Посадка в токио из кабины пилота

Обновлено: 05.10.2024

Пассажирский самолет, раскачиваясь из стороны в сторону, стремительно снижается, врезается в гору и вспыхивает, - такую картину в августе 1985 года увидели жители окрестностей Токио. Лайнер авиакомпании Japan Air Lines должен был доставить в Осаку 509 человек, однако через 12 минут полета в хвосте самолета произошел взрыв - и он потерял управление. В течение 14 часов спасатели не приближались к месту катастрофы - они не знали, что их ждали десятки раненых. Дождались их лишь четверо.

34 года назад - 12 августа 1985 года - токийский аэропорт Ханеда был особенно переполнен. Накануне праздника Бон, который в Японии традиционно отмечается в кругу семьи, тысячи людей отправлялись из столицы на встречу с близкими. Все самолеты Japan Air Lines (JAL) были переполнены.

В 18:00 по местному времени к вылету готовился и самолет Boeing 747SR-46, который должен был совершить короткий перелет из Токио в Осаку - его продолжительность составляет всего 54 минуты. Специально для полетов такой категории в Японии компания Boeing разработала модификацию модели "747", которая позволяла брать на борт до 550 пассажиров.

Рейс JAL 123 12 августа поднялся в воздух с 15 членами экипажа и 509 пассажирами на борту. Самолетом управляли 49-летний командир Масами Такахама, имевший 19-летний опыт полетов, и второй пилот 39-летний Ютака Сасаки, налетавший в небе 10-летний стаж.

В 18:24 самолет занял предписанный ему эшелон 7200 метров. В ту же минуту в кабине пилотов раздался сигнал: "Несколько пассажиров нажали кнопку вызова. Я могу выйти к ним?" - поинтересовалась стюардесса. "Только осторожно и побыстрее", - ответил командир.

Еще через 20 секунд самолет сотряс взрыв. В пилотской кабине сигнализация оповестила о внезапном падении давления.

"В 18.25 раздался звук, похожий на взрыв. Кабина наполнилась дымом. Пришлось надеть кислородные маски", - вспоминала Юми Отиаи, стюардесса компании "Джал", летевшая этим рейсом по личным делам.

Не осознавая масштаб случившегося, командир корабля попытался развернуть самолет обратно в Токио. Однако лайнер не послушался - на тот момент он уже полностью потерял управление.

На экране наземного диспетчера в это время уже замигал сигнал "7700", оповестивший о бедствии на борту самолета. Командир корабля доложил об аварии, однако назвать причину не смог, как не определили ее и наземные службы.

К 18:33 на команды реагировали двигатели лайнера. Пилоты всеми силами пытались заставить его лечь на обратный курс, однако с каждой минутой ситуация становилась все хуже. Выйдя из-под контроля, огромная машина начала раскачиваться по всем трем осям с огромной амплитудой, перейдя в режим так называемого "голландского шага" и резко снижаясь.

Пассажиры плакали, молились и уже начинали писать прощальные записки близким. В это же время в кабине продолжалась борьба - пилоты пытались управлять самолетом, летевшим только благодаря тяге двигателей. Им удалось развернуть его в направлении Токио, однако весь экипаж четко понимал - на маневр есть совсем немного времени, прежде чем он окончательно лишится возможности управлять лайнером.

"Самолет неуправляем"

Попытки начать снижение в районе горы Фудзияма прошли неудачно: в 18:41 "Боинг" снова вышел из-под контроля и сделал круг радиусом 4 км над городом Оцуки. После этого он вновь на несколько минут вернулся на нужный курс.

В 18:47 Такамаха сообщил диспетчерам, что вновь потерял управление: "Самолет неуправляем… Эй, впереди гора… Разворот вправо. Падаем! Мы врежемся в гору!".

Вслед за этим "Боинг" стал стремительно терять высоту. В горном районе, над которым он пролетал, шансы на счастливое спасение у лайнера были слишком малы, однако экипаж не оставлял попыток взять ситуацию под контроль. Все это время, командир заставлял периодически заваливавшийся и опускавший нос самолет лететь ровно.

Проделав маневры с тягой двигателей и закрылками около трех раз, Такахама сумел продержать самолет в воздухе еще девять минут. Однако избежать столкновения с очередной вершиной, встретившейся им на пути, ему уже удалось.

"Это… это конец", - сообщил он диспетчеру в 18:56. Сразу после этого самолет задел верхушки деревьев и лишился крыла. Перевернувшись, он на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

В результате удара лайнер полностью разрушился: его обломки разлетелись на расстояние до 5 км. На месте катастрофы, в 112 километрах к северо-западу от Токио, мгновенно вспыхнул масштабный пожар.

Самолет ВВС США определил место падения "Боинга" уже через 20 минут - координаты катастрофы были сразу переданы японским спасателям. Однако прилетевший на место вертолет спасательной службы установил, что труднодоступная местность полностью охвачена пожаром. Потеряв надежду спасти кого-либо, спасатели вернулись на базу.

В результате спасательная команда прибыла к месту крушения лишь спустя 14 часов спустя. Не рассчитывая найти кого-то из пассажиров или членов экипажа живыми, они оказались абсолютно не готовы к тому, что около горящего самолета их ждали целых четыре человека. Вдобавок к травмам все они получили еще и переохлаждение из-за бессонной ночи, проведенной на склоне горы.

Как позже вспоминала Кэйко Каваками, после резкого хлопка, раздавшегося в 18.25, она вдруг увидела, как над головой открылось "окно" и показались звезды.

Помимо катастрофы, девочка также стала свидетельницей смерти своего отца. Уже на земле ее отец говорил с ней, призывая не падать духом. Однако в конце концов он замолчал - мужчина не пережил 14-часового ожидания спасателей.

Вокруг девочке слышались стоны и крики других раненых: позже эксперты и врачи подтвердят - что десятки людей, летевших рейсом JAL 123, оставались живы даже спустя 10 часов после падения самолета. Все они погибли на земле от потери крови, болевого шока и холода, так и не дождавшись помощи.

Самолет должен был рухнуть семь лет назад

На месте катастрофы были найдены "черные ящики", а также масса предсмертных записок пассажиров.

После крушения Япония пережила настоящий шок. Родственники погибших громили офисы Japan Airlines, а сотрудники компании избегали появления в людных местах. Президент авиакомпании Яшимото Такаги подал в отставку, не дожидаясь окончания расследования. Руководитель технической службы Japan Airlines в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством.

Расследование причин катастрофы рейса JAL 123 легло на японскую Комиссию по расследованию авиационных происшествий. 13 августа 1985 года из залива Сагами были подняты обломки вертикального и горизонтального оперения разбившегося "Боинга". Это означало, что в полете самолет лишился киля и рулей высоты.

Позже было установлено, что при такой аварии лайнер должен был рухнуть сразу после взлета. Летчикам Масами Такахама и Ютака Сасаки удалось сделать невозможное: они удерживали лайнер в воздухе еще полчаса. Возможно именно это помогло спасти четыре человеческие жизни.

Причину катастрофы следователям удалось обнаружить при изучении истории полетов "Боинга". Как оказалось, 2 июня 1978 года он уже был близок к катастрофе. Тогда из-за ошибки пилота борт JA8119 ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки, повредив хвостовой гермошпангоут - эта переборка служит разделением между пассажирским салоном и не герметичной хвостовой частью.

Ремонт лайнера проводили инженеры корпорации Boeing. Именно они решили изменить предписанную в таких случаях технологию и вместо единого усилителя с тремя рядами заклепок поставили два элемента. Один из них был закреплен всего одним рядом заклепок.

После этого самолет продолжил летать, однако с каждым разом во время взлетов и посадок нагрузки постепенно разрушали металл в местах сверления, что делало катастрофу неизбежной.

Роковой день наступил 12 августа 1985 года: при взлете гермошпангоут не выдержал давления и разрушился, перебив трубопроводы гидравлических систем. В результате воздух из салона под высоким давлением ударил в полость вертикального хвостового стабилизатора, мгновенно выбив его и повредив горизонтальное оперение. После этого самолет практически потерял управление.

Катастрофа под Токио стал второй по количеству жертв за всю историю авиации и крупнейшей катастрофой одного самолета. Лишь спустя годы Japan Airlines сумели восстановить подорванную репутацию. Статус корпорации Boeing также пошатнулся - после этого стали жестче правила ремонта лайнеров. Компания также провела срочную проверку всех своих самолетов для предотвращения подобных инцидентов.

В этот день 35 лет назад Boeing 747 разбился под Токио. Погибли 520 человек, но четверо выжили.

Ровно 35 лет назад, 12 августа 1985 года, произошла одна из самых страшных катастроф в истории гражданской авиации. Boeing 747 авиакомпании Japan Air Lines, следовавший по маршруту Токио — Осака, потерял управление и врезался в гору неподалеку от Токио. На борту находились 524 человека: 520 погибли, четверо чудом уцелели.

Boeing 747 с бортовым номером JA8119 авиакомпании Japan Air Lines в аэропорту Токио за год до трагедии

12 августа аэропорт Токио был переполнен. Это был канун длинных выходных по случаю трехдневного праздника поминовения усопших Обон, и японцы спешили добраться до своих родных, проживавших в других частях страны. Неудивительно, что все внутренние рейсы были забиты под завязку, в том числе и рейс 123, следовавший из Токио в Осаку.

Boeing 747 1974 года выпуска с бортовым номером JA8119 завершил предыдущий рейс Титосе — Токио в 16.50. Самолет дозаправили. Экипаж остался прежним: два опытных пилота (один проработал в компании 18 лет, другой — 15), бортинженер (28 лет стажа) и 12 бортпроводников.

В 18.04 самолет вырулил на взлетную полосу, а в 18.12 поднялся в воздух.

Проблемы начались практически сразу же. Через 12 минут после взлета на высоте 7200 метров в задней части самолета раздался взрыв — оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор.

Следующие полчаса стали самыми страшными в жизни пассажиров. Экипаж, подозреваем, даже не успел испугаться: два пилота и бортинженер изо всех сил старались вернуть управление самолетом. Сохранились переговоры пилотов в эти последние минуты, и это чтение не для человека с развитой эмпатией.

Ужас пассажиров и вовсе невозможно представить. Самолет швыряло из стороны в сторону и вверх и вниз, дышать можно было лишь через кислородные маски, многим стало плохо.

Судя по тому, какое количество прощальных записок родным было обнаружено позже на месте крушения самолета, пассажиры прекрасно понимали, что это конец. Хотя пилоты и боролись изо всех сил.

В какой-то момент экипаж, использовав максимальную тягу двигателей и выпуск закрылков от аварийной электросистемы, выровнял-таки самолет. Но победа оказалась иллюзорной: самолет резко опустил нос, начал снижаться и полетел прямо в сторону горы Оцутака. Задев верхушку леса, он приземлился на брюхо.

Высокий столб черного дыма помог точно установить место падения самолета. Первым данные о нахождении самолета японцам передал пролетевший над местом катастрофы американский Lockheed C-130 Hercules. К месту крушения был отправлен японский вертолет, но летчик не рискнул сесть в условиях ограниченной видимости: в горах уже стемнело.

В итоге, несмотря на точно известное место падения, первая помощь прибыла лишь через 14 часов после крушения: из-за высокой конкуренции между многочисленными спасательными службами Японии решение о том, кто будет проводить операцию, принималось критически долго.

Уже в больнице стюардесса рассказывала, что все, что она помнит в вечер и ночь катастрофы, — это яркие огни пролетавшего над местом трагедии японского вертолета и стоны умиравших пассажиров.

Позже специалисты пришли к выводу, что, прибудь спасательные бригады на место трагедии не через 14 часов, а раньше, выживших было бы гораздо больше. Многие погибли от того, что им вовремя не оказали медицинскую помощь, и от переохлаждения. Так, 12-летняя выжившая пассажирка сообщила, что ее отец, с которым она летела, еще какое-то время после катастрофы успокаивал ее и уговаривал не сдаваться.

Расследование авиакатастрофы рейса 123 заняло два года. В ходе расследования было установлено, что 2 июня 1978 года борт JA8119 ударился хвостовой частью о взлетную полосу в аэропорту Осаки, повредив хвостовой гермошпангоут — переборку, которая отделяет хвостовой пассажирский салон лайнера, где поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета.

Ремонт был проведен не по методичкам компании Boeing, а по наитию японских инженеров: так, вместо укрепления поврежденных частей гермошпангоута рекомендованными тремя рядами заклепок, инженеры ограничились двумя рядами с одной стороны и одним рядом - с другой. Это увеличивало изнашивание материала, и катастрофа стала неминуемой.

Вину за случившееся взяли на себя авиакомпания Japan Air Lines и техническая служба аэропорта Токио. Едва стали известны результаты расследования, президент Japan Air Lines подал в отставку, а начальник технической службы и инженер, проверявший самолет перед вылетом, покончили с собой.

Авиакомпания Japan Air Lines выплатила родственникам погибших большие компенсации (всего 7,6 миллиона долларов, что в переводе на современные доллары составляет около 19 миллионов). Из уважения к погибшим и их близким авиакомпания Japan Air Lines, в соответствии с протоколом, заменила номер рейса: с 1 сентября 1985 года по маршруту Токио - Осака летает рейс номер 127.

Пассажирский самолет, раскачиваясь из стороны в сторону, стремительно снижается, врезается в гору и вспыхивает, – такую картину в августе 1985 года увидели жители окрестностей Токио. Лайнер авиакомпании Japan Air Lines должен был доставить в Осаку 509 человек, однако через 12 минут полета в хвосте самолета произошел взрыв — и он потерял управление. В течение 14 часов спасатели не приближались к месту катастрофы — они не знали, что их ждали десятки раненых. Дождались их лишь четверо.

34 года назад – 12 августа 1985 года — токийский аэропорт Ханеда был особенно переполнен. Накануне праздника Бон, который в Японии традиционно отмечается в кругу семьи, тысячи людей отправлялись из столицы на встречу с близкими. Все самолеты Japan Air Lines (JAL) были переполнены.

Рейс JAL 123 12 августа поднялся в воздух с 15 членами экипажа и 509 пассажирами на борту. Самолетом управляли 49-летний командир Масами Такахама, имевший 19-летний опыт полетов, и второй пилот 39-летний Ютака Сасаки, налетавший в небе 10-летний стаж.

Еще через 20 секунд самолет сотряс взрыв. В пилотской кабине сигнализация оповестила о внезапном падении давления.

Не осознавая масштаб случившегося, командир корабля попытался развернуть самолет обратно в Токио. Однако лайнер не послушался – на тот момент он уже полностью потерял управление.

Пассажиры плакали, молились и уже начинали писать прощальные записки близким. В это же время в кабине продолжалась борьба — пилоты пытались управлять самолетом, летевшим только благодаря тяге двигателей. Им удалось развернуть его в направлении Токио, однако весь экипаж четко понимал — на маневр есть совсем немного времени, прежде чем он окончательно лишится возможности управлять лайнером.

Проделав маневры с тягой двигателей и закрылками около трех раз, Такахама сумел продержать самолет в воздухе еще девять минут. Однако избежать столкновения с очередной вершиной, встретившейся им на пути, ему уже удалось.

В результате удара лайнер полностью разрушился: его обломки разлетелись на расстояние до 5 км. На месте катастрофы, в 112 километрах к северо-западу от Токио, мгновенно вспыхнул масштабный пожар.

В результате спасательная команда прибыла к месту крушения лишь спустя 14 часов спустя. Не рассчитывая найти кого-то из пассажиров или членов экипажа живыми, они оказались абсолютно не готовы к тому, что около горящего самолета их ждали целых четыре человека. Вдобавок к травмам все они получили еще и переохлаждение из-за бессонной ночи, проведенной на склоне горы.

Помимо катастрофы, девочка также стала свидетельницей смерти своего отца. Уже на земле ее отец говорил с ней, призывая не падать духом. Однако в конце концов он замолчал — мужчина не пережил 14-часового ожидания спасателей.

Вокруг девочке слышались стоны и крики других раненых: позже эксперты и врачи подтвердят — что десятки людей, летевших рейсом JAL 123, оставались живы даже спустя 10 часов после падения самолета. Все они погибли на земле от потери крови, болевого шока и холода, так и не дождавшись помощи.

Самолет должен был рухнуть семь лет назад

После крушения Япония пережила настоящий шок. Родственники погибших громили офисы Japan Airlines, а сотрудники компании избегали появления в людных местах. Президент авиакомпании Яшимото Такаги подал в отставку, не дожидаясь окончания расследования. Руководитель технической службы Japan Airlines в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством.

Позже было установлено, что при такой аварии лайнер должен был рухнуть сразу после взлета. Летчикам Масами Такахама и Ютака Сасаки удалось сделать невозможное: они удерживали лайнер в воздухе еще полчаса. Возможно именно это помогло спасти четыре человеческие жизни.

Ремонт лайнера проводили инженеры корпорации Boeing. Именно они решили изменить предписанную в таких случаях технологию и вместо единого усилителя с тремя рядами заклепок поставили два элемента. Один из них был закреплен всего одним рядом заклепок.

После этого самолет продолжил летать, однако с каждым разом во время взлетов и посадок нагрузки постепенно разрушали металл в местах сверления, что делало катастрофу неизбежной.

Роковой день наступил 12 августа 1985 года: при взлете гермошпангоут не выдержал давления и разрушился, перебив трубопроводы гидравлических систем. В результате воздух из салона под высоким давлением ударил в полость вертикального хвостового стабилизатора, мгновенно выбив его и повредив горизонтальное оперение. После этого самолет практически потерял управление.

Катастрофа под Токио стал второй по количеству жертв за всю историю авиации и крупнейшей катастрофой одного самолёта. Лишь спустя годы Japan Airlines сумели восстановить подорванную репутацию. Статус корпорации Boeing также пошатнулся – после этого стали жестче правила ремонта лайнеров. Компания также провела срочную проверку всех своих самолетов для предотвращения подобных инцидентов.

--> FISHKINET


Вместо кисти - лопата: житель Екатеринбурга создает картины на снегу

Вместо кисти - лопата: житель Екатеринбурга создает картины на снегу

Интересности из разных стран мира

Двойного угара пост о близнецах

Фотограф показала, какими нежными могут быть лисы

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Привет из детства: советские игрушки с лягушками

Ничего не понятно, но очень интересно: фото, которые вызывают много вопросов

Ничего не понятно, но очень интересно: фото, которые вызывают много вопросов

Любой каприз за ваши деньги: мужчины решили заработать на Дне святого Валентина

Любой каприз за ваши деньги: мужчины решили заработать на Дне святого Валентина

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Сборник автомобильного юмора

Потайные детали и внезапные функции в обычных предметах одежды

Потайные детали и внезапные функции в обычных предметах одежды

Предметы, которые удачно притворились чем-то иным

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

Volkswagen XL1 — Экономия ради экономии

Скрытое от глаз закулисье известных телепередач и шоу

Скрытое от глаз закулисье известных телепередач и шоу

Депутат Госдумы заявил, что в Москве слишком мало храмов

Депутат Госдумы заявил, что в Москве слишком мало храмов

Её французский, как мой немецкий


"Хочешь, я тебе волосы отрежу?": в Сеть попало видео издевательств кавказцев над девушкой

В Подмосковье задержали нечистую на руку воспитательницу

В Подмосковье задержали нечистую на руку воспитательницу

Крушение грузового состава в США попало на видео

Непростой тест по фильму

Воруют все! Российский дальнобойщик показал, как лишился дизтоплива во Франции

Воруют все! Российский дальнобойщик показал, как лишился дизтоплива во Франции

White Nikes Matter: как москвич пожаловался на расовую дискриминацию в известной компании

White Nikes Matter: как москвич пожаловался на расовую дискриминацию в известной компании

Ограбление в Бразилии с неожиданным финалом

Откровенно, пошло, навязчиво: нескромные анкеты девушек с сайтов знакомств

Откровенно, пошло, навязчиво: нескромные анкеты девушек с сайтов знакомств

Пожарный рукав подвел алкогероя, спешащего навстречу приключениям

Пожарный рукав подвел алкогероя, спешащего навстречу приключениям

Не обманул

Какими интересными подарками отметились россияне 14 февраля 2022 года

Какими интересными подарками отметились россияне 14 февраля 2022 года

В похоронной конторе Ивановской области обнаружили надгробия с портретами Обамы, Меркель и Трампа

В похоронной конторе Ивановской области обнаружили надгробия с портретами Обамы, Меркель и Трампа

Внезапное нападение недовольного кота на хозяина

В Ростовской области мужчина устроил акт самосожжения

В Ростовской области мужчина устроил акт самосожжения

Минутка ностальгии

Двигался нервно и неровно: инспекторам пришлось стрелять по колесам автовоза

Двигался нервно и неровно: инспекторам пришлось стрелять по колесам автовоза

Плачущие дети, горящие бомбочки и рогоносцы: самые странные фестивали разных стран мира

Предупредительный для пьяного с ножом

В роддоме Нижнего Новгорода роженице отказываются отдать ребёнка, пока она не оплатит долг

В роддоме Нижнего Новгорода роженице отказываются отдать ребёнка, пока она не оплатит долг

Эксперты рассказали, почему не стоит бояться радиации

Эксперты рассказали, почему не стоит бояться радиации

Деревня фугу: как домики в форме рыб защищают от наводнений

Деревня фугу: как домики в форме рыб защищают от наводнений

7 скандальных кадров: почему британские солдаты надевали женские платья и чулки

7 скандальных кадров: почему британские солдаты надевали женские платья и чулки

15 дизайнеров и архитекторов, фантазия которых превзошла все самые смелые ожидания

15 дизайнеров и архитекторов, фантазия которых превзошла все самые смелые ожидания

В Пенсильвании школьники выбросили книги белых писателей из библиотеки

В Пенсильвании школьники выбросили книги белых писателей из библиотеки

Единственный моряк, сбежавший с советской подлодки

Чудовищно прекрасен: эпатажный и очень дорогой Stutz Blackhawk

Чудовищно прекрасен: эпатажный и очень дорогой Stutz Blackhawk

Забавный пёс боится выходить на лёд

Кормушка для птиц, которая обменивает мусор на еду

Большой кусь: Два бегемота сцепились в часовой схватке на реке в Южной Африке

Большой кусь: Два бегемота сцепились в часовой схватке на реке в Южной Африке

Читайте также: