Посадка с горящим двигателем

Обновлено: 05.10.2024

Пилот принял решения сажать самолет. На тот момент в салоне самолета уже началась паника.

В компании, которой принадлежит самолет, уверяют, что перед полетом лайнер прошел обязательный технический осмотр, за штурвалом сидел лучший экипаж.

На земле их уже ждали пожарные и спасатели. Пассажирам злополучного рейса самолет пришлось покидать по надувным трапам.

Всех пассажиров рейса разместили в ближайшей гостинице. Домой в Москву они должны вернуться уже на другом самолете. Происшедшим заинтересовались в Следственном комитете.

Пилотов называют настоящими героями. На их счету - 400 спасенных жизней. По возвращении на родину летчиков наградят.

Эксперты отмечают, что случившееся в небе над Доминиканской республикой - готовый сценарий для фильма-катастрофы. Ведь пилоты справились со сложной задачей - посадили горящий самолет. Но были похожие случаи.
Чудом удалось приземлиться совсем недавно самолету в Сомали. 2 февраля этого года спустя всего несколько минут после взлета на борту А-321 прогремел взрыв. В обшивке лайнера образовалась пробоина, произошла разгерметизация салона. Даже в таких условиях пилот смог совершить аварийную посадку. Экипаж и 74 пассажира выжили.

В 2009 году в США командиру Аэробуса 320 удалось спасти 150 пассажиров. Самолет выполнял рейс из Нью-Йорка в Сиэтл и столкнулся со стаей диких гусей. Оба двигателя машины заглохли. При этом капитан смог посадить самолет, причем даже не на сушу. Лайнер приводнился на реку Гудзон.

Командир воздушного корабля Анатолий Будник за рулем Ил-62. В момент судьбоносного полета ему было 44 года.

Проверивший его на профессиональную прочность день 16 августа 1991 года Анатолий Будник помнит в деталях.

— Погода была чудесная, ярко светило солнце, мы собирались в обычный рейс из аэропорта Домодедово по маршруту Москва — Южно-Сахалинск, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Вылетать должны были во второй половине дня. Борт Ил-62 ждал на стоянке, пассажиры подходили к трапу. Наш экипаж из пяти человек прошел предполетную подготовку. Когда нам доложили, что все пассажиры на борту, мы попросили разрешения на запуск двигателей и выруливание на старт.

Анатолий Будник был командиром воздушного корабля. В экипаж также входили второй пилот, бортинженер, штурман и бортрадист. На борту находились около 200 пассажиров, из них 20 детей. В августе семьи массово возвращались домой из отпусков. Самолеты из аэропорта взлетали один за другим с интервалом в 2—3 минуты.

— Мы дождались своей очереди на взлет. На разбеге все было нормально, — продолжает рассказ Анатолий Михайлович. — Взлетели, убрали шасси и подошли к этапу уборки закрылков на высоте 120 метров. В это время почувствовали рывок самолета и раздался хлопок в его задней части. Взвыла сирена, замелькали красные сигнальные лампы пожара в двигателе. Бортинженер доложил о пожаре в двигателе № 4. Сработала первая очередь автоматического пожаротушения, но не потушила его. Следом загорелся двигатель № 3. Пришлось прекратить набор высоты, чтобы обеспечить скорость и удержать самолет от снижения.


Самолет находился над московской деревней Картино. На принятие решения, как его посадить, оставалось всего несколько минут. Дело в том, что масса самолета с неизрасходованным топливом превышала норму для этого маневра почти на 60 тонн. Посадка с таким весом не была предусмотрена в графиках, потому что это выходило за пределы прочности конструкции самолета.

— Мы могли разбиться под такой тяжестью, — говорит Анатолий Михайлович. — По инструкции нужно было слить топливо. Но для этого следовало набрать высоту и уйти в специальную зону. Времени на это не было. К тому же при сливе топлива при пожаре на борту возникала вероятность превратиться в пылающий факел и сгореть в воздухе. Так что мы от этой идеи отказались. При этом, несмотря на большую массу, надо было посадить самолет как можно мягче, потому что 5,5 тонны топлива было залито в килевом баке, который находится в задней части самолета. При жесткой посадке мог отломаться хвост и возникнуть пожар. Сбросить скорость ниже 330 километров в час мы не могли, так как самолет упал бы. Но и садиться на скорости больше 330 километров в час тоже было нельзя, так как колеса не рассчитаны на такую нагрузку.

В экстремальной ситуации капитан воздушного корабля смог рассчитать нужную скорость посадки. Но едва многотонная махина коснулась земли, ее понесло по полосе, как будто она была смазана солидолом, — казалось, что тормоза не слушаются.

— Задача стояла удержать самолет на полосе, а его начало тянуть в сторону, — вспоминает заслуженный пилот Российской Федерации. — Я включил управление передним колесом, что делать на пробеге запрещено. Отклонения хвостового руля поворота не хватало, поэтому применил еще и раздельное торможение, чтоб уменьшить разворачивающий момент. Хотя и это по инструкции запрещено было делать. Тормоза вдавливал изо всех сил, до перенапряжения и боли в ноге. Из-под колес самолета в это время шел дым. Борт остановился всего в сотне метров от конца полосы. Нас встречала пожарная машина. После коллега сказал, что у меня на спине взмокла одежда. Только тогда я обратил на это внимание.


Общий летный стаж Анатолия Будника — 32 года.

Анатолий Будник уверен, что спасти самолет и его пассажиров удалось благодаря тому, что экипаж находился в хорошей летной форме, четко и слаженно делал все, что требовалось. Никто не паниковал. Было полное взаимопонимание. Роль сыграло и то, что за несколько недель до этого полета экипаж проходил подготовку на тренажере, отработав порядок действий при пожаре двигателя.

— На протяжении всего полета я был уверен, что справимся, — отмечает Анатолий Михайлович. — О плохом не думал. Нужно было выжать из себя все, что знаю, и управлять самолетом. Когда выполнил посадку, получил поздравительную телеграмму от генерального конструктора самолета Ил-62, дважды Героя Социалистического Труда Генриха Васильевича Новожилова. Он написал, что мой полет доказал, насколько хорош самолет Ил-62 и какой в него заложен большой запас прочности. Самолет после аварийной посадки отправили на завод, отремонтировали, заштопали, поставили на него новые двигатели, и он летал еще почти десять лет.

Когда со дня судьбоносного полета прошло 20 лет, Анатолий Михайлович в праздничный день получил очень теплое и трогательное письмо от жительницы Сахалина. Она рассказала, что летела тем рейсом вместе с двумя маленькими детьми. Когда объявили посадку — почти сразу после взлета, очень испугалась, кутала малышей в одеяла, чтобы смягчить удар, если будет жесткое приземление. Также писала, что ее дети уже выросли, подарили ей внуков, и сердечно благодарила экипаж за спасение пассажиров.

В этом году исполнилось уже 30 лет с момента этого подвига. В соцсетях Анатолию Михайловичу в этот день пришло более ста поздравлений. По традиции он проводит его в кругу родных. В обязательном порядке — семейный ужин, на который собираются дети, внуки и друзья.


Ему не было еще и двух лет, когда семья переехала жить в район аэропорта города Свободного, где отец был авиационным техником. Так что рос под шум моторов самолетов, общался с работниками аэропорта и с детства мечтал стать летчиком.

В 2002 году Анатолий Будник был назначен руководителем Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ России, расположенного в Хабаровске. В 65 лет он вышел на пенсию по достижении предельного возраста работника федеральной службы.

Сильным стрессом отделались 202 пассажира самолета авиакомпании "Ред Вингс", летевшего из Уфы в Сочи. После взлета у Ту-204 на высоте 200 метров загорелся двигатель. Через несколько минут лайнер совершил аварийную посадку в аэропорту вылета.

Пожарные и аварийно-спасательные службы сработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов. Фото: Росавиация

Пожарные и аварийно-спасательные службы сработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов. Фото: Росавиация

- Все пожарные и аварийно-спасательные расчеты аэропорта отработали четко, пассажиров эвакуировали с помощью надувных трапов спустя семь минут после приземления. Пострадавших нет. С пассажирами сразу же начали работать представители авиакомпании и психологи, - прокомментировала руководитель пресс-службы уфимского аэропорта Татьяна Ризван.

Надо отдать должное: никто на борту не поддался панике. Более того, загоревшийся двигатель даже сняли на видео. На записи слышно, как довольно спокойно разговаривают двое мужчин: "У вас отпуск?" - "Да, но что-то пропало желание лететь".

- Хотя реально было страшно. Мы видели в иллюминаторе, как горит двигатель и сомневались, что сможем приземлиться до того, как вспыхнет весь самолет. Многие после такого отказались лететь дальше. Понять можно, - рассказал автор видео Дмитрий Антонов.

От продолжения полета отказались около 50 пассажиров. Отметим, что на борту находилось 42 ребенка, из них семь - совсем маленькие. Руководство авиакомпании предоставило пассажирам другой самолет. Задержка рейса составила 6 часов 10 минут. Смогут ли пассажиры рассчитывать на какую-либо компенсацию за полет, стоивший им стольких нервных потрясений? В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сообщили: да, пассажиры вправе обратиться с претензией к авиакомпании, если выяснится, что возгорание двигателя произошло по вине специалистов, которые не обеспечили надлежащего технического состояния авиалайнера. И если перевозчик не удовлетворит претензию, то дальше можно идти в суд.

Но если расследование установит, что двигатель загорелся по причине форс-мажора, например, в него попала птица, то ситуация неоднозначная. Также пассажиры смогут компенсировать стоимость билетов, если они были возвратными.

Смогут ли пассажиры рассчитывать на какую-либо компенсацию за полет, стоивший им стольких нервных потрясений? В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сообщили: да, пассажиры вправе обратиться с претензией к авиакомпании, если выяснится, что возгорание двигателя произошло по вине специалистов, которые не обеспечили надлежащего технического состояния авиалайнера. И если перевозчик не удовлетворит претензию, то дальше можно идти в суд. Но если расследование установит, что двигатель загорелся по причине форс-мажора, например, в него попала птица, то ситуация неоднозначная. Также пассажиры смогут компенсировать стоимость билетов, если они были возвратными.

Результаты расследования ЧП будут позже. При этом в Росавиации уже заявили о том, что летный экипаж самолета Ту-204, а также наземные службы уфимского аэропорта действовали грамотно, слаженно и профессионально.

- Благодаря таким действиям удалось избежать негативного развития событий. После приземления Ту-204 пожарные и аварийно-спасательные расчеты аэропорта и Росавиации провели экстренное тушение левого двигателя и эвакуировали пассажиров с правого борта самолета с применением аварийных надувных трапов. Расследованием инцидента займется специальная комиссия, - прокомментировали в федеральном агентстве.


После взлета у Ту-204, выполнявшего рейс из Уфы в Сочи, на высоте 200 метров загорелся двигатель. Фото: Россия1

Что случилось?

По предварительным данным Росавиации, в процессе разбега самолета по взлетно-посадочной полосе произошел помпаж левого двигателя ПС-90А. Диспетчер аэродрома это заметил и сообщил экипажу. При этом, по данным "Ред Вингс", в кабине пилотов сигнализация о пожаре и система автоматического пожаротушения не сработали. В авиакомпании отметили профессиональную и четкую работу экипажа самолета и командира - Юрия Хорьговского.

Кстати, чуть больше года назад компания "Ред Вингс", которая эксплуатировала только отечественные самолеты, сообщала, что может отказаться от своих семи Ту-204 еще до 2019 года, заменив их зарубежными аналогами. Причиной тогда называлось то, что производитель ПАО "Туполев" не продлил ресурс воздушных судов.


06.05.2019, 3:49 Происшествия Эксклюзив 8 147

Самолет, вылетевший из Москвы в Мурманск, вернулся назад и совершил экстренную посадку с горящим двигателем. В результате возгорания на борту лайнера погиб 41 человек.

По одной из версий , которую озвучивают выжившие пассажиры самолета, после того, как лайнер поднялся в небо, в него ударила молния . Из-за этого, возможно, и возникли неполадки со связью. В результате жесткого приземления на взлетно-посадочную полосу, по предварительным данным, у севшего Superjet-100 подломилась стойка шасси . Обломки отлетели и попали в топливный бак, что и вызвало возгорание.

Также очевидцы трагедии, среди которых также выжившие пассажиры сгоревшего самолета, сообщают, что в числе первых лайнер покинули члены экипажа. Только после этого по надувному трапу стали спускаться пассажиры. Более десяти человек смогли покинуть салон самостоятельно. Бортпроводники оказывали пассажирам помощь. Сообщается, что один из членов экипажа погиб, пытаясь помочь людям выбраться.

На место ЧП оперативно прибыли спасатели. Они старались потушить огонь , но прибывших сразу сил экстренной службы не хватило. Буквально за минуты разгоревшееся пламя уничтожило хвостовую часть самолета. К охваченному огнем лайнеру прибывали все новые и новые силы. Сотрудники экстренных служб проникли в салон Superjet-100. Пламя распространилось с хвоста на весь корпус судна.

Читайте также: