Посадка самолета в туман

Обновлено: 05.10.2024

Почему нельзя летать при тумане

Посадить самолет в туман или дождь — задача не из простых, однако время от времени пилоты с ней сталкиваются. Несмотря на то что в местах взлета и посадки погодные условия прогнозируются заранее, окончательное решение совершать ли посадку принимает первый пилот.

В таком случае обращают внимание на допустимые минимумы при совершении полетов, которые определяются отдельно для каждого аэропорта. Так, в норме видимость должна достигать хотя бы 500 м, однако, например, в Шереметьево можно посадить лайнер и при показателе в 125 м. Правда, на такой риск пойдут не все пилоты, ведь посадка тогда будет осуществляться только с помощью приборов, а для безопасного приземления этих данных может оказаться недостаточно.

Если риск действительно велик и видимость довольно низкая, то пилотам советуют ждать, пока погодные условия не улучшатся, либо же отправляться на другой аэродром — ближайший запасной или на тот, откуда был произведен вылет. Кстати, о том, может ли самолет летать без пилота, мы писали ранее.

Практика Хитроу и других туманных аэропортов

В Лондоне, где погода редко радует людей чистым небом и отсутствием туманностей, посадка может осуществляться немного иначе, нежели в российских условиях. Все дело в техническом оснащении самого Хитроу и других аэропортов, где туманы — частые гости.

В России не многие аэропорты оснащены курсо-глиссадной системой, которая и помогает пилотам ориентироваться в пространстве при низкой видимости. Данная система может отличаться уровнем точности в разных городах в зависимости от распространенных там погодных условий. Самые точные и дорогостоящие позволяют совершать посадки даже при нулевой видимости, такие и установлены в Хитроу. Помимо этого, на полосах обязательно располагают специальные огни, которые помогают пилотам определить, где находится место посадки.

Также предлагаем узнать, как летали ранее в самый опасный в мире аэропорт.

Дата размещения: 09.09.2018

Нередко в аэропортах бывают туманы, когда видимость может достигать пары километров, порой даже пары десятков метров. Мы снижаемся с высоты 10.000 метров. На определенной высоте мы входим в облака или в тот самый слой тумана — это может случиться как на 3000 метрах, так и на 200.
И что тогда делать? Как найти наш аэропорт и полосу? А если ночь?

Для этого есть понятие минимумов. Т.е. тот крайний показатель видимости, при котором посадка возможна. Минимумы бывают аэропортов, самолетов и пилотов.

  • аэропорт способен принимать самолет при видимости не менее 900 метров
  • самолет способен совершать посадку при видимости не менее 500 метров
  • пилот способен совершать посадку даже при видимости 0 метров

Эти данные собираются в кучу и делается заключение по самому худшему показателю. У нас это 900 метров. Даже если пилот такой мастер и может посадить самолет вслепую, то ему это не разрешат, т.к. самолет к этому не готов, да и аэропорт тоже.

Данная система имеет множество ограничений. Она выпускается в разных модификациях, которые имеют разную точность. Чем больше точность — тем дороже она стоит. Можно поставить систему, которая будет садить самолеты и при видимости равной нулю метров, но это не всегда необходимо, зато цена на данное оборудование будет просто запредельной.

И да, нам еще помогают горящие огни полосы, которые горят как елка новогодняя. Бывают еще огни высокой интенсивности, они могут просвечивать туман на пару сотен метров. Тоже хорошая помощь пилотам.

Взлет самолета

Интересно

Посадка в дождь или туман – это непростая задача, но в ряде случаев пилотам приходится с ней сталкиваться. Несмотря на то, что прогнозы погоды рассматриваются еще перед вылетом, на момент принятия командиром борта решения о полете, за то время, пока самолет будет находиться в воздухе, погода в точке назначения может существенно измениться в худшую сторону. Какие же действия предпринимаются в этом случае?

Иногда в такой ситуации посадка проводится на запасном аэродроме. В других ситуациях борт все же идет на посадку, пользуясь теми методами и оборудованием, которые рассчитаны специально на такой случай.

Минимумы и нормы

Существуют общие требования, используемые при оценке рисков посадки в сложную и нелетную погоду. Они опираются в общих чертах на показатели видимости, и большинство аэродромов указывают на способность принять борт при видимости от 900 метров. Самолет способен успешно садиться при видимости от 500 метров. Гипотетически пилот способен совершать посадку и при нулевой видимости за счет приборов, но на практике этого не допускают, даже будучи уверенными в мастерстве конкретного командира. Посадка вслепую в гражданских рейсах не производится, а требования для каждого аэродрома и борта формулируются в индивидуальном порядке, с учетом всех факторов, играющих роль в деле обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.

Решение о посадке

Пилот за работой

Пилот за работой

Оборудование и системы, позволяющие безопасно сажать самолет

В тумане и при дожде пилотам необходима помощь при посадке, и она обеспечивается специальными системами. Важность их использования переоценить нельзя, ведь речь идет о высоких скоростях, которые позволяют преодолевать сотни метров, километры за считанные секунды. Наиболее распространенной системой, используемой в аэропортах по всему миру, считается курсо-глиссадная система (ILS).

Принцип работы курсо-глиссадной системы

Курсо-глиссадная система (ILS)

Курсо-глиссадная система (ILS)

Курсо-глиссадная система представляет собой пару антенн, выдающих сигналы по той прямой в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), по которой снижается и заходит на посадку борт. Система создает своими радиосигналами путь, очерченный двумя линиями, за пределы которых самолету выходить нельзя – приборы немедленно сообщат пилотам о том, что произошло отклонение. Таким образом борту прокладывается безопасный путь, по которому он может следовать и практически вслепую. Эта система успешно работает даже с автопилотом, создавая экипажу минимум проблем при посадке, снимая массу рисков.

Сегодня такие системы выпускаются во множестве вариаций, они могут быть разной точности. Модификации, которые дают возможность посадки даже при нулевой видимости за счет повышенной точности, крайне дороги в цене, и потому они имеются не повсеместно. Но даже устаревшие решения приносят много пользы, в десятки раз увеличивая безопасность посадки в сложную погоду.

Процесс посадки самолета

Даже в условиях хорошей видимости самолет не всегда с ходу идет на посадку, сначала ему необходимо снизиться, а иногда – занять свое место в очереди на маневры. Самолет может кружить и заходить на глиссаду. Глиссада – это особая траектория перед посадкой, когда самолет должен лететь под строго определенным углом. Система радиоглиссадных маяков помогает придерживаться нужного курса в дождь и туман, также поддержанию оптимального курса и наклона способствуют другие системы самолета. Для обеспечения безопасной посадки пилоту необходимо придерживаться угла в 2-4.5 градуса. Советский стандарт составлял 2.4 градуса, а современный международный стандарт настоятельно рекомендует придерживаться наклона в 3 градуса. И система помогает пилоту придерживаться именно такого наклона и траектории, плавно выходя на снижение.

Прочие вспомогательные возможности

Огни посадочной полосы

Огни посадочной полосы

Многие люди замечали,что все взлетно-посадочные полосы на аэродромах подсвечиваются. Использоваться могут как обычные фонари, так и осветительная техника противотуманного типа повышенной эффективности, которая заметна даже через туман. Визуальные ориентиры тоже крайне важны, они очень помогают пилотам садиться в дождь и сумрак.

Таким образом, посадка в дождь или туман осуществляется преимущественно по приборам. Аэропорт может как принять самолет, так и отказать из-за сложных погодных условий, объявив временное закрытие из-за нелетной погоды. Если есть возможность принять борт, пилот выводит его на глиссаду и идет по радиомаяку.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Несмотря на все достижения прогресса, авиакомпании отменяют и задерживают рейсы под таким смешным предлогом, как ограниченная видимость. Что стоит за этим на самом деле?

Манера отменять рейсы из-за тумана возмутительна. Неужели в наше время, когда по улицам уже ездят экспериментальные автономные автомобили и роботы-курьеры, повисшие в воздухе микроскопические капельки воды могут помешать работе навигационных систем?

Проблема, однако, в деньгах — в стоимости оборудования. Одни аэропорты готовы тратить деньги на лучшие локаторы, другие — нет.

Кстати, хорошие пилоты вообще садятся только сами — ты наверняка мог ощутить разницу буквально своей пятой точкой. Так вот, курсо-глиссадные системы бывают разных уровней точности. Самые дорогие настолько круты, что позволяют садиться при нулевой видимости. И то при условии, что пилот имеет соответствующий допуск. Такая, например, стоит в лондонском аэропорту Хитроу. А в аэропортах, где туманы не так часты, а концентрация денег на квадратный метр земной поверхности не так высока, стоят системы попроще. Как нам рассказали самые симпатичные стюардессы, в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово локаторы позволяют совершать посадку при видимости до 175 м.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник рассказал, как пилоты сажают самолеты в условиях тумана.

"Московские аэропорты – Шереметьево, Внуково, Домодедово – принимают 0 на 0. Если оборудование аэропорта работает, оборудование самолета и командир допущен к такому минимуму, то ничего страшного – они заходят на посадку в автоматическом режиме, и все хорошо. А вот если аэродром не имеет такой системы для автоматического захода или экипаж не подготовлен, или самолет не имеет достаточного оборудования, тогда уход на запасной аэродром и ждем хорошей погоды. По практике могу сказать, что процентов 30 летчиков побаиваются тумана и чувствуют себя не очень комфортно. Столько же, наверное, процентов тех, кому по барабану, они даже какой-то азарт имеют, чтобы зайти в такую погоду и сесть, доказать свое мастерство, доказать всем, что он классный летчик. Другие 40% – это середняки, это самые хорошие летчики, которые никогда звезд не хватают и никогда не допустят какого-нибудь нехорошего случая", – сказал пилот в беседе с РЕН ТВ.

Сытник отметил, что условия тумана опасны тем, что самолет может приземлиться мимо взлетно-посадочной полосы.

"Ничего не видно. Полосу не видно. Можно сесть рядом с полосой, можно на рулежку сесть. Не видать вообще ничего", – сказал он.

Пилот добавил, что решение о посадке или уходе на запасной аэродром принимает командир корабля.

"Аэропорт закрывается тогда, когда совсем 0 на 0. Когда либо оборудование вышло из строя, либо на профилактике что-то. Так, международные аэропорты не закрываются никогда. Хочешь садиться – садись, не хочешь – уходи на запасной. Это право дается командиру корабля", – сказал пилот.

Напомним, что Москву с вечера 1 ноября окутал густой туман. По последним данным, непогода стала причиной отмены 36 рейсов из столичных аэропортов, еще 70 самолетов задерживаются.

Читайте также: