Посадка самолета в снегопад

Обновлено: 05.10.2024

На вопросы отвечали: пилот Александр, работающий в авиации более 20 лет, и Руслан, чей летный стаж составляет более десяти лет. Эксперты просили не указывать их фамилии и названия авиакомпаний.

В сильные морозы тяжело управлять самолетом

Пилоты гражданской авиации опровергли этот стереотип. Более того, по их словам, в морозы гораздо проще управлять самолетом из-за плотности воздуха.

Северный ветер может сбить самолет с курса

В северных городах шквалистый ветер – частое явление. Некоторые пассажиры отмечают, что иногда ощущают, как при сильных потоках воздуха самолет покачивается при взлете и посадке. Отсюда и возник страх, что сильный ветер может изменить курс самолета. Эксперты подтверждают, что такое возможно, но добавляют, что сам по себе ветер, даже сильный, неопасен.

Также, по его словам, сильное движение воздушной массы может вызывать болтанку. При этом, отмечает пилот, летать при турбулентности хоть и неприятно, но допустимо.

Самолет всегда защищают от обледенения

Не секрет, что самолеты обрабатывают специальной противообледенительной жидкостью. Казалось бы, на севере в холодное время года это должны делать обязательно. Однако, как рассказывают пилоты, даже когда на улице минус 40, эту химическую жидкость могут и не использовать. По их словам, в этом нет ничего страшного.

Руслан также призвал пассажиров не пугаться, если самолет не обработали.

Сильные осадки могут привести к авиакатастрофе

Пилоты подтвердили, что любые сильные дожди и снегопады усложняют перелет. Во время осадков сильно ухудшается видимость. Однако, говорят эксперты, пассажирам переживать не стоит: пилоты умеют управлять самолетом в таких условиях, поэтому об авиакатастрофах беспокоиться не стоит.

Впрочем, Александр добавил, что при совсем сильных осадках полет могут запретить. Также, по его словам, опасность представляет собой сильный град – но не для пассажиров, а для авиакомпании.

Пилоты всегда избегают молний

Однако Александр утверждает, что молния может быть опасна. По его словам, на самолетах, конечно, стоит защита, но в редких случаях молнии могут быть такие сильные, что защита на них просто не рассчитана.

Сотни рейсов каждую зиму отменяются и задерживаются из-за снегопадов. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.

Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?

1) Плохая видимость

— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.

2) Помехи в связи

— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.

3) Сложная посадка

— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.


Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?

Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.

— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.

2) Невозможность посадки

— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.

3) Противооблединительная обработка

Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противооблединительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.

Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.

— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.


На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?

Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.

Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:

Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам ( пункт 99 ). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.

В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.

В минувшие выходные в Москве прошёл сильнейший за последние 68 лет снегопад. Из-за погодных условий сотни рейсов из столичных аэропортов были отменены и задержаны. Мы спросили у пилотов, насколько безопасно летать в такую погоду.

Какие же сложности возникают для пилотов в снежную погоду?

1) Плохая видимость

— Проблема в том, что ухудшается видимость. А видимость — один из основных критериев для решения на вылет. В дневное время немного проще, а в ночное – включённые фары отражают кристаллики льда и снега и таким образом ослепляют пилота, — рассказывает капитан воздушного судна Дмитрий.

2) Помехи в связи

— Единственная опасность — электризация. Крупинки снега с огромной скоростью попадают в самолёт, статически электризуют его, и у пилотов на лобовом стекле проскакивают микроразряды, похожие на молнии, и появляются небольшие помехи в эфире с диспетчером, — делится пилот одной из российских авиакомпаний.

3) Сложная посадка

— Ещё одна опасность может возникнуть из-за того, что на посадке для самолёта требуется определённое сцепление со взлётно-посадочной полосой. Но в снегопады бывает такое, что состояние полосы гораздо хуже, чем было заявлено аэропортом. В таком случае приходится иногда уходить на второй круг. За доли секунды нужно оценить ситуацию на полосе. Если перелетел начало взлётно-посадочной полосы, то нужно обратной тягой двигателей гнать до самой остановки, считая по огням, сколько осталось до её конца. Это, конечно, неприятная ситуация, — говорит Дмитрий.

Все эти ситуации штатные, и пилоты с ними справляются. Тогда почему происходят задержки рейсов и даже отмены?

Снегопады затрудняют движение на земле, что приводит к задержке рейсов.

— Увеличивается посадочная дистанция, и самолёты дольше освобождают полосы, — говорит Павел.

2) Невозможность посадки

— В России во многих городах некатегорированные аэродромы, то есть самолёт не может заходить на посадку при низкой видимости. Поэтому рейс переносят, — рассказывает командир воздушного судна Дмитрий.

3) Противообледенительная обработка

Когда идёт мокрый снег, то зачастую самолёту требуется противообледенительная обработка. Решение о необходимости облива принимает капитан воздушного судна. А любой облив – это время, и, порой, можно ждать своей очереди на обработку и час, и два. Поэтому происходят задержки.

Пилоты по секрету рассказали, что крупным авиакомпаниям снегопады выгодны.

— Обрушившийся снегопад обычно на руку перевозчику с большим парком воздушных судов и большим количеством рейсов. Отменяют рейсы для того, чтобы скомпоновать и посадить в один самолёт чуть побольше людей, — это чистый бизнес. Например, в город А должно было вылететь четыре самолёта в разное время суток, а пассажиров набралось всего на два полных самолёта. В обычных условиях перевозчику с хорошей репутацией не на что ссылаться и отменять рейс. А тут такой повод – независящие обстоятельства, — говорит пилот.

На что вы можете рассчитывать, если рейс задержан или отменён из-за снегопада?

Сразу скажем, что денежная компенсация не положена. Плохая погода относится к форс-мажорным обстоятельствам, за которые авиакомпания не несёт ответственности.

Тем не менее, перевозчик должен обеспечить вам комфортное ожидание своего рейса, а именно:

Всё это предоставляется бесплатно, согласно Федеральным авиационным правилам ( пункт 99 ). Время ожидания считается со времени отправления рейса, указанного в билете.

В случае отмены рейса вам должны предложить без доплаты улететь другим рейсом, либо вернуть деньги за билет.

Снегопад стал препятствием для движения воздушного судна A330 авиакомпании Hungary Air Cargo на пути в Нур-Султан.

Пилоты редкого грузового A330-200F сделали решение о посадке судна в Новосибирске. Там он и попал в объектив фотографов из паблика NskPlanes. Самолет принадлежит правительству Венгрии, а оперируется известным европейским лоукостером WizzAir. Сегодня в Нур-Султане -12 градусов и сильный снегопад. Непогоду лайнер переждет в Толмачево.

A330-200F является среднеразмерным дальнемагистральным грузовым самолетом, способным перевозить груз массой 65 тонн на расстояние 7400 км или 70 тонн груза на расстояние до 5950 км. В самолете применена новая универсальная система погрузки на верхнюю палубу, позволяющая размещать как поддоны, так и контейнеры.

Деревянные птицы войны: как строили первые самолеты

Напомним, что в начале февраля в новосибирском аэропорту Толмачево во время промежуточной посадки случайно заметили два новых истребителя пятого поколения Су-57.

Пассажирские самолеты эксплуатируют на ВПП, очищенных от снега и льда. Однако в отдельных случаях самолеты эксплуатируют на специально подготовленных полосах со снежным покровом. Взлеты с ВПП, покрытых гололедом или слоем талого снега (слякотью), могут выполняться только в случае особой необходимости (специальные, экспедиционные, спасательные работы и др.). Посадка на обледеневшие или покрытые талым снегом ВПП может быть допущена только при небольших значениях боковой составляющей ветра. Решение о посадке на обледеневшую полосу может быть принято только в случае крайней необходимости при невозможности выполнения посадки на другом аэродроме. Конкретные указания по выполнению взлета и посадки в указанных выше условиях и дополнительные ограничения приведены в официальных документах.

Представлены данные по изменению характеристик взлета и посадки пассажирского самолета в зависимости от состояния поверхности ВПП1.

Взлет и посадка на заснеженных и обледеневших аэродромах, аэропортах 2

Длина разбега при взлете с полосы, покрытой укатанным снегом, превышает длину разбега по бетонной ВПП на 15%, если прочность снегового покрова достаточна для взлета данного типа самолета и снежное покрытие при взлете не подвергается значительным разрушениям (глубина колеи до 40—50 мм). Если снеговой покров при взлете подвергается значительным разрушениям (глубина колеи более 40— 50 мм), то длина разбега самолета увеличивается на большую величину.

Гидроглиссирование. При наличии на ВПП воды, грязи или талого снега в ряде случаев возможно возникновение гидроглиссирования. Природа гидроглиссирования сложна. Причина его возникновения заключается в том, что при движении вращающегося колеса по неподвижному слою жидкости силами возникающего при этом гидродинамического давления клин жидкости отделяет контактную поверхность покрышки от поверхности ВПП. Вследствие этого происходит снижение и даже полная потеря тормозного сцепления. Угловая скорость вращения колеса при этом падает.

Возникновение гидроглиссирования опасно по двум основным причинам. Во-первых, значительно снижается путевая устойчивость самолета. Во-вторых, ухудшаются взлетные характеристики. Наиболее значительно увеличивается дистанция прерванного взлета. Небольшие случайные возмущения при наличии гидроглиссирования могут привести к выкатыванию самолета с ВПП.

На возникновение гидроглиссирования влияет целый ряд факторов. В частности, чем выше давление в пневматиках и чем рельефнее рисунок на его поверхности, тем на большей скорости возникает гидроглиссирование.

Взлет и посадка на заснеженных и обледеневших аэродромах, аэропортах 3

Для предупреждения гидроглиссирования необходимо не допускать взлета и посадки самолета на ВПП, состояние которой не соответствует инструкции. При необходимости полетов с ВПП, покрытых водой, талым снегом или грязью (в допустимых пределах), следует тщательно проверять состояние покрышек колес шасси. Наличие на ВГ1П масла способствует развитию вышеуказанных усложняющих явлений.

Использование автоматов растормаживания колес. Автоматы растормаживания колес должны быть включены во всех случаях, кроме пробега и руления самолета на гладкой ледяной поверхности. При этом автоматы растормаживания на пробеге нужно выключать на скорости не более 40—50 км/ч. Во всех остальных случаях выключение автоматов растормаживання не дает положительного эффекта и может привести к разрушению покрышек колес.

Читайте также: