юрий Туйск

55 лет назад произошло чудо: у Ту-124 отказали оба двигателя, самолет посадили на реку Неву. Все пассажиры Ту-124 выжили! Фото: Юрий Туйск

Поднимаясь в небо с аэродрома Юлемисте в Таллине что-то случилось с механизмом, который отвечает за выпуск переднего шасси. И "переднюю ногу" самолета заклинило. К слову, потом на взлетной полосе нашли шаровой болт, которым крепится шасси.

Поднявшись в небо, летчики пытались впустить - выпустить шасси, но "передняя нога" застряла намертво. Обычно в таких случаях борт возвращается на аэродром, только в Таллине в то утро был сильный туман. И экипаж отправили в аэропорт ближайшего города - в Ленинград.

Тем временем по пути в город на Неве команда продолжала пытаться вернуть шасси на место. Садиться так - неминуемая катастрофа. Во всяком случае, стопроцентной гарантии, что самолет сядет без жертв, никто дать не мог.

И чего только они ни делали! Сначала пытались силой выбить заклинившее шасси. Потом пришла отличная идея - прорубить днище фюзеляжа и через него пытаться выпустить шасси. Но даже это не помогало.

- Готовьтесь к аварийной посадке, - сказали диспетчеры.

СПАСТИ ГОРОД И ЛЮДЕЙ

В Пулково подготовили все для аварийной посадки. По всем рассчетам топлива у экипажа оставалось еще примерно на полтора часа. Для более безопасной посадки его надо вырабатывать - и борт начинает кружить над Ленинградом. Но вдруг совершенно внезапно у Ту-124 заглох левый двигатель. А потом и правый.

За секунду стрелка на приборах, указывающих количество горючего, с 200 литров опустилась до нуля. Дотянуть до Пулково теперь точно не получится. А внизу - Ленинград, жилые кварталы, отечтливо видны Смольный, Исаакиевский собор, Нева.

Внезапно у Ту-124 над Ленинградом заглох левый двигатель. А потом и правый. Казалось, сейчас случится страшное. Фото: Юрий Туйск

Внезапно у Ту-124 над Ленинградом заглох левый двигатель. А потом и правый. Казалось, сейчас случится страшное. Фото: Юрий Туйск

Как избежать многочисленных жертв? И снова секунды решали все. На выключенных двигателях самолет пронесся над Смольным собором и вышел на Неву. Город летчики уже спасли. Осталось спасти пассажиров. Еще секунда - и командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду.

И вот оно - чудо. Или везение - на реке почти не было кораблей. Только небольшой буксир "Буревестник" вез по реке лес. По одной версии, самолет сажал сам Мостовой. По другой - второй пилот. Чеченев раньше работал в морской авиации, и ему уже приходилось садиться на воду. Поэтому Мостовой доверил штурвал ему.

И посадка на Неву прошла практически, как по маслу. Мастерство летчиков сделало свое дело - лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд.

Команда "Буревестника" подоспела на помощь и отбуксировала самолет. Шокированные пассажиры Ту-124 с трясущимися руками и перепуганными лицами смогли сойти на берег. Выжили все!

СПАСИТЕ ЛЕТЧИКОВ!

Людей повезли в аэропорт на автобусе, а экипаж - на спецмашинах в КГБ. Летчиков отстранили от полетов. Их обвиняли в том, то они проворонили показания топливных датчиков и не дотянули до аварийной полосы.

Лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. Фото: Юрий Туйск

Лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. Фото: Юрий Туйск

Экипаж оправдывался, что топливные датчики на Ту-124 показывают неправильно, и не только сейчас. Но их и слушать не хотели, а информацию о неправильно работающих датчиках и проверять не стали. Говорят, сам Туполев возлагал вину на экипаж и не верил, что приборы его детища барахлят.

На защиту экипажа встали пассажиры. Они писали письма, чтобы летчиков не наказывали, а, наоборот, наградили. Вроде бы экипаж потом даже представили к оредну Красной Звезды. Но Хрущев предложил компромисс - не награждать и не наказывать. Зато летчикам разрешили снова летать, что было для них лучей наградой.

Виктора Мостового после посадки Ту-124 на Неву представили к ордену Красной Звезды за мужество. Фото: Снимок из газеты 1963 года.

Виктора Мостового после посадки Ту-124 на Неву представили к ордену Красной Звезды за мужество. Фото: Снимок из газеты 1963 года.

КСТАТИ

Когда советские летчики совершили этот подвиг, американскому мальчику Чесли Салленбергеру было всего 12 лет. Тогда он еще не особо задумывался о своем будущем и уж тем более не подозревал, что спустя 46 лет он повторит подвиг Мостового и Чеченева и посадит на воду аэрбас с заглохшими двигателями и со 150 пассажирами на борту.

В январе 2009 года он выполнял авиарейс по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт-Сиэтл и всего через 1,5 минуты после взлета Airbus A320 столкнулся со стаей гусей. Птицы попали в двигатели, и турбины отказали. Пришлось садиться на Гудзон. Все 155 человек (пассажиры и члены экипажа) выжили, хотя половина получила травмы.

В 2015 году американцы сняли фильм, основанный на реальных событиях, "Чудо на Гудзоне". Россияне продолжают ждать свое кино - "Чудо на Неве".

Возрастная категория сайта 18 +


Сегодня традиционный для моих записей видео рассказ.
Про авиацию и мой родной город- Ленинград!

Запись с этим удивительным случаем уже была пару лет назад, но видео не активно.

Давайте вспомним эту удивительную историю еще раз…


Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в аэропорт Таллина не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там. Дело в том, что аварийная посадка самолета с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.


Над Ленинградом
Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии. Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров. Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными. Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта. Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.


Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.


Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.


Причины аварии
Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой? Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ "Туполев". Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Судьба самолета
После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.


Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии
Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Читайте также: