Посев культуры как противоядие

Обновлено: 05.10.2024

В служении великой Культуре мы не должны ограничивать себя одною стандартной программою. Каждый стандарт ведет к тирании. Основное пламя Культуры будет едино, но искры его в жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны. Как заботливый садовник, истинный носитель Культуры не будет вырывать те цветы, которые расцвели не со стороны главной дороги, если они принадлежат к тем ценным породам, которые он охраняет.
Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир.

Н.К. Рерих // Сожжение тьмы. Привет Молодым. Март 1930 г.

Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех достижений огненного творчества.

Н.К. Рерих // Декада. 24 октября 1931 г.

Духовное понимание и созвучие ткут светоносную ткань Матери Мира - священную Культуру.

Н.К. Рерих // Путь Твердый. Колумбийскому Обществу имени Рериха. Январь 1931 г.

Сейчас нужно явить самое широкое понимание Знамени Мира. Нужно понять Знамя Мира и Культуры, как величайший символ. Да, я вижу, как в недалеком будущем будет основана Лига Культуры, в которую войдут все лучшие представители мысли, знания и творчества, и где женщина скажет свое слово, и эта Лига Культуры будет собираться под Знаменем Мира.

Е.И. Рерих // Письма. Т. I. 29 мая 1931 г.

Наблюдайте все необычные и разрушительные знаменья во всех областях жизни, и многое станет ясно; и вы увидите, где вспыхивают зарницы нового века, века духоразумения и великого сотрудничества народов под знаком Культуры. Осознание наступления этого великого времени должно удесятерить силы каждого чуткого духа и устремить к радостному строительству на общее благо под знаменем, которое мы назовем знаменем Мира и Культуры.

Е.И. Рерих // Письма. Т. I. 28 августа 1931 г.

Священный пламень Культуры не терпит невежественных ограничений. Заметим ли мы животворный светоч в хижине или будет он озарять палаты дворца, он будет нам одинаково ценен, ибо вспыхнул этот светоч от того же всевозносящего света. Пусть это условие ляжет краеугольным камнем наших строений и охранит нас от разодрания когтями невежества.

Н.К. Рерих // Держава Культуры. Декларация Комитету Французского Общества и русской секции. 1931 г.

Прошлое наполнено ужасающими и непоправимыми разрушениями. Мы видим, что не только во время войны, но и при всех прочих заблуждениях сокровища человеческого гения беспощадно разрушались. В то же время избранные человечества понимают, что никакая эволюция невозможна без этих накоплений культуры. Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять подступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Мы должны сознаться, что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогизированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением. Как много полезного и прекрасного может быть достигнуто простейшими средствами. Представим себе всемирный день культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества.

Н.К. Рерих // Знамя Мира. Конференция в Бельгии. 1931 г.

Да, воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура нераздельны. Кто же как не женщина внесет в дух человеческий высшее понятие Культуры? Это она, от колыбели, через все фазы жизни, до высшего управления народами, терпеливо и неусыпно вносит понятие Культуры в жизнь славной эволюции.

Н.К. Рерих // Стража Матери Мира. Федерации Женских Клубов штата Нью-Йорк. 1931 г.

Культура не может цвести без энтузиазма. Культура окаменеет без огня, верности и преданности. Культура обеднеет без ежедневного труда, без сознательного приношения. Культура умолкает там, где сердце немо. И что же может быть прекраснее, нежели мирный, всепонимающий язык сердца? Не мечтатели мы. Повторяем, когда мы говорим о Культуре, мы все реалисты, позитивисты, для которых прогресс человечества особенно драгоценен и неотложен. Мы не имеем права думать, что каждодневная работа может препятствовать нашим культурным стремлениям. Наоборот, каждая рутинная работа преобразится и облагородится в осознании Культуры.

Н.К. Рерих // Стража Матери Мира. Федерации Женских Клубов штата Нью-Йорк. 1931 г.

Если благословенны трудности, то, прежде всего, благословенны они во имя Культуры, воплотившей и Свет, и Служение, и неуклонность подвига, и красоту, и познание. Если препятствия хранят в себе потенциал возможностей, то именно трудности во имя Культуры расцветают серебряным Лотосом. Лишь бы не обронить Камень и не расплескать Чашу. Беспредельность не имеет конца. Не отвлеченность, но жизнь.

Н.К. Рерих // "Canimus surdis". "Поем глухим". 1 июля 1932 г.

Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца. В этом очищенном мышлении понятно станет, где оно самое нужное, неизбежное и где лишь наносы преходящих волн. Как благостно касание крыла Культуры, благословляющего колыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветленном сознании. В несказуемых, неизреченных мерах облагораживается он касанием Культуры. Не смутный, туманный оккультизм и мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры. С песнею входит друг. Художник являет качество духа своего в картине. Взаимно убеждаемся и радуемся на всех проявлениях творчества. Если даже звери преклоняются перед звучанием, то насколько же оно нужно сердцу людей и в звуке, и в цвете, и в форме. Не может человечество продолжать низвергаться по пути расчленения и ненависти, иначе говоря, спешить к одичанию. Стойте, стойте, уже и пропасть близка! Соберемся вокруг понятия Культуры, вокруг Великого Служения Свету.

Н.К. Рерих // Твердыня пламенная. 24 июля 1932 г.

В прошлых статьях о Культуре мне приходилось называть Культуру почитанием Света. В результате мы и не уйдем от этого понимания. Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Но, может быть, я слишком воодушевлен понятием Культуры, потому обратимся к наиболее прозаическим определениям толковых словарей и энциклопедий. Пресловутый Вебстер определяет цивилизацию как акт гражданственности или цивилизованное состояние, относительное преуспеяние в социальной культуре. Тот же словарь определяет Культуру как акт улучшения и развития воспитанием, дисциплиной; просвещение и дисциплинирование, полученное умственным и моральным воспитанием; утончение; характерные достижения народов или социальных организаций, как, например, "греческая Культура".
Большая Энциклопедия Этики совершенно опускает определение слова цивилизация, как не входящего в круг высоких этических понятий, и посвящает Культуре следующие строки: "Культура. Бэкону мир обязан этим термином, так же как и философией о культуре. (Прогресс учения. 1605 II ХIV, 2.) Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической, - оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия. Это стремление выражается рядом контрастов по разделению мыслительному и действенному. Наиболее основные контрасты по делению физическому и духовному, с их дуализмом животности и человечности. Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудаленному, а не к ближайшему физически. С общественной точки Культура противопоставляется промышленным занятиям, различая их по качеству работы".
Как видим, говоря о Культуре как о почитании Света, мы лишь синтезировали существующее определение.

Н.К. Рерих // Синтез. 1932 г.

Задачи Культуры, о которых сейчас так много говорится, требуют и своих современных выражений. Культура, как таковая, исключает всякую завистливую антагонистическую сепарацию. Если верхи цивилизации и высшие области Культуры, прежде всего, являются синтезом всех завоеваний человеческого гения, то ведь и средства к выполнению этих расширенных задач должны быть поистине современны. Именно широкие горизонты Культуры, как поднятие общего уровня мышления, зовут нас ко всем современным открытиям и усовершенствованиям.

Н.К. Рерих // Экспедиция Ситроена. 1932 г.

Именно в понятии Культуры как живой каждодневности, зовущей к преуспеянию, все мы сходимся и радуемся каждому национальному проявлению. Именно укрепленные широкими понятиями Культуры, мы обоюдно оберегаем ценности гения человечества. Та же Культура поможет нам не только оберегать их как музейное достояние прошлого, но одухотворить эти сокровища как вехи светлого будущего.

Н.К. Рерих // Звучание народов. 1 января 1933 г.

Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния. Просветительные и учебные заведения хотя и будут под непосредственным управлением правительства, но они никогда не обойдутся и без общественного участия. Чем ближе будут всякие общества друзей музеев, чем активнее будут родительские комитеты при школах, тем большее живое сотрудничество возникнет.

Н.К. Рерих // Постоянная забота. 16 февраля 1935 г.

Мы уже достаточно говорили о всяких днях Культуры, желая, чтобы эти дни сделались бы и повседневными часами и минутами, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры. И в школах, среди преподавания Живой Этики, основы Культуры будут подчеркнуты всячески. Если главы правительств так глубоко чувствуют и возвещают духовное значение Культуры, то насколько легче всем общественным организациям бодро и ясно примкнуть к той же радостной улыбке во имя Культуры.

Н.К. Рерих // Добрые вести. 28 мая 1935 г.

Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.

Е.И. Рерих // Письма. Т. III. 4 сентября 1935 г.

Культура не может быть чем-то необоснованным, отвлеченным. Если Культура есть следствие лучших накоплений знаний, есть утверждение Примата Духа, есть стремление к Красоте, то она же будет утверждением и всех правильных расчетов построений.

Н.К. Рерих // Врата в Будущее. 1 января 1936 г.

Тысячи, тысячи проснулись для начала культурной жизни. Культура должна вырабатываться из недр самой жизни, из новой формы хозяйства, быта, из неизбежного в мире пафоса энергетики.

В служении великой Культуре мы не должны ограничивать себя одною стандартной программою. Каждый стандарт ведет к тирании. Основное пламя Культуры будет едино, но искры его в жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны. Как заботливый садовник, истинный носитель Культуры не будет вырывать те цветы, которые расцвели не со стороны главной дороги, если они принадлежат к тем ценным породам, которые он охраняет.
Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир.

Н.К. Рерих // Сожжение тьмы. Привет Молодым. Март 1930 г.

Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре сумма всех достижений огненного творчества.

Н.К. Рерих // Декада. 24 октября 1931 г.

Духовное понимание и созвучие ткут светоносную ткань Матери Мира - священную Культуру.

Н.К. Рерих // Путь Твердый. Колумбийскому Обществу имени Рериха. Январь 1931 г.

Сейчас нужно явить самое широкое понимание Знамени Мира. Нужно понять Знамя Мира и Культуры, как величайший символ. Да, я вижу, как в недалеком будущем будет основана Лига Культуры, в которую войдут все лучшие представители мысли, знания и творчества, и где женщина скажет свое слово, и эта Лига Культуры будет собираться под Знаменем Мира.

Е.И. Рерих // Письма. Т. I. 29 мая 1931 г.

Наблюдайте все необычные и разрушительные знаменья во всех областях жизни, и многое станет ясно; и вы увидите, где вспыхивают зарницы нового века, века духоразумения и великого сотрудничества народов под знаком Культуры. Осознание наступления этого великого времени должно удесятерить силы каждого чуткого духа и устремить к радостному строительству на общее благо под знаменем, которое мы назовем знаменем Мира и Культуры.

Е.И. Рерих // Письма. Т. I. 28 августа 1931 г.

Священный пламень Культуры не терпит невежественных ограничений. Заметим ли мы животворный светоч в хижине или будет он озарять палаты дворца, он будет нам одинаково ценен, ибо вспыхнул этот светоч от того же всевозносящего света. Пусть это условие ляжет краеугольным камнем наших строений и охранит нас от разодрания когтями невежества.

Н.К. Рерих // Держава Культуры. Декларация Комитету Французского Общества и русской секции. 1931 г.

Прошлое наполнено ужасающими и непоправимыми разрушениями. Мы видим, что не только во время войны, но и при всех прочих заблуждениях сокровища человеческого гения беспощадно разрушались. В то же время избранные человечества понимают, что никакая эволюция невозможна без этих накоплений культуры. Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять подступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Мы должны сознаться, что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогизированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением. Как много полезного и прекрасного может быть достигнуто простейшими средствами. Представим себе всемирный день культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества.

Н.К. Рерих // Знамя Мира. Конференция в Бельгии. 1931 г.

Да, воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура нераздельны. Кто же как не женщина внесет в дух человеческий высшее понятие Культуры? Это она, от колыбели, через все фазы жизни, до высшего управления народами, терпеливо и неусыпно вносит понятие Культуры в жизнь славной эволюции.

Н.К. Рерих // Стража Матери Мира. Федерации Женских Клубов штата Нью-Йорк. 1931 г.

Культура не может цвести без энтузиазма. Культура окаменеет без огня, верности и преданности. Культура обеднеет без ежедневного труда, без сознательного приношения. Культура умолкает там, где сердце немо. И что же может быть прекраснее, нежели мирный, всепонимающий язык сердца? Не мечтатели мы. Повторяем, когда мы говорим о Культуре, мы все реалисты, позитивисты, для которых прогресс человечества особенно драгоценен и неотложен. Мы не имеем права думать, что каждодневная работа может препятствовать нашим культурным стремлениям. Наоборот, каждая рутинная работа преобразится и облагородится в осознании Культуры.

Н.К. Рерих // Стража Матери Мира. Федерации Женских Клубов штата Нью-Йорк. 1931 г.

Если благословенны трудности, то, прежде всего, благословенны они во имя Культуры, воплотившей и Свет, и Служение, и неуклонность подвига, и красоту, и познание. Если препятствия хранят в себе потенциал возможностей, то именно трудности во имя Культуры расцветают серебряным Лотосом. Лишь бы не обронить Камень и не расплескать Чашу. Беспредельность не имеет конца. Не отвлеченность, но жизнь.

Н.К. Рерих // "Canimus surdis". "Поем глухим". 1 июля 1932 г.

Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца. В этом очищенном мышлении понятно станет, где оно самое нужное, неизбежное и где лишь наносы преходящих волн. Как благостно касание крыла Культуры, благословляющего колыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветленном сознании. В несказуемых, неизреченных мерах облагораживается он касанием Культуры. Не смутный, туманный оккультизм и мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры. С песнею входит друг. Художник являет качество духа своего в картине. Взаимно убеждаемся и радуемся на всех проявлениях творчества. Если даже звери преклоняются перед звучанием, то насколько же оно нужно сердцу людей и в звуке, и в цвете, и в форме. Не может человечество продолжать низвергаться по пути расчленения и ненависти, иначе говоря, спешить к одичанию. Стойте, стойте, уже и пропасть близка! Соберемся вокруг понятия Культуры, вокруг Великого Служения Свету.

Н.К. Рерих // Твердыня пламенная. 24 июля 1932 г.

В прошлых статьях о Культуре мне приходилось называть Культуру почитанием Света. В результате мы и не уйдем от этого понимания. Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Но, может быть, я слишком воодушевлен понятием Культуры, потому обратимся к наиболее прозаическим определениям толковых словарей и энциклопедий. Пресловутый Вебстер определяет цивилизацию как акт гражданственности или цивилизованное состояние, относительное преуспеяние в социальной культуре. Тот же словарь определяет Культуру как акт улучшения и развития воспитанием, дисциплиной; просвещение и дисциплинирование, полученное умственным и моральным воспитанием; утончение; характерные достижения народов или социальных организаций, как, например, "греческая Культура".
Большая Энциклопедия Этики совершенно опускает определение слова цивилизация, как не входящего в круг высоких этических понятий, и посвящает Культуре следующие строки: "Культура. Бэкону мир обязан этим термином, так же как и философией о культуре. (Прогресс учения. 1605 II ХIV, 2.) Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической, - оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия. Это стремление выражается рядом контрастов по разделению мыслительному и действенному. Наиболее основные контрасты по делению физическому и духовному, с их дуализмом животности и человечности. Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудаленному, а не к ближайшему физически. С общественной точки Культура противопоставляется промышленным занятиям, различая их по качеству работы".
Как видим, говоря о Культуре как о почитании Света, мы лишь синтезировали существующее определение.

Н.К. Рерих // Синтез. 1932 г.

Задачи Культуры, о которых сейчас так много говорится, требуют и своих современных выражений. Культура, как таковая, исключает всякую завистливую антагонистическую сепарацию. Если верхи цивилизации и высшие области Культуры, прежде всего, являются синтезом всех завоеваний человеческого гения, то ведь и средства к выполнению этих расширенных задач должны быть поистине современны. Именно широкие горизонты Культуры, как поднятие общего уровня мышления, зовут нас ко всем современным открытиям и усовершенствованиям.

Н.К. Рерих // Экспедиция Ситроена. 1932 г.

Именно в понятии Культуры как живой каждодневности, зовущей к преуспеянию, все мы сходимся и радуемся каждому национальному проявлению. Именно укрепленные широкими понятиями Культуры, мы обоюдно оберегаем ценности гения человечества. Та же Культура поможет нам не только оберегать их как музейное достояние прошлого, но одухотворить эти сокровища как вехи светлого будущего.

Н.К. Рерих // Звучание народов. 1 января 1933 г.

Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния. Просветительные и учебные заведения хотя и будут под непосредственным управлением правительства, но они никогда не обойдутся и без общественного участия. Чем ближе будут всякие общества друзей музеев, чем активнее будут родительские комитеты при школах, тем большее живое сотрудничество возникнет.

Н.К. Рерих // Постоянная забота. 16 февраля 1935 г.

Мы уже достаточно говорили о всяких днях Культуры, желая, чтобы эти дни сделались бы и повседневными часами и минутами, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры. И в школах, среди преподавания Живой Этики, основы Культуры будут подчеркнуты всячески. Если главы правительств так глубоко чувствуют и возвещают духовное значение Культуры, то насколько легче всем общественным организациям бодро и ясно примкнуть к той же радостной улыбке во имя Культуры.

Н.К. Рерих // Добрые вести. 28 мая 1935 г.

Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.

Е.И. Рерих // Письма. Т. III. 4 сентября 1935 г.

Культура не может быть чем-то необоснованным, отвлеченным. Если Культура есть следствие лучших накоплений знаний, есть утверждение Примата Духа, есть стремление к Красоте, то она же будет утверждением и всех правильных расчетов построений.

Н.К. Рерих // Врата в Будущее. 1 января 1936 г.

Тысячи, тысячи проснулись для начала культурной жизни. Культура должна вырабатываться из недр самой жизни, из новой формы хозяйства, быта, из неизбежного в мире пафоса энергетики.

Е.И. Рерих // Письма. Т. III. 14 августа 1936 г.

Могут меняться поколения, могут создаваться новые отношения и оценки мироздания, но основы Культуры нерушимы, если они любовно заложены.

Н.К. Рерих // Доктор Ф.Д. Лукин. 1 декабря 1936 г.

Культура, или почитание Света, зиждется на краеугольных камнях красоты и знания.

Н.К. Рерих // Панацея. 1937 г.

Высока ценность Культуры во всех ее видах. Честь нации в работе на Культуру. Народам почет постольку, поскольку они внесли свою долю в Культуру человечества. Велика существенная важность труда, которым человек побеждает природу и творит мир - мир во всем.
Этическая основа охватывает всю действительность, всю человеческую деятельность. Ни одно деяние не избавлено от морального суда. Высока ценность Красоты: хранилища народной памяти в сказаниях, языке, быте, строении. Красота - главнейшая духовная сила, движущая народами: она является преемственным и непрерывным творчеством народной души.

Н.К. Рерих // Симфония жизни. 1938 г.

Культура русская из-под спуда показалась во всем величии своем. Уже не шовинизм ли? Нет, от этого чудовища охранился народ русский. Он не знает умалений, не забросает грязью чужие, ладные достижения. Да живет все полезное на потребу человечества! Не спустимся, чтобы затемнить чье-то достижение. Милости просим - пусть растет все прекрасное. Cблизимся со всем ладным и созидательным.

Н.К. Рерих // Русскость. Март 1940 г.

Армагеддон кончится. Новое строительство опять воссияет. Не паника, не уныние, но дозор о Культуре нужен. Вот где настоящий досмотр у места. Не вредит ли что Культуре? Каковы досмотрщики? Известно ли им, что чем труднее час, тем заботливее нужно оберечь сад Культуры. Не сумели договориться о городах-музеях. Не хотели соборяне помыслить о самом нужном, чем жив человек. Пробовали говорить против войны, а о том, как разоружить сердце, не мечтали. Кто-то вообразил, что злоба и несправедливость - земные устои. За эту скверну придется поплатиться. Держите дозор за Культуру.

Н.К. Рерих // Досмотры. 22 января 1941 г.

Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры.

Н.К. Рерих // Сберегите. 17 декабря 1941 г.

Искусство есть двигатель Культуры.

Н.К. Рерих // Академия. 1941 г.

Зовы о Культуре не умирают. Как радиоволны не имеют границ, так и мысль в пространстве не исчезнет. Бывшая внешность - ни к чему, лишь бы смысл сохранился.
Вы жалеете, что Знамя Мира, Знамя-охранитель Культурных ценностей не было повсюду принято, что люди не домекнулись о внутреннем значении договора о Культуре. И об этом не жалуйтесь. Поверьте, что напоминания о своевременности такого договора вошли глубоко. Постоянно слышим в самых нежданных углах ссылки на все наши зовы. Переживем, а правда не ржавеет.

Н.К. Рерих // Переживем. 20 января 1942 г.

Дела Культуры всегда неотложны.

Н.К. Рерих // 24 марта 1942 г.

Культура рождается из природных качеств, из образования и воспитания.

Н.К. Рерих // Зов о Культуре. 16 декабря 1942 г.

Мир через Культуру - наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. Если кто-то воображает, что "цивилизованный" человек не может одичать - он ошибается. Цивилизованный дикарь - самое отвратительное зрелище. Итак, опять потрудимся во имя Красного Креста Культуры.

Н.К. Рерих // Друзья! 24 сентября 1945 г.

Да, трудны подвиги военные, но еще трудней подвиги на пашне Культуры. Снижение Культуры происходит незаметно. Могут быть механические дни Культуры, но внутренняя Культура быта может снижаться. Опасная эпидемия!

Н.К. Рерих // Воины! 1 февраля 1946 г.

Русская великая Культура мне была всегда близка. Как Ты знаешь, меня кое-кто даже преследовал за любовь к красотам русийским. И это было не сусальное "Ой ты гой еси", а знание о том, какие сокровища захоронены в скрынях народных. С народом мы постоянно сообщались, а археология давала новый неоспоримый материал - истинную основу.

Н.К. Рерих // Грабарь. 16 апреля 1946 г.

О Культуре нужно всячески твердить, когда где-то еще имеется запас атомных бомб.

Не правительственными указами и приказами растет истинная Культура, она зреет в сознании людей. Людской коллектив создает течение потока и шлет ценные грузы к пристани. А Пристань сейчас у человечества одна. И Вы, друзья, ее чуете и знаете.
В страданиях рождался Красный Крест, так же и Красный Крест Культуры растет болезненно. И крылья человечества сотворились в страдании. Но такое победоносное страдание есть радость. Тончайшие изваяния творились мощными ударами, и такие удары рождают искры Света. В застое омута не бьет светлый родник.

Н.К. Рерих // В Шанхай. 7 мая 1946 г.

Лига Культуры, Всемирная Лига Культуры нужна. Твердим. Ячейки ее в самых разнообразных областях помогут отбирать добрые зерна от сорняков, от пустоцветов. Не правительства, но народы озаботятся сплочением лучших элементов. Отбор по внутренней Культуре будет делаться малыми содружествами, которые, как живые родники, сольются в широкие русла. Мир всего мира, мир по Культуре! Каждое десятилетие лишь подтверждает неотложность призыва по Культуре. Воины Культуры, Герои Культуры, вы составите непобедимое воинство.

Н.К. Рерих // Спешим. 1 сентября 1946 г.

Теперь об ячейках Общества Мира и Культуры. Советую прочесть в книге "Иерархия" все, что говорится там о Знамени Мира и Культуры, от § 324 до 400, так еще больше уясните эти понятия и символ их - Знамя Мира. Соберите лучшие мысли около Знамени Мира, покройте им все начинания. Пусть приходящие привыкают видеть поднятым Знамя Мира и помнить те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах, отрицаниях и при осмеянии невежеством, но мы доживем и до утверждения Культуры во главе нового Строительства. Сознание масс поднимается на новую ступень и поймет, что страны не могут жить и развиваться, утратив понимание истинной Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться прочными устоями, и разрушение и самоистребление неизбежны. "Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры, потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры" (Агни Йога, § 331). Пора понять, что разворачивается Знамя, величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось как знак нового Мира. Пусть поймут люди Знак Спасения. Твердь трепещет. Токи раскалены. Знамя Мира как маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие. "Знамя Мира - Знамя Твердыни Света!" События помогут движению Культуры развиться, как последнему прибежищу! Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового мира. Конечно, преддверие Новой Эпохи, несущей Переустройство Мира и сопровождающееся необычайными Откровениями и открытиями науки, не может быть легким, но прекрасно закладывать основы блестящего Будущего. Сознание спасительного маяка иерархии Света среди океана безумия так необходимо, так неотложно! Знамя Мира должно напомнить о грозном времени. Наступающая Эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. Именно это радует меня. Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить в себе продолжение в Мире Надземном. И сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих мирах. Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция! А пока что человечество занято самоистреблением! Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее - Знамя Мира. Культура в основе своей есть Эволюция, отрицая культуру, заменяя ее Технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон.

Е.И. Рерих // Письма. Т. III. 27 сентября 1946 г.

Сколько пропащих трудов человеческих! По счастью, с делами Культуры не так. След Культуры неизгладим. Мы можем не ведать его путей, но они нерушимы и нежданно процветают. Как они претворятся в жизни, не нам судить. Где обскачут мир такие благие гонцы - не наша забота, но главное, знаем, что Вестник постучится в час верный. И примут его друзья, нам неведомые.

Почему бы не осуществиться Вашей мечте стать писателем, зовущим человечество на новый светлый путь? Такие зовы необходимы, и сейчас, может быть, больше, чем когда многое осознается. Но следует найти язык по сознанию и условиям, пусть сердце подскажет самые простые, самые доходчивые слова. Ведь главное – любить избранную миссию или труд, остальное приложится. Ценными могут быть советы А.П.Х. [1] Передайте мой сердечный привет А.П.Х., его нежная душа нам близка.

Вы спрашиваете – как отвечать на вопрос о Боге человеку с узким сознанием, который считает, что если Бога нет, значит, все дозволено? Такому сознанию, конечно, говорить о Принципе неуместно, так же как убеждать, что нравственность есть основа Бытия, или Закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению. Можно предложить ему как можно скорее на личном опыте убедиться, к чему приводит вседозволение в среде диких сознаний. Есть мера потухания сознания, когда никакие доводы разума уже не воспринимаются, и только лишь сильные, повторные жизненные удары могут высечь искру. Таким людям лучше не противоречить, чтобы не довести их до бешенства и одержания. Но нет вреда, если человек с малым сознанием представляет себе Бога как Отца – в конце концов это так близко к Истине! Можно расширить понятие участия Светлых Сил в сознании и гармонии Мироздания и дать представление о Беспредельной Иерархии Света, лучший пример которой явлен в Библии, в Лестнице Иакова. Ведь Лестница Иакова – символ Великого Братства.

Великий Владыка нашей Солнечной Иерархии (название Логос только запутает малое сознание) является нам истинным Богом и Отцом, в силу Его великой заботы, Любви и Помощи человечеству.

События помогут движению Культуры развиться, как последнему прибежищу! Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового мира.

Конечно, преддверие Новой Эпохи, несущей Переустройство Мира и сопровождающееся необычайными Откровениями и открытиями науки, не может быть легким, но прекрасно закладывать основы блестящего Будущего.

Сознание спасительного маяка иерархии Света среди океана безумия так необходимо, так неотложно! Знамя Мира должно напомнить о грозном времени.

Наступающая Эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. Именно это радует меня. Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить в себе продолжение в Мире Надземном. И сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих мирах. Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция! А пока что человечество занято самоистреблением! Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее – Знамя Мира. Культура в основе своей есть Эволюция, отрицая культуру, заменяя ее Технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон.

Автор: Письма в СибРО, коллективные обращения

Знамя Мира, Знамя Культуры 80 лет находится в трудах и подвигах, ему надлежит быть в чести!

Ваши друзья и сотрудники из Донецкого Рериховского Общества


Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Читайте также: