Последовательность первичной обработки льна

Обновлено: 08.07.2024

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 14:42 22.12.2009 Фотографий: 9

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Как сделать ткань из льна

4920201_268615_243161192378568_7350319_n (508x423, 44Kb)

Лен - это экологически чистый материал, который используется для изготовления одежды. Лен обладает превосходными целебными свойствами, он помогает снимать воспаления, регулирует воздухообмен, поэтому уже давно используется в области медицины.

4920201_634883292709658000 (640x427, 206Kb)


4920201_i_001 (600x394, 223Kb)

Убирают лен в период ранней жёлтой спелости. Лен теребят, то есть выдергивают из земли вместе с корнями,

затем высушивают, освобождают от семенных головок (очесывают), молотят. После обмолота стебли подвергают первичной обработке.

4920201_i_003 (598x390, 195Kb)

Для освобождения волокон стебли подвергают действию биологических (мочка) и механических (мятьё, трепание) процессов.

Росяная мочка, или расстил. Стебли после обмолота (солому) расстилают на поле ровными рядами. В расстеленной на траве и намокающей от капель росы и дождя соломке бурно развиваются микроорганизмы, разрушающие клейкие вещества внутри стебля.

Процесс образования тресты продолжается иногда три, а иногда и шесть недель – в зависимости от погоды, и, чтобы он шел равномерно по всему слою, разостланную солому приходиться за это время 2-3 раза перевернуть.

Тепловая мочка применяется на льнозаводах. Солому мочат в воде, подогретой до 36 – 37 °С. Это позволяет получать тресту за 70 – 80 ч, а при использовании ускорителей (мочевина, аммиачная вода и др.) – за 24 – 48 ч. Ещё более сокращают процесс запаривание соломы в автоклавах под давлением 2—3 ат (до 75—90 мин) и замачивание в слабом растворе кальцинированной соды, кислот и специальных эмульсии (до 30 мин).

На льнозаводе для отделения волокна от костры тресту подвергают механическому воздействию, осуществляя следующие операции:

мятье: тресту пропускают через рифленые вальцы, разрушая тем самым хрупкую древесину, но сохраняя эластичное волокно;

При механической обработке тресты получается различный волокнистый материал с разной прядильной способностью:

- короткое волокно, полученной при обработке отходов трепания или спутанной короткостебельной тресты.

В зависимости от свойств полученного льняного сырья переработка его в пряжу может быть осуществлена по различным системам прядения.

Треста* – солома льна, конопли, а также некоторых южных лубяных культур (джут, кенаф), обработанная биологическим, тепловым или химическими способами. При обработке этими способами в соломе разрушаются пектиновые вещества, связывающие древесину и покровные ткани с волокнистыми пучками. Из тресты механическим способом (мятьё, трепание, чесание) получают волокно для прядения, а также костру.

Костра – одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) льна для освобождения волокна из тресты .

Волокна льна перерабатываются на пряжу, которая идет отчасти на приготовление ниток, очень тонкой бечевки для сетей, а отчасти на приготовление полотен, батистов, парусины и других льняных материй. Волокна льна находятся внутри стебля и состоят из лубяных клеточек, собранных в пучки. Лубяные волокна и между собой и с древесинным слоем склеены особыми камедеобразным веществам. Задачей первичной обработки является в первую очередь растворение склеивающего волокна льна вещества и разделения волокон один от другого и от окружающей их, так называемой, кострики (всего остального, что в стебле находится, кроме волокон). Растворение склеивающих веществ производится при помощи мочки льна или расстилания его на росе, а окончательное выделение льняного волокна при помощи ряда механических процессов.

Мочка льна

В настоящее время совершенно доказано, что растворение склеивающего вещества происходит под влиянием деятельности при мочке льна особых бактерий и расстилании его на росе—плесеней. Общая картина мочки такова. Вода, прежде всего, вытесняет из положенных в воду стеблей воздух. Затем извлекает из них все растворимые вещества, и вода сильно окрашивается. Далее начинается развитие микроорганизмов, вода мутнеет, но окраска ее становится более светлой-Выделенные в воду из стеблей вещества бродят; наблюдается сильное отделение газов, содержащих от 50 до 85°/0 углекислого газа. Эта стадия мочки льна носит название — пенистое брожение. Строение стеблей в это время не затрагивается. Вынутый в конце этой стадии лен вовсе не имеет свойств вымоченной тресты. Стебли теряют больше 50 % всех веществ, удаляемых во время мочки. Затем выделение газов постепенно почти совершенно прекращается. Наступает вторая стадия мочки: разложение склеивающего вещества. К концу этой стадии мочки газоотделение начинает увеличиваться — это признак начала распада волокон льна. Процесс мочки льна должен быть закончен ранее, иначе будут отчасти разрушены волокна.

Естественная мочка льна

Мочку льна различают естественную, происходящую в природных условиях температуры и среды, и искусственную, когда условия эти руками человека в значительной мере изменяются. Естественная мочка применяется в проточной и в стоячей воде. В теплую погоду мочка в ямах заканчивается в восемь дней, в холодную она тянется 14 — 16 дней. Опасность передержать лен в стоячей воде значительно больше, чем в проточной. В Бельгии, поэтому, часто вынимают лен из ям заведомо несколько раньше срока и затем выдерживают на росе, разостланным по полю в течение 2—3 недель. Выход волокна как при вымачивании в проточной воде, так и при ямном способе мочки от 14 до 16°/0. К естественной мочке льна можно причислить также и мочку на росе, применяемую широко в известных областях России. Льняную солому расстилают правильными тонкими рядами на лугах или полянах, выбирая места не болотистые, но и не слишком сухие. Лен должен лежать не прямо на земле, а на пожнивье или стеблях скошенной травы. Лен-стланец, по крепости уступает льну-моченцу. Цвет его буровато-серый, не исправляемый белением на солнце. Естественная мочка льна, каким бы путем она ни производилась, страдает двумя основными недостатками. Во-первых, она продолжается слишком долго вследствие того, что температурные условия ее не отвечают наилучшим условиям жизнедеятельности микроорганизмов. Во-вторых, при естественной мочке рядом с полезными микроорганизмами развиваются и такие, которые портят волокно.

Искусственная мочка льна

В искусственной мочке льна, поэтому, и существуют два направления. По одному из них стремятся создать при мочке такие условия, которые были бы наиболее благоприятны для развития и жизнедеятельности нужных микроорганизмов, а по другому — стараются обеспечить преимущественное развитие определенных бацилл при помощи введения в мочильную жидкость определенных заранее приготовленных культур микроорганизмов. Идеальным способом мочки льна был бы несомненно такой, при котором вымачивание стерилизованного льна производилось бы в стерилизованной воде, зараженной чистыми культурами и поддерживаемой при лучшей для данного микроорганизма температуре. Пока что такой идеальный способ не осуществлен и не осуществим по экономическим и техническим соображениям. Мочка льна в теплой воде значительно ее ускоряет. Повышение температуры при мочке льна всего проще достигается по практиковавшемуся во Владимирской области способу Гетце. Гетце мочит лен весной в ямах; снопы в яму ставятся наискось рядами, сначала корнями вниз, следующий слой корнями вверх и т. д. до полного заполнения ямы. Все пустые места заполняются, возможно, плотно соломой. Сверху лен покрывается соломенным матом и досками. Укрепляемыми в землю, положенными на доски балочками льну не дают в яме всплыть на поверхность. Яму наполняют водою и оставляют лен мокнуть в ней в течение 12— 18 часов. Когда будет заметно начало брожения, т.-е. начнут выделяться довольно сильно пузырьки газа, воду из ямы спускают, верхний слой тресты утрамбовывают, затыкая пустоты соломой, и дают тресте согреться, но не выше 37°, на что обычно уходит около 24 часов. После того, как лен нагреется до 37° и станет равномерно повсюду клейким, мочильную яму снова наполняют водой. Начинается процесс брожения, сказывающийся сильным выделением газов, появлением неприятного запаха и сильным поднятием тресты упирающейся в балки. Значительное уменьшение выделения газов и опускание льняных снопов вниз показывают окончание третьего периода мочки. Воду из ямы спускают во второй раз и оставляют лен в яме мокрым на двое суток, пока с него не стечет большая часть воды, и он несколько не окрепнет. Затем тресту вынимают из ямы и сушат, разостлавши по полю в течение б—7 дней.. В описанном способе мочка производится в холодной воде, но в промежутках намокшему льну дают согреться; при дальнейшей мочке температура, однако, снова понижается. Этот способ мочки требует уже сложной установки, бассейнов с согреваемой водой и т. п.

Наиболее удачно теплая мочка ведется по способу Леграна-ван-Стин-киста. Над мочильным бассейном, состоящим из нескольких парных отделений, помещается резервуар с теплой водою, которая по трубам может быть спускаема в мочильные бассейны. Выше, чем резервуар, помещается бак с холодной водой. Между двумя резервуарами находится подогреватель. Мочильный бассейн загружается двойными снопами льна и наполняется теплой водой в 32°. Через 7—8 часов вода, выщелочившая из стеблей некоторую часть растворимых веществ, спускается и затем наполняется свежей водой. Ферментация в этих условиях тотчас же начинается и протекает настолько быстро, что через 48 часов первая мочка считается законченной. Треста из бассейна выгружается, сушится и подвергается вторичной мочке в теплой воде продолжающейся, два-три дня. Вода все время мочки должна медленно протекать через бассейн, поддерживая необходимую температуру. Имея в виду незначительную потерю тепла вовремя мочки, расход теплой воды очень незначительный. Весьма часто предварительное семичасовое намачивание льна вовсе отбрасывается. Низкие сорта тресты вымачиваются за один прием, и мочка в этом случае продолжается 21/2—Здня. Потеря в весе тресты при мочке 21°/0, выход волокна 15,5%.

Применение при мочке льна искусственно прибавляемых разводок бактерий, растворяющих склеивающее волокна вещество, растворение его при помощи серной кислоты и других химических реактивов, все еще должны быть рассматриваемы, как первые попытки.

Вымоченную и высушенную естественным путем или путем сначала отжимания, а затем искусственной сушки льняную тресту подвергают механической обработке, направленной к отделению волокна от древесной части стебля; обработка эта основана на том, что, после вымочки и высушки стеблей, древесина их становится хрупкой и ломкой, а волокно остается гибким. При помощи мятья древесину ломают, а при помощи тр епания отделяют поломанную древесину от волокна.

Простейшим приспособлением для мятья льна является щелевая мялица, состоящая из укрепленного на ножках деревянного отрубка с продольной трехугольной канавкой и входящим в нее билом, скрепленным шарнирно с обрубком в одном конце. При работе на этой мялке одной рукой берутся за рукоятку била, отводят его вверх и, положив на щель пучек тресты, который держат в другой руке, опускают било и более или менее нажимают на тресту, ломая ее древесину. Затем снова приподнимают било, передвигают пучек тресты и ломают древесину в другом месте. Повторяя операцию большее число раз, можно добиться мелкого изламывания древесины. Для удаления кострики время от времени пучком тресты бьют о приподнятое било или ножки станка. Заканчивают работу, зажав не слишком сильно в станке билом пучек около руки, держащей, его за колец и протягивал (прочесывая) пучек под билом. При этом отделяется поломанная кострика, а волокна несколько расправляются и сглаживаются.

Более совершенные мяльные машины устраиваются обычно в виде одной или нескольких (до 30) пар рифленых вальцов, между которыми треста протаскивается иногда в одну сторону, а иногда взад и вперед. Верхние валы при этом прижимаются к нижним иди пружинами или противовесами. Силу нажатия можно всегда регулировать в соответствии с качеством обрабатываемого материала. На первых вальцах, на которые поступает целая треста, рифели делаются выше и толще, на следующих парах они постепенно уменьшаются в размерах. При большом числе вальцов их обычно располагают в два ряда, один под другим.

Псковское более совершенное трепало состоит из тонкой, снабженной рукояткою дубовой пластинки, длиною около восьми вершков и шириною у рукоятки 16 — 18 см, а на широком конце около 27 см. Трепание льна идет так: левую руку с зажатой в ней полною горстью льна опирают на какую-либо подставку и затем легкими короткими ударами бьют одной из кромок трепла по поверхности пучка волокон. Удалив кострику, с поверхности пучка, трепач поддевает греплом большую часть пучка, откидывает ее. При мятье льна отделяется до 40 — 50% кострики, остальное ее количество можно удалить исключительно трепанием, при чем трепание может быть ручное или машинное.

Ручное трепание льна

Простейшей ручной трепалкой является обоюдоострый 44 — 53 см деревянный кинжал или трехгранная призма. В левую руку берут пучок обрабатываемого волокна на левую руку и сильными скользящими ударами мало-по-малу спускает волокно вниз, при чем оно вытрепывается; повторяя это, трепач каждый раз перехватывает пучок, поворачивая его понемногу около продольной оси. Применяемое в Бельгии ручное трепало имеет вид, представленный на рис. 15 и 16. Трепание производится на станке — отвесной доске с вырезом, в который вкладывается обрабатываемый пучок волокон. Несколько ниже колен трепача натягивается и закрепляется концами на упругих стержнях узкий ремень. Он предохраняет рабочего от удара, треплом, которое ударяет об ремень, а само отскакивает вверх. Пучок волокна постоянно перевертывают, чтобы выбить всю кострику не только с поверхности, но и из середины. Трепание производят в два приема. Сначала, работают более тупой, длинной кромкой трепала затем более острой, короткой.

Машинное трепание льна

Машинное трепание осуществляется при помощи так называемых трепальных машин (рис. 17), состоящих из вращающегося на горизонтальной оси колеса, с прикрепленными к нему под известным углом к радиусу 6—12 тонкими деревянными или железными трепальными пластинками или ножами. При вращении колеса ножи эти проходят около трепальной доски с вырезом для закладывания обрабатываемого волокна. Работа трепальной мельницы, приводимой в действие или от педали, или от отдельного ручного

привода, или от механического двигателя, понятна сама собой. Трепаный лен уже почти не содержит кострики иногда его чешут еще особыми щетками.

Имеется ряд попыток соединить мятье и трепание льна в одной машине, при чем обычная мельница здесь заменяется валами с продольными пластинками с волнистыми краями. Все эти машины еще мало вошли в практику первичной обработки.

Мне всегда было интересно, что же такое нужно сделать с растением, чтобы из него получилась ткань. Казалось бы, растет себе и растет, цветочки голубые отращивает :) Особенно удивительно, как с обработкой льна женщины справлялись раньше, когда все делалось вручную и только женскими руками. Мужики только сеяли лен. А бабы делали все остальное :) Что же они потом делали с желтоватыми стебельками, как превращали их в белоснежные полотна? Итак, мужики сеяли лен.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 1

Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 2

Только любоваться бабам было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 3

Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 4

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 5

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, кстати, и выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на "расстил". Бабы брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Передерживать было опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку!

"Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань" (из воспоминаний деревенской бабушки Н. А. Деревниной.

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Кстати, помню, у Булгакова в записках врача герою принесли в больницу искалеченную девушку, которая "в мялку попала". Смотрю я на эти мялки и не могу понять, как туда можно было "попасть". Разве что специально ногу засунуть.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 6

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 7

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: "Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни".

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 8

Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

  1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
  2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 9

Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть:

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 10

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 11

Здесь на фото бабушка справа еще чешет :)

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали . Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 12

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 13

А вот как описывает В. Белов в книге "Лад" последующие манипуляции с готовым холстом:

"Еще весной холсты белят в золе и затем на снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки. В начале июня подростки обоего пола обычно возили навоз. Пока взрослые наметывали телегу, девчонки бежали к речке. Они собирали в гармошку пятнадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова ровно расстилали на зеленой траве. И так со всеми концами. Иная, не утерпев и видя, что никто не заметит, пускалась бегом по этой ровной гладкой холщовой дорожке.
Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом уже наметана. Контраст между чистотой расстеленного на зеленой траве холста и вонью тяжелых коричнево-желтых навозных пластов, разница между речной прохладой и жарким, гудящим от оводов полем превращали беление холстов из обязанности в нечто приятное и нетерпеливо ожидаемое. Возка навоза тоже становилась приятнее. Поэтому взрослые всегда разрешали подросткам и детям белить холсты.
Зола для беления, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, старики весною нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу."
Беление холста вдохновило Зинаиду Серебрякову на создание своих полотен. Кстати, на том же холсте, но, вероятно, все-таки небеленном :)

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 14

Лен. Удивительные превращения. История первая, фото № 15

Во второй части статьи я покажу лен, сотканный прабабушкой моего мужа, и расскажу еще кое-что об этой чудесной травке.


Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.

На начало XX века Россия — самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала — пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:
• мочение в озере отбеливало волокна;
• если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
• если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;
• не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

  • cредняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья.
Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
• перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
• готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.

Читайте также: