Посадка тракториста оптимальная рабочая поза

Обновлено: 04.07.2024

Оптимальное положение тела тракториста обеспечивает удобство управления машиной, повышает точность и скорость его моторных действий, позволяет, например, увеличить угол поворота рулевого колеса, не меняя положения тела, обеспечивает возможность длительного непрерывного движения без значительного утомления. Это достигается расположением частей тела водителя в положении, близком к состоянию функционального покоя, при равномерном распределении веса по площади его опорных поверхностей.

В связи с чем, комфортабельная кабина должна обеспечивать трактористу удобное положение и рациональное размещение органов управления машиной, контрольно-измерительных приборов и оборудований, обеспечивающих соблюдение эргономических требований.

В тракторе водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти вертикально. При таком расположении водителя длина кабины минимальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет решающего значения из-за небольшой скорости движения(трактор). В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья отклонена от вертикали на значительный угол, что позволяет получить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. Как правило, нормируют минимальные размеры кабины, ее ширину и высоту. Эти параметры задаются стандартами. Длину кабины не регламентируют, так как она во многом зависит от компоновки машины.

Рабочее место тракториста оборудовано так, что имеется возможность регулировки основных его параметров. Диапазон регулировки зависит от разброса антропометрических данных водителя и условий работы.

Управление машинотракторным агрегатом (МТА) осуществляется одним трактористом. Поэтому на тракторах в большинстве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. Это подтверждается и зарубежным опытом во многих странах распространены одноместные кабины с дополнительным посадочным местом для рабочего или пассажира. На некоторых тракторах в качестве дополнительного места используют инструментальный ящик, крышку которого покрывают мягкой обшивкой. Отдельные фирмы-производители тракторов устанавливают по заказу съемное сиденье для пассажира.

Минимальные размеры одноместной кабины и кабины с дополнительным сиденьем рассчитаны на работу тракториста сидя.

К конструктивным элементам, обеспечивающим безопасный вход и выход из кабины трактора относится следующие: дверной проем и двери кабины, ступеньки, поручни, аварийный люк.

Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут быть двери, окна, люки, причем каждый выход следует размещать на противоположных сторонах (стенках, в крыше) кабины. Это требование важно соблюдать для повышения безопасности при опрокидывании трактора и заклинивании дверей.

Аварийные выходы должны открываться без применения инструмента. Окна кабины, если они предназначены для аварийного выхода, должны быть оснащены средствами для разбивания или оперативного демонтажа стекол.

Кабина трактора оборудуется инструментальными ящиком, термоизолированным бачком для питьевой воды, огнетушителем, медицинской аптечкой, плафоном внутреннего освещения, крючком для одежды, омывателем переднего стекла и стеклоочистителями. В ней должны быть предусмотрено место для установки радиоприемника.

Кабина современного трактора оборудуется устройством нормализации микроклимата. На отечественных тракторах в настоящее время такие устройства (установки вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха с его очисткой от вредных примесей) являются обязательной принадлежностью кабин.

Кабина современного трактора является довольно сложным инженерным сооружением.

c:\users\user\desktop\рабочее место тракториста и водителя автомобиля_files\htmlconvd-4c0nn4327x1.jpg

Положение рулевой колонки должно регулироваться в продольном направлении (по углу установки) и по высоте (вдоль оси колонки) бесступенчато или с фиксаций не менее чем в четырех положениях по углу и в пяти по высоте.

Рукоятки органов управления, особенно управления движением, должны располагаться в пределах зоны досягаемости тракториста. Расположение их стандартизировано.

Обзорность характеризуется величиной пространства, видимого трактористом или водителем из кабины, и в значительной степени обусловливает легкость управления машиной и безопасность движения. Обзорность тем лучше, чем больше размеры ветрового стекла, чем ближе оно расположено к глазам тракториста, и чем меньше наружных элементов машин попадает в поле зрения тракториста и более правильно выбраны размеры поперечного сечения стоек ветрового окна (с учетом бинокулярности зрения), больше хона очистки ветрового стекла очистителями и омывателями.

Численные значения границ обзорности регламентированы стандартами.

Обзорность с рабочего места тракториста имеет особое значение, потому что многие технологические операции, выполняемые с помощью тракторов, требуют очень точного позиционирования рабочих органов машины, колес и гусениц относительно других предметов, а также точного выдерживания траектории движения машины. Основным оценочным показателем приняты углы обзора функциональных зон и объектов наблюдения.

С учетом специфики использования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, особое значение имеет обзорность передних колес или передних частей гусениц. В этой зоне располагается борозда, относительно которой направляют движение трактора общего назначения, или другой ориентир в зависимости от выполняемой операции. Эти параметры регламентированы стандартом.

К тракторам универсально-пропашными общего назначения (к каждому типу отдельно) предъявляются дополнительные требования в соответствии с технологическим назначением.

Во многих случаях для обеспечения видимости этих зон в нижней части кабины или дверей трактора устраиваются специальные окна.

Для промышленных тракторов, исходя из специфики их работы, обзорность вперед определяется из одной контрольной точки, а назад из двух. Наличие трех точек объясняется тем, что оператор, например, бульдозера должен практически половину времени работы трактора смотреть вперед, а другую половину, при заднем ходе бульдозера назад, оборачиваясь через правое или левое плечо.

Рабочее место тракториста считается загрязненным за счет сгорания топлива. Выбросы представлены в виде следующих веществ: углеродосодержащие продукты, продукты окисления азота. Токсичные вещества оказывают неблагоприятное влияние на водителя и снижают безопасность движения.

В настоящее время микроклиматические условия на самоходных машинах регламентированы стандартами. Так, температура воздуха в кабине в летний период должна быть не выше28 оС, в зимний (при температуре внешней среды-20 оС) - не менее14 оС; необходимость двадцатикратного воздухообмена в1 ч при скорости движения воздуха не более1,5 м/с. Содержание вредных веществ в воздухе кабины регламентировано нормами Министерства здравоохранения СССР (4 мг/м3 пыли, содержащей10% SiOa, 100 мг/м3 паров бензина, 20 мг/м3 СО2).

Необходимый состав воздуха в кабине трактора и автомобиля обеспечивается хорошей вентиляции кабины.

Тракторист не должен жалеть времени на такие регулировки, ибо они значительно облегчат его работу.

Например, сиденья тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 сделаны одноместными, удобными, на механической подвеске с гидроамортизатором для предотвращения возможного раскачивания сидящего человека (рис. 44).


Рис. 44. Сиденье трактора (МТЗ-80, -82, -100, -102):
1 — рукоятка защелки фиксатора наклона спинки сиденья; 2 — рукоятка регулировки по высоте (массе водителя); 3—рукоятка фиксации наклона спинки в поперечной плоскости; 4 — рычаг фиксации сиденья в горизонтальном положении.

Трогание трактора с места. Движение трактора нужно начинать только тогда, когда двигатель достаточно прогреется (температура охлаждающей жидкости будет не ниже 50 °С или температура масла в смазочной системе 35…40 °С). Движение при более низких температурах вызовет усиленный износ деталей двигателя и резко сократит срок его службы.

Необходимо помнить, что чем выше передача, тем труднее стронуть агрегат с места и ввести в действие. Это объясняется тем, что при трогании и разгоне агрегата нагрузка на двигатель и детали трансмиссии дополнительно увеличивается за счет появления сил инерции, причем она тем больше, чем выше передача. Поэтому при работе трактора на высоких передачах в начале движения при включении сцепления нередко частота вращения коленчатого вала двигателя настолько снижается, что двигатель прекращает работу. Кроме того, в течение всего времени разгона в результате больших нагрузок повышается износ деталей трактора.

Чтобы устранить вредные явления при начал,е движения агрегата, нужно принимать следующие меры. На пахоте, посеве, культивации и других работах стремиться развить определенную скорость Движения агрегата с выглубленными рабочими органами, а затем Уже в нужный момент их заглубить. В случае вынужденной остановки на середине гона поднять рабочие органы присоединенной машины-орудия, сдать агрегат назад (кроме сеялок) и начать движение с выглубленными рабочими органами.

При работе на тракторах, оборудованных коробкой передач с гидроподжимными муфтами, следует начинать движение на низшей передаче выбранного ряда скоростей (на пахоте, посеве и других операциях — рабочий ряд, а на транспорте — транспортный ряд) при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Затем, увеличивая частоту до нормальной, надо перейти на выбранную скорость, переключая передачи на ходу до полной загрузки двигателя. При работе с такой коробкой передач не нужно отказываться и от способа разгона тракторного агрегата с выглубленными рабочими органами машин-орудий.

Если трактор оборудован увеличителем крутящего момента (УКМ), то при трогании с места тяжелого агрегата включайте УКМ, а после разгона переходите на работу без него.

Трогание с места гусеничного трактора, имеющего ВОМ с зависимым приводом. Если активные рабочие органы сельскохозяйственной машины приводятся в действие от ВОМ трактора, то вначале приведите в действие рабочие органы машины, а затем уже начинайте движение машинно-тракторного агрегата.

Выключите главное сцепление, включите в коробке передач нужную передачу, а затем ВОМ. После этого, удерживая сцепление в выключенном состоянии, оттяните на себя оба рычага управления поворотом и плавно включите сцепление.

Когда механизмы присоединенной к трактору машины вступят в действие, плавно отпустите оба рычага поворота и начните движение машинно-тракторного агрегата. Если во время работы потребуется его кратковременная остановка без остановки рабочих органов машины, то сделайте это рычагами поворота.

Трогание с места сильно нагруженного гусеничного трактора (в особо тяжелых условиях). Чтобы не перегрузить и не вывести из строя сцепление, для трогания трактора с места надо воспользоваться механизмом поворота в такой последовательности: выключите сцепление, включите нужную передачу, выключите оба рычага поворота трактора, включите сцепление, увеличьте подачу топлива и, плавно отпуская одновременно оба рычага поворота, начните движение.

Особенность управления трактором, оборудованным гидротрансформатором (трактор Т-175С), заключается в следующем.

Разворот в конце гона.

Резко увеличивает скорость движения.-Поэтому, прежде чем вы-глубить плуг, нужно перейти на ножное управление подачей топлива, поставить рычаг акселера тора в положение наименьшей подачи и после выглубления плуга тут же уменьшить подачу топлива.

Прокладывание первой борозды (первого гона). Одно из условий высококачественного выполнения тракторных работ — прямолинейность движения агрегата. Чем прямолинейнее он движется, тем выше качество работ и больше производительность.

При работе на полях с ровным рельефом первый гон можно проложить с достаточной точностью, направляя движение с помощью одной вешки и визирного приспособления, установленного на тракторе. При неровном рельефе приходится предварительно провешивать все поле с помощью нескольких вешек, расположенных в пределах видимости одной относительно другой.

Визирное приспособление состоит из металлического прута (рис. 45) толщиной 5…7 мм, укрепленного в передней части трактора, и двух полосок изоляционной ленты, наклеенных на переднее стекло кабины с промежутком в 10 мм. Металлический прут и промежуток между полосами ленты должны совпадать с продольной осью трактора или отстоять от нее на одинаковом расстоянии.

Трактор нужно вести так, чтобы вешка, стальной прут и промежуток между полосками во время движения находились на одной прямой линии. Причем вешка должна быть установлена от края поля на расстоянии, равном половине ширины захвата“тракторного агрегата. При последующих гонах трактор следует вести точно по ПеРм” боРозде или по следу маркера.

Маневрирование передачами. При работе на полях с уклонами или неровным рельефом, а также с неравномерным сопротивлением почвы необходимо маневрировать передачами, т. е. при движении на подъем или при прохождении участка с повышенным сопротивлением почвы включать более низкую передачу, а под уклон или при прохождении участка с меньшим сопротивлением почвы — повышенную.

На практике эффективность переключения передач можно проверить следующим образом. Вначале надо пройти гон на одной передаче, для которой рассчитан агрегат, и замерить затраченное на это время. Затем на следующем круге при движении в том же направлении нужно использовать переключение на повышенные передачи на тех участках гона, где это возможно, с последующим переходом на низшую передачу и также замерить время прохода.

Если во втором случае время прохождения будет таким же (а может быть, и большим, вследствие остановок агрегата при переключениях передач), как в первом, то работу с переключением передач следует считать нецелесообразной. Если же время будет меньшим, то переключение передач можно рекомендовать.

Повороты и развороты тракторов. Все повороты и развороты тракторных агрегатов следует выполнять после перевода в нерабочее положение навешенной или прицепленной машины-орудия.

На колесных универсальн о-п ропашных тракторах для получения крутого поворота снижайте скорость и притормаживайте колесо, расположенное ближе к центру поворота.

Совершенно недопустимо совершать крутые повороты и развороты колесных тракторов на большой скорости, так как это может привести к их опрокидыванию.

При крутом повороте гусеничного трактора звенья гусениц разрушают и нагребают почву на коротком участке, что препятствует повороту. Чем мягче почва, тем больше возрастает сопротивление с уменьшением радиуса поворота, детали ходовой части получают дополнительную, весьма большую нагрузку. Кроме того, на поле остаются неровности, затрудняющие последующие работы.

При плавном повороте продвигающиеся вперед гусеницы не успевают сильно разрушать и нагребать почву, а небольшие , ее скопления не мешают ни повороту, ни последующим работам. Поэтому при плавном развороте.сопротивление повороту будет значительно меньшим.

Таким образом, совершать крутые повороты на колесных тракторах следует при скоростях не выше 4…5 км/ч, а на гусеничных только в случае крайней необходимости и, кроме того, без нагрузки.

Вождение трактора на полях с неровным рельефом. При движении трактора вверх по склону уменьшается нагрузка на его передние колеса, что ухудшает управляемость. Об этом тракторист должен всегда помнить и принимать особые меры предосторожности.

Двигаясь вниз по склону, притормаживайте трактор двигателем, для чего включайте одну из низших передач в зависимости от крутизны спуска и уменьшайте подачу топлива.

Выключение муфт управления (или растормаживание тормозов солнечных шестерен) при спуске гусеничного трактора по склону может привести к тому, что трактор будет поворачиваться в сторону, противоположную ожидаемой, вследствие -наката выключенной

ницы. Поэтому действовать рычагами и педалями механизма Г^°ооота в этих условиях нужно быстро, оттягивая соответствую-

й рычаг назад и нажимая на педаль тормоза, чтобы подтормозить гусеницу той стороны, в которую необходимо повернуть трактор.

Для выравнивания направления трактора при движении его под клон оттягивайте рычаг механизма поворота противоположной стороны без торможения.

Останавливайте трактор при выключенном сцеплении нажатием на одну педаль тормоза без выключения механизма поворота (при этом полностью затормаживается вал заднего моста и останавливаются обе гусеницы), после чего рычаг коробки передач переводите в нейтральное положение, а сцепление включайте.

Вождение трактора с машинами-орудиями, приводимыми в действие от ВОМ. Обязательно выключайте ВОМ при поворотах агрегата с прицепными машинами и подъеме в-транспортное положение навесных и полунавесных машин-орудий.

При работе с ротационными машинами опускайте и поднимайте их плавно, без рывков. Включать ВОМ для привода в действие ротационных органов нужно при их опускании из транспортного положения в рабочее, а не после того, как они опустятся на почву.

Выключать ВОМ для остановки машины следует только после того, как рабочие органы будут выглублены из почвы.

Переезжая с одного поля на другое (особенно по пересеченной местности), отъедините карданную передачу от хвостовика ВОМ трактора, так как возможна ее поломка в результате упора в поперечину прицепного устройства.

Работая с жаткой или комбайном, не включайте ВОМ в том случае, если на транспортере лежит срезанная масса или произошло забивание комбайна. Необходимо предварительно очистить машины и провернуть карданный вал ломиком вручную до полного оборота транспортера жатки.

Вождение скоростных агрегатов. Чем больше скорость тракторного агрегата, тем внимательнее должен быть тракторист.

Управляя колесным трактором с гидроусилителем руля, значительно облегчающим поворот рулевого колеса, во избежание опрокидывания трактора внимательно следите за неровностями дороги и не поворачивайте резко рулевое колесо.

Управляя трактором, на дорогах всех типов тракторист должен ыть предельно внимательным и выполнять все требования Правил Дорожного движения.


Рис. 46. Правильное положение трактора по отношению к борозде во время пахоты:
а — универсально-пропашного; б — колесного общего назначения; в— гусеничного общего назначения; г — колесного общего назначения при глубокой пахоте влажной почвы.

Вождение трактора при работе с плугом. При работе с плугом колесный универсально-пропашной трактор ведите правыми колесами по борозде, сделанной плугом во время предыдущего прохода (рис. 46, а); мощные колесные и гусеничные тракторы — на некотором расстоянии от края борозды в зависимости от ширины захвата плуга, с которым работает трактор (рис. 46, б и в), т. е. в пределах 200…300 мм.

Выполняя глубокую пахоту влажных почв агрегатом с трактором Т-150К, ведите трактор правыми колесами по борозде (рис. 46, г).

УРОК № 5 по дисциплине: ПМ. 05 «Теоретическая подготовка по профессии 19205.

Цель урока: Ознакомить обучающихся с оптимальная рабочая позой за рычагами и.

Цель урока: Ознакомить обучающихся с оптимальная рабочая позой за рычагами и педалями трактора ДТ 75. Правилами пользования рычагами и педалями и их назначением, контрольными приборами, их назначением и показаниями при работе трактора. Выработать первоначальные умения пользования рычагами и педалями трактора ДТ 75 при запуске стартером основного двигателя, используя при этом регулировки положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Научить правильной посадки обучающегося в кабине трактора ДТ 75 Способствовать развитию и умению организовывать свое рабочее время. Воспитать у учащихся бережное отношение к материалам, аккуратности и внимательности в работе, бдительности в соблюдении требований безопасности труда.

Учебно-производственные работы: Пользование рычагами и выбор оптимальной раб.

Учебно-производственные работы: Пользование рычагами и выбор оптимальной рабочей позы. Пользование рычагами и педалями при пуске трактора с места и его остановки. Пользование рычагами и педалями при управлении трактором и выбор рабочей позы. Дополнительные рычаги. Пользование контрольными приборами в процессе работы трактора.

Рычаги для пуска основного двигателя. Рычаги и педали для пуска и остановки.

Рычаги для пуска основного двигателя. Рычаги и педали для пуска и остановки трактора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия является организация деятельности учащихся по формированию навыков пользования органами управления трактора.

Разработка учебного занятия

Сундуков А.Б.,

педагог дополнительного образования

Цели урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков пользования органами управления трактора.

1.Научить учащихся правильной посадке на рабочее место тракториста; работать рычагами и педалями управления трактора МТЗ – 82.

2.Ознакомить учащихся с назначением и пределами показаний контрольно-измерительных приборов.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.

Развивающие:

Развивать техническое мышление, познавательные способности, сообразительность, производственную смекалку.

Тип урока: изучение трудовых приемов.

Метод обучения:

Наглядный, практический, индивидуальный.

Образовательные технологии:

Материально-техническое оснащение:

Трактор МТЗ-82, комплект инструмента, заправочные материалы (ГСМ), обтирочный материал, инструкционно-технические карты, журнал по технике безопасности, плакаты.

Межпредметная связь: ПДД, Устройство и эксплуатация трактора.

Учебно-производственные работы:

1.Посадка учащихся на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.

2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.

3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями при неработающем двигателе.

4.Закрепление усвоенных приемов при работающем двигателе.

Место проведения: площадка учебного полигона.

Ход занятий.

I.Организационная часть.

1.Осмотр внешнего вида учащихся, рабочей одежды.

2.Организация рабочего места.

3.Заполнение путевого листа.

II. Вводный инструктаж.

1.Сообщить тему и цель урока.

2.Проверка усвоенных знаний.

1. Техника безопасности при работе на тракторе и с/х машинах.

2.Проведение ЕТО трактора МТЗ-82.

3.Назначение рычагов и педалей трактора МТЗ-82.

3.Содержание инструктажа по технике безопасности.

1.Работать на тракторах следует в тщательно заправленной и застегнутой одежде. Работать в одежде с развевающимися концами, а также в фартуке – запрещается. Волосы должны быть убраны под головной убор. Педагогобращает внимание учащихся на то, что правильные приемы выполнения всех задач являются наиболее безопасными. Желательно привести примеры неправильного выполнения отдельных приемов и объяснить, какие могут быть при этом последствия.

2.Пол кабины трактора, подножка для входа и выхода из кабины, рычаги, опорные плоскости педалей постоянно должны быть чистыми и сухими.

3.При трогании трактора с места необходимо убедиться в отсутствии людей около трактора и на пути предполагаемого движения, дать предупреждающий сигнал.

III. Упражнение обучающихся и текущий инструктаж.

1.Посадка учащихся на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.

Педагог объясняет и показывает:

А) Как правильно войти и выйти из кабины трактора;

Б) Правильную посадку тракториста на рабочем месте.

Необходимо входить и выходить из кабины с левой стороны трактора.

Перед выходом из кабины убедится в отсутствии объезжающего транспорта или препятствия против двери (дерево, камень и др.). При входе и выходе из кабины необходимо пользоваться опорной подножкой.

При управлении трактором сидеть прямо, без напряжения, опираясь на спинку сидения, руки держать на рулевом колесе, ноги – около педалей. Положение корпуса должно быть таким, чтобы поле и дорога хорошо просматривались. Для определения правильного положения рук на рулевом колесе необходимо мысленно провести горизонтальную линию, делящую рулевое колесо пополам. Левая рука должна находиться на левой линии, правая – немного ниже.

Учащиеся тренируются в выполнении задач, осуществляя самоконтроль путем сопоставления своих действий со схемами.

2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.

Педагог последовательно (слева направо и сверху вниз), называя рычаг, педаль или прибор, показывает их, кратко объясняет назначение.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82: педаль муфты сцепления (нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается); рычаг переключения передач: вначале рычагом включают I и II ступень редуктора. А затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.

Рулевая колонка – на ней находится рулевое колесо и рычаг переключения поворотов. Рычаг имеет три положения: верхнее – включен указатель правого поворота, нижнее – включен указатель левого поворота, и среднее – выключенное.

Для контроля и работы дизеля и трактора используется контрольно-измерительные и сигнальные приборы, которые находятся на щетке приборов трактора:

Указатель температуры охлаждающей жидкости, показывает температуру в системе охлаждения;

Амперметр, показывает силу зарядного и разрядного тока в цепи аккумуляторной батареи;

Указатель давления воздуха в пневмо системе;

Указатель давления масла в системе смазки;

Указатель уровня дизельного топлива в баке;

Тахоспидометр, указывает обороты коленчатого вала и моточасы;

Контрольная лампа включения поворота;

Контрольная лампа дальнего света;

Контрольная лампа стояночного тормоза;

Блок плавких предохранителей;

Кнопка включения передних фар, верхнее положение кнопки – выключены передние фары, нижнее – включены;

Выключатель аварийной сигнализации.

Верхней части кабины находятся:

Кнопка включения привода стеклоочистителя;

Кнопка включения отопителя кабины;

Кнопка включения передних фар, которые крепятся на верхней части кабины;

Кнопка включения автопоезд;

Кнопка переключателя вентилятора и плафона кабины расположены в правой верхней части кабины, кнопка имеет три положения: верхнее – включен вентилятор, нижнее – включен плафон, среднее – выключено.

Рычаг управления подачи топлива. Крайнее переднее положение рычага соответствуют наибольшей подаче, с перемещением назад – подача уменьшается. В крайнем положении рычага подача прекращается.

Ножная педаль управления подачей топливного насоса. При нажиме на педаль обороты двигателя растут.

Рычаг включения понижающего редуктора, положения рычага вперед – редуктор отключен, рычаг назад – редуктор включен.

Педаль блокировки дифференциала. Педаль расположена справа от рычага переключения передач, включается она нажимом ноги вниз.

Рычаг стояночного тормоза, перемещением рычага вверх осуществляется фиксация торможения, перемещением рычага вниз осуществляется расторможение.

Рычаг управления ВОМ, находится с правой стороны кабины трактора (переднее положение рычага ВОМ выключен, а заднее ВОМ - включен).

3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями (при неработающем двигателе).

Педагог знакомит учащихся с рабочими зонами действия рук и ног тракториста. Затем кратко объясняет и показывает работу рычагами и педалями. Учащиеся после каждого объяснения и показа педагогом упражняются в работе тем или иным рычагом (педалью) до безошибочного действия в указанной последовательности:

1.Педаль муфты сцепления;

2.Рычаг переключения передач;

3.Совместное действие педалью муфты сцепления и рычагом переключения передач (отработать координацию движений);

4.Педаль управления подачи топлива;

5.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач (отработать координацию движений). Необходимо обратить особое внимание на отработку пятого упражнения ввиду сложности его и важности. Именно в таком сочетании приходится работать с указанными органами управления при вождении трактора;

7.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач, педалями тормозов;

8.Совместное действие педалями и рычагами при переключении передач на ходу в восходящем и нисходящем порядке (условно – при неработающем двигателе);

9.Остальные рычаги и педали трактора.

Учащиеся тренируются поочередно по каждому упражнению в отдельности до безошибочного действия.

4.Закрепление усвоенных примеров при работающем двигателе.

Запускает двигатель педагог в медленном темпе, давая краткие пояснения учащимся по ходу запуска. Учащиеся только наблюдают за действием педагога, чтобы получить некоторые представления о запуске. Это облегчит подготовку учащихся к следующему занятию – пуск двигателя.

Педагог обращает внимание учащихся на необходимость постоянного наблюдения за показаниями приборов.

Педагог обращает внимание на типичные ошибки:

1.Неправильная посадка на рабочем месте тракториста;

2.Неправильное положение рук на рулевом колесе;

3.Незнание предельно допустимых показаний контрольно-измерительных приборов;

4.Незнание правил пользования отдельными рычагами и педалями;

5.Ошибки в действиях рычагами и педалями;

6.Несоблюдение правил техники безопасности.

IV. Заключительный инструктаж:

Провести итоги занятия:

1.Разобрать ошибки, допущенные учащимися во время выполнения задания, причины и способы их устранения.








Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые тракторист обязан иметь при себе и представлять для проверки работникам милиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.

0бязанности тракториста перед выездом и в пути.

Обязанности трактористов, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Тема 2. Дорожные знаки

3начение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к paсcтановке знаков. Дублирующие, сезонные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия тракториста при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каж­дого знака. Действия тракториста в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения.

Название, назначение и место установки каждого знака. Действия трак­ториста в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия тракториста в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

Информационно-указательные знаки. Назначение. Общие признаки информационно-указательных знаков. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия тракториста в соответствии с требованиями знаков, кото­рые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и установка каждого знака.

Знаки дополнительной информации. Назначение. Название и раз­мещение каждого знака.

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия тракториста в соот­ветствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практическое занятие по темам 1-3.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обуче­ния, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Пра­вила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Слу­чаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Использование пре­дупредительных сигналов при обгоне. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Аварийная ситуация и ее предупреждение.

Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупреди­тельных сигналов.

Начало движения, изменение направления движения. Обязанности тракториста перед началом движения, перестроением и другим измене­нием направления движения. Порядок выполнения поворота на пере­крестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Порядок движения задним ходом.

Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Скорость движения и дистанция. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дис­танции.

Встречный разъезд. Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы пос­тановки самоходной машины на стоянку. Длительная стоянка вне на­селенных пунктов. Меры предосторожности при постановке трактора на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещена.

Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Тема 5. Регулирование дорожного движения

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия трактористов в соответствии с этими сигналами.

Практическое занятие по темам 4-5.

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием: технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 6. Пpoeзд перекрестков

Общие правила проезда перекрестков.

Нерегулируемые перекрестки. Перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначны и равнозначных дорог.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия тракториста в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное) и при отсутствии знаков приоритета.

Тема 7. Проезд пешеходных переходов и железнодорожных переездов

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Правила остановки тракторов перед переездом. Обязанности тракториста при вынужденной остановке на переезде.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.

Случаи, требующие согласования условий движения через переезд
с начальником дистанции пути железной дороги.

Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 6-7.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора. Действия тракториста при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 8. Техническое состояние и оборудование трактора

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация тракторов.

Неисправности, при возникновении которых тракторист должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации трактора с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Тема 9. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные

устройства, надписи и обозначения

Требования к оборудованию трактора номерными и опознаватель­ными знаками, предупредительными устройствами.

Опасные последствия несоблюдения правил установки опознавательных знаков и предупредительных устройств.

Читайте также: