Посадка самолета с отказавшим двигателем

Обновлено: 18.09.2024

Посадка с неработающими двигателями сама по себе более, чем сложная ситуация в полете. Например, летчики на двухдвигательных самолетах в военной авиации отрабатывают полет только с иммитацией отказа одного двигателя (ИОД), это когда один двигатель ставится на режим МГ и выполняется полет на пилотирование самолета, затем заход на посадку и сама посадка с ИОД. Как потом оказалось на практике, что полет с ИОД и полет с выключенным двигателем - ЭТО ДВЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ. Несмотря на то, что двигатели установлены практически вблизи оси самолета, возникающие разворачивающие моменты достаточны велики и неожиданны.

А вот посадка без двигателя (точнее - ее иммитация) практиковалась только, если это было предусмотренно Инструкцией летчику, при этом упражнение выполнялось на заранее выбранную площадку с нужными размерами или при заходе на посадку на свой аэродром, когда каждый куст свой так сказать. Как правило на учебных самолетах и с инструктором.
Поэтому случаи выполнения посадки без двигателей на гражданских самолетах явление довольно уникальное:
1. Проще сесть в тумане.
2. Навыком никаких.
3. Отвественность - жизнь пассижиров
4. Своя жизнь после третьего пункта
т.д.

Количество таких посадок зависит от выбранного времени авиации, на поршневых самолетах - это было весьма распространненное явление, двигатели такие и самолеты такие были - одни оказывали, другие позволяли сесть куда получится.
В реактивной авиации вынужденные посадки стали чаще заканчиваться катастрофой, это стало явлением, когда при испытании первых реактивных сверхзвуковых самолетов, летчики - испытатели пытались спасти самолет и сохранить причину отказа, выполняя вынужденную посадку.
Хотя как говоится, кому рай, кому ад. Курсанты умудрялись регулярно садится без двигателя - видимо поговорка, что дуракам везет тут проявлялась в полной мере.
Итак - начнем.
Распиаренная до негу - Gilmi glyder нам уже знакома. Если - читаем.
Из советских известных хорошо случаев - Аварийная посадка Ту-124 на поверхность Невы

Менее известная, но более современная история про Ту-204.
14 января 2002 года Ту-204 приземлился в Омске с неработающими двигателями. Самолет при посадке выкатился за пределы полосы более чем на 400 метров. Никто из пассажиров не пострадал. Вроде так банально.
14.01.02 г. произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом Ту-204 RA-64011 авиакомпании "Cибирь".
Экипаж выполнял рейс 852 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Толмачёво. На борту находилось 117 пассажиров и 22 члена экипажа. По данным МСРП на ВС перед вылетом находилось 28197 кг топлива. запасным аэродромом был выбран Барнаул. Полет по маршруту выполнялся на эшелоне 10100 метров. Перед снижением для захода на посадку в аэропорту Толмачёво на борту ВС, по данным МСРП, находилось 5443 кг топлива. На запасном аэродроме Барнаул метеоусловия не соответствовали минимуму погоды, в связи с чем экипажем был выбран запасным аэродром Омск (количество топлива для ухода на него по расчету экипажа должно быть 4800 кг).
В связи с ожиданием улучшения метеоусловий на аэродроме Толмачево экипаж в течение около 10 минут выполнял полет по схеме на высоте 1500 метров, после чего приступил к заходу на посадку. Выполняя заход на посадку, экипаж получил информацию, что боковая составляющая ветра превышает ограничения, установленные РЛЭ самолета Ту-204 и с ВПР принял решение следовать на запасной аэродром Омск при наличии, по показаниям экипажа, на борту ВС 4800 кг топлива (по данным МСРП-4064 кг). Прогнозом погоды по маршруту Новосибирск-Омск предусматривался встречный ветер 120-140 км/ч. В наборе высоты сработала сигнализация о резервном остатке топлива 2600 кг, по объяснениям экипажа остаток составлял 3600 кг (по данным МСРП -3157 кг). Комиссия по расследованию установила, что экипажем допускалась возможность посадки с неработающими двигателями, в связи с чем снижение с эшелона 9600 метров началось на удалении 150 км (заход на посадку "с прямой"). На высоте около 1600 м и удалении 17-14 км от аэродрома произошло последовательное выключение двигателей. После аварийного выпуска механизации и шасси экипаж произвел посадку на ВПП с перелетом 1480 метров. На пробеге было применено аварийное торможение. Самолет на скорости около 150 км/ч выкатился за пределы ВПП, разрушив при движении по КБП 14 фонарей и остановился на удалении от торца ИВПП 452 метра. Пассажиры и экипаж не пострадали, пневматики колес имеют незначительные повреждения. Расследование данного события продолжается. следует отметить, что прогнозы погоды по аэродромам Новосибирск (по видимости) и Омск (по ветру и видимости) не оправдались.


Еще менее известная - авария Як-40 Украинского УГА близ Армавира 7 декабря 1976 года.
В 18:14 московского времени при подходе к аэропорту Минеральных Вод экипаж получил указание диспетчера об уходе на запасной аэродром по причине сложных метеоусловий в районе аэропорта МинВод (туман, видимость менее 300 м). Экипаж запросил посадку в аэропорту Ставрополя. Диспетчер не дал разрешение на нее, сообщив, что в Ставрополе туман при видимости 300 м. Самолет был направлен в аэропорт Краснодара с малым остатком топлива. Поскольку топлива до Краснодара по расчетам экипажа не хватало, было принято решение произвести вынужденную посадку на военном аэродроме в Армавире. На предпосадочной прямой из-за выработки топлива двигатели остановились. Экипаж сумел совершить вынужденную посадку в поле в 2 км от ВПП. Самолет остановился среди небольших деревьев. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал. Самолет получил повреждения и был списан.
При расследовании было установлено, что в то время, когда экипажу было отказано в посадке в Ставрополе, видимость в районе его аэропорта не была ниже минимума и составляла 700 м, что позволяло совершить посадку.


Ну а военной авиации бывает по разному - вот например посадка спарки Су-7у после остановки двигателя после прохода ДПРМ, то есть на высоте порядка 200м из-за отказа топливных насосов. Су-7у без двигателя по аэродинамике равен кирпичу. Но тут сработал опыт инструктора - сели прямо перед собой, поле уже не выбирали - тут повезло на 1001%/
1981 год. Аэродром Миллерово.


А тут показал свое преимущество добрый старый Ан-12, да хоть в чисто поле, все сможет, если командир покажет как.

Утром 15 августа 2019 года произошло чудо, которому пока не дали официального названия, но уже хотят снимать фильм.

Посадка аэробуса А321. Фото из открытых источников. По периметру кукуруза была выкошена для доступа техники

Посадка аэробуса А321. Фото из открытых источников. По периметру кукуруза была выкошена для доступа техники

Да, речь об удивительной посадке аэробуса А321. Отказавшие двигатели, 233 человека на борту, полные баки топлива после взлета. Можно ли в такой ситуации посадить самолет без крушения? На учебных тренажерах подвиг не удалось повторить никому. А в реальной ситуации пилоты справились блестяще.

Дамир Юсупов и Георгий Мурзин - имена, которые теперь вошли в историю мировой авиации.

Хронология события

Около 6:13 утра. Аэропорт "Жуковский". Аэробус А321 получает разрешение на взлет. Рейс: Москва - Симферополь. Практически в первые же секунды чайки попадают в двигатели.

В 6:14 капитан подает диспетчерам сигнал "Pan-pan, pan-pan, pan-pan" ("пан-пан"). В радиотелефонной связи он означает возникновение аварийной ситуации. При этом имеется в виду, что пассажиры подвержены угрозе, но нет угрозы жизни или транспортному средству. О непосредственной опасности жизни или судну подается сигнал Mayday. На тот момент отказал один двигатель.

Диспетчер оставляет решение за КВС (капитаном воздушного судна).

Почти в 6:15 капитан просит разрешение на обратный заход и получает утвердительный ответ диспетчера.

Тут же выходит из строя второй двигатель. И оперативно принимается решение сажать самолет на кукурузное поле. Оно находилось прямо по курсу. И соответствовало инструкциям: в крайней ситуации сажать по возможности на местность с низкорослыми кустарниками. На счастье всех находившихся в самолете это было как раз поле с 3-метровой кукурузой.

В 6:15:49 КВС сообщает диспетчеру, что посадил самолет за пределами взлетно-посадочной полосы. Одновременно велась эвакуация пассажиров по надувным трапам.

В 6:40 на место аварийной посадки прибыли экстренные службы. Был зафиксирован факт отсутствия открытого горения и задымление второго двигателя, который оторвался от самолета при скольжении по полю.

В 7:47 все пассажиры уже сели в автобусы и отправились в аэропорт Жуковский.

Полное видео взлета и посадки (источник - Life News):

Цифры и факты

  • 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) на борту. Все выжили.
  • 74 пострадавших . Из них - 17 детей.
  • 1 человек госпитализирован в тот же день - 69-летняя женщина, получившая ушиб поясничного отдела позвоночника. Доставлена в больницу.
  • 1 человек госпитализирован на следующий день. Это - второй пилот Георгий Мурзин. Он получил ушибы грудной клетки.
  • 90 секунд - длительность полета.
  • 200 м - длина борозды торможения самолета.
  • 4 км - приблизительное расстояние от места аварийной посадки до аэропорта "Жуковский". Самолет сел недалеко от деревни Рыбаки в Подмосковье.
  • 16 августа Президент В.В. Путин подписал Указ о награждении членов экипажа.
  • 17 августа весь экипаж был приглашен, чтобы открыть футбольный матч "Урал-Крылья Советов". 20-тысячный стадион утопил героев в овациях. Каждый из членов экипажа получил пожизненный абонемент на игры футбольного клуба "Урал". А трибуны скандировали: "Спа-си-бо".

Пилоты получили звание Героев РФ, а бортпроводники - ордена Мужества.

Пилоты

Мне бы хотелось начать со строк из песни:

Но дело в том, что у этих летчиков на первом месте были люди. Самолет, который был ювелирно посажен в кукурузном поле, восстановлению не подлежит. А вот все пассажиры и члены экипажа - живы.

1. Юсупов Дамир Касимович

Первый пилот - Дамир Юсупов - человек с удивительной историей жизни. Он с детства знал, кем хочет быть - летать, как папа (отец - пилот вертолета). Но не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище. Получил образование юриста и работал в этой сфере до 32 лет. А потом попробовал поступить второй раз. И прошел.

Дамир родился в г.Игарка (Красноярский край). Позднее семья переехала в Сызрань, затем - в Екатеринбург.

В школе любимыми предметами Юсупова была география и геометрия. Судя по посадке самолета - это очевидно.

С красным дипломом в 2013 окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации училище ( филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации ). Заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации в 2018.

В компании "Уральские авиалинии" - с 2013 года. За плечами более 3000 часов налета.

У Дамира - четверо детей: 2 сына от первого брака, дочь и сын - от второго. О подвиге папы узнали все, кроме самого младшего ребенка, которому пока 3 года.

Со своей второй женой Натальей Дамир познакомился в самолете через 2 года после развода с первой супругой. Знакомство состоялось на рейсе Екатеринбург-Краснодар. А уже спустя 6 месяцев отпраздновали свадьбу.

О том, что произошло с мужем, Наталья услышала из уст супруга. Он просто позвонил и спокойно сказал:

Дамир давно вернулся к полетам. А в интервью говорит о том, что устал от известности. И полагает: снимать фильм еще рано. И надо дождаться, когда будут расставлены все точки на i.

Однако когда Юсупова попросили пофантазировать и представить, кто мог бы сыграть главную роль в такой киноленте, Дамир ответил: Егор Бероев. И я согласна. Актер, действительно, имеет немало общего во внешности с героем. Впрочем, Юсупов не считает себя кем-то особенным. И говорит, что просто делал свою работу.

На память о событии Дамир хранит початок кукурузы с того поля. После посадки бортпроводники нарвали несколько и подарили в том числе пилоту.

После аварийной посадки Мурзин дал короткое интервью телеканалу "РЕН ТВ":

"После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох".

2. Мурзин Георгий Александрович

Второй пилот. В июне ему исполнилось всего 23 года. И он стал первым Героем России, который родился уже в постсоветское время.

Как и Юсупов, Георгий вырос в семье, для которой "небо - родимый дом". У Дамира отец - вертолетчик, мама - медик, осматривавший перед полетами. А у Георгия оба родителя - бортпроводники.

Неудивительно, что сразу после школы Мурзин пошел поступать в летное училище - то же, которое окончил Юсупов. И у того же преподавателя. Впрочем, еще в школьных сочинениях Георгий писал, что мечтает стать летчиком. А в самой школе №86, где он учился, помнят, как будущий Герой "зажигал в рок-группе "Черный горизонт".

В "Уральские авиалинии" Георгия приняли в 2018 году. Общий налет составил более 600 часов.

О причинах аварийной посадки

Сейчас многие размышляют о том, как чайки могли попасть в двигатели. Чайки - одни из самых опасных птиц для авиации. В любом аэропорту, в том числе - Жуковском, есть системы орнитологической безопасности. Но ни одна из них не может обеспечить 100%-ную гарантию защиты.

Недалеко от Жуковского есть несанкционированная свалка, а также - крупный водоем. Все обстоятельства расследуются специальной комиссией.

Момент, когда чайки попали в двигатель. Видео из салона. Источник - НТВ:

Нюансы посадки

Когда отказали оба двигателя, было быстро принято единственно верное решение - сажать планирующий самолет на поле. По инструкции рекомендуется в подобных ситуациях искать возможность садиться на местность с низкорослыми кустарниками. Трехметровая кукуруза оказалась большой удачей. Она хорошо самортизировала.

Позднее представители авиации(в том числе Глава Росавиации) подтвердили, что все действия экипажа были профессиональны :

  • самолет перевели в ручное управление и выключили турбинный двигатель, чтобы избежать возгорания с полными баками топлива;
  • самолет обесточили (тоже для предотвращения пожара);
  • шасси не было выпущено, чтобы транспортное средство не зарылось в землю - сажали на брюхо со скольжением по полю;
  • судно выдерживали на планировании и подвели к земле плавно;
  • первое касание - хвостом, чтобы сбить скорость. Если бы клюнули носом, то посадили бы самолет на двигатель.

Посадка - ювелирная работа!

Интересный нюанс: по своей природе Дамир Юсупов - левша, хотя в школе его и обучили писать правой рукой. Почему это важно? В аэробусе 321 нет штурвала. Управление ведется "джойстиком", и находится он - с левой стороны.

Бортпроводники действовали слаженно и организовали быструю, но спокойную эвакуацию по надувным трапам. Паники не было. Пассажиры смогли оперативно покинуть воздушное судно. Ведь первоначально все боялись вероятного возгорания. Однако его не произошло.

Когда прибыли экстренные службы, то был зафиксирован факт отсутствия открытого горения. Авиатопливо было разлито на поле объемом до 1 тонны. Один из двигателей оторвался при скольжении самолета.

Слова стюарда Дмитрия Ивлицкого уже стали крылатой фразой. Когда он в рупор направлял эвакуированных пассажиров:

Видео с этой фразой:

Теперь это - мем. Который печатают на футболках, распространяют в соцсетях и даже хотят сделать вывеску.

Имена всех стюардов: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина, Яна Ягодина.

Самолет после посадк и в Жуковском не подлежал восстановлению. Чтобы его вывезти, пришлось разрезать на части.

При посадке пострадали в основном дети из-за маленькой массы. Скорость - 340 км/ч при посадке, интенсивное торможение - вырывало из кресел. Возможно, ремни не были затянуты достаточно туго.

90 секунд, изменивших жизнь

Что говорили пассажиры, у которых брали интервью после посадки:

Просто летели к земле. Но никто не кричал, никакой паники. Настолько очевидно было, что не нужны были слова. Все просто ждали своей участи.

Действительно, на видео из салона не слышно ни одного человеческого звука, пока самолет не ударился хвостовой частью о землю.

Пассажиры отметили, что самолет 3-4 раза коснулись земли при посадке.

Многие из тех, кто был на борту, считают этот день (15 августа) своим вторым днем рождения. Одна девушка высказалась, что теперь едва ли решится на авиапутешествия, но другой подросток, наоборот, заявил, что он хотел бы еще раз повторить приключение. И его отец тут же остановил речь, шутливо прервал: "Нет уж, лучше не надо".

А мне запомнился молодой человек, который сказал, что это был всего лишь второй (!) полет на самолете в его жизни. Теперь воспоминание останется с ним надолго, как и квиточек от билета.

Сели настолько быстро, что этого не ожидали диспетчеры. Они даже попросили повторить фразу, настолько неправдоподобной казалась вероятность успешной посадки. Смотрите скриншоты в карусели (листайте вправо):

Я стала искать похожие случаи. Вы, наверное, помните и ту героическую посадку в 2010 году , когда самолет сажали на заброшенную взлетно-посадочную полосу в тайге. Судно выкатилось за пределы ВВП почти на 200 м, но никто из пассажиров не пострадал. Позднее это событие найдет отражение в экранизации: в "Елках-2" в основе сюжета - история с пилотом самолета, который сажают на заброшенном аэродроме. Там также использовался для посадки стакан с водой для ориентира.

Остальные связаны с приводнением, то есть с посадкой на поверхность воды.

В истории мировой гражданской авиации - всего 21 случай с вынужденным приводнением самолета. При этом только в 10 из них никто не погиб. Вот 2 самых известных случая:

ИСТОРИЯ 2. ЧУДО НА ГУДЗОНЕ

Это произошло в США, 15 января 2009 года. Аэробус А320 тоже столкнулся со стаей птиц - канадских казарок. И также произошел отказ двух двигателей.

Самолет был посажен на воду реки Гудзон (Нью-Йорк). На борту было 155 человек, включая 5 членов экипажа. Все выжили. 83 человека ранены, 5 из них серьезно. Пассажиры вышли на крылья самолета. Температура воды была - ноль градусов по Цельсию. Поэтому большинство пострадавших - от переохлаждения. Но серьезных травм не было.

Посадка, которую назвали "Чудом на Гудзоне", занимает первое место в рейтинге удачных "приводнений" по количеству пассажиров.

Как же тогда назвать посадку в Подмосковье, где условия были еще сложнее (на сушу), а количество спасенных жизней - 255.

По событию на Гудзоне снят художественный фильм: "Чудо на Гудзоне". Фильм вышел в 2016 году.

ИСТОРИЯ 3. ЧУДО НА НЕВЕ

Аварийная посадка произошла 21 августа 1963 года. Ту-124 был посажен на Неву. На борту находилось 52 человека, включая 7 членов экипажа. Все выжили.

Рейс совершался из Таллина в Москву. Но уже после взлета заклинило стойку шасси. Было принято решение сажать самолет в Ленинграде. Все экстренные службы находились в боевой готовности. Ожидалось, что самолет будет посажен на брюхо на грунтовой полосе .

Лайнер облетал город на минимальной высоте (500 метров) для того, чтобы выработать авиационное топливо и тем самым снизить вероятность пожара. В это время экипаж пробил в полу кабины дыру и шестом пытался выпустить заклинившую стойку шасси.

Когда на восьмом круге стало понятно, что топлива осталось как раз до аэропорта, отказал один двигатель. Самолету разрешили сквозной пролет через центр Ленинграда. Но практически сразу отказал и второй двигатель.

Самолет начал планирование с высоты 500 метров. Пилоты приняли решение сажать лайнер на реку. Управление было передано второму пилоту, который служил в военно-морской авиации и уже имел опыт приводнения. В итоге удалось посадить лайнер правильно, не допуская удара хвостовой части и заныривания в воду.

Посадка произошла недалеко от Финляндского железнодорожного моста, напротив Александро-Невской лавры. Ширина реки в этом месте - 400 м.

Интересный факт: среди пассажиров этого самолета был митрополит Таллинский Алексей Ридигер - будущий патриарх Алексий II. В полете ему было 34 года.

СК, МАК и Росавиация выясняют обстоятельства авиаинцидента под Томском. Пилоты сибирской авиакомпании "СиЛА" экстренно посадили самолет с двумя отказавшими двигателями в лесном массиве. При жесткой посадке и капотировании выжили все. Никто из пассажиров и членов экипажа серьезно не пострадал. Что же произошло? Чудо или профессионализм?

Фото: ТАСС

Авиарейс с отрезанным от большой земли городом местные власти восстановили в 2019 году. Он включен в перечень субсидируемых маршрутов и финансируются из областного бюджета. Стоимость полета по маршруту Томск-Кедровый составляет 2000 рублей. Билеты разбирают быстро. Свободных кресел в салоне самолета нет никогда.

В тот день, 16 июля, в Кедровый летели несколько семей с детьми - ребятишек собирали в городе в школу. Пассажиры возвращались домой после медицинских обследований и других срочных дел. Известный томский спортсмен Роман Макеев ехал к родителям любимой девушки на выходные - помочь по хозяйству.

Диспетчеры аэропорта забили тревогу спустя полчаса после взлета - экипаж перестал выходить на связь. Экстренные службы перевели в режим повышенной готовности. Аварийный радиомаяк засекли в Бакчарском районе - в глухом лесном массиве. Это означало, что воздушное судно потерпело крушение. Однако была надежда, что пилотам удалось приземлиться, а, значит, в лесу могли быть выжившие в авиакатастрофе люди.

На поиски Ан-28 вылетели три вертолета. МЧС отправило на подмогу в Томск аэромобильную группировку в 100 человек. В местной администрации развернули оперативный штаб под руководством губернатора Сергея Жвачкина. В сельские больницы по тревоге вызвали медиков - готовить операционные.

Самолет нашли быстро. В 70 километрах от города Кедровый спасатели увидели с вертолета длинную просеку из поваленных деревьев, перевернутый Ан-28 и дым от костра.

Фото: Кадр видео YouTube

- Есть выжившие! - передали по рации пилоты. - Мы видим людей рядом с воздушным судном!

Оказалось, что выжили все. И члены экипажа, и пассажиры. Они даже не надеялись на то, что помощь придет так быстро и уже начали разбивать лагерь для ночлега.

На вертолетах пострадавших эвакуировали в Томск. Шесть человек после пережитого лететь наотрез отказались. Страшно. Их повезли в город на автобусе.

Пилоты рассказали следователям, что примерно на десятой минуте полета оба двигателя самолета прекратили работу. Они пытались завести их повторно - не получилось. Командир воздушного судна Анатолий Прытков принял решение посадить самолет практически на болоте - в экстремальных условиях.

Оба двигателя самолета прекратили работу. Командир Анатолий Прытков принял решение посадить самолет практически на болоте - в экстремальных условиях

- При двух неработающих двигателях самолет осуществил жесткую посадку на расстоянии 180 метров от первой точки касания, а при остановке перевернулся, - сообщила "РГ" представитель Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Наталья Чернакова .

В любой момент перевернутый Ан-28 мог взорваться и загореться. Пассажиры помогали друг другу отстегиваться и выбираться наружу. После эвакуации пилоты запустили аварийный маяк.


При жесткой посадке воздушное судно опрокинулось на спину, но выжили все. Фото: Западно-сибирское следственное управление на транспорте СК РФ

В Томской областной клинической больнице экипаж и пассажиры прошли полное медицинское обследование. Командира воздушного суда Анатолия Прыткова госпитализировали с переломом ноги. Его готовят к операции - установке металлоконструкции, которая зафиксирует сломанную кость. Врачи утверждают, что он полностью восстановится и сможет вернуться к своей профессиональной деятельности. У 17-летней пассажирки диагностировали сотрясение мозга - девушку обещали отпустить под амбулаторное наблюдение. У девяти человек нашли ссадины и небольшие ушибы. Остальные не пострадали.

- Командир воздушного судна Анатолий Прытков работает в нашей авиакомпании с 2008 года, ему 56 лет, он окончил Качинское авиационное училище, - рассказал "РГ" руководитель авиакомпании СиЛА Андрей Богданов. - Он настоящий ас своего дела, у него масса налетов.

Второй пилот - 32-летний Фарух Хасанов работает в авиакомпании СиЛА с февраля этого года. Учился в государственной летной академии Украины. Коллеги говорят, что он влюблен в гражданскую авиацию и свою профессию.

Фото: vk.com

- То, что они смогли посадить самолет в экстремальных условиях и сохранить жизни пассажиров, безусловно, достойно уважения. Но это не чудо, это профессионализм, -утверждает Андрей Богданов. - Дело в том, что Ан-28 управляется руками, на нем нет электронных систем и автопилота. В последнее время в авиации принято по максимуму разгружать пилотов. В современных самолетах, где практически все автоматизировано, они становятся геймерами, операторами вычислительной техники. А наши летчики совсем другие. Да, они не знают английского, но зато умеют летать. И учатся этому всю жизнь. Они вынуждены постоянно рулить и чувствуют любое отклонение в поведении самолета в миллисекунды. Экстремальные условия - ежедневно. Практически половина посадок на местных воздушных линиях у нас сегодня происходит на неподготовленных аэродромах.

СК возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Следователи изъяли образцы топлива, жидкостей систем жизнеобеспечения самолета, полетную документацию и аварийный радиомаяк.

Что же произошло с Ан-28 на высоте 3 тысячи метров? Рассматривается четыре версии, среди которых некачественное топливо, неисправность техники, экстремальные погодные условия и ошибки пилотирования. Первые выводы комиссии станут известны примерно через месяц.

Легкий двухмоторный турбовинтовой самолет, рассчитанный на перевозку 17 пассажиров и грузов, общей массой до 1750, активно использовался в советское время на местных воздушных линиях. Сегодня эксплуатация Ан-28 на регулярных пассажирских перевозках практически везде прекращена. В парке сибирской авиакомпании СиЛА имеются 3 борта. Еще несколько бортов работают на Камчатке.

Но Андрей Богданов уверяет, что после произошедшего авиакомпания не собирается отказываться от Ан-28. Он по-прежнему считает его одной из самых надежных машин в условиях сибирской глубинки.

- Авиаинцидент под Томском это подтверждает, - резюмирует Богданов.


Птичий полет

Самолет Airbus А321 следовал из Жуковского в Симферополь. Авария произошла на взлете из-за стаи птиц. На видео, который снял пассажир борта с мобильного телефона, мельком через иллюминатор видно, как мимо пролетают птицы, после чего раздается громкий хлопок.

Несколько чаек попали в оба двигателя воздушного судна, правый загорелся. Людей спас профессионализм командира экипажа Дамира Юсупова: он смог в ручном режиме посадить самолет в кукурузном поле при отказавших двигателях, с убранными шасси и полным баком топлива.

При взлете самолета, выполняющего рейс в Симферополь из Жуковского, произошло многочисленное попадание птиц в оба двигателя. Оба двигателя отказали. Борт совершил вынужденную посадку. Благодаря профессионализму экипажа и их слаженным действиям посадка прошла без трагических последствий. В салоне находилось 226 пассажиров, при посадке никто не пострадал, пассажиры эвакуированы и в настоящий момент находятся в терминале аэропорта.


Всего на борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. За медицинской помощью после прерванного полета, который мог бы закончиться трагедий, обратились 55 человек, в том числе 17 детей, сообщили в главном управлении МЧС по Подмосковью. По информации пресс-службы Минздрава, были госпитализированы шесть человек, в том числе один ребенок. Их состояние оценивается как средней тяжести.

ТАСС со ссылкой на источники в медицинских службах пишет, что помощь была оказана 74 людям. Тех, кто не передумал ехать в Симферополь, отправят в Крым тремя рейсами. Остальным обещали возместить стоимость путевок. В пресс-службе аэропорта Жуковский рассказали, что большинство пассажиров сдают билеты.

Мечта летать


Командир экипажа Дамир Юсупов


Русский Гудзон и вторая Ижма

Самолет А320 авиакомпании US Airways после аварийной посадки на реку Гудзон в Нью-Йорке, 2009 год

Самолет А320 авиакомпании US Airways после аварийной посадки на реку Гудзон в Нью-Йорке, 2009 год

Уже над Ленинградом перестал работать второй двигатель: посадить самолет пришлось на воду в акватории Невы — сделать это помог опыт второго пилота Василия Чеченева, который служил в морской авиации. На борту находились 45 пассажиров и семь членов экипажа — никто не пострадал.


Самолет, на котором двое российских пилотов совершили сложнейшую аварийную посадку в Ижме, эксплуатировался после аварии еще восемь лет, а теперь стоит как памятник в аэропорте Новосибирска. А вот самолет A231, севший 15 августа на подмосковном кукурузном поле, восстановлению не подлежит, рассказали в авиакомпании.


Судьбоносное нарушение

При этом, как пишет РБК, не выпустив шасси, командир экипажа нарушил инструкцию Airbus и Boeing об экстренном приземлении на воду и сушу. Росавиация назвала действия экипажа единственно верными в сложившейся ситуации.

Награде быть


Читайте также: