Посадка в бмп размещение отделения экипажа и десанта в бмп

Обновлено: 19.09.2024

Общей компоновкой называется взаимное расположение основных частей машины и мест размещения экипажа (экипажа и десанта).

Основными частями машины являются: корпус, башня, вооружение, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и специальное оборудование.

Корпус и башня являются броневой защитой машины, вооружение характеризует ее поражающее действие, а силовая установка, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают подвижность.

В корпусе машины размещаются: силовая установка, трансмиссия, часть вооружения и боекомплекта, средства связи, часть приборов электрооборудования и специального оборудования и некоторые узлы ходовой части. В башне размещаются: основное вооружение, механизмы наведения, часть боекомплекта и часть электрооборудования и специального оборудования.

Экипаж размещается в корпусе и башне, а десант БМП и БТР - в корпусе.

Корпус машины внутри условно делится на следующие отделения: управления, боевое, силовое и десантное отделение. В различных боевых машинах эти отделения располагаются по-разному в зависимости от принятой общей компоновки.

Основными частями любой боевой машины, обеспечивающими их подвижность, являются силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих двигатель систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов, передающих энергию от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Трансмиссия в общем виде состоит из следующих узлов: главного фрикциона, коробки передач, механизма поворота (для гусеничных машин) и бортовых редукторов (колесных редукторов).

Главный фрикцион размещается между двигателем и коробкой передач и предназначен для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач, для остановки машины и плавного трогания с места, для предохранения агрегатов трансмиссии и двигателя от перегрузок при резком изменении нагрузок на ведущих колесах.

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел между двигателем и ведущими колесами с целью изменения тяговых усилий и скоростей движения машины в больших пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя.

Механизм поворота гусеничных машин предназначен для осуществления поворота за счет изменения скоростей движения гусениц. При этом гусеница, имеющая большую скорость, называется забегающей, а имеющая меньшую скорость - отстающей.

Поворот колесных машин осуществляется за счет изменения положения передних колес по сравнению с прямолинейным движением.

Бортовые редукторы (колесные редукторы) предназначены для постоянного увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, с целью уменьшения габаритов коробки передач и механизма поворота.

Ходовой частью называется группа деталей и узлов, обеспечивающих опору машины на грунт и за счет их взаимодействия с внешней средой - ее движение.

Ходовая часть состоит из подвески и движителя.

Подвеской называется совокупность узлов и деталей, соединяющих корпус машины с опорными катками. Современные подвески машин включают в себя упругий элемент. Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, передаваемых на корпус, при движении по неровной дороге или местности.

Движитель предназначен для создания тяговых усилий и обеспечения движения машины.

В настоящее время на боевых машинах применяются: гусеничный движитель, колесный движитель, а на плавающих машинах - водоходный движитель.

В качестве водоходного движителя используются или гусеницы машины (БМП), или гидрореактивный движитель-водомет (БТР).

6. Бронекорпус и размещение расчета

Корпус (рис. 10) типа лодки, закрытый, водонепроницаемый, герметизированный. Состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища. На верхнем лобовом листе расположены два смотровых люка, закрываемые стеклами 2, а в боевом положении - броневыми крышками 3. Стекла 2 с резиновыми уплотнителями по периметру закрепляются с помощью пружинной рамки гайками и пиитами, приваренными к несущей рамке.

Броневые крышки 3 закрываются и открываются с помощью специальных рукояток.

В стыке верхнего лобового листа с крышей корпуса вварены гнезда под приборы наблюдения водителя и командира машины.

На среднем листе носовой части корпуса размещены: люк для доступа к лебедке, закрываемый крышкой, люк для доступа к главным цилиндрам рабочей тормозной системы, закрываемый крышкой, и люк для доступа к главным цилиндрам привода сцеплений, закрываемый крышкой. Все эти люки уплотняются резиновыми прокладками.

Справа и слева на стыке боковых листов носовой части корпуса вварены опоры волноотражательного щитка 19.



На нижнем листе в носовой части расположены два буксирных крюка и люк для выдачи троса лебедки, закрываемый крышкой и резиновой прокладкой.

В крышке корпуса над отделением управления расположены посадочные люки командира и водителя, и два люка для десанта (над десантным отделением). Крышки уплотняются резиновыми прокладками и запираются эксцентриковыми замками одинаковой конструкции.

Крышка корпуса над отделением силовой установки выполнена съемной для обеспечения монтажа и демонтажа силового агрегата, водомета и четвертого моста. Она состоит из двух листов - переднего и заднего, а также балки.

Листы крепятся к корпусу и балке болтами через резиновые прокладки. Балка крепится к бортовым листам болтами.

В переднем листе крыши имеются три люка для доступа к агрегатам и узлам силовой установки при обслуживании машины. Люки закрываются крышками, имеющими винтовые замки.

В каждой крышке выполнено по два отверстия с крышками грибовидной формы.

В заднем листе крыши имеются два люка, в которых расположены вентиляторы системы охлаждения. Люки закрываются откидными крышками, в которых помещены пластинчатые жалюзи для воздухоотвода. В закрытом положении крышки запираются винтовыми замками, а в откинутом фиксируются на специальных упорах.

В переднем листе расположены два лючка с крышками и к заливным горловинам расширительных бачков системы охлаждения, а в листе - два аналогичных лючка с крышками к житным горловинам бензиновых баков.

В корме корпуса имеются два изолированных от отделения силовой установки отсека для бензиновых баков. Доступ в отсеки осуществляется через откидные крышки.

В центре кормовой части корпуса сверху приварена скоба для буксировки машины на воде.

Борта корпуса состоят из двух верхних наклонных листов, вертикальных листов, основания и вертикальных листов, образующих ниши для подвески колес.

В верхних наклонных бортовых листах расположены лючки для стрельбы из личного оружия (три с левой стороны и четыре с правой).

Между нишами для подвески вторых и третьих колес правого и левого бортов расположены люки для скрытного десантирования личного состава.

При открытых люках на щитке приборов загорается контрольная лампа боковые люки, а при закрытых на штыревые замки люках лампа гаснет. Момент выключения лампы регулируется вращением регулировочных болтов концевых выключателей, расположенных на листах корпуса у штыревых замков крышек люков.

Внутри носовой части корпуса на различных его элементах размещены кронштейны, бонки и скобы для крепления органов управления машиной, контрольно-измерительных приборов, приборов наблюдения, радиостанции, лебедки, прибора ДП-ЗБ, сидений командира и водителя.

В десантном отделении, расположенном между отделениями управления и силовой установки, размещены кронштейны, бонки и скобы для крепления двух одноместных и двух многоместных сидений десанта, коробок боекомплекта, ЗИП и др.

Над узлами, агрегатами и их приводами, размещенными на днище корпуса в отделении управления и десантном отделении, установлен пол. Опорами листов пола служат угольники, кронштейны и поперечины, приваренные к днищу, листам ниш и, основанию корпуса. Листы пола легкосъемные, крепятся болтами через специальные защелки.

Отделение силовой установки изолировано от десантного отделения и отделения управления герметичной перегородкой. В перегородке имеются два люка для доступа к узлам силовой установки со стороны десантного отделения. Люки закрываются легкосъемными крышками с резиновыми прокладками.

На правом приварном листе расположен люк для доступа к аккумуляторной батарее со съемной крышкой и уплотнителем, а также отверстие для пучка проводов.

На левом листе, приваренном к перегородке, находятся два патрубка и воздуховодов от ФВУ и отверстие для пучка проводов.

Все листы центральной части перегородки съемные, установлены на резиновых уплотнителях и крепятся болтами.

Башня бронетранспортера - конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. В передней части башни имеется амбразура для установки спаренных пулеметов.

В корпусе машины размещены сиденья командира, водителя, башенного стрелка и десанта (рис. 11).



Сиденья командира и водителя по устройству одинаковы, за исключением расположения рукоятки механизма подъем, которая у сиденья командира установлена с левой стороны, и у сиденья водителя-с правой. Каждое сиденье крепится двумя болтами, входящими в прорези опоры сиденья. Эти прорези позволяют осуществлять продольную регулировку положения сидений в горизонтальной плоскости.

Спинка сидений откидная с регулируемым углом наклона.

Для размещения десанта в корпусе машины установлены два одноместных и два многоместных сиденья.

Одноместные сиденья расположены за сиденьями водителя и командира.

Основание и спинка сиденья состоят из трубчатых каркасов с приклепанными к ним пластмассовыми панелями.

Основание сиденья шарнирно закреплено пальцами на кронштейнах, приваренных к бортам корпуса, а спинка сиденья шарнирно связана с основанием. Таким образом, сиденье может быть сложено в пакет и прислонено к соответствующему борту корпуса.

Многоместные сиденья десанта представляют собой два трехместных сиденья, расположенные спинками друг к другу вдоль оси машины. Такое расположение многоместных сидений дает возможность десанту вести наблюдение и огонь из личного оружия через лючки в бортовых листах корпуса машины.

Многоместные сиденья десанта состоят из шести пластмассовых панелей, соединенных между собой петлями. Они при необходимости могут быть превращены в шесть спальных мест.

И в заключении надо сказать о том, что бронетранспортеры, своем развитии, прошли огромный путь от грузовиков или легковых машин с приваренными бронелистами и взгроможденными на них ручными пулеметами до современной техники каждая деталь, которой проектируется и создается с высочайшими требованиями специально для них. А сами БТРы являются грозным оружием, которое может противостоять не только пехоте и аналогичным образцам бронетехники, но и более тяжелым, хорошо бронированным танкам современным танкам.

Нельзя, также, и переоценить роль, которую эти бронированные машины сыграли. Известны случаи из Великой Отечественной войны, когда в 1944 году авангард состоящий из трех бронетранспортеров с пехотой за одну ночь, под прикрытием темноты, продвинулись в глубь немецкой обороны на 80 км, по пути уничтожив немало вражеской пехоты, легкой техники и машин. Затем укрепились, и дождались подхода основных войск.

В условиях современной войны требования к вооружению, защите и маневренности бронетранспортеров и другой бронетехники постоянно растут. Но отечественные конструкторы, несмотря на тяжелое положение, создают образцы техники, которые полностью удавлетваряют этим условиям. И примером тому могут служить, созданные недавно, БТР-80А и БТР-90. За рубежом техники этого класса с аналогичными показателями до сих пор не создано.

Размещение личного состава в боевой машине БМП и БТР регламентировано строевым уставом Вооруженных Сил (глава 5). За каждым бойцом отделения закреплено конкретное место размещения, а посадка и высадка осуществляется в соответствии с местами размещения. Это позволяет уменьшить скорость загрузки и высадки личного состава.

Посадка в машины БМП и БТР для атаки

Личный состав мотострелкового отделения занимает места в боевой машине пехоты и бронетранспортере при атаке подразделения на боевых машинах.

Посадка в машины для атаки проводится во время огневой подготовки. Если личный состав находится в укрытии, боевые машины скрытно подходят к позициям отделения для посадки личного состава. Если БМП (БТР) находится в укрытии рядом с подразделением, оно покидает укрытие для движения.

Машины покидают укрытия только по команде или сигналу, заранее сообщенном, командиром отделения, при подготовке к наступлению.

Размещение личного состава в боевой машине пехоты (БМП)


Размещение личного состава в БТР


По окончании посадки, двери или люки закрываются.


Положение оружия при размещение личного состава в боевой машине

  • Личное оружие личного состава, исключая тяжелое вооружение, держится в произвольном удобном положении.
  • Тяжелое вооружение передается в машину отдельно, обычно стоящим сзади бойцом.

Положение оружия в машине

Обязанности командира отделения при посадке ЛС

КО следит за посадкой бойцов, после посадки проверяет запирание люков (дверей) и садится на сиденье командира отделения в машине или в отсеке для личного состава, если место командира занял вышестоящий командир.

Действия личного состава при движении

При движении бойцы самостоятельно или команде ведут огонь из бойниц машины.

Размещение (посадка) личного состава на танк

Посадка на танк производится с бортов или если первое невозможно, с кормы. Размещение на танке не указывается и определяется удобством и безопасностью.

При посадке на танк, командир отделения выполняет указания командира танкового подразделения. По завершении посадки КО проводит доклад по команде.

Команды (устав)

Фото статьи

БМП 2 люки посадки высадки БМП Курганец люк посадки высадки



БТР 80 люк посадки высадки

БМП-1 – поистине феноменальная боевая единица. Впервые представленная в 1966 году, эта машина по сей день состоит на вооружении 38 стран, а перечень войн с ее применение будет излишним – практически любой локальный конфликт проходил с ее применением. Сам факт наличия такой машины в ВС СССР и стран ОВД всполошил западных экспертов, которые небезосновательно приписывали БМП-1 сверхъестественные качества. А ведь гордиться было чем! Она плавала, обладала низким силуэтом и вполне пристойным противотанковым вооружением. По сути, до советских конструкторов никому не удавалось поместить подобное орудие в столь тесную башню.

Механик-водитель

Характерная форма "штурвала" обусловлена теснотой отделения управления. В правом верхнем углу можно заметить рукоять открытия люка, рядом с которым расположены водительские перископы. Слева - блок переговорного устройства

Характерная форма "штурвала" обусловлена теснотой отделения управления. В правом верхнем углу можно заметить рукоять открытия люка, рядом с которым расположены водительские перископы. Слева - блок переговорного устройства

Цели: Изучить требования устава ВС РФ по размещению личного состава на автомобильной и бронетанковой технике.

Рекомендуемые файлы

Метод: Показное занятие.

Литература: УВС ВС РФ.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 минут

Принимаю доклад о готовности личного состава к занятию.

Довожу тему, цели, учебные вопросы.

Провожу осмотр внешнего вида личного состава, готовность к занятию.

Приступаю к проведению занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 40 минут

Довожу до обучаемых положения статей Строевого устава ВС РФ:

Глава 5. СТРОИ ВЗВОДА, РОТЫ, БАТАЛЬОНА И ПОЛКА НА МАШИНАХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

141. В развернутом строю машины подразделений и частей выстраиваются на одной линии по фронту в линию машин, в линию взводных или ротных колонн на установленных Уставом или командиром интервалах и дистанциях между машинами и подразделениями. При этом личный состав находится на машинах или выстраивается впереди машин в одношереножном или в двухшереножном строю, в линию взводных или ротных колонн так, чтобы последняя шеренга находилась впереди машин не ближе трех шагов (рис. 35—38); механики-водители и водители машин становятся в строй своего подразделения.




Рис. 35 Построение отделения и экипажа танка: а -впереди бронетранспортера б — впереди боевой машины пехоты в- впереди танка


Рис. 36 Построение взвода с личным составом впереди машин: личный состав — в двухшереножном строю; машины — в линию


Рис. 37 Построение роты с личным составом впереди машин: личный состав и машины — в линию взводных колонн


Рис. 38 Построение батальона с личным составом впереди машин: личный состав и машины — в линию ротных колонн

142. В походном строю машины в подразделении выстраиваются в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

143. Перед посадкой в боевые машины пехоты и бронетранспортеры, а также на автомобили и другие машины в подразделениях при необходимости производится расчет военнослужащих и военного имущества по машинам и указывается способ посадки. Перед посадкой личного состава на машины проверяется, разряжено ли оружие, а если передвижение совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель; штыки-ножи (штыки) отмыкаются (откидываются).




Рис. 39 Построение личного состава для посадки: а — через посадочные люки боевой машины пехоты б — через посадочные люки бронетранспортера в — через задний борт автомобиля г — десантом на танк

147. Посадка личного состава на машины может производиться: — в боевые машины пехоты и бронетранспортеры — через люки; — на автомобили — через правый, левый и задний борта; — на автомобили с закрытым кузовом — через задний борт. Посадка личного состава на другие машины производится как удобнее. Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.



Рис. 40 Размещение личного состава: а — в боевой машине пехоты; б — в бронетранспортере



Рис. 41 Размещение личного состава в кузове автомобиля: а — на продольных сидениях; б — на поперечных сидениях

151. Посадка десанта на танк на месте производится с бортов. Если посадка десанта с бортов невозможна, она производится с кормы танка. При этом оружие берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади. На танке военнослужащие размещаются с соблюдением требований безопасности. Командир перевозимого десантом подразделения в отношении соблюдения правил посадки личного состава и размещения его на танках выполняет указания командира танкового подразделения и об окончании посадки докладывает ему и своему непосредственному начальнику.


Рис. 42 Развернутый строй взвода — линия машин

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 минут

Напоминаю тему, учебные вопросы, цели занятия

Отмечаю лучших, указываю на недостатки

Ставлю задачи на самостоятельную подготовку.

3. Антибиотики - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Конспект – Порядок размещения личного состава на БТР и автомобилях.

Россия, 2007 — 7 с.

Дисциплина – Общевоинские уставы

Требования устава ВС РФ по размещению личного состава на автомобильной и бронетанковой технике.

Написать продолжение про БМП-1 меня заставила дискуссия в комментариях, в которой многие недоумевали, почему мотострелки предпочитают ездить сверху на броне, а не сидеть в десантном отделении. Многие это объясняли тем, что БМП-1 и аналогичные ей машины крайне недостаточно защищены от обстрела и подрывов на минах, а вот израильские супербронетранспортеры…


Фотография, прекрасно иллюстрирующая особенности танкодесантной тактики: все бойцы ведут наблюдение, одновременно готовые открыть огонь и/или спрыгнуть с танка. В БТР этого сделать невозможно

Еще раз скажу, что бронетехника и вообще любое оружие создается под определенную тактику. БМП-1 — один из ярких образчиков специализации бронемашины под совершенно определенную тактику. Только, вот незадача, эта тактика малоизвестна. Известная статья на "ВО" 2012 года Олега Капцова "Десант на броне. Почему никто не доверяет отечественным БМП?" открывается высказыванием начальника Генерального штаба, генерала армии Н.Е. Макарова: "БМД-4 — это версия БМП-3, никакой защиты, опять все наверху, а стоит она дороже танка". Очень, надо сказать, говорящее высказывание. "Опять все наверху" — генерал армии Н.Е. Макаров видит в этом недостаток. Между тем это тактика, причем тактика совершенно определенного рода.

В чем преимущества танка для танкодесанта?

Не так давно я прочитал мемуары Е.И. Бессонова "На Берлин!". Это мемуары командира взвода/роты из состава 49-й механизированной бригады, 4-й танковой армии. Почему взвода/роты? Потому что Бессонов был командиром взвода, но почти всегда командовал всей ротой, поскольку ротный командир то появлялся, то исчезал, совершенно непредсказуемым образом, а его самого ротным почему-то так и не назначили.

Мемуары хорошие. Автор обладал цепкой памятью, хорошим слогом и способностью интересно рассказывать. Самое интересное в другом: Бессонов командовал танкодесантом, пехотными подразделениями, посаженными на танки, которые входили в прорыв обороны и рвались вперед, разрывая тылы противника. В таком качестве он прошел от Львова до Берлина, в почти непрерывных боях, и был удачливым и везучим командиром; только один раз был серьезно ранен. В своих мемуарах он, на примере целого ряда эпизодов, он довольно подробно описал тактику танкодесанта и ее особенности.

В основных чертах задача танкодесанта состояла в том, чтобы после прорыва обороны противника как можно быстрее двигаться вперед, по определенному направлению, по дороге захватывая населенные пункты, важные дороги, мосты, а также уничтожая заслоны, колонны и отряды противника. Бессонов чаще всего действовал на острие этого движения, в 5-7 км впереди своей мехбригады, и должен был освободить дорогу для основных сил мехбригады и не допустить перехвата ее противником. В силу этого обстоятельства перед ним иногда ставили оборонительные задачи.

На мой взгляд, эти мемуары весьма важны для понимания тактики танкодесанта и понимания того, почему с тех пор мотострелки предпочитают ездить на броне, а не в десантном отделении.

Обдумывая эту статью, я столкнулся с трудностью объяснения разницы между ездой мотопехоты на танках и бронетранспортерах. Она явно была и хорошо ощущается в мемуарах Бессонова, но он не дает ей определения в силу самоочевидности этого момента для него самого. С первого взгляда кажется, что БТР лучше танка, но бойцы танкодесанта 49-й мехбригады так не считали, и предпочитали Т-34. Когда им дали ИС-2, он им понравился больше: более широкая корма — удобнее сидеть, и пушка. 122-мм пушка — это был аргумент. Бессонов описывал, как в одной из не слишком удачных атак, танкисты пришли им на помощь и их ИС-2 одним снарядом пробил сразу два немецких штурмовых орудия. "Такого чуда я еще не видел", — писал Бессонов.

Обозревая описания схваток в мемуарах Бессонова, я пришел к выводу, что танк имел для мотострелков три важных преимущества перед любым БТР, даже перед Sd Kfz 251.

Во-первых, возможность моментально соскочить с танка. Многие бои начинались так. Ехали они по дороге, тут их обстреляли ружейно-пулеметным огнем, пехота попрыгала с танков и развернулась в цепь. Бойцы специально тренировались и умели прыгать на ходу, прыгали в разные стороны, так что цепь у них получалась сама собой. Из БТР так не выпрыгнешь. Выход десяти человек из того же немецкого Sd Kfz 251 занимает гораздо больше времени, и солдаты некоторое время неизбежно скучиваются позади машины, где их может скосить удачная пулеметная очередь, где их можно поразить минометной миной или даже ручной гранатой. БТР для высадки солдат должен остановиться, то есть стать мишенью. Потом, даже при попадании снаряда в танк, у пехоты была возможность прыгнуть и отбежать. Если в БТР с пехотой попал снаряд, то это почти всегда вело к гибели большей части солдат или даже всех.

Во-вторых, бойцы ехали на танке, сидя вдоль бортов за башней или, иногда, перед ней, с оружием в руках (по-другому было нельзя, никаких креплений для оружия танкодесанта на танке не было). На танке обычно ездило по 7-8 человек, и это означало, что экипаж танка получал наблюдателей, которые видели все, что происходит вокруг. Это важный момент. Обзор из танка (да и любой другой бронемашины) был плохой, а танкодесантники видели дальше и лучше, чем танкисты, почему замечали засаду или фаустников раньше. Дальше прикладом по броне, чтобы предупредить танкистов, прыжок на землю и огонь. В БТР солдаты сидели внутри, спиной к бортам, и, разумеется, ничего не видели. На БТР наблюдать мог только стрелок пулемета, иногда солдаты могли вставать на сидение и смотреть над бортами. Но и в этом случае обзор был хуже, чем у танкодесанта.

В-третьих, танкодесантники могли стрелять прямо с брони, если видели противника поблизости. Бессонов пишет, что они весьма часто вели такие бои, не сходя с танков, всей огневой мощью посаженного на танк подразделения. Они на скорости проскакивали улицу, на ходу обстреливая противника, застигнутого врасплох. Так чаще делалось ночью — излюбленное время для езды танкодесанта. Если же они видели, что противник был силен, имел укрепленные позиции, бронетехнику, или открывал сильный огонь, то тут танкодесантники спешивались и вели уже нормальный пехотный бой при поддержке танков. В БТР возможность использования оружия десантом была ощутимо ограниченной. Конечно, можно было встать на сиденье и стрелять поверх борта, но куда менее удобно, особенно в движении. При выходе из БТР солдаты переставали стрелять, происходило самоподавление огня, дававшее преимущество противнику.

Именно в силу возможности видеть, стрелять и спрыгнуть, бойцы танкодесанта ездили на танке и не пытались сменить его на бронетранспортер. Если сформулировать главное различие танкодесанта и бронетранспортера, то оно состоит в следующем. В танкодесанте боец в любой момент мог активно участвовать в бою. В БТР же солдаты некоторое время были мишенями, не способными участвовать в бою. Пока БТР остановится, пока откроют двери, пока все выйдут, разбегутся и развернутся в цепь — сколько времени пройдет? Минута или около того. За это время их успеют изрешетить.

БМП-1. Танкодесант

Архивное фото, показывающее Sd Kfz 251 изнутри десантного отделения. Тесно, трудно выходить, наблюдать, вести огонь с борта. Такой БТР не сколько защищал пехоту, сколько подвергал ее дополнительной опасности

БТР в его классической немецкой версии (в СССР были аналогичные образцы) годится против слабого и малоинициативного противника с одними винтовками. Тогда броня защищает от пуль, пулемет подавляет противника, пехота выбирается наружу, разворачивается в цепь и завершает атаку. Под такую тактику боя и такого противника он и создавался.

Если же у противника есть крупнокалиберные пулеметы, пушки и танки, и ведет он бой зло и напористо, то БТР — это мишень. На дистанции спешивания пехоты, БТР окажется в досягаемости этих пушек и танков, и тонкая броня его не защитит. Если же высаживать пехоту раньше, то ему и броня не нужна. Броня против вооруженного и решительного противника — весьма условная защита. Немцы в середине войны это поняли, и потому использовали Sd Kfz 251 в качестве проходимого грузовика и мобильной огневой точки, вооруженной пулеметом, иногда огнеметом или даже реактивными снарядами.

Танкодесант и БМП-1

По моему убеждению, БМП-1 наследовала именно тактику танкодесанта, и адаптировалась под нее. Поэтому мотострелки и должны были штатно ездить сверху, тогда как десантное отделение выступало лишь временным укрытием, когда вражеская оборона прорывалась ядерным ударом, и бронетехника шла под ядерный грибок.

Для того чтобы пересидеть ударную волну ядерного взрыва, укрыться от проникающего излучения, а потом проехать в облаке радиоактивной пыли, тесного и низкого десантного отделения БМП-1 было достаточно. Бои в зоне ядерного взрыва могли быть (для чего десантное отделение оснастили приборами наблюдения и амбразурами для ведения огня), но с низкой вероятностью. Потом, как уже говорилось, танки должны были добить все, что уцелело после ядерного удара.

Но на этом война не заканчивалась, а наоборот, вступала в свою самую разухабистую фазу. Пробив оборону или уничтожив группировку противника, закрывающую дорогу, советские войска выходили на оперативный простор вражеского тыла. Здесь перед ними вставали задачи точно такие, какие были в войну у танкодесанта: ехать вперед, сбивать заслоны, уничтожать отряды противника, захватывать мосты, поселки, города. После прохода зоны ядерного взрыва, БМП-1 загоняли в ближайшую речку или озеро, окатывали водой, чтобы смыть радиоактивную пыль, затем мотострелки усаживались на броню и устремлялись вперед.


БМП-1 с мотострелками на броне. Поскольку трудно найти хорошую фотографию БМП-1 с мотострелками на броне, готовыми к бою, то пойдет фото с учений ВСУ. Обратите внимание на сходство с танкодесантом. Бойцы обозревают все вокруг, готовы открыть огонь, и в любой момент могут спрыгнуть

БМП-1 была гораздо удобнее для танкодесанта, чем Т-34. Во-первых, почти плоская крыша корпуса и небольшая высота машины; удобнее сидеть и удобнее прыгать. Во-вторых, плавучесть избавляла мотострелков от необходимости искать переправочные средства и позволяла пересекать реки и каналы в любом удобном месте. Танкодесант такого не имел, и потому иногда вынуждался к купанию, а один ИС-2 бойцы Бессонова утопили на переправе и не смогли достать. В-третьих, десантное отделение.

Вот чего не имели танкодесантники времен войны, так это десантного отделения БМП-1. Вот это было истинное благо. В нем можно было поспать части бойцов посменно и командиру. Бессонов пишет, что когда он прошел с боями 200 км по Польше и Германии, сон его валил с ног постоянно. Ночью он забирался на корму танка, ложился между бойцами и спал. Несколько раз он проспал быстротечные ночные схватки в движении. Возможность поспать резко повышает боеспособность, особенно поспать в теплом, относительно комфортном и безопасном месте.

Далее, в Германии не редкость холодная и сырая погода, с дождем или мокрым снегом. В десантном отделении можно посменно также обогреться и обсушиться. В длительном, многосуточном наступлении почти без остановок, с частым спешиванием для боя, ползанием по грязи и снегу, такая возможность была бы очень ценной.

В десантном отделении можно также разместить раненых, особенно тяжелых. Раненых в танкодесанте было много. Бессонов пишет, что потери из-за почти непрерывных боев были высокими. После рейда в роте из 100 человек осталось 23. В среднем, каждые три километра движения обходились раненым или убитым. То, что БМП-1 мог возить раненых в десантном отделении, было очень ценным его качеством. Дополнительный шанс выжить.

Так что, говоря о БМП-1, нужно всегда помнить, что этот образец создавался под определенную тактику, под определенного противника и определенные типовые условия боя. Эти условия должны были реализоваться в войне, которой, на наше счастье, не случилось.

Читайте также: