Посадка водителя за рулем трактора

Обновлено: 05.10.2024

Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для успешного выполнения поставленной задачи. Физическое и психическое состояние водителя во многом зависят от оборудования его рабочего места - кабины автомобиля. Её нужно содержать в исправном состоянии, поддерживать нормальную температуру, постоянный воздухообмен, принимать меры для обеспечения низкого уровня шума и вибрации. Исправная работа приборов и оборудования не должна отвлекать водителя от наблюдения за дорогой. Не следует загромождать кабину предметами, которые мешают управлению автомобилем, перемещаясь во время движения по полу кабины, они могут попасть под педали управления и нарушить их работу.

Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.

Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью прилегать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки - до рулевого колеса и других органов управления.

Чтобы занять правильное положение за рулем, необходимо переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса.

Если сиденье расположено слишком далеко от органов управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом его спина отрывается от опоры и ее мышцы все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвинуто вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида. Внутреннее зеркало устанавливаю так, чтобы в его правой части был виден правый край заднего окна. В правой части внешнего зеркала должен быть виден кончик ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.

Положение рук водителя на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени формирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.


Рисунок 30.1 - Положение рук водителя на рулевом колесе

В реальных условиях положение рук водителя может быть различным.

Оптимальное положение рук на рулевом колесе: для левой руки -
в секторе 9-10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки - в секторе 2-3 ч (рисунок 30.1).

Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем. Типичные ошибки при работе с рулевым колесом показаны на рисунке 32.2.

Рисунок 30.2 - Типичные ошибки расположения рук на рулевом колесе

При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существуют определенные правила, которые водитель должен выполнять.

Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями, стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (Рисунок 30.3).


Рисунок 30.3 - Схема стопы водителя и положений ног на педалях

сцепления и тормоза

I - передняя часть стопы, гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;

II - средняя часть стопы, сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия.;

III - пятка наиболее сильная часть стопы, но не чувствительная, она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею неудобно. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой - на педаль газа и тормоза.

I II

Рисунок 30.4 - Положение правой ноги на педали газа

Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа (рисунок 30.4). При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза.

Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рисунок 30.5) или на полу перед ней.

С помощью педали подачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии на нее частота вращения двигателя увеличивается, а при отпускании - уменьшается. Соответственно изменяется и скорость движения автомобиля.

Водитель в зависимости от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении.

Нажимать на педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рисунок 30.3).


Рисунок 30.5 - Варианты положения левой ноги водителя

Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку передач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии

При включенной передаче в коробке передач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепление) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, включенная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.

При движении автомобиля не следует держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к его частичному выключению и, как следствие, пробуксовке и повышенному износу деталей. Не рекомендуется также продолжительное время держать сцепление выключенным, что иногда делают водители на регулируемых перекрестках в ожидании разрешающего сигнала светофора или при движении автомобиля накатом. Нельзя длительное время двигаться на полувключенном сцеплении, например, при подаче автомобиля в бокс, при преодолении участков дороги с большими неровностями и в других случаях. Все это также вызывает повышенный износ фрикционных накладок и выжимного подшипника сцепления. Следует всегда помнить, что при движении автомобиля левая нога водителя должна находиться на полу, а не на педали сцепления. Педаль выжимается только при переключении передач и на непродолжительное время.

При работе с рычагом переключения передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач (рисунок 30.6).

Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы - на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора.


Рисунок 30.6 - Положение кисти рук при переключении передач

Управление рулевым колесом служит для поддержания или изменения траектории движения транспортного средства, а также для его стабилизации при потере поперечной устойчивости.

Различают три способа руления:

основное, с помощью которого водитель изменяет траекторию движения автомобиля при выполнении маневра;

корригирующее, используемое для коррекции небольших отклонений автомобиля от заданной траектории движения;

компенсаторное, применяемое для ликвидации заносов автомобиля, т. е. для его стабилизации при потере поперечной устойчивости

При потере поперечной устойчивости водитель прибегает, в зависимости от развития ситуации к одному из двух способов руления – силовому или скоростному.

Силовой способ руления характеризуется невысокой скоростью поворота рулевого колеса. Он может осуществляться одной или двумя руками одновременно без перехвата из оптимального положения рук на угол до 40 градусов. Кроме того он также может выполняться поочередно каждой рукой с перехватами другой, при этом рулевое колесо поворачивается водителем на любой нужный угол без перекрестных движений.

Скоростной способ руления характеризуется высокой скоростью поворота рулевого колеса. В зависимости от индивидуальных возможностей водителя он позволяет осуществить поворот рулевого колеса в 3-5 раз быстрее по сравнению с силовым способом. Скоростной способ руления может осуществляться одной рукой и поочередно двумя, а также сочетанием работы рук: одной - двумя или двумя - одной. При этом во всех случаях поворот рулевого колеса на угол более 180 градусов осуществляется с перехватами.

Рулевое колесо можно повернуть одинаково быстро как силовым, так и скоростным методом. Однако существо вопроса требует разграничения этих понятий, так как при силовом способе руления поворот рулевого колеса выполняется относительно медленно в условиях согласования со скоростью движения и кривизной траектории и почти не требует компенсации по временному параметру. Скоростной способ руления всегда осуществляется в опасной ситуации, в условиях острого дефицита для выполнения экстренного маневра автомобиля.

Практика показывает, что техника руления у большинства водителей даже высокой квалификации далека от совершенства. Это связано с тем, что при подготовке водителей не уделяется должного внимания важному вопросу формирования мастерства управления автомобилем. Ошибки в управлении автомобилем чаще всего проявляются в критических дорожно-транспортных ситуациях, особенно на скользком дорожном покрытии. В этих условиях многие водители из-за незнания рациональных приемов руления не умеют использовать максимальную скорость вращения рулевого колеса и стабилизировать движение автомобиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия является организация деятельности учащихся по формированию навыков пользования органами управления трактора.

Разработка учебного занятия

Сундуков А.Б.,

педагог дополнительного образования

Цели урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков пользования органами управления трактора.

1.Научить учащихся правильной посадке на рабочее место тракториста; работать рычагами и педалями управления трактора МТЗ – 82.

2.Ознакомить учащихся с назначением и пределами показаний контрольно-измерительных приборов.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.

Развивающие:

Развивать техническое мышление, познавательные способности, сообразительность, производственную смекалку.

Тип урока: изучение трудовых приемов.

Метод обучения:

Наглядный, практический, индивидуальный.

Образовательные технологии:

Материально-техническое оснащение:

Трактор МТЗ-82, комплект инструмента, заправочные материалы (ГСМ), обтирочный материал, инструкционно-технические карты, журнал по технике безопасности, плакаты.

Межпредметная связь: ПДД, Устройство и эксплуатация трактора.

Учебно-производственные работы:

1.Посадка учащихся на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.

2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.

3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями при неработающем двигателе.

4.Закрепление усвоенных приемов при работающем двигателе.

Место проведения: площадка учебного полигона.

Ход занятий.

I.Организационная часть.

1.Осмотр внешнего вида учащихся, рабочей одежды.

2.Организация рабочего места.

3.Заполнение путевого листа.

II. Вводный инструктаж.

1.Сообщить тему и цель урока.

2.Проверка усвоенных знаний.

1. Техника безопасности при работе на тракторе и с/х машинах.

2.Проведение ЕТО трактора МТЗ-82.

3.Назначение рычагов и педалей трактора МТЗ-82.

3.Содержание инструктажа по технике безопасности.

1.Работать на тракторах следует в тщательно заправленной и застегнутой одежде. Работать в одежде с развевающимися концами, а также в фартуке – запрещается. Волосы должны быть убраны под головной убор. Педагогобращает внимание учащихся на то, что правильные приемы выполнения всех задач являются наиболее безопасными. Желательно привести примеры неправильного выполнения отдельных приемов и объяснить, какие могут быть при этом последствия.

2.Пол кабины трактора, подножка для входа и выхода из кабины, рычаги, опорные плоскости педалей постоянно должны быть чистыми и сухими.

3.При трогании трактора с места необходимо убедиться в отсутствии людей около трактора и на пути предполагаемого движения, дать предупреждающий сигнал.

III. Упражнение обучающихся и текущий инструктаж.

1.Посадка учащихся на место тракториста, положение за рулем, выход из кабины.

Педагог объясняет и показывает:

А) Как правильно войти и выйти из кабины трактора;

Б) Правильную посадку тракториста на рабочем месте.

Необходимо входить и выходить из кабины с левой стороны трактора.

Перед выходом из кабины убедится в отсутствии объезжающего транспорта или препятствия против двери (дерево, камень и др.). При входе и выходе из кабины необходимо пользоваться опорной подножкой.

При управлении трактором сидеть прямо, без напряжения, опираясь на спинку сидения, руки держать на рулевом колесе, ноги – около педалей. Положение корпуса должно быть таким, чтобы поле и дорога хорошо просматривались. Для определения правильного положения рук на рулевом колесе необходимо мысленно провести горизонтальную линию, делящую рулевое колесо пополам. Левая рука должна находиться на левой линии, правая – немного ниже.

Учащиеся тренируются в выполнении задач, осуществляя самоконтроль путем сопоставления своих действий со схемами.

2.Изучение расположения и назначения рычагов и педалей, контрольно-измерительных приборов.

Педагог последовательно (слева направо и сверху вниз), называя рычаг, педаль или прибор, показывает их, кратко объясняет назначение.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82: педаль муфты сцепления (нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается); рычаг переключения передач: вначале рычагом включают I и II ступень редуктора. А затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.

Рулевая колонка – на ней находится рулевое колесо и рычаг переключения поворотов. Рычаг имеет три положения: верхнее – включен указатель правого поворота, нижнее – включен указатель левого поворота, и среднее – выключенное.

Для контроля и работы дизеля и трактора используется контрольно-измерительные и сигнальные приборы, которые находятся на щетке приборов трактора:

Указатель температуры охлаждающей жидкости, показывает температуру в системе охлаждения;

Амперметр, показывает силу зарядного и разрядного тока в цепи аккумуляторной батареи;

Указатель давления воздуха в пневмо системе;

Указатель давления масла в системе смазки;

Указатель уровня дизельного топлива в баке;

Тахоспидометр, указывает обороты коленчатого вала и моточасы;

Контрольная лампа включения поворота;

Контрольная лампа дальнего света;

Контрольная лампа стояночного тормоза;

Блок плавких предохранителей;

Кнопка включения передних фар, верхнее положение кнопки – выключены передние фары, нижнее – включены;

Выключатель аварийной сигнализации.

Верхней части кабины находятся:

Кнопка включения привода стеклоочистителя;

Кнопка включения отопителя кабины;

Кнопка включения передних фар, которые крепятся на верхней части кабины;

Кнопка включения автопоезд;

Кнопка переключателя вентилятора и плафона кабины расположены в правой верхней части кабины, кнопка имеет три положения: верхнее – включен вентилятор, нижнее – включен плафон, среднее – выключено.

Рычаг управления подачи топлива. Крайнее переднее положение рычага соответствуют наибольшей подаче, с перемещением назад – подача уменьшается. В крайнем положении рычага подача прекращается.

Ножная педаль управления подачей топливного насоса. При нажиме на педаль обороты двигателя растут.

Рычаг включения понижающего редуктора, положения рычага вперед – редуктор отключен, рычаг назад – редуктор включен.

Педаль блокировки дифференциала. Педаль расположена справа от рычага переключения передач, включается она нажимом ноги вниз.

Рычаг стояночного тормоза, перемещением рычага вверх осуществляется фиксация торможения, перемещением рычага вниз осуществляется расторможение.

Рычаг управления ВОМ, находится с правой стороны кабины трактора (переднее положение рычага ВОМ выключен, а заднее ВОМ - включен).

3.Усвоение приемов работы рычагами и педалями (при неработающем двигателе).

Педагог знакомит учащихся с рабочими зонами действия рук и ног тракториста. Затем кратко объясняет и показывает работу рычагами и педалями. Учащиеся после каждого объяснения и показа педагогом упражняются в работе тем или иным рычагом (педалью) до безошибочного действия в указанной последовательности:

1.Педаль муфты сцепления;

2.Рычаг переключения передач;

3.Совместное действие педалью муфты сцепления и рычагом переключения передач (отработать координацию движений);

4.Педаль управления подачи топлива;

5.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач (отработать координацию движений). Необходимо обратить особое внимание на отработку пятого упражнения ввиду сложности его и важности. Именно в таком сочетании приходится работать с указанными органами управления при вождении трактора;

7.Совместное действие педалью муфты сцепления, педалью (рычагом) подачи топлива, рычагом переключения передач, педалями тормозов;

8.Совместное действие педалями и рычагами при переключении передач на ходу в восходящем и нисходящем порядке (условно – при неработающем двигателе);

9.Остальные рычаги и педали трактора.

Учащиеся тренируются поочередно по каждому упражнению в отдельности до безошибочного действия.

4.Закрепление усвоенных примеров при работающем двигателе.

Запускает двигатель педагог в медленном темпе, давая краткие пояснения учащимся по ходу запуска. Учащиеся только наблюдают за действием педагога, чтобы получить некоторые представления о запуске. Это облегчит подготовку учащихся к следующему занятию – пуск двигателя.

Педагог обращает внимание учащихся на необходимость постоянного наблюдения за показаниями приборов.

Педагог обращает внимание на типичные ошибки:

1.Неправильная посадка на рабочем месте тракториста;

2.Неправильное положение рук на рулевом колесе;

3.Незнание предельно допустимых показаний контрольно-измерительных приборов;

4.Незнание правил пользования отдельными рычагами и педалями;

5.Ошибки в действиях рычагами и педалями;

6.Несоблюдение правил техники безопасности.

IV. Заключительный инструктаж:

Провести итоги занятия:

1.Разобрать ошибки, допущенные учащимися во время выполнения задания, причины и способы их устранения.

3. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС, АКПП.

• Спина расположена почти вертикально и прилегает плотно к спинке сиденья.

• При нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3-5 см от нижнего края подушки сиденья и ноги несколько выдвинуты вперед с тем, чтобы они ни в коем случае не задевали за рулевое колесо при постановке ступней на педали.

•Установить подголовник так, чтобы его верхушка совпадала с верхней частью уха водителя.

•Высоту сидения нужно отрегулировать так, чтобы расстояние от головы до потолка не было меньше 5 см. (проверить это можно, поставив кулак на голову).

• Ремни безопасности инерционного типа не требуют регулировки, но нужно проследить за тем, чтобы ваша одежда (если это зимний период времени), не мешала работе ремней. Если на вас одета толстая пуховая куртку или шуба, нужно её расстегнуть. Ремни безопасности должны плотно прилегать к телу.

• Руки на рулевом колесе расположены так, что они слегка согнуты в локтях, большие пальцы рук держат обод в обхват. Запястья вытянутых вперёд рук должны свободно лежать на рулевом колесе. Расстояние между рулём и грудью должно составлять приблизительно 35 см.

• Не допуская наклона корпуса и его отрыва от спинки сиденья, перевести правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя (3-я или 5-я передача), при этом левая рука должна свободно лежать в распрямленном состоянии на верхней части рулевого колеса.

Если вам удалось выполнить все эти движения без отрыва спины от сидения, значит оно отрегулировано правильно.

Зеркала каждый регулирует так, чтобы был максимальный обзор при минимальном повороте головы. Ну, а если по науке, то в ближнем к кузову углу бокового зеркала, должна быть видна задняя часть вашего автомобиля (ручка и т.п.).

Левая нога, нажимающая "сцепление", всё время должна находиться на специальном выступе (который присутствует в большинстве автомобилей), с левой стороны педали "сцепления", работая только при переключении передачи.

Правая нога должна всегда находиться на одной из педалей (тормоз или газ). С самого начала Вы должны запомнить места расположения ног и первые месяцы постоянно себя контролировать, чтобы они там и находились.

Колесо рулевого управления поворачивают для изменения положения управляемых колес автомобиля. Искусство вождения, кроме всего прочего, во многом зависит от того, насколько правильно водитель держит руль. Существуют наиболее рациональные, правильные, удобные и верные способы управления машиной, которые оправдали себя долголетней практикой. Виды руления:

выравнивающее, при котором совершают поворот руля на небольшой угол для компенсации отклонения автомобиля при прямолинейном движении (рис. 5);

компенсаторное, с помощью которого устраняются заносы;

руление на поворотах.

Если дорога тяжелая, поворот производят двумя руками. При этом перенос рук должен быть поочередным, чтобы руль удерживался надежно.

При движении в городе и иных населенных пунктах, где опасность может возникнуть в результате выхода на проезжую часть пешехода, нужно быть готовым к повороту руля влево. В подобных случаях специалисты рекомендуют левую руку смещать кверху, чтобы можно было повернуть руль одним приемом больше чем на четверть оборота. Опасен поворот руля таким способом, при котором руки перекрещиваются.

Если нужно круто повернуть налево, придется снять с руля левую руку, перенести ее в верхнюю часть руля, а правая пока останется на месте. На дорогах с особенно крутыми поворотами этого движения недостаточно, и плавный поворот в этом случае можно совершить двояким способом. Если у автомобиля легкое управление, перехватите руль сразу перед поворотом (влево), как в предыдущем положении, и поворачивайте одной правой рукой, в то время как левая остается на том же месте и обод руля проскальзывает между пальцами. В момент, когда правая рука уже не может больше повернуть руль, поворот продолжает левая, а правая свободно пропускает обод.

Научиться водить автомобиль с автоматической КПП очень просто, достаточно хорошо изучить все органы управления коробки-автомата.

Для остановки двигателя, выжимая педаль тормоза, выбрать режим Р (паркинга, остановки), выставить ручной тормоз и заглушить двигатель.

Применять режимы D и L следует исходя из условий эксплуатации транспортного средства – снижать или увеличивать скорость, тормозить двигателем, буксировать, обгонять и т.д.

При пользовании автоматической КПП в обязательном порядке необходимо следить за качеством масла. Замена масла должна проводиться с установленной периодичностью и только на марки, рекомендованные производителем транспортного средства.

Автомобиль, оснащенный АКПП всегда должен стоять на ручном тормозе, даже если он находится на ровной дороге.

Переключение рычага коробки-автомата при смене направления движения допустимо только при полной остановке автомобиля. Например, автомобиль двигался вперед, затем вам нужно сделать задний ход, для этого следует остановить автомобиль и выбрать нужный режим.

Автомобиль с АКПП не рекомендуется использовать по серьезному бездорожью, поскольку такая система управления чувствительна к качеству дорог. Именно поэтому следует избегать дорог с плохим покрытием, больших снежных заносов, болотистой местности и т.д.

Преимущества и недостатки вождения автомобиля с АКПП

К преимуществам управления автомобилем с АКПП можно отнести:

безопасное и эффективное вождение в городских условиях;

отсутствие необходимости постоянно переключать рычаг скоростей на коробке передач;

К недостаткам такого типа вождения относится следующее:

высокий расход топлива при движении в городских условиях по сравнению с механической КПП (не факт, зависит от мастерства водителя);

противопоказания к буксировке автомобилей с АКПП на гибкой или жесткой сцепке без вывешивания ведущих колес (зависит от автомата и многие современные конструкции АКПП разрешают буксировку при соблюдении определенных условий);

противопоказания к буксировке тяжелых прицепов автомобилями с коробкой-автомат (буксировать можно, перегружать нельзя);

сложность и дороговизна ремонта АКПП (тут уж ничего не попишешь, что есть, то есть).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основы техники пользования органами управления

Под техникой управления автомобилем понимают целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения. Если водитель недостаточно обучен технике управления, он не успевает реагировать на меняющуюся обстановку и принимать необходимые решения для управления автомобилем. Как правило, такой водитель работает слишком напряженно, быстро устает и не может безошибочно оценивать обстановку. В его действиях неизбежно возникают ошибки, создавая предпосылки для дорожного происшествия.

На основе анализа дорожно-транспортных происшествий определены основные навыки техники управления автомобилем, хорошее владение которыми позволяет избежать аварий. Эти навыки мы и рассмотрим в этой главе.

Все упражнения построены по принципу возрастающей сложности и взаимосвязаны между собой. Обучающийся сначала знакомится с теоретической стороной каждого из них, выполняет упражнение, и затем на базе приобретенного практического опыта вновь рассматривает вместе с инструктором теоретический аспект. Это позволяет каждому ученику накопить собственный осмысленный багаж навыков по управлению машиной в различных ситуациях, которые легко восстанавливаются и по прошествии значительного времени после прохождения курса.

Посадка водителя и действия органами управления

Посадка в машину. Прежде чем садиться в автомобиль, осмотрите место вокруг него и под ним, т.к. там могут оказаться опасные предметы, животные, играющие дети.

Открывая дверь, постарайтесь не задеть за какие-либо предметы или машину, стоящую рядом.

Помните, что открытая дверь не должна создавать помех для движения других транспортных средств.

После посадки лучше сразу же закрыть дверь, чтобы ее не смог повредить порыв ветра или воздушный вихрь от проехавшего мимо на высокой скорости автомобиля.

Посадка водителя за рулем. Посадка за рулем влияет на безопасность движения самым непосредственным образом. Дело не только в том, что неправильная поза водителя вызывает излишнее напряжение мышц, а потому приводит к утомлению, но и в том, что при неправильной позе водитель не в состоянии умело управлять автомобилем.

Первое, что должен сделать водитель, когда садится за руль, это удобно разместиться, отрегулировав положение сиденья и его спинки.

Рациональная посадка для каждого водителя зависит от особенностей его телосложения и поэтому должна определяться индивидуально. При перемещении подушки сиденья водитель подбирает наиболее рациональное расстояние в зависимости от своего роста и длины ног.

Оптимальным считается расстояние, при котором левая нога до упора выжимает педаль сцепления, и при этом водитель не отрывает поясницы от спинки сиденья, не тянется за педалью; верхняя часть ноги (бедро) лежит, опираясь на подушку сиденья, а колено слегка согнуто.

Затем следует отрегулировать оптимальное положение для рук. Изменяя наклон спинки сиденья, вы подбираете расстояние, при котором руки свободно держат руль, и при этом чуть согнуты. При регулировке не забывайте о спине - она должна прилегать к спинке сиденья и при манипуляции ногами и руками оставаться в одном и том же положении. Правильная посадка водителя за рулем обеспечивает хорошую видимость дороги и наименьшую усталость, и является основой, на которой базируется безопасное вождение.

1. Нажать педаль сцепления левой ногой до упора в пол и отрегулировать сидение так, чтобы нога была слегка согнута в коленном суставе.

2. Положить левую руку на верх руля (на 12 часов) и отрегулировать спинку сиденья так, чтобы рука была слегка согнута.

3. Проверить положение за рулем, включив правой рукой дальнюю от водителя передачу (на автомобилях ВАЗ - 3-я передача или 5-я передача); регулировка правильная, если спина водителя при этом не оторвалась от сиденья.

Если после начала движения водитель вскоре начинает менять положение тела, то сидение и его спинка отрегулированы неправильно.

После этого следует отрегулировать ремень безопасности. Правильному положению ремня соответствует обхватывающая туловище на уровне бедер поперечная нижняя часть ремня, при этом плечевой ремень должен прилегать к плечу и проходить через грудную клетку. Ремень должен плотно прилегать к телу, не допускайте его перекручивания.

Затем регулируется положение подголовника так, чтобы он препятствовал перемещению головы назад, и упирался средней частью в затылок.

Далее нужно отрегулировать зеркала заднего вида так, чтобы без изменения положения тела в любой момент можно было просматривать максимальную зону позади автомобиля. Не рекомендуется использовать выпуклые зеркала, которые искажают расстояние до видимых объектов.

Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы видеть в него верхнюю и правую часть заднего стекла.

Боковое зеркало слева устанавливают так, чтобы в его правом нижнем углу было видно по касательной линию крыла автомобиля. Боковое зеркало справа регулируют аналогично.

Правильность положения зеркал можно проверить при наблюдении за объезжающим автомобилем слева или справа: как только его отражение начинает исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться в боковом зеркале.

Положение рук на руле. Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Правая рука должна находиться в зоне от 2 до 3 часов, а левая - соответственно от 9 до 10 часов (условно, если принять руль за циферблат часов)..

Существует два вида захвата руля. Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля. Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить "чувство руля", что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.

Теперь о том, как держать руль, т.е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.

Положение ног. Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали или на полу перед ней. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.

Избегайте посадки, при которой ноги в коленях, слишком согнуты. Правая лодыжка должна всегда находиться в расслабленном состоянии, не согнутой назад по отношению к коленному суставу. Обе ноги нужно развести в стороны на ширину подушки сиденья, образуя вместе с основанием позвоночника своеобразный замкнутый опорный треугольник.

Правила и приемы пользования органами управления автомобиля

Для изучения этой темы лучше использовать автомобиль, на котором будет производиться обучение. Необходимо обратить внимание на движения рук и ног и постараться их запомнить, так как аналогичных действий нет в повседневной жизни вне автомобиля. Обучение следует проводить на стоящем автомобиле с неработающим двигателем.

Ознакомьтесь с назначением и расположением органов управления автомобиля, приборов сигнализации и контрольно-измерительных приборов, расположенных в салоне автомобиля.

Основными органами управления, которыми пользуются чаще всего, являются: рулевое колесо (руль), педаль сцепления (сцепление), педаль тормоза (тормоз), педаль управления подачей топлива (газ), рычаг переключения коробки передач (КП), рычаг стояночного тормоза (ручник), переключатель указателя поворотов, переключатель света фар, включатель габаритных огней, включатель стеклоочистителей, включатель (замок) зажигания.

Рулевое колесо. Больше значение для безопасности движения имеет скорость вращения руля. Правильное положение рук на руле обеспечивает его поворот на максимальный угол в любую сторону. В зависимости от условий водитель применяет силовой или скоростной поворота руля.

Для изменения траектории движения легкового автомобиля рекомендуется использовать скоростной способ вращения руля, который позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовой способ. Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской.

При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180°, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.

Упражнение. "Вращение руля".

1. Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.

2. Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на И, а левая продолжает вращение до 5.

3. Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11.

4. При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая - 9, правая - 3, до того момента, когда правая приблизится до 1, а левая до 7.

5. Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 1 соответственно.

Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.

После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.

Упражнение "Вращение руля одной рукой"

1. При повороте руля налево левая рука - с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.

2. При повороте руля направо левая рука - с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.

Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12) рукой.

Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.

На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой. При вращении руля нельзя смотреть на него даже короткое время.

Типичные ошибки:

- скорость вращения руля неравномерна,

- нарушения координации (руки заплетаются),

- одна рука работает активнее, чем другая,

- захват обода руля изнутри или за спицы,

- при перехвате захват обода сопровождается ударом.

Контроль скорости вращения руля. Установить колеса в крайнее левое положение и сделать 10 циклов (один цикл - поворот руля из крайнего левого положения в крайнее правое и возврат в крайнее левое) с максимально возможной скоростью вращения, и установить с помощью секундомера затраченное время. Время выполнения на оценку "хорошо" составляет 35 - 40 сек.

Педаль сцепления. Управляется левой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается, работает вся нога до бедра.

При нажатии на педаль двигатель отсоединяется от трансмиссии, и крутящий момент не передается на ведущие колеса. В этот момент можно включать и выключать передачи в КП.

Упражнение. "Сцепление".

1". Нажать на педаль быстро (на счет раз).

2. Отпускать педаль плавно (на счет раз-два-три-четыре).

Типичные ошибки:

- пятка ноги касается пола,

- резко отпускается педаль.

Педаль газа. Управляется правой ногой. Нажимать на педаль и отпускать ее следует плавно. При нажатии на педаль увеличивается подача топлива в двигатель, что увеличивает обороты и крутящий момент двигателя. Степень нажатия на педаль можно разделить на три части: 1500-2000 об/мин (малый газ), 3000-3500 об/мин (средний газ), 4000-5500 об/мин (большой газ).

Для взаимодействия педалями сцепления и газа нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление и газ".

1. Нажать сцепление, до упора в пол (раз).

2. Слегка нажать газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Слегка нажать газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Типичные ошибки:

- медленно нажимается сцепление,

- резко отпускается сцепление,

- газ отпускается раньше или позже сцепления.

Педаль тормоза. Управляется правой ногой. На педаль нажимают средней частью стопы, пятка ноги пола не касается. Нажимать на педаль следует плавно, постепенно увеличивая усилие. При нажатии на педаль создается трение между тормозными колодками и дисками или барабанами, что приводит к замедлению автомобиля.

Упражнение. "Сцепление-Газ-Тормоз".

2. Нажать газ, слегка (два).

3. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Плавно нажать тормоз, постепенно увеличивая усилие (два).

6. Плавно отпустить сцепление (три - четыре - пять), и так далее.

Рычаг управления КП. Управляется правой рукой. Основное положение рычага нейтральное. В зависимости от условий движения водитель выбирает передачи 1 -2-3-4. Включение производится перемещением рычага, в соответствии со схемой указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. Переключение передач производится только при нажатой педали сцепления. В противном случае возможна поломка КП. Переключают передачи спокойно без резких движений.

Для взаимодействия педалями сцепления, газа и рычагом переключения нужно отработать следующее упражнение при неработающем двигателе.

Упражнение. "Сцепление-Рычаг КП-Газ".

1. Нажать сцепление до упора в пол (раз).

2. Включить 1-ю передачу и слегка добавить газ (два).

3. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять).

4. Нажать сцепление и одновременно отпустить газ (раз).

5. Включить 2-ю передачу и слегка добавить газ (два).

6. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре - пять), и так далее.

Переключать передачи по порядку вверх 1-2-3-4 и вниз 4-3-2-1.

Рычаг стояночного тормоза.

Управляется правой рукой. При поднимании рычага срабатывает храповое устройство (слышно щелчки), удерживающее рычаг в поднятом состоянии. При опускании рычага необходимо отключить его, для этого нажать кнопку на рычаге. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен вниз.

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в его картере, жидкости в системе охлаждения и топлива в баке. Пуск двигателя производится в такой последовательности:

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

1. Затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2. Нажать сцепление и включить нейтральную передачу в КП.

Упражнение. "Пуск и остановка двигателя".

3. Вытянуть до упора рукоятку управления воздушной заслонки карбюратора (на холодном двигателе) или слегка нажать педаль газа (на горячем двигателе).

4. Включить зажигание поворотом ключа в замке и проверить контрольные лампы аварийного давления масла и зарядки аккумулятора (должны гореть).

5. Включить стартер на 5 - 7 с при выжатом сцеплении.

6. После начала работы двигателя отпустить сцепление и возвратить рукоятку воздушной заслонки до 1 /3 или 1 /2 ее хода, до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Контрольные лампы должны погаснуть.

7. Прогреть двигатель до рабочей температуры 80 - 90 °С, постепенно возвращая рукоятку управления воздушной заслонки в исходное положение.

8. Выключить зажигание для остановки двигателя.

Если двигатель при включении стартера не начал работать, необходимо выключить зажигание и повторить пуск через 15 секунд.

При низкой температуре окружающей среды пуск двигателя затруднен из-за повышения вязкости масла, ухудшения испарения и распыления топлива, а также уменьшения емкости аккумулятора.

Основными средствами, обеспечивающими пуск двигателя являются:

- предварительный разогрев жидкости системы охлаждения или масла в двигателе с помощью дополнительного устройства;

- применение специальных сортов масел, специальных аэрозолей, испарителей топлива.

Перед началом движения после прогрева двигателя необходимо проверить, как двигатель реагирует на педаль газа. Прогретый двигатель должен быстро увеличивать обороты без перебоев.

Читайте также: