Пожалел лишайник гору поселился лезет в гору

Обновлено: 17.09.2024

Внеклассное мероприятие способствует развитию креативного мышления, расширению кругозора учащихся, повышению мотивации к изучению предмета ознакомление с окружающим миром (познания мира).

ВложениеРазмер
oznakomlenie_s_okr.mirom_._kvn.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по познанию мира для учащихся 4 классов.

учитель начальных классов школы-лицея № 16 г. Павлодара

Цели: воспитание интереса к предмету познание мира; развитие кругозора,

внимания, логического мышления, умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы продолжаем нашу предметную неделю по познанию мира, и сегодня у нас состоится КВН.

На КВН мы с вами собрались,

Чтобы помериться не силой, а умом.

Вы знаний с собой багаж принесли,

Чтоб ими блеснуть с лихвой.

Ведь КВН - соревнование, в остроумии и знании.

В КВНе принимают участие 3 команды (сборные). После недолгого обсуждения сообщают название и девиз команды.

  1. Ядовитая змея. (кобра)
  2. Самая большая хищная рыба. ( акула)
  3. Речной или сахарный. (песок)
  4. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (дерево засыхает)
  5. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
  6. Горючая маслянистая жидкость. (нефть)
  7. Холмы, которые в древности люди насыпали над могилами. (курганы)
  8. Раздробление и размельчение твердых горных пород наз. (выветриванием)
  9. Глубокие впадины, образованные временными водными потоками называются …(оврагами)
  10. Прибор для ориентирования на местности. (компас)
  11. Дождь, снег, град- это…( осадки)
  12. Облако на уровне земли. (туман)
  13. Прибор для определения скорости и направления ветра. (флюгер)
  14. Маленькая модель Земли. (глобус)
  15. Орган вкуса.( язык)
  16. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  17. Жилище птицы. (гнездо)
  18. Животное, которое носит своего детеныша в сумке. (кенгуру)
  19. Стрекоза- вредное или полезное насекомое? (полезное)
  20. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (майские и июньские хрущи)
  21. Что случается с пчелой после того, как она ужалит?(погибает)
  22. Орган обоняния. (нос)
  23. Чем покрыто тело человека? (кожей)
  24. Бурый, черный, каменный …(уголь)
  25. Горы на физической карте обозначаются…(коричневым цветом)
  26. Ровное или слабовсхолмленное пространство земной поверхности называется … (равниной)
  27. Горы пустой породы, извлеченной из шахт при добыче угля называются … (терриконы)
  28. Основное свойство почвы. (плодородие)
  29. Перемещение воздуха над поверхностью Земли наз. (ветром)

33.Минеральные воды в Казахстане наз. (арасанами)

34.Чугун и сталь –это сплавы …(железа)

35.Уголь, нефть, газ –это …(горючие полезные ископаемые)

36.Хищная большая полосатая кошка. (тигр)

37.Полосатая африканская лошадь.( зебра)

38.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

39.Начало реки наз. (истоком)

40.Тело рыбы покрыто …(чешуёй)

42.Природные углубления на поверхности Земли, заполненные водой, наз.

43.Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут

влаголюбивые травянистые растения наз. (лугами)

44.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

45.Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)

46.Самое крупное млекопитающее животное. (кит)

47.В каких состояниях бывает вода? (жидком, газообразном, твёрдом)

48.Другое название пресмыкающихся …(рептилии)

49.Тело птиц покрыто… (перьями)

50.Крупный горный баран.(архар)

51.Источник света и тепла. (Солнце)

52.Очень большие водные пространства земного шара наз. (океанами)

53.Параллели и меридианы на поверхности глобуса или карты образуют

54.Места залегания полезных ископаемых наз. (месторождениями).

55.В состав воздуха входят: азот, кислород и …(углекислый газ).

56.Волокнистая горная порода, из которой шьют спецодежду для пожар-

57.Металл, способный задерживать радиоактивные и рентгеновские лучи.

58.Обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над

прилегающими равнинами наз…(горами)

59.На физической карте равнины обозначены …(зелёным цветом)

60.Казахстан граничит с Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргыс-

(Россией и Китаем).

61.Как называют толчки крови? (пульс)

62.Как называют самые мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)

63.Чем соединяются кости рук, ног? (суставами)

64.Чем сверху покрыты зубы? (эмалью)

65.Где расположены лёгкие? (в грудной клетке)

66.Что двигает кости, имеет способность сокращаться? (мышцы)

67.Что защищает череп? (головной мозг)

68.Что приводит в движение кровь? (сердце)

69.Какая птица самая больная в мире? (страус)

70.Когда ёж не колется? (когда только родился)

Жюри подводятся итоги первого конкурса.

Задание для 1 команды .

Загадка: Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.( Гора)

Что это за мастера? ( Вода, солнце, ветер)

Задание для 2 команды.

Загадка: Тает снег – и я расту,

Дождик льёт – и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг

А зовут меня …(овраг).

- Посоветуйтесь в группе и дайте ответ на этот вопрос.

(Ответ: 1. Овраги разрушают плодородные почвы, дробят поля на мелкие участки, затрудняют работу на полях, удлиняют путь между населёнными пунктами.

2.Вырубка лесов, распашка лугов ведет к размыванию почвы, увеличению ям, канав. Из них образуются овраги.)

Задание 3 команде.

Загадка: В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (гора)

Когда говорят о чём-то прочном, вечном, то употребляют такое выражение:

Почему это высказывание не совсем верно?

Подумайте в группе и ответьте.

(Т.к. под действием тепла и холода, воды и живых организмов горы разрушаются.)

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?

2. Мотивация учебной деятельности

О какой земле говорили герои стихотворения?

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.

3. Работа по теме урока

— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.

В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.

Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.

Практическая работа

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.

Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?

Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).

Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.

Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьёт,

И Вода старается —

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору.

Поселился, лезет в гору.

Трещины покрыла Почва.

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?

В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен

— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?

Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.

— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

5. Рефлексия учебной деятельности


1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Одна из составных частей почвы. (Песок)

3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)

4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.

— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?

Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.

Почва

133. Какую почву называют царем почв? Почему?
Ответ: чернозем.

134. В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время
одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. Определите, в почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?
Ответ: в почве темного цвета, богатой перегноем.

135. Почему на месте осушения болот вырастают богатые урожаи?
Ответ: в почве много перегноя.

136. Почему для защиты почвы от разрушения необходимо сажать растения?
Ответ: растения своими корнями укрепляют верхний слой земли.

137. Почему при сжигании почвы появляется неприятный запах?
Ответ: это сгорает перегной, состоящий из остатков растений и животных.

138. Почему на глубине тундровой почвы даже летом держится вечная мерзлота?
Ответ: зимой температура воздуха в тундре снижается до 30–40 °С, а иногда и до –50 °С. Снега в тундре мало, всего 25–30 см. Ветер сдувает снег с возвышенностей, и оголившаяся земля сильно промерзает. Поэтому даже летом почва не оттаивает полностью и на некоторой глубине сохраняется замерзшая земля, образуя слой вечной мерзлоты.

139. Может ли уплотнение почвы повлиять на жизнь деревьев?
Ответ: деревья сильно страдают из-за уплотнения почвы, так как нарушается доступ воздуха к корням.

140. Солнце жаркое печет.
Ветер больно Гору бьет.
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
– Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода.
Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
Ответ: благодаря процессу почвообразования.

141. Мы привыкли к тому, что вода в почве – это благо. Если в почве нет воды, растения погибают, но может ли вода быть для почвы горем? Почему?
Ответ: в болотных почвах, в которых имеется избыток воды, корням растений не хватает воздуха. В таких почвах при недостатке кислорода образуются соединения железа сине-голубоватой окраски, ядовитые для растений.

142. Всякую ли землю можно назвать почвой?
Ответ: нет, почва – это такая земля, которая способна снабжать растения питанием и водой. Почва обладает плодородием. Песчаные пространства, каменистые россыпи в горах по внешнему виду напоминают почву, но не обладают плодородием.

143. Весной после перекапывания почвы ее следует сразу же обработать граблями. Почему это делают?
Ответ: чтобы уменьшить потери влаги.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ.

ТЕМА: О почве. Охрана почвы.

1.Формирование представления об образовании почв, их видах, о круговороте веществ в природе и роли почв в нем.

2. Воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.

3. Развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

1. Учебник “Природоведение” - 4 класс, авт. А. А. Плешаков, Москва “Просвещение” 2001 г.;

2. Карта природных зон;

3. Рисунки учащихся на тему: “Разрушительное воздействие на почву”;

4. Образцы почв (черноземная, подзолистая, торфяная);

5. Карточки: “Экологические проблемы”;

6. Таблица: “Виды почв”;

8. Кроссворд: “Состав почвы”;

9. Схемы: “Виды почв”, “Как человек использует почву”, “Факторы, влияющие на образование почвы”, “Меры охраны почвы”, “Круговорот веществ в природе”;

10. Для практической работы: лоток, камни, песок, глина, сухие листья, сорняки, макеты насекомых и червей, вода, стеклянная палочка, увеличительное стекло.

1. Организационный момент

- Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Актуализация знаний

Игра “Узнай меня”

- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

- Что можно назвать почвой?

- Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. (Рисунок №1)

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

- Что такое плодородие?

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, все ли почвы одинаковы по цвету и составу? (Предположения детей).

4. Открытие нового.

Групповая работа: У каждой группы на партах находятся три образца почв: №1, №2, №3 и таблица “Виды почв”. (Рисунок №2)

- Посмотрите разные образцы почв. Что заметили? (Почвы разного цвета).

- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (№1)

- Одинаковы ли почвы по составу? Используя увеличительное стекло, рассмотрите образцы почв и заполните таблицу “Виды почв”.

Работа в группах. Проверка работ.

- Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур.

- Покажите на карте, в какой природной зоне преобладают черноземные почвы?

- В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. Как вы уже отмечали, в данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

- Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах?

- Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах. Покажите на карте зону лесов.

- Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Вы уже отмечали, что в этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. Как вы думаете, почему?

- На болотах много воды, и растения перегнивают плохо. Чтобы торфяные почвы можно было использовать, их осушают. На осушенное поле вносят удобрение. После такой подготовки на торфяной почве получают высокий урожай растений.

- Как вы считаете, к каким последствиям для природы и самого человека приведет чрезмерное осушение болот?

- Значит ли это, что болото осушать совсем нельзя?

- В природе существуют и другие виды почв: арктические, серые лесные, луговые и другие.

- Каждой природной зоне соответствует свой вид почвы.

Работа в группах по карточкам:

1 группа: В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?

2 группа: Получает 2 – 3 растения и определяет вид почвы, особенности, характерные для данного растения.

- Покажите на карте, в какой природной зоне находится наш край.

- Какая почва наиболее характерна для нашего края? (Ответы учащихся).

- Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны и человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

- Как еще человек использует почву? (Заполняется таблица, рисунок №4).

- Представьте себе: почвы вдруг не стало. Что произойдет?

- А почему не стало бы ни растений, ни животных, ни человека? Ответить на этот вопрос вам поможет схема “ Круговорот веществ в природе” (с.118).

Работа в группах по вопросам:

1. Как происходит круговорот веществ в природе

2. К каким глобальным последствиям приведет нарушение круговорота веществ в природе?

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

- Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?

- Ребята, а можно ли почву создать искусственно?

- Что нам для этого потребуется? Выполним практическую работу.

Работа в группах по плану: 1.Поместите камни и песок, глину в лоток. Перемешайте.

2.Добавьте листья, сорняки, макеты насекомых и червей.

3. Добавьте в лоток немного воды. Перемешайте.

- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой?

- Сравните полученную смесь с настоящей почвой (образец почв), сделайте вывод.

- Как вы уже отметили, почва образуется из измельченной горной породы, живых и отмерших организмов. В ней находятся бактерии, грибы, корни растений, черви, насекомые и другие животные. Все составляющие компоненты почвы должны взаимодействовать на протяжении длительного периода. Помимо почвообразующих пород и деятельности живых организмов, на образование почвы оказывают влияние рельеф: горы, холмы, равнины, низины; климат, время и деятельность человека.

- Какие факторы образования почвы в условиях помещения класса нельзя воссоздать? (Климат, рельеф, время). (Таблица “Факторы, влияющие на образование почвы”, рисунок № 5). Мы с вами убедились, что почву создать искусственно нельзя. Тогда за какое время она образуется в природе?

- Сделайте выборку статистических данных об образовании почвы по учебнику (с. 119).

(1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет. Слои почвы толщиной в 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 3225 лет, а там, где нет растений, - всего за 15 лет!)

- О чем говорят эти расчеты ученых? (Нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы).

Работа в группах: Прочитайте в учебнике на с.121 текст “Боль природы” и приготовьте

краткий пересказ от имени почвы, постарайтесь донести свою боль до людей.

- Что необходимо делать для защиты почвы на полях?

(Необходимо высаживать лесные полезащитные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения, ядохимикаты и орошать.)

- В этой работе участвуют и школьники. Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).

- Чем опасно для почвы чрезмерное использование ядохимикатов? (Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.)

- Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.

Работа в группах: Решение экологической проблемы.

1 группа: Компания “Лукоморье” получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, т.к. они достаточно защищают почву от эрозии. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, т.к. потребует дополнительных затрат, при том что кустарники не играют решающей роли в предотвращении эрозии. А как думаете вы? Дайте совет компании “Лукоморье”. Объясните значение выражения эрозия почвы. (Толковый словарь).

(Заросли кустарников создают благоприятные условия для роста лесных видов трав; способствуют увеличению видового разнообразия на участках, занятых лесополосами. В результате формируются сообщество, устойчивость которого значительно выше, чем у системы, состоящей преимущественно из деревьев. Посадка кустарников при создании лесополос оправдывается и необходима с экологической точки зрения).

2 группа: Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

- Рассмотрите эти рисунки и подумайте, на сколько важна охрана почвы.

(На доске рисунки детей: пустырь, заброшенный карьер, городская свалка, добыча полезных ископаемых, овраг. )

-Какие чувства вы испытываете, глядя на эти рисунки?

-Чем опасны эти места? (Разрушение плодородного слоя почв, загрязнение воздуха, почв, воды).

- Какую опасность представляет загрязненная почва для растений, животных и человека?

- Что сделали бы вы, чтобы на Земле не было мест, которые вызывают боль?

Работа в группах: Заполните схему “Меры охраны почвы”, рисунок № 6.

- Человек пользуется земными ресурсами, строит огромные заводы и фабрики. Все промышленные предприятия дают колоссальное количество отходов. Это приводит к печальным последствиям: почва разрушается. Мы с вами уже сегодня можем внести частицу своей заботы в защиту и сохранение почв.

5. Проверка домашнего задания.

- Ребята, к уроку природоведения я просила подсчитать, от какого количества мусора ваша семья может избавить Землю за один день. (Приложение № 3). Назовите свои результаты. (Ответы детей).

- А теперь полученный результат умножьте на 365.

- Полученные вами результаты - это количество мусора, от которого ваша семья может избавить Землю на следующий год.

- Какой можно сделать вывод из ваших расчетов? (Ответы учащихся).

- В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, какие? (Стеклянные банки и бутылки). Верно, эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

- А что же самое главное, на ваш взгляд, должно быть в людях по отношению к природе? (Люди должны бережно обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными, а главное – не причинять Природе боль, ведь почва – это тоже часть Природы).

- А может ли один человек разрешить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям.)

- Очень важно, чтобы каждый из вас осознал, что от ваших действий, поступков зависит, насколько наша планета будет еще краше, и не будет таких мест, которые вызывают боль и обиду. Если процесс разрушения почв будет продолжаться, то существование всего живого на Земле окажется под угрозой.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

2. Первая группа: Составьте памятку для работников сельского хозяйства “Как защитить почву на полях”.

3. Вторая группа: Расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.



КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПОЧВУ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ


МЕРЫ ОХРАНЫ ПОЧВЫ


Болота являются естественной средой обитания для сотен видов цветковых растений, мхов, многочисленных насекомых, моллюсков и других беспозвоночных животных, различных видов водоплавающих птиц, рыб, зверей. Водные растения и микроорганизмы, населяющие болота, работают как великолепные очистители. В болотах задерживаются и разлагаются многие ядовитые вещества, загрязняющие воду.

Благодаря болотам сохраняются леса и реки, растительный и животный мир. Вблизи рек заболоченные территории регулируют годовой сток, запасая воду во время паводков и сильных дождей, а впоследствии постепенно отдавая ее. В результате уменьшается опасность наводнений, сохраняется полноводность рек в засушливый период. Многие реки вообще берут свое начало из крупных болот.

К сожалению, для большинства людей болота представляют собой пустоши. На их месте возникли жилые кварталы, автомагистрали, выращивают сельскохозяйственные культуры. А некоторые болота были превращены в мусорные свалки. Уничтожение болот разрушило места обитания многих растений и животных и обернулось угрозой вымирания для многих видов. Начали редеть расположенные поблизости леса и мелеть реки. Ухудшилось качество поверхностных вод. На рукотворных полях почва быстро разрушается в результате воздействия воды и ветра. Ученые сравнительно недавно начали понимать важнейшую экологическую роль болот в природе.

Наша почва серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на почву. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом уничтожается плодородный слой почвы и естественная растительность. Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог, под которыми оказываются огромные участки плодородной земли. Растут города, растут и горы мусора. Часто мусор сжигают, и тогда ядовитый дым и черные хлопья сажи отравляют воздух и почву на сотни метров вокруг. Загрязнение почвы угрожает здоровью и жизни самого человека. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы. Пример - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), ставящая цель предотвращение деградации окружающей среды. “Гринпис” борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и др. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, “Гринпис” добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.

1. Возьми отходы твоей семьи за один день (то, что обычно выбрасывается) и взвесь их.

Вес мусора за 1 день = кг

2. Теперь – самое приятное. Расстелите на полу несколько газет, высыпь мусор и рассортируй по следующим категориям:

- Перерабатываемая пластмасса, картон, металл, стекло, газеты, журналы, бумага (старые тетради и конверты, записки, обвертки).

- Пищевые растительные отходы (Растительные отходы могут стать удобрением в твоем саду или огороде!)

- Неперерабатываемые отходы (например, пластиковая упаковка, бумажные тарелки, памперсы).

3. Сложи весь неперерабатываемый мусор в пакет и взвесь.

Вес неперерабатываемого мусора за 1 день = кг

4. Возьми тот перерабатываемый мусор, который ты отсортировал. Подумай, что твоя семья может сделать, чтобы его не выбрасывать.

5. Теперь рассмотри неперерабатываемый мусор. Что можно сделать для уменьшения его количества? В Экосправочнике найдешь несколько полезных советов.

6. Сосчитай, от какого количества мусора ты можешь избавить Землю за 1 день:

вес мусора за 1 день = _________ - вес мусора, который твоя семья могла бы не выбрасывать (см. пункт 3) за 1 день = ________ кг экономии за день.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

I II. Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемы (объяснение учителя с элементами беседы).

Учитель: Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. А как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики: На почве растут растения, которые являются пищей для человека и животных. Даже если человек употребляет пищу животного происхождения, эти животные сами питаются растениями.

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

Учитель: Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет? (проблемный вопрос).

Ученики: Исчезнут растения, животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека.

Учитель : Как вы думаете, а может ли в самом деле случиться такое, что почва вдруг исчезнет? (ответы учащихся).

Учитель: А какие причины могут привести к разрушению почвы? (ответы учащихся).

Основными причинами, ведущими к разрушению почв, являются ветер, вода, вырубка лесов, ядохимикаты и нерациональное использование земель. (Слайд 2)

В ыявление места и причины затруднения:

Ответы на какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Это вопросы, связанные с основными причинами и видами разрушения почв.

Построение проекта выхода из затруднения.

Разрушение почвы под влиянием ветра называется ветровой эрозией . (Слайд №3)

1 Учащийся . Ветровая эрозия , или дефляция , сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количе­ство пыли, что становится темно, как в сумерки.

Такие бури на­зывают пыльными (или черными), они могут возникать в любое время года (Слайд 4) Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт.

Ветровая эрозия наиболее распространена в степных районах , где мало лесных насаждений.

Разрушение почвы водой называется водной эрозией (Слайд 5).

2 Учащийся . Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.) Везде, где есть хоть слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. После сильных дождей по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. На месте смыва, образуются огромные овраги.

3 Учащийся . Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. (Слайд 6)

Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины, которые являются началом оврага.

Чтобы не происходил размыв почвы, склоны гор распахивают в поперечном направлении. (Слайд 7).

4 Учащийся . Ядохимикаты . Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор. Поэтому свалки наносят почве большой вред. (Слайд 8)

Применение на полях удобрений, пестицидов, различных видов отравляющих веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства приводит к накоплению этих веществ в почве. Далее эти вещества поглощаются растениями и попадают в наш организм.

5 Учащийся . Специалисты отмечают, что на пастбищах, где происходят массовые выпасы скота, тоже происходит эрозия почв.

В то же время, по подсчетам ученых, на восстановление плодородного слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет. Почва восстанавливается очень медленно.

Первичное закрепление материала с комментированием

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами виды и причины эрозии почвы и поняли, что почва может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Почву нужно охранять!

Учитель: Правильно! Поэтому одной из важных задач человека является ОХРАНА ПОЧВ.

Давайте еще раз вспомним, какие причины разрушения почв мы сегодня узнали (учащиеся вспоминают виды эрозий и предлагают способы охраны).

1. Ветровая эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;(Слайд 10)

б) улучшение структуры почвы. (Слайд 11)

2. Водная эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;

б) правильная обработка почвы.

3. Ядохимикаты:

а) использование органических удобрений;

б) запрет применение на полях пестицидов, гербицидов и искусственных удобрений.

VII . Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Для обобщения и повторения темы посмотрим презентацию исследовательских работ, которые подготовили учащиеся нашего класса.

Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

Рефлексия учебной деятельности.

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какой орган обеспечивает минеральное питание растений? (Корень .)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Какой вид питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.

− А теперь оцените работу своей группы и свою работу.

Домашнее задание: §15. Вопросы и задания в конце параграфа.

Читайте также: