Последовательность развития травянистых растений в весеннее время года

Обновлено: 05.10.2024

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима.

Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Началом весны астрономы считают 21―22 марта ― момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом ― 21―22 июня ― самые длинные дни года.

Для натуралистов весна начинается с прилетом грачей (в среднем 19 марта) и движением сока у остролистного клена (25 марта).

Этот сезон условно делят на три периода: ранняя весна― до схода снега на полях (до половины апреля), средняя весна―до зацветания черемухи (до половины мая) и поздняя весна ― до отцветания яблонь и сирени (до начала июня).

Явления в неживой природе.

Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее прогревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины.

Во второй половине марта появляются первые кучевые облака.

Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять.

В первой половине апреля сходите земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам.

Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины ― узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.

Обычно в начале мая бывает первая гроза.

В это время и позже часто наступает внезапное похолодание с заморозками, от которых очень страдают растения, особенно плодово-ягодные.

Весеннее пробуждение деревьев. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья: у них начинается сокодвижение. Явление это обнаруживается, если проколоть кору толстой иглой: из ракки вытекает сладкая прозрачная жидкость; на воздухе она окисляется и приобретает красноватую окраску.

Добывание сока наносит большой вред деревьям.

Сокодвижение ― сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаивающей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам.

Набухание и распускание почек.

Топ-16 первоцветов среди кустарников и деревьев

Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги.


Фото: Tom Brandt

Деревья и кустарники, опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развертывания.

Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми ― верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков.

Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя.

В апреле большинство деревьев еще голые, но покровные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются копчики листьев.
Появление листьев. Молодые листья одних деревьев покрыты клейким душистым веществом, у других ― пушком, который предохраняет их от холода.

Нежен и прозрачен в это время светло-зеленый наряд деревьев.

В конце апреля распускаются почки черемухи и березы; в первой половине мая ― почки клена, желтой акации, яблони и груши, а потом ― дуба и липы.

Поздней весной, во второй половине мая, начинается настоящий расцвет весны. Зацветает черемуха, одновременно с ней ― черная смородина, немного позже ― лесная земляника и плодовые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых растений.

В последних числах мая созревают плоды осины, ивы.

Осыпаются лепестки у цветков яблони и сирени ― кончается весна, начинается лето.

Биология Весенние явления в жизни растений

Весна — пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.

Весеннее движение соков у деревьев и кустарников — первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во всœе органы растения. В это время листьев еще нет.

Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам. Уже в начале марта͵ раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее — у березы.

Второй признак весны — цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников.


Первой в средней полосœе европейской части СССР зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны 123. Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы.

Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зелœеные соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки прошлогодние соцветия.

Почти одновременно с ольхой зацветает орешник, с которым вы знакомились еще осœенью.

Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях — сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.

Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений — хорошее приспособление к жизни в лесу.

Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.

Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на желœезнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах.


Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли — цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков 124 . Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики.

Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев — гладкая и холодная.

Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года.

Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.

Третий признак весны — цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная 125 , хохлатки 119 , чистяк весенний 126 , первоцвет весенний 127 .

Цветущие кустарники весной

Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом.


Весной многие из них выходят из-под снега с зелœеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осœенью.

Οʜᴎ часто зацветают до того, как сойдет снег 128. Вот почему эти растения называют подснежниками.

Растения, цветущие ранней весной, всœегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян.

Это затрудняет их размножение. Многие из растений стали большой редкостью, к примеру печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Охрана природы и рациональное использование природных богатств страны узаконены Конституцией России, т.е. обязательны для всœех граждан нашей страны.

Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после распускания листьев. В случае если вы из года в год будете наблюдать за ходом весны, то сможете установить последовательность весеннего развития растений.


В средней полосœе европейской части СССР обычно через 8 дней после цветения мать-и-мачехи начинает цвести медуница, через 21 день — одуванчик и ива-ракита.

Груша цветет на 29-й день, желтая акация — на 30-й, а липа — на 75-й день после начала цветения мать-и-мачехи.

Каждый год весенние явления наступают в строгой очередности. К примеру, медуница всœегда зацветает позднее мать-и-мачехи, но раньше одуванчика.

Наблюдения за весенними явлениями в жизни растений помогают установить лучшие сроки проведения сельскохозяйственных работ и своевременно подготовиться к ним.

К примеру, известно: в районах средней полосы лучший урожай огурцов получают при посœеве их семян во время зацветания сирени и желтой акации, а лучший урожай репы и свеклы — при посœеве их во время цветения осины.

Зная, через сколько дней после цветения мать-и-мачехи зацветает сирень, легко установить срок посœева огурцов и подготовиться к нему.

Весна. Весенние месяцы. Весенние явления природы. Весенние приметы о погоде.

Признаки весны в неживой природе:

1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее.

Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
6) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки.

Это называется половодье.
7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

Признаки весны в живой природе:
a)в жизни птиц с приходом весны: возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов
Подобные изменения стали возможно т. к. Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий.

Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы

b)в жизни зверей: Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки.

У многих зверей весной появляются детёныши.

c)На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми.

если все кратко написать:
Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое.

Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.

– ознакомление с изменением деревьев и кустарников, с изменением почек.

I. Организация внимания.

Актуализация ранее изученного.

– Из чего состоят грибы, которые мы встречаем в лесу?

– Как называется подземная часть гриба?

– А нужен ли мухомор?

– Для кого он полезен?

– Какие грибы нельзя собирать?

– Что необходимо делать, чтобы не повредить грибницу?

– Можно ли собирать старые грибы?

А вот ктото важный,

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки.

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложили о ней? Интересно, что береза – единственное в России дерево с белой корой, живет

береза 100 – 120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее. Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза

Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и

совсем погибнуть. Помни, что сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева!

Движение сока у деревьев и кустарников – признак их весеннего

Еще один признак – цветение некоторых деревьев и кустарников. Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки.

Какие деревья первыми просыпаются весной?

Сережки – это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром.

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко – растение ядовитое.

Все эти растения – раннецветущие. Они цветут еще до распускания листьев.

Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться.

Еще позднее распускается черемуха.

Набухание почек и распускание листьев – это признак весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Ребята, интересные изменения происходят весной с хвойными растениями.

Лиственница полностью одевается новой хвоей. Но хвойные растения никогда не цветут.

Правила друзей природы: не повреждай кору деревьев, не вырезай на ней буквы.


(Материал взят из книги Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования (Часть II)) — Н. Б. Ромаевой)

Первая функция: дыхательная- связана со способностью кожи поглощать кислород и выделять углекислый газ.

вторая функция: защита проявляется в защите организма от действия механических и химических.

третья функция:образовательные, развивающие,воспитательные.

Провести опыт с жареными и нежареные семечки подсолнуха.Попробуй прорастить их.Проверить через неделю какие семена проросли. поч

Цепь питания в которую входят: летяга, кедровка, ястреб, глухарь, рысь, лось, бурый медведь, олень, заяц, соболь, белка, полёвка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с сезонными изменениями в жизни растений ранней весной, проследить, какие условия вызывают пробуждение природы, установить особенности цветения и опыления раннецветущих растений. Экскурсия способствует эстетическому и этическому воспитанию учащихся (бережному отношению к природе).

Цель: познакомить с сезонными изменениями в жизни растений ранней весной, проследить, какие условия вызывают пробуждение природы, установить особенности цветения и опыления раннецветущих растений. Экскурсия способствует эстетическому и этическому воспитанию учащихся (бережному отношению к природе).

Оборудование: гербарные папки с листами прокладочной бумаги, копалки для выкапывания растений, секатор для среза небольших веток, лупы, карандаши и блокноты.

Примерный план экскурсии

1.Вводная беседа об условиях, способствующих весеннему пробуждению растений и бережном отношении к ним.

2.Биологические особенности травянистых раннецветов (наблюдения, рассказ учителя).

3.Особенности цветения деревьев и кустарников ранней весной (рассказ учителя, беседа, наблюдения).

4.Выполнение самостоятельных заданий (по карточкам).

Экскурсия проводится в мае.

До экскурсии учитель знакомится с местом её проведения ,выделяет наиболее типичные объекты для изучения, уточняет места остановок, наблюдений, сбора материала. Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек, получают необходимое оборудование.

Ход и содержание экскурсии

Во вводной беседе выясняются фенологические признаки весны: ландшафт имеет ярко-зелёную окраску, в лесу в это время обилие света. Цветут многие травянистые растения, деревья и кустарники.

Важно выделить самое общее и основное свойство весенних растений- их быстрый рост и развитие. Необходимо показать учащимся характерные признаки раннецветущих растений, подчеркнуть особенности внешнего строения, органов питания и размножения. Следует предупредить школьников, что нельзя собирать весной букеты цветов, так как многие растения – первоцветы стали редкими и подлежат охране.

В беседе выясняется, что быстрый рост и развитие травянистых растений весной происходит благодаря отложенному в достаточном количестве запасов органических веществ в подземных органах (клубнях, луковицах, корневищах).

Учитель подводит учащихся к цветущим первоцветам (пролески сибирской, мать-и-мачехи), предлагает рассмотреть все надземные органы, затем выкапывает 1-2 растения вместе с подземными органами. В рассказе учитель может изложить следующее.

Пролеска сибирская (семейство Лилейные) растет в лиственных лесах, по опушкам и кустарникам. Растение имеет луковицу. Весной из нее одновременно с листьями появляется цветоносный побег (или 3-4 побега). Цветонос без листьев несет от 1 до 4 ярко – голубых цветка.

Мать-и-мачеха (семейство Сложноцветные)-одно из самых ранних и широко распространенных растений. Питательные вещества накапливаются в толстом длинном корневище, на котором с осени закладываются цветочные почки. Едва сойдет снег, появляются золотисто-желтые соцветия-корзинки. Стебель, на котором находится корзинка, опушен и покрыт листовыми чешуями. В пасмурную погоду и на ночь корзинки закрываются . После опыления цветков стебель удлиняется до 25см и в это время начинают отрастать прикорневые округлосердцевидные зеленые листья. В начале они опушены с обеих сторон мягкими белыми волосками. Затем с верхней стороны волоски опадают, листья становятся гладкими, кожистыми. Если их потрогать ладонью, то с нижней стороны они окажутся мягкими и теплыми, а с верхней – жесткими и холодными. Отсюда название Мать-и-мачеха. Листья входят в состав чая, служащего целебным свойством при простуде.

После знакомства с особенностями развития травянистых растений учитель останавливает внимание школьников на рассмотрении характерных явлений в жизни деревьев и кустарников.

На примере березы можно показать особенности ветроопыляемых растений.

Береза – однодомное растение. Однополые цветки собраны в пестичные и тычиночные сережки. В течение всей зимы можно видеть, как на концах тонких поникших ветвей березы свисают тычинковые сережки.

Пестичные сережки более мелкие, короткие, плотные, зеленые торчат вверх по бокам ветвей. Цветение березы начинается с пестичных цветков. Как только лопнут боковые почки и покажутся первые молодые листья, между ними можно заметить мелкие женские сережки с высовывающимися из цветков пурпурными нитевидными рыльцами. Мелкая, легкая, сухая пыльца переносится ветром и улавливается рыльцами. Однако самоопыление обычно не происходит, так как мужские сережки того же дерева начинаю пылить спустя день-два после расцветания пестичных цветков. Ветроопыление происходить до полного распускания листьев.

После выяснения всех этих вопросов школьникам раздаются задания на карточках для самостоятельной работы.

Задание №1. Осмотри березу. Найди на ее ветвях тычиночные и пестичные сережки. Когда начинается цветение березы? Как происходит ее опыление? По каким признакам можно определить способ опыления у березы?

Задание №2. Подсчитай количество маленьких березок в лесу, из чего вырастают молодые березы? Какие условия благоприятствуют для развития молодых деревьев?

Задание №1. Найди среди деревьев и кустарников насекомоопыляемое растение. Понаблюдай за ним. Какие приспособления у растений к опылению насекомыми?

Задание №2. Проследи, какие растения, какими насекомыми посещаются. Не посещают ли один и тот же цветок разные насекомые? Не посещают ли одни и те же насекомые разные цветки?

Задание №1. Найди одуванчик лекарственный (семейство сложноцветных). Встречается он повсюду. Цветет дважды: весной и осенью. После цветения соцветия закрываются. Одуванчик отличный медонос. Листья хороший корм для кроликов.

Задание №2. Выкопай растения полностью с подземными органами. Рассмотри толстый длинный корень. Каждый кусочек корня может образовать новое растение. Сухие корни применяют в медицине как средство, повышающее аппетит. Выкопай и заложи растения в папку, напиши этикетку.

Задание №1. Найди гусиный лук (семейство лилейных). Растет по широколиственным лесам, полянам. Как только сойдет снег, из не большой луковички отрастают листья и стебель. Соцветие-зонтик состоит из 10 цветков, похожих на яркую звездочку, но бывают и одиночные цветки. Внутренняя сторона цветков золотисто-желтая, наружная зеленоватая.

Задание №2. Пронаблюдай, какие насекомые посещают цветки гусиного лука (в солнечную погоду цветки посещают пчелы, шмели, которые собирают пыльцу и нектар, производят перекрёстное опыление). В плохую погоду цветки закрываются, при длительных дождях происходит самоопыление. Заложи растение гусиного лука в папку и напиши этикетку.

После выполнения самостоятельной работы учитель проводит заключительную беседу, подчеркивает, что все рано цветущие травянистые растения являются многолетними. У них хорошо развиты видоизмененные подземные побеги: корневища, клубни, луковицы. Запас органических питательных веществ дает возможность рано весной, быстро расти и развиваться.

Рано цветущие растения светолюбивы, цветки их крупного размера или собраны в яркие соцветия, опыляются насекомыми. Деревья, опыляющиеся при помощи ветра, цветут до полного распускания листьев.

Составить отчет по экскурсии по следующему плану:

1. Какие деревья и кустарники наблюдали цветущими в лесу во время экскурсии?

2. Какие цветущие травянистые растении собрали?

3. Составить подробное описание одного травянистого растения собранного на экскурсии.

Ответ

Набухание почек , распускание почек, развертование листьев, появление бутонов , цветение. большинство хищных видов кузнечиковых, и видов, питающихся как животной, так и растительной пищей, откладывают яйца в землю, погружая в неё яйцеклад. яйца откладываются поодиночке или же небольшими кучками по 5—10 шт., скреплёнными застывающими выделениями придаточных половых желез. у растительноядных видов яйца чаще всего откладываются на поверхность или внутрь наземной части растения. личинки вылупляются весной, за весь жизненный цикл линяют от 4 до 6 раз. после первой линьки появляются зачатки крыльев в виде оттянутых вниз и назад задних нижних углов среднеспинки и заднеспинки. после третьей линьки зачатки крыльев располагаются на спине, принимают треугольную форму и на них появляются продольные жилки. после последней линьки происходит окрыление. как правило, личинки и нимфы кузнечиковых отличаются от имаго только размерами и отсутствием нормально развитых крыльев. но есть виды, личинки которых сильно отличаются по внешнему виду от взрослых. _



Другие вопросы по Окружающему миру

Предмет

Океаны, моря, каналы, озера, пруды, водохранилища, реки. какие из них искусственного происхождения, а какие естественного происхождения?

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Вопрос: выбери правильный ответ первоклассница маша хотела выяснить, как влияет на появление всходов фасоли предварительное замачивание семян. посоветуй ей, что нужно сделать для опыта( выбери a b c) a ) одно семя фасоли без замачивания посадить в почву, и поставить для прорастания в тёплое светлое место b) одно семя фасоли после предварительного замачивания посадить в почву, и поставить для проростания в тёплое светлое место c) взять несколько семян фасоли. одни семена предварительно замочить , а дркгие- посадить без замачивания. всё посаженное поставить для проростания в одинаковые благоприятные условия ( тёплое светлое место)

Предмет

Изучи два описания последовательности развития травянистых растений в весенние время года . какая по.

Читайте также: