Поспевает брусника стали дни холоднее и от птичьего крика в сердце

Обновлено: 05.10.2024

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Вариант 1

В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения.

На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.

Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения.

Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.

Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.

В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.

Вариант 2

Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Вариант 3

Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений. Он не только создавал поэтические сборники, но еще и различные прозаические книги. Кроме этого ему удавалось прекрасно переводить зарубежную литературу, писать эссе, критические статьи, а также филологические трактаты.

Именно осенью происходят различные исторические перемены и эпохи. И поэт считает, что все эти перемены не принесут никому никакой пользы, а принесут только вред. Обычно осенью постоянно на улице идет дождь. Дни с каждым днем становятся холоднее и холоднее. Природа также переживает по теплым денькам и ей хочется опять все вернуть назад, но это невозможно. Кроме этого автор предчувствует перемены и очень сильно переживает, поэтому поводу. Внутри автора постоянно находится весна, которая никогда не пройдет.

Наверное, каждому известно, что в двадцатом веке Россия пережила страшную эпоху, ведь в это время как раз началась первая мировая война. А немного попозже произошла гражданская война. И Бальмонт переживал за свою родину, но ничем ей помочь не мог. И все свои переживания, и тревогу он высказывает в этом произведении. Немного позже все высказанное в произведении сбывается.

Все это он высказывает при помощи специальных художественных троп. Он сравнивает эмоции человека с природными явлениями.

Центральным героем являются птицы, которые готовятся к своему полету в жаркие страны. А ведь спустя некоторое время Бальмонту пришлось так же, как и птицам покинуть эту страну.

После прочтения произведения автор призывает читателей любить и уважать то, что есть сейчас и упускать ни одной возможности насладиться настоящим и не вспоминать про прошлое. Жизнь переменчива и потом уже ничего вернуть нельзя. Кроме этого никогда не знаешь, что с вашей жизнью будет уже завтра и нужно жить здесь и сейчас. Когда они наступили не стоит огорчаться и опускать руки, ведь настанут времена и все пройдет и жизнь опять наладиться.

Вариант 1

В анализируемом произведении К. Бальмонта можно выделить два основных образа – лирический герой и Осень. Лирический героя можно узнать уже в первых строках, но действует он на заднем плане: на передний выступает пейзажная зарисовка. Герой наблюдает за угасанием лета, он видит, как поспевает брусника, чувствует, что дни веют холодом. Птицы уже не радуют своим пением, наоборот, они наводят грусть на сердце.

Вторая строфа изображает раннюю осень: улетают птицы, а деревья переоделись в пестрые уборы. Даже солнце поддается грусти, а цветы теряет свой аромат. В последнем куплете появляется образ Осени. Автор интерпретирует его по-своему, немного по-детски: золотая красавица вот-вот должна проснуться и заплакать. Такой интересной метафорой автор намекает на дождливую осеннюю погоду.

Среди метафор главную роль играют олицетворения, которые помогают автору приблизить природу к человеческой сущности, показать, что природа может испытывать такие же искренние эмоции, как и люди. В тексте только два эпитета, причем оба цветовые. Этот троп помогает добавить яркости изображаемым пейзажам.

Если толковать стих в духе символизма, то Осень следует воспринимать как зрелый период в человеческой жизни. Уходящее лето и грусть в сердце – предчувствие медленного наступления старости.

Интонационный рисунок произведения также не нарушает плавности ритма, так как автор не использует ни восклицательные, ни вопросительные, ни оборванные синтаксические конструкции.

Вариант 2

История создания, жанр, размер

Размер стихотворения — двустопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.

Основная тема и композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.

Выразительные средства

Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).

Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.

Вариант 3

В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения.

На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.

Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.

Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.

В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.

Вариант 1

Русская литература славится талантливыми поэтами, в творчестве которых встречается немало произведений о природе и ее явлениях. Не последнее место среди них занимает Константин Бальмонт.

Как и Плещеев в стихотворении “Осень наступила”, Бальмонт описывает раннюю осень, когда дни становятся холоднее и пасмурнее, а деревья пестреют разноцветными листьями.

В последнем четверостишии он предрекает наступление поздней, дождливой осени. Происходящие перемены не сулят приближения теплых весенних деньков, а, наоборот, несут похолодание и угнетенность. Такое настроение характерно для литературного жанра элегия, когда страх и мрачные переживания из-за сложных жизненных проблем ложатся в жалобные строки произведения.

В этом стихотворении представлена картина увядающей жизни, а строчки пронизаны грустью и горечью скорой утраты. Читая произведение, можно уловить настроение автора, в котором он пребывал, когда писал его. Простому читателю, скорей всего, будет непонятен скрытый смысл строк.

Это произведение относится к пейзажной лирике, которое написано на пике творческой карьеры поэта. Вроде бы признание публики и литературных критиков должны прибавить уверенности и сил Бальмонту, но ему мешает какая – то неопределенность.

У поэтов – романтиков ранимая душа, в новых событиях они видят только темную сторону, впадая в панику от неизвестности. Наступление XX века для Бальмонта стало основополагающим событием не только в его жизни, но и в судьбе всей страны. В нотки грусти, которые сопровождают читателя на всем протяжении стихотворения, автор заключил свои собственные переживания.

Революции и войны, обрушившиеся на Российскую империю в первой четверти столетия, стали апогеем печальных предчувствий автора, ведь очень много погасло жизней, и умерло душ тех людей, которые навсегда покинули Родину. И сам Константин Бальмонт в скором времени уедет, как те стаи птиц, улетающих прочь, за синее море.

Вариант 2

Здесь тоска и тревога перед перерождением России, и светлая надежда на то, что ее ждут лучшие времена, и попытки запечатлеть уходящее время в стихотворных строчках. Бальмонт, сам того не подозревая, оплакивает не только собственную судьбу, но и судьбу родной страны. Но и светлая сторона здесь есть. Автор призывает читателя наслаждаться настоящим, пока есть такая возможность.

Вариант 3

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Читайте также: