Потемнели выси и глубины ветерок порывист и остер в ярких галстуках рябины

Обновлено: 07.07.2024

Запишите слова, объясните написание гласных в слабой позиции: брош..ра, в..стибюль, б..тарея. к..л..кольчик.

Определите лексическое значение этих слов (запишите его). Какие из них имеют не одно, а несколько лексических значений?

Итак, в русском языке есть слова с одним лексическим значением — однозначные и с несколькими лексическими значениями. Такие слова называются многозначными .

3. Работа по теме урока.

Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом на стр. 129—130.

Упр. 330 — записать словосочетания с предложенными словами (по три слова по вариантам). Сколько словосочетаний вы записали? Есть ли что-либо общее в разных лексических значениях слова?

В ы в о д: Одним и тем же словом могут быть названы такие предметы, которые имеют определенное сходство, т. е. многозначное слово называет разные предметы, в чем-то сходные между собой.

4. Тренировочные упражнения.

Определите, являются ли многозначными следующие слова (записаны на доске):

Острый, кисть, клевать, язычок, шишка, горький, перемена, заводить.

Записать словосочетания с разными значениями многозначных слов. Объяснить, в чем сходны между собой предметы, признаки и действия, которые называет многозначное слово.

Р а б о т а с т а б л и ц е й (записана на доске). Рассмотреть, заполнить, при необходимости обратиться к упражнению 332.

словарных статей в толковом словаре

средство для уяснения смысла слова

О б о б щ е н и е у ч и т е л я: все лексические значения многозначного слова толкуются в одной словарной статье, т. к. имеют определенное сходство между собой. Уяснить смысл многозначного слова можно только в контексте.

З а п о м н и т е! Многозначность — источник выразительности речи. Писатели часто используют многозначность в своих произведениях.

Упр. 336 (устно и письменно).

5. Домашнее задание.

Слово красный в русском языке, кроме обозначения цвета, употребляется в значении красивый нарядный добрый . Найти в русских сказках предложения с этим словом. 5-6 таких предложений записать в тетрадь и указать лексическое значение слова красный в этих предложениях.

Тема: Прямое и переносное значение слов

ЦЕЛЬ: Познакомить с прямым и переносным значением слова; показать, как используются слова в переносном значении в художественных текстах (как основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений, эпитетов). Формировать навыки анализа художественного текста, нахождения в нем известных тропов.

1. Проверка домашнего задания. Устно — чтение примеров из сказок со словом красный .

2. Орфографическая работа.

Записать слова, дать их лексическое значение. Составить с ними словосочетания и предложения:

коллекция, юный, паутина, муравей.

3. Работа по теме урока.

Чтение и анализ теоретического материала — стр. 132—133.

Чтение и анализ текста (материал распечатан).

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца. Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падал на землю золотыми каплями.

Назовите его тему и основную мысль. Найдите в тексте слова в переносном значении, определите их роль в раскрытии основной мысли текста. Какое значение слова называется переносным?

З а п о м н и т е! Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой . С помощью метафор создаются художественные образы.

4. Тренировочные упражнения.

Запишите под диктовку предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

В саду горит костер рябины красной но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти от желтизны не пропадет трава.

Потемнели выси и глубины ветерок порывист и остер в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо .

В предложениях подчеркните грамматические основы. Укажите метафоры.

Упр. 340. Объясните, в каком значении использованы глаголы в этих предложениях: в прямом или переносном? Составьте и запишите с этими глаголами такие предложения, в которых бы они использовались в прямом значении.

Обобщение и систематизация изученного. Составление лингвистического высказывания о прямом и переносном значении слова. В своем рассказе использовать схему:

Прямо указывает на предмет, Переносит прямое значение

действие, явление. слова на другой предмет

седая голова седая зима

волчий хвост волчий аппетит

Знакомство с олицетворением.

Запишите предложение: Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива. Подчеркните в нем грамматическую основу. Какое действие выполняет подлежащее? Что в нем необычного?

З а п о м н и т е! Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением . И метафоры, и олицетворения указываются в толковом словаре как переносное значение слов (сокращенно перен .).

Упр. 342. Чтение и анализ текста. Есть ли в тексте метафора? Олицетворение? Докажите свое мнение. Приведите пример эпитета (художественного определения).

В ы в о д у ч и т е л я: Используя изобразительные средства языка (олицетворения, метафоры, эпитеты), автор достигает выразительности в изображении февральских дней.

5. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о прямом и переносном значении слов. Списать текст упр. 342, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Записать слова: съесть, лопнуть, треснуть, раскалываться, задавить, заманить.

Составьте с двумя из них (по вариантам) предложения, в которых бы каждое из слов употреблялось в прямом и переносном значении. Какой стиль речи вы используете, составляя предложения с переносным значением этих слов?

3. Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала и материала для наблюдений на стр. 134—135. Запомнить определения омонимов .

Найдите в толковом словаре (стр. 288) словарные статьи о слове вал . Сколько словарных статей имеется в словаре? Запишите в тетрадь столько предложений, сколько словарных статей есть в учебнике, по образцу: вал — это… Подчеркните в этих предложениях грамматические основы и второстепенные члены. Объясните постановку знаков препинания.

4. Тренировочные упражнения.

Составьте словосочетания с записанными на доске словами:

лук, месяц, пеночка, шашки (яркий, короткий, горький, тугой, настольные, казачьи, пушистая, сладкая).

Докажите, что это слова-омонимы и у них разные лексические значения.

Упр. 347. Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? (это не омонимы, т. к. относятся к разным частям речи).

Отгадайте загадки, предложенные ученым-лингвистом Т. Б. Голубом:

1) Какая гусеница не годится для танка?

2) Какой губкой нельзя мыться?

3) В каких лесах нельзя заблудиться?

Составьте и запишите предложения со словами-омонимами.

1) Слово и его лексическое значение.

2) Основные способы толкования лексического значения.

3) Однозначные и многозначные слова.

4) Что такое омонимы.

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Переписать предложения (распечатаны), вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить их постановку графически.

1) Луна н..бесное тело. 2) Ноч.. прошла под большой чист..й луной и к утру лег первый моро.. . 3) Над г..рой м..л..дой месяц закр..снелся кверху ро..ками заход..т.

Выписать из предложений слова, которые называют по-разному один и тот же предмет.

В ы в о д у ч и т е л я: В русском языке есть разные слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же (один и тот же предмет, признак, действие). Такие слова называются синонимы.

3. Работа по теме урока.

Чтение материала учебника — стр. 137.

Пользуясь материалом для справок (в учебнике), доказать, что слова из упр. 349 являются синонимами: Получившиеся предложения записать в тетрадь и объяснить постановку знаков препинания.

Записать предложения в тетрадь (материал распечатан), заменяя повторяющийся глагол подняться подходящими по смыслу синонимами.

Учитель вошел в класс, и ученики поднялись со своих мест.

Больной чувствовал себя хуже. У него пропал аппетит, поднялась температура.

После того как больной стал принимать лекарство, ему стало лучше. Он стал есть. У него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели.

Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

Какой вывод о роли синонимов в речи можно сделать после выполнения этого задания? (Синонимы играют в речи важную роль, т. к. делают ее не только более грамотной, но и выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т. е. однообразия).

В ы в о д: Синонимы различаются стилистической окраской. Среди синонимов есть нейтральные ( разговор, глаза ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ).

Записать под диктовку предложение, расставить и объяснить в нем знаки препинания: И сказала сказка мне Федору жалко.

Подчеркнуть слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумать и записать к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления:

Нейтральный, книжный, разговорный

( говорить, объяснять; излагать, ораторствовать; болтать трепаться ).

Чтение и анализ синонимических рядов (материал распечатан).

1) Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный

2) Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный

3) Грусть, скорбь, печаль, точка

4) Порок, слабость, недостаток

5) Ярость, бешенство, исступление, гнев

6) Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.

Записать по два синонимических ряда в тетрадь (по вариантам — 3 варианта), расположив слова по степени нарастания признака (действия). Стержневое слово подчеркнуть.

З а п о м н и т ь! Такое расположение синонимов называется градация.

5. Домашнее задание. Упр. 353. Как определить, является ли слово синонимом?

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать навык определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте. Формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Записать предложение, выполнить его пунктуационный и синтаксический разбор. Найти по опознавательным признакам известные орфограммы, графически обозначить условия выбора.

Странный человек не бежал, а несся изящными скачками, еле касался земли, подобно балетному танцору.

Есть ли в этом предложении синонимы? Свое мнение обоснуйте.

3. Работа по теме урока.

Упр. 351. Сгруппировать слова по лексическому значению, каждую группу синонимов записать с новой строки.

Всегда ли слова в каждой из групп будут синонимами?

З а п о м н и т ь! Синонимы могут иметь ограниченную смысловую сочетаемость. Такие синонимы называются контекстуальными . Лексическое значение контекстуальных синонимов уясняется только в словосочетании, предложении или контексте.

Сравните: домашняя пища — домашняя еда.

Но! Духовная пища — духовная еда

Прочитайте текст (распечатан):

Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из мягкой податливой древесины искусные мастера вырезали красивую деревянную посуду и ложки .

Докажите, что одни выделенные слова являются синонимами, а другие нет.

Упр. 354. Знакомство с ролью синонимов как средства связи предложений в тексте.

Тема: Р.р. Сочинение по картине

ЦЕЛЬ: Развивать навык использования синонимов в речи (при описании изображенного на картине).

1. Работа по картине.

2. Беседа по вопросам упражнения.

4. Подготовка устного сочинения по картине.

5. Прослушивание нескольких сочинений.

1. Орфографическая работа.

Записать слова под диктовку, обозначить орфограммы — гласные и согласные в корнях слов:

благ..родный, ни..кий бли..кий, дальний, вверх, вни. взл..телть, садит..ся, вч..ра, завтра, прибл..жаться, уд..ляться, защ..щать, н..п..дать.

В чем особенность записанных слов?

2. Работа по теме урока.

Работа с учебником — стр. 140—150. Запомнить определение антонимов.

3. Тренировочные упражнения.

О б р а т и т е в н и м а н и е!

Умелое использование автонимов придает речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.

Прочитайте текст (распечатан).

Весь этот лесной край к северу от Оки называется издавна дремучим.

Действительно, лесные дебри как бы оцепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с красноватой водой.

а) Определите тип этого текста. Какое это описание: художественное или научное?

б) Выписать из текста слова — синонимы. Рядом запиши те к этим словам антонимы.

в) Выпишите из текста однокоренные слова, обозначьте в них корни. Являются ли эти слова синонимами?

Работа с текстом (распечатан).

Прочитать, определить стиль и тип текста.

Много-много миллионов лет назад хозяевами Земли были динозавры. Больши.. и маленьк. мирн.. н хищн. на двух и четырех ногах, они паслись среди гиган..ких папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в тонких болотах, парили в небесах и царили в морских стихиях. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосого ящера-водолаза возвышалась бы над современ.. двухэтажн.. зданием, а под перепончат..м крылом л..тающего ящера-птеронодонта могло бы разместит..ся несколько слонов. Вымерли эти исп..лины 70 миллионов лет назад.

Выписать из текста синонимы и антонимы в два столбика. Определить их роль в тексте.

Списать текст, вставляя пропущенные буквы и запятые.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс Урок 1. Знакомство с . русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса . неграмотный, не знает правил русского языка.) — Оказывается, по речи, устной и письменной, .

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (3)

. г. Рабочая программа по русскому языку 9 класс Составитель программы: Беляева Т.В. учитель русского языка и литературы д. . ученика Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.:ВАКО,2005 .

Рабочая программа педагога Ионова Владимира Александровича по русскому языку ( 7 класс) Рассмотрено на заседании

Прямое и переносное значение слова. Средства изобразительности (метафора, олицетворение, эпитет) Цели и задачи урока: учащиеся знакомятся ознакомить с прямым и переносным значением слова; показать , как используются слова в переносном значении в художественных текстах (как основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений, эпитетов); формировать навыки анализа художественного текста, нахождения в нем известных тропов .

Словарно-орфографическая работа . М е та́ф о ра . Ме́та — ‘пере-’ ( греч .) М е т а ф о ри́ческий . Фо́ра — ‘несу’ Метафора — это слово или оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства.

Кислые стихи Мошковская Эмма Встало солнце кислое, Смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое Облако повисло . И спешат несчастны Кислые прохожие И едят ужасно Кислое мороженое . Даже сахар кислый! Скисло всё варенье! Потому что кислое Было настроение -Выпишите из стихотворения два словосочетания с прилагательным кислый и два словосочетания с глаголом скиснуть так, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значении.

Значение слова Прямое Прямо указывает на предмет, действие, явление. Седая голова, волчий хвост Переносное Переносит прямое значение слова на другой предмет Седая зима, волчий аппетит

Осложненное списывание. Задания: 1. Дописать подходящие по смыслу и рифме слова. 2. Объяснить правописание падежных окончаний существительных (устно). Загадка В огороде у дорожки стоит солнышко . . Только желтые лучи у него не . . (В. Ладов.) горячи на ножке Как рождаются метафоры, как сочиняются загадки?

Употребите прилагательные тёплый, горький, прямой, острый в разных значениях (в сочетаниях с различными существительными) Тёплый хлеб – тёплый приём Горький перец – горькая правда Прямая линия – прямой ответ Острый нож – острый ум

Описательный оборот как средство межфразовой связи. Переносное значение могут иметь не только отдельные слова, но и целые обороты. Вспомним, вместо названий каких профессий и почему употребляются следующие описательные обороты капитаны степных кораблей - , разведчики подземных кладовых - . Найдите описательный оборот, какую роль он играет в строении текста. Выпал снег. Это белое чудо за одну только ночь изменило весь мир. (В. Песков.) Описательный оборот может сцеплять предложения в тексте. комбайнёры геологи

Эпитет – образное определение. И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали. На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо. Метафора – скрытое сравнение. Звёзды пересыпались белыми зёрнами. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег. Олицетворение –это наделение неодушевленных предметов живыми качествами1) О чём ты воешь, ветер ночной? 2) Телеграф гудел свою скучную песню. Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим. 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.

Прочитайте и отгадайте загадку. Как вам удалось понять, о чём в ней идёт речь? На поляне девчонки в белых рубашонках, зелёных полушалках 2. Запишите это предложение, заменив метафоры сравнениями. Используйте для присоединения сравнений разные союзы. ( На поляне, как девчонки, стоят берёзы. У берёз белые стволы, будто рубашки, и зелёная листва, словно полушалки . ) 3. Сравните текст загадки и записанный вами текст. Какой из двух текстов, по-вашему, выразительнее? Почему ?

Метафора ? - скрытое сравнение . В ид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда . ( С. Есенин) греч. ( перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений . (Словарь лингвистических терминов ) ? ? простая: Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь (? построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку) ? развёрнутая: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает Их с размаха в дикой злобе на утёсы , разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. ( ? построена на различных ассоциациях по сходству)

? - Олицетворение - Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? ( Ф.Тютчев .) троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава. Потемнели выси и глубины, ветерок порывист и остер, в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо . Тренировочные упражнения. Запишите под диктовку предложения, расставьте необходимые знаки препинания . В предложениях подчеркните грамматические основы. Укажите метафоры.

Задание. Запишите словосочетания, заменяя эпитет обычным определением. Сопоставьте полученные пары словосочетаний с точки зрения выразительности. Какими средствами создаётся художественный образ? Образец: прозрачные капли росы – хрустальные капли росы. Свинцовые тучи, золотая листва, железные нервы, цепкий взгляд, тяжёлые мысли, лютая зима, богатырское здоровье, зверский аппетит. Эпитеты и обычные определения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

©Учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской ООШ Е.И.Лебедева Электро.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

©Учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской ООШ Е.И.Лебедева Электро.

©Учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской ООШ Е.И.Лебедева Электронное приложение к уроку русского языка в 5 классе

5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Рас.

6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знак.

6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Алёша с ранних лет увлекается рыбной ловлей. 2) Мальчик снял рубашку и положил в неё рыбу. 3) Он поймал одну щуку и десять небольших карасей. 4) Удобнее Алёша ловить рыбу с лодки удочкой. Удобнее, Алёша, ловить рыбу с лодки удочкой В предложении есть обращение.

7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препин.

7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки. 2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда. 3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям. 4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами. Ночь уже ложится на горы, и туман бродит по ущельям. Это сложное предложение

1.Наука, изучающая словарный состав языка называется….. 2.Словарный состав яз.

1.Наука, изучающая словарный состав языка называется….. 2.Словарный состав языка – это… 3.То, что обозначает слово, называется…. 4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… 5.Слово, имеющее два и более значений, называется….. 6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… лексикология лексика лексическое значение однозначное многозначное толковый словарь

Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И.

Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И в летние денечки? Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: - Я поняла! – И тащит одеяло. О какой теплоте говорила мать дочери? Какие значения имеет слово теплота?

Укажите, в каких выделенных словах прямое значение, а в каких переносное Ледя.

Укажите, в каких выделенных словах прямое значение, а в каких переносное Ледяная глыба – ледяной взгляд Море пшеницы – голубое море Копирует чертеж – копирует походку Метафора – это употребление слов в переносном значении; перенос значения с одного предмета на другой по сходству. Олицетворение - перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления (ветер гуляет).

Найдите олицетворения в тексте

Найдите олицетворения в тексте

Выпишите словосочетания в два столбика: с прямым значением и с переносным зна.

Выпишите словосочетания в два столбика: с прямым значением и с переносным значением Тяжелый чемодан, серебро волос, твердый грунт, свежий хлеб, золотая пшеница, плести венок, железный характер, стеклянный графин, мягкая походка. Тяжелый чемодан Твердый грунт Свежий хлеб Плести венок Стеклянный графин Серебро волос Золотая пшеница Железный характер Мягкая походка

1.Что нового мы узнали на уроке? 2.Чему мы научились? 3.С какими трудностями.

1.Что нового мы узнали на уроке? 2.Чему мы научились? 3.С какими трудностями ты столкнулся? 4.Удалось ли эти трудности преодолеть?

В саду горит костер рябины красной но никого не может он согреть. Не обгорят.

В саду горит костер рябины красной но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти от желтизны не пропадет трава. Потемнели выси и глубины ветерок порывист и остер в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо. Какие изобразительные средства использованы в этих предложениях?

1.Русский язык.5 класс: технологические карты уроков к учебнику Т.А.Ладыженск.

Краткое описание документа:

Презентация "Прямое и переносное значение слова" является электронным приложением к уроку русского языка в 5 классе. Урок начинается с подготовки к ВПР: разбираются 5, 6, и 7 задание, потом даются тренировочные варианты с правильными ответами. Домашнее задание проверяется в форме терминологического диктанта. Ответы к нему в презентации имеются, что позволяет учителю сразу же поработать над ошибками. При открытии нового знания учащимся предлагается самим сделать выводы. Система заданий по данной теме дает возможность закрепит материал. В презентации даны вопросы для рефлексии.

Цели урока: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела "Лексика". Определить уровень усвоения материала у учащихся. Уметь применять знания на практике. Формировать логическое мышление, интерес к слову, его значимости в нашей речи.

Форма: индивидуальная и групповая работа.

  • словари,
  • карточки-вопросы,
  • карточки-тексты,
  • карточки "светофор" (размер ученической линейки красного и зеленого цвета),
  • контрольный тест,
  • визитки - название команд,
  • карточки-"мордашки".

1. Оргмомент.

Учитель спрашивает об эмоциональном настроении учащихся.

- Поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку "мордашку", которая соответствует вашему настроению на уроке.

- Давайте улыбнемся и настроимся на урок.

- Кто из вас готов к уроку? Поднимите карточку "светофор". (Красный - не готов, зеленый - готов).

2. Слово учителя.

В былине об Илье Муромце есть такие слова: "Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его : повертывать". Вдумайтесь в смысл этого предложения.

- Что значит повертывать?

Умей владеть словом. Оно многозначно.

И сейчас мы проверим умеете ли вы владеть словом, знаете ли о его многообразии.

Посмотрите на эпиграф урока:

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом. (К.Паустовский)

Итак, ведем разговор о слове. Работа ведется в группах (класс разделен на 4 команды).

Правила урока-зачета. Каждый из участников своей группы берет вопрос-карточку и отвечает. Если отвечающий не знает ответ на вопрос, может ответить участник этой группы. Если команда не ответила, то поднятием карточки- светофора (зеленого цвета), отвечает тот, кто первым ее поднял.

Ответы оценивает жюри (одноклассники или ребята из параллельного класса). И я, ваш учитель, помогаю и веду урок. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Вопросы находятся на ваших столах. Каждый из участников команды берет карточку, на которой записан вопрос. Вопрос читаете вслух, громко и четко.

Вопросы для игроков первой команды.

Теоретические вопросы.

1. Для чего служит слово как значимая единица языка?

2. Что такое лексика?

3. Что такое лексикон?

4. Что изучает раздел языкознания - лексикология?

5. Какие значения имеет слово?

6. Чем отличаются слова однозначные от многозначных?

Жюри подводит итоги теоретического опроса.

Команды отвечают на практические вопросы.

Если команды готовы, то могут показать свои сигнальные карточки. (Ребята поднимают сигналы-карточки зеленого цвета).

Итак, переходим к практическим вопросам.

Практические вопросы

1. В каком словаре можно найти лексическое значение слов?

Возьмите словарь, найдите любое слово и прочитайте его лексическое значение.

2. Найдите в предложениях слова с прямым и переносным значением.

Девочка плакала: она ушиблась. Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Хватит языком болтать. Мама, а болтать ногами можно?

3. Найдите обороты речи в переносном значении, как они называются?

Что создаются при помощи них? (Художественные образы. Метафора).

а) В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

б) Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

в) Потемнели выси и глубины, ветерок порывист и остер,

В ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер.

4. Какой художественный прием использует Пушкин при описании яблока?

:Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно - золотисто,
Будто медом налилось.

Мед сладкий и яблоко сладкое по запаху - душистое, по цвету - золотистое.

5. Составьте словосочетания, чтобы получилось прямое и переносное значение слов.

Можно составить предложения со следующими словами:

Седая, волчий, корка, ледяной, ударил.

Вопросы для 2-й группы знатоков

1. Что такое омонимы?

2. На какие значения делятся омонимы?

3. Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

4. Как называется шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов?

5. Найдите в стихотворении омонимы. Указать их значение

Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей
(Я.Козловский)

6. Определите значение омонимов

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
(Я.Козловский)

Под спинку -
Перинку.
На перинку -
Простынку.
Подушки -
Под ушки
(С.Маршак)

Жюри подводит итоги.

Вопросы для 3-й группы знатоков.

Теоретические вопросы.

1. Что такое синонимы?

2. Что такое синонимические ряды, где их можно найти?

3. В каком словаре можно найти синонимы?

4. Какова роль синонимов в нашей речи?

5. Что такое контекстуальные синонимы?

  • прекрасный - (хороший, великолепный, отличный, превосходный);
  • небольшой - (микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный)
  • грусть - (скорбь, печаль)
  • улыбаться - (прыскать, хихикать, смеяться, хохотать, гоготать)

7. Найти контекстуальные синонимы.

У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка.

Веселые малыши хорошо растут.

Тренер уделяет много времени обучению шалунов.

Жюри подсчитывает баллы.

Вопросы для 4-й группы знатоков.

1. Что такое антонимы?

2. В каком словаре можно найти антонимы.

3. Как располагаются они в словарях?

3. Для чего употребляется антонимы в художественной речи?

4. Как называется вид художественного тропа построенный на противопоставлении?

Практические вопросы.

5. Найдите антонимы.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясо не впрок.

6. Найдите в словаре антонимическую пару. Зачитать.

7. Закончите предложения, используя во второй части слова противоположные по значению.

Лучше знать мало, но хорошо, чем. (много, но плохо)

За маленьким погнался: (большое потерял).

Он упал, но быстро :(поднялся).

Ребята, сегодня на уроке вы показали не только свои теоретические знания по теме "Лексика", но и умения применять их на практике. Показатель ваших знаний это, конечно, оценка. Сейчас мы вам скажем ее. Члены жюри подводят итог нашего урока.

А чтобы подвести итог нашему зачету, вы должны выполнить небольшой тест по данной теме. (Учитель заранее разрабатывает тест по данной теме).

Тест выполняется для того, чтобы проверить уровень усвоения темы в письменной форме. (Работа выполняется на листках). За тест ребята получают вторую оценку.

Примерный тест к уроку - зачету по теме: "Лексика".

Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)

1. Какое слово является многозначным:

2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

3. Синонимы - это:

а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.

б) слова, обозначающие одно и то же.

в) слова с противоположным лексическим значением.

4. Найдите синоним к слову огромный:

5. Подберите антоним к слову румяный:

6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:

а) они помогают точно и образно выражать мысли.

б) используются для раскрытия значения частей слова.

7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в словаре морфем русского языка.

8. То, что обозначает слово, является его:

а) грамматическим значением.

б) лексическим значением.

9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

а) выпадение снега.

б) существительное, мужской род , единственное число , именительный падеж.

10. Словарный состав - это:

а) все слова языка.

б) слова, которые даны в толковом словаре.

в) слова, которые я знаю.

Вопрос к ученикам:

- Какое у вас настроение после выполнения заданий?

Покажите мне карточки-"мордашки". Если улыбок стало больше - урок удался.

Урок окончен, спасибо всем.

Если осталось время, можно провести игру, чтобы снять эмоциональное напряжение учащихся.

Игра. Шуточные вопросы.

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке).

2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент, мединструмент).

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).

4. Всякий ли пар способен подниматься? (пар - пашня).

5. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь).

6. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов).

7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец).

Презентация на тему: " Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления." — Транскрипт:

2 Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления в речи.

3 Каждое слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение, Без смысла, без лексического значения слова нет и быть не может. Объяснить лексическое значение слова помогают толковые словари. Солнце – небесное светило, раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля и другие планеты нашей Галактики. (Словарь русского языка С.И.Ожегова)

5 ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА прямое переносное Прямо указывает на предмет, Переносит прямое значение действие, явление слова на другой предмет седая голова седая зима волчий хвост волчий аппетит золотые серьги золотые руки Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением: Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

6 Запомните! Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Потемнели выси и глубины, ветерок порывист и остёр, в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костёр. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

7 От многозначных слов следует отличать слова-омонимы. Омонимы (от греч. homos одинаковый, onyma имя) это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. В толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях. Если слово- омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами.

8 Синонимы слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия конница, смелый храбрый, большой – огромный – громадный. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. бегемот – кавалерия - конница гиппопотам

Читайте также: