Посадки вдоль дороги как называется

Обновлено: 05.09.2024

1 . Озеленение дорог должно осуществляться на основе заранее разработанных инженерных решений, обеспечивающих выполнение требований технической эксплуатации дорог и безопасности движения.

2 . Составной частью проектов автомобильных дорог I - III категории, в местах пересечения этих дорог, автобусных остановок, мест переходов, мостовых переходов и путепроводов, должен быть проект озеленения.

3 . Проект озеленения должен учитывать функциональную необходимость его, условия и возможности осуществления и максимальное использование естественных богатств природы.

4 . Проект дороги должен учитывать необходимость осуществления работ по озеленению. Расположение резервов и кавальеров не должно вызывать при работах по озеленению никаких дополнительных работ по перемещению грунтов.

5 . Работы по озеленению должны выполняться в ходе строительства и готовность объекта должна включать и эти работы.

1 . Дорожные насаждения, являясь частью инженерного сооружения (дороги, моста, путевого здания и т.д.), должны подчеркивать специфичность объекта, повышая восприятие его водителем транспорта, пешеходами и пассажирами.

Как живая природа, эти насаждения органически входят в общий ландшафт и, являясь частью его, должны гармонировать с ним.

2 . Дорожные насаждения должны решать задачи:

а) зрительного восприятия дороги;

б) создавать условия лучшего обеспечения безопасности движения транспорта и людей;

в) включать дорогу в окружающий ландшафт, подчеркивать красоту природы, а также обогащать ландшафт;

г) улучшать микроклимат;

д) обеспечивать долговечность сооружения.

3 . Посадки и используемые естественные зеленые насаждения должны подчеркивать сооружения в плане и профиле, помочь водителю транспорта пространственно воспринимать дорогу и обеспечивать ясное представление впереди лежащих участков дороги за пределами видимости.

4 . Подчеркивая отдельные элементы дороги (перекрестки, съезды, места стоянки транспорта, автоостановки и т.д.) содействовать безопасности движения транспорта и людей.

На дорогах с двухполосным движением создавать условия невозможности ослепления водителя встречного транспорта в ночное время. В местах однообразного ландшафта создавать условия меняющегося внешнего облика дороги.

5 . Дорожные насаждения должны органически связываться с окружающей природой, помогать вписывать инженерное сооружение в окружающий ландшафт, органически связывать его с природой. Не нарушая обзора естественных богатств природы, насаждения должны прикрывать неприглядный вид отдельных объектов (здания, карьеры, резервы и т.д.). Насаждения должны способствовать акцентированию внимания наиболее красивых мест и образовывать новые ансамбли, обогащающие ландшафт.

6 . В местах скопления людей дорожные насаждения должны создавать улучшенные, по сравнению с окружающим, условия микроклимата. Они должны быть высоко эстетичными, давать возможность оградить места скопления людей от сквозного продувания ветром, дать укрытие от солнца, пыли и шума.

7 . Дорожные насаждения должны содействовать статической сохранности всех элементов инженерного сооружения - откосов, разделительных полос, водоотводных канав, берм и т.д. При устройстве дорожных насаждений для целей снегозащиты их необходимо располагать так, чтобы по возможности не закрывать естественные богатства природы. Оградительные насаждения надлежит проводить в целях создания микроклимата для близлежащих объектов - заводов, железных дорог, населенных пунктов, школ, больниц и других.

1 . При сооружении дорог и других сооружений существующая растительность должна быть в максимальной степени сохранена.

2 . Трассировка дороги должна решаться так, чтобы отдельные лесные массивы или отдельностоящие деревья, подчеркивали элементы дороги в плане и профиле, улучшая зрительное восприятие дороги.

3 . В районах бедных лесами, желательно избегать прокладки дороги через отдельные лесные массивы. Исключением должно являться создание условий безопасности движения.

4 . Желательно использовать существующую растительность для организации мест отстоя транспорта, отдыха пассажиров и мест автобусных остановок.

5 . Недопустима разработка близких к дороге притрассовых карьеров при высоких уровнях грунтовых вод, что приводит к заболачиванию полосы отвода. При разработке притрассовых карьеров, до начала работ должен быть снят растительный слой и после окончания разработки уложен обратно.

6 . На разделительных полосах должна сохраняться растительность, если она не создает опасности движения. В лесных районах ширина разделительной полосы должна быть доведена до 8 - 12 метров.

7 . Дорожные насаждения должны органически связываться с существующей растительностью и единым ансамблем подчеркивать план и профиль дороги или сооружения.

8 . При необходимости рубки леса в массиве, краям просеки необходимо придавать форму меняющейся кривой, с использованием отдельных наиболее красивых групп деревьев или отдельно стоящих деревьев и кустарника.

1 . При выборе породы растительности для дорожных насаждений, необходимо учитывать форму кроны, высоту, оттенок летней и осенней окраски листьев, качество почвы, окраску цветов и плодов. Все эти факторы должны дать гармонию сочетания с окружающей природой или контраст к ней, в зависимости от назначения насаждений. Эти же факторы предопределяют взаиморасположение отдельных растений и густоту посадки.

2 . Посадки могут быть:

а) регулярного типа. К ним относятся линейные посадки, повторяющие план трассы в виде аллей, живых изгородей и снегозащитных насаждений;

б) свободного типа. К ним относятся групповые посадки из различных пород деревьев или однородные комбинации посадок древесных и кустарниковых пород.

3 . Посадки, ограниченные геометрически правильными линиями, повторяют в плане саму дорогу и располагаются с одной или обеих сторон ее на расстоянии, зависящем от назначения. На кривых с внутренней стороны кривой рядовые посадки не рекомендуются. Рядовые посадки не рекомендуются располагать ближе 5 м от бровки полотна. Расстояние между отдельными деревьями в аллеях выбирается в зависимости от выбранной породы деревьев в пределах от 10 до 15 метров друг от друга.

4 . На вновь строящихся автомобильных дорогах не рекомендуются посадки аллейного типа по следующим причинам:

а) аллеи ограничивают возможность уширения дороги в перспективе;

б) препятствуют безаварийному съезду с дороги при крайней необходимости;

в) скрывают от пассажиров окружающий ландшафт;

г) ухудшают просыхание дороги, а в осеннее время из-за падающих листьев создают дополнительную опасность скольжения;

д) в солнечную погоду дают пятнистое освещение дороги, утомляющее зрение водителя транспорта.

5 . Посадки свободного типа в каждой группе могут иметь различное, но не менее трех, количество деревьев, посаженных на выбранном месте без геометрической взаимозависимости отдельных деревьев или кустарников. Выбор места групповой посадки зависит от назначения.

6 . Живую изгородь и снегозащитные рядовые посадки желательно сажать из пород плодовых деревьев и кустарников и пород, допускающих подстрижку.

1 . При выборе вида насаждений должны учитываться грунтовые и подпочвенные характеристики, характер окружающего ландшафта и природы, наличие рек, озер или других водоемов, рельеф местности, характер сооружения; взаиморасположение наземных средств энергопередач и связи, климатические особенности района.

2 . Аллейные посадки можно рекомендовать только на дорогах, являющихся подъездами от главной дороги к объекту, например, к населенному пункту, промышленному и общественному предприятию, памятнику и т.д. В этом случае аллея начинается от съезда с основной дороги, до объекта. В местах, где в стороне от дороги находятся красивые природные объекты - озера, реки, парки, монументальные сооружения - аллея должна прерываться.

3 . Групповые насаждения надо считать наиболее целесообразной формой озеленения. Этот вид насаждений может быть осуществлен при любом плане и профиле дороги, около любого объекта. Групповые посадки должны использоваться для акцентирования внимания шофера на узловых точках - перелом местности, автобусная остановка, начало кривой, развилка, съезд, место отдыха, мост и т.д. Групповые посадки в глубоких выемках выполняются в верхней части откоса, а в насыпях - у подошвы.

4 . Рядовые посадки, в том числе выполняющие роль снегозащитных насаждений, можно рекомендовать в местах, где дорога проходит по ровной местности или как фон для беседок, автопавильонов и скамеек.

5 . В разделительных полосах, наряду с газонами, рекомендуется поперечная посадка рядового кустарника с расстоянием между ними 20 - 25 метров. Кустарник должен ежегодно подстригаться на высоту 1,0 - 1,2 метра. Допускается посадка отдельных групп деревьев, но не более 10 штук в одной группе, особенно на кривых. В этом случае ширина разделительной полосы должна быть доведена до 10 - 12 метров.

6 . На обочинах, как правило, никаких посадок деревьев или кустарников допускать не следует, чтобы не ухудшать условия движения автотранспорта, не препятствовать хорошей видимости дорожных знаков и не мешать работе дорожных механизмов.

7 . Озеленение развилок, автобусных остановок, мест отдыха, искусственных сооружений и мостов должно быть акцентировано в общей системе озеленения дороги. В этих местах можно использовать декоративные насаждения и долголетние цветы.

8 . Озеленение развилок должно подчеркивать характер развилки дороги, но не должно препятствовать хорошей видимости.

9 . Озеленение автобусных остановок должно органически вливаться в общий ландшафт местности и создавать для ожидающих благоприятный микроклимат. Должна быть обеспечена защита от сквозного ветра и хорошая видимость подходов.

10 . Задача озеленения подходов к мостам сводится к восстановлению нарушенного в период строительства естественного ландшафта и созданию условий хорошей видимости на подходах. Посадки должны органически включить построенное искусственное сооружение в общий ландшафт местности.

11 . Здания и сооружения, находящиеся в непосредственной близости от дороги, должны отделяться от нее живой изгородью с газонами. На подходах к этим объектам, в пределах полосы отчуждения, рекомендуется посадка фруктовых деревьев.

1 . Форма дерева

Форму дерева образует расположение ветвей, листва, цветы, окраска листьев, ветвей, цветов

Узкая крона

Широкая крона

Деревья с густой листвой

Деревья с раскидистой кроной

2 . Изменение озеленения в зависимости от природного пространства

3 . Минимальные расстояния деревьев от проезжей части дороги.

В насыпи

В выемке

В насыпи допускается посадка и без банкета

4 . Примеры размещения наиболее характерных групповых посадок

Рекомендуется разместить группы в свободной композиции, разные по величине

Для усиления оптического видения с наружной стороны кривой размещаются групповые густые насаждения

С внутренней стороны кривой допускаются отдельные групповые посадки кустарника.

5 . В выемке

На откосах выемки посадки размещаются в верхней части. Лучше всего групповые посадки сост. из деревьев и кустарника.

6 . В насыпи .

Используются групповые посадки, состоящие из деревьев и кустарника, которые размещаются у подножья насыпи.

7 . Оптимальное размещение дороги по отношению к лесу.

а) Рекомендуется прокладывать трассу дороги мимо леса, не затрагивая его.

б) Если трассу дороги необходимо прокладывать через лес, сохраняется отдельный лесной массив

в) Избегать следующего случая

Для смягчения резкого лесного контура предусматриваются переходные насаждения

8 . Пересечение в двух уровнях

Пересечение дороги высшей категории в двух уровнях с дорогой низшей категории. Дорога высшей категории насаждается большими группами деревьев

9 . Аллейные посадки

Аллейные посадки можно рекомендовать только на дорогах, являющихся подъездами от главной дороги к объекту

10 . Оформление мостового перехода и размещение дороги у бассейнов воды.

Березовый лес, уничтоженный в ходе строительных работ, возобновляется и включается в придорожные насаждения.

Если дорога проходит мимо водяного бассейна желательно сохранять отдельные разделительные посадки, не скрывающие ландшафта

11 . Озеленение пересечений и съездов дороги

1 . Посев трав и низкорослых насаждений

2 . Возможные посадки деревьев и кустарника

3 . Густая рядовая посадка деревьев и кустарника

Развилки и пересечения дорог подчеркиваются сильными типами деревьев.

Посадки не должны служить помехой видимости.

12 . Разделительные посадки возле зданий

Общественные здания (школы, больницы) и также жилые здания отделяются от дорожного полотна более густыми группами деревьев и кустарника.

13 . Основные примеры озеленения разделительной полосы.

а) Свободные групповые посадки

в) Поперечные посадки

Если трасса дороги проходит через хвойный лес, по краям дороги желательно производить посадку лиственных деревьев.

Алле́я (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их) , обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Типы аллей — прямые в регулярных и криволинейные в пейзажных парках и садах — определяются архитектурным замыслом, диктующим их построение: двурядные и многорядные, одноярусные и многоярусные, с разделительной полосой, арочные (так называемые перголы) , с живой изгородью и другие.
Деревья и кустарники могут быть свободно растущими или формованными. Для аллей применяют деревья с компактной кроной, долговечные и устойчивые против неблагоприятных условий произрастания; из хвойных — лиственницу, ель, пихту, кипарис и другие, из лиственных — липу, дуб, вяз, берёзу, бук, граб, платан, гледичию, клён и другие.


Вот и Посадки в поля убегают. )))

Посмотреть значние слова "лесополоса" в словаре.

Альтернативные варианты определений к слову "лесополоса", всего найдено — 4 варианта:

Только что искали: стллрееп сейчас кланб сейчас пыарвком сейчас с с и о н к у сейчас цизимост сейчас нзтьа сейчас шкиперс сейчас к р е д о т я 1 секунда назад ровеясник 2 секунды назад стиборсь 2 секунды назад мрцвеет 2 секунды назад слитокнп 2 секунды назад с к т а е д я л р 2 секунды назад с м о о а л 3 секунды назад к и с т а 3 секунды назад

Посаженные специально вдоль дорог для защиты от песчаных и снежных заносов, а на равнине и для защиты от сильных порывов бокового ветра, которые могут привести к ДТП. Кроме того, если дорога проложена на возвышении, то деревья по обочинам не позволяют насыпи осыпаться и тем самым предотвращают разрушение дорожного полотна.

Посаженные в первую очередь для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова на полях и т.п. Дороги в этом случае просто проложены по границе между полями и потому "удачно" попадают между лесополосами.

Отраслевая дорожная методика

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

УТВЕРЖДЕНО Приказом ФДС России N 421 от 5.11.98 г.

Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.

Документ предназначен в качестве руководства для дорожных органов федерального и территориального уровней, а также для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Им рекомендуется пользоваться и проектным организациям при разработке соответствующей проектно-сметной документации.

Документ разработан специалистами "РОСДОРНИИ" (к.т.н. Эрастовым А.Я. и инж. Розовым Ю.Н.), Свердловского центра "РОСДОРНИИ" (инж. Малиновской Е.В.), РОСГИПРОЛЕС (инж. Никитиным В.П., инж. Полосиной Л.И. и к.с-х.н. Никитиным А.П.), НПФ "Российские семена" (к.с-х.н. Шадуро С.И.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.

1.2. Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.

1.3. Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.

1.4. Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1. Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.

К защитному озеленению относят:

К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

2.2. Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.

К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.

2.3. Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

2.4. Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

2.5. Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

2.6. Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

3.1. Требования к защитному озеленению.

3.1.1. Противоэрозионное озеленение.

3.1.1.1. При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:

- для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия - в Приложении 2);

- используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;

- прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15-20 см с последующей планировкой);

- при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое; на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить "семенное ложе", т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы);

- посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части - это 10-25 августа);

- семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси;

- после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5-1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;

- при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;

- при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется);

- при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью;

- уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы: в первый год выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте, и устраняют причины плохого состояния посева, а также осуществляют пересев на соответствующей площади; в этот же период при длительном отсутствии дождей необходимо производить вегетационные поливы при расходе воды 1-2 м на 100 м; пока не образовалась прочная дернина обязательным является осмотр откосов после ливневых дождей; обнаруженные промоины засыпают грунтом и засевают травами; если растения развиваются плохо и имеют бледно-зеленный или желтоватый цвет, необходимо производить подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (кг/100 м); азотных 1,5-2, фосфорных 2-3, калийных 1,5-3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой); в первый год жизни травы необходимо скашивать на одну треть при достижении ими высоты 20-30 см не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы скашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее скашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).

3.1.2. Снегозащитное озеленение.

3.1.2.1. К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.

3.1.2.2. Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.

Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.

3.1.2.3. Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис.3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.


Рис.3.1. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог
при объеме снегопереноса (м /м)

а - до 25: б - до 50; в - до 75; г - до 100;
д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250.

- низкие кустарники - низкокронные деревья
- высокие кустарники - высококронные деревья

В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.

3.1.2.4. Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1 м.

3.1.2.5. Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м/м определяются по рис.3.1. и таб.3.1.

Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

Расчетный объем снегоприноса,
м /м

Расстояние от бровки земляного полотна до
лесонасаждений,
м

Читайте также: