Пожелтела трава два брата рубили дрова

Обновлено: 05.10.2024

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Крылатые выражения" построено таким образом, что знакомство с материалом происходит с учётом жизненного опыта и при активном участии самих детей в сценках, играх, конкурсах. На протяжении всего занятия используются наглядность на каждое выражение и карточка с записью этого выражения, между которыми потом происходит игра на соответствие записи и иллюстрации.

ВложениеРазмер
krylatye_vyrazheniya.doc 64 КБ
napechatat.docx 14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Крылатые выражения" построено таким образом, что знакомство с материалом происходит с учётом жизненного опыта и при активном участии самих детей в сценках, играх, конкурсах. На протяжении всего занятия используются наглядность на каждое выражение и карточка с записью этого выражения, между которыми потом происходит игра на соответствие записи и иллюстрации.

  • познакомить детей с крылатыми выражениями;
  • научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
  • указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи через выполнение конкурсных заданий;
  • воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

Структурные элементы занятия.

I. Актуализация внимания. Целеполагание.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

Добрый день, ребята!

–Тема нашего занятия “Крылатые выражения”.

–Что это за выражения? Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? Какое крылатое выражение можно подобрать к каждой картинке?
–Почему они называются крылатыми?
– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

Формирование команд, придумать названия команд.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказ ке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом с обирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

–Что означает это выражение?
–Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
–Как вы понимаете?

2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

Пример: развесить уши - слушать

во весь дух – быстро
морочить голову – обманывать
в час по чайной ложке – медленно
рукой подать – близко

–Что они обозначают?
– Можно ли их понимать в прямом смысле?
– Вот какое недоразумение может произойти.

Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать прикуси язык? .

4) А теперь задание командам. Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?

За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой, засучив рукава.

– Какой здесь устойчивый оборот?
– Когда его употребляют?

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляют?

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляется?

5) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.

  • Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везет.

– Как вы понимаете эти обороты?

6) Игра “Закончи фразу”

  • Поди туда – (не знаю куда)
  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается)
  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди) .
  • Сказка ложь, да в ней намёк – (добрым молодцам урок)

– Как вы их понимаете?

7) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Догадайтесь , что это за животные

голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
надут как (индюк)

– Почему появились эти выражения?

8) Приготовить и показать сценку.

1 команда Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”.
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама-Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?

2 команда Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?

Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
В дым разругаетесь,
Потом – сгорите от стыда.

Крылатые выражения – как они появились?

Часто мы употребляем выражения, которые нам, да и окружающим кажутся совершенно понятными. Но, если задуматься, то обязательно возникнет вопрос – а почему мы так говорим? О происхождении некоторых популярных выражений вы сегодня узнаете.

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

9)Прочитать, пока дети готовят сценку.

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак… “Не спроста и не спустя слово молвится”— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…

1. “Их не разольешь водой” — о людях, которые очень дружны между собой.

Вопрос: откуда пошло это выражение?

  1. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
  2. От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
  3. Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.

(Правильный ответ — вариант a).

  1. Бездельничать.
  2. Громко смеяться.
  3. Сидеть, нога на ногу.

(Баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.)

10) Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.

  • Реветь в три ручья.
  • Уши развесить.
  • Пальчики оближешь.
  • Спать с открытыми глазами.

11) Последнее задание.

1 команда. Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.

Вопрос: какое это выражение?

(Взялся за гуж – не говори, что не дюж).

2 команда. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение “засучив рукава”, что значит “усердно приняться за работу”.

Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?

  1. Задрал нос.
  2. Сел в калошу.
  3. Спустя рукава.

– С какими выражениями мы познакомились?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. (награждение)

Что значит выражение : Пожелтела трава, Два брата рубили дрова.


Может быть, я не знаю : Они плохо рубили(не качественно) и по этому желтела трава : D.


Прочитайте текст и определите, какие фразеологические обороты в нём употреблены?

Прочитайте текст и определите, какие фразеологические обороты в нём употреблены.

Каковы значение этих фразеологизмов?

Пожелтела трава, Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава, Другой - засучив рукава.


Помогите пожалуйста , сделать синтаксический разбор слова ?

Помогите пожалуйста , сделать синтаксический разбор слова .

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят .

На дворе трава , на траве - дрова.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку .

Шестка у чушки, чешуя у щучки .

Ткань ткет ткани на платье Тане .


Что значит выражение ''Браться за работу"?

Что значит выражение ''Браться за работу".


Обозначить орфограммы ?


Сколько звуков в скороговорке На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора?

Сколько звуков в скороговорке На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.


Что значит выражение "браться за работу "?

Что значит выражение "браться за работу ".


Как пишется вследствие сильной жары трава пожелтела?

Как пишется вследствие сильной жары трава пожелтела.


Пожелтела трава, два брата рубили дрова?

Пожелтела трава, два брата рубили дрова.

Один делал - это спустя рукава, другой - засучив рукава.

Где здесь употребление фразеологии и ее значение ?


На дворе трава на траве дрова не руби дрова на траве дрова?

На дворе трава на траве дрова не руби дрова на траве дрова.

Подчекни сочетание согласных.


Помогите пожалуйста?

Синтаксический разбор предложения.

За домом, едва пожелтела трава, два брата рубили дрова Заренее всем большое спасибо!


Хочу рассказать о ресторане "", который я посетил с друзьями буквально вчера. Он находился недалеко, поэтому мы решили сходить именно туда. Сразу скажу, что был там первый и раз и вначале ничего особенно крутого не ожидал. Перед входом в ресторан ..


Отзыв о ресторане Вчера вечером со своей семьей я ходила в ресторан. Когда мы только зашли внутрь меня поразили размеры здания. Ресторан был просто огромный, но в то же время и красивый. Мы заказали рыбу с пастой, клубничные коктейли и несколько с..


_ - подлежащие = - сказуемое - - - дополнение - . - - обстоятельство ~ - определение [~_ = ]. [ - . - = _]. [ - - = _].


Полазь по сайтам что ли не чем помочь не могу(.



Пример с пунктуационной ошибкой : А Там должно быть : грибы, ягоды, ореxи - все мы собирали.


В)Все : грибы, ягоды, орехи - мы собирали.



Где находится магазин и любой пиши магазин Какой сегодня хороший день! Не подскажите, как найти и свое Когда мы едем в театр или в кино? Что сделал Сережа на геомерии или других предметах.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Главный Попко

спустя рукава-делать не добросовестно,небрежно,работать халатно,плохо ит.д

засучив рукава-трудиться усердно,не жалея сил.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока ( знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи ).

Чтобы правильно использовать деепричастия в речи, надо узнавать их в тексте.

1 задание Обозначьте пропущенные орфограммы. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. (текст на раб.листе)

У Лёньки в гл_зах блеснула

Он, скрипнув зубами, молча ,

Отёр рук_вом гл_за.

… И на к_мандном пункте,

Приняв последний с_гнал ,

М_йор в оглохшее рад_о,

- По каким признакам вы нашли деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется? Расставьте ударение в деепричастиях , какую закономерность вы заметили?

2. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами)

Образуйте от глаголов деепричастия совершенного вида. Расставьте ударение.

- Проверяем себя, произносим правильно

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

Прочитать текст, отредактировать его.

1. Это самое чудесное зрелище, виденное когда-либо. Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли. Над ними только густое белое облако. Возникает и нарастает рокочущий шум.

- Чем обусловлена необходимость редактирования текста?

Ответ. Наличием грамматической ошибки в предложении:

Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли.

Ответ. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым видишь , и добавочное действие, выраженное деепричастием глядя, обозначают действие разных предметов, а должны обозначать действие одного предмета.

I Глядя в глубь расселины I , ты видишь гигантские столбы водяной пыли.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях

Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание о Родине.

Поработав полгода, отца перевели на другую стройку.

Осмотревшись в комнате, взгляд Василия остановился на картине.

Вылаживая книги, Игорь задумался.

Войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь.

Проверяем себя

Уехав из Вятки, я долго мучился воспоминаниями о Родине.

Поработав полгода, отец перевелся на другую стройку.

Осмотревшись в комнате, Василий остановил свой взгляд на картине.

Выкладывая книги, Игорь задумался.

Когда я вошёл в трамвай, неожиданно начался дождь.

Лексические нормы
Прочитайте текст и определите, какие фразеологические обороты в нём употреблены и каково их значение. Каким членом предложения они являются? Знаки препинания при них?

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Лексические нормы
Составьте и запишите предложение с фразеологизмом, графически покажи, каким членом предложения он является.

Сломя голову

Очертя голову

Затаив дыхание

Проверяем , проговариваем.

Мы познакомились с нормами употребления деепричастия в речи, пришло время проверить ваши знания.

Самостоятельная работа на отдельных листах. Сдается сразу после выполнения. ( с выставлением отметки) .Указать номер предложений без грамматической ошибки.

А. 1. Поднявшись в небо, планёр держится за счёт струи воздуха.

2. Поднявшись в небо, для планёра нужен воздух.

3. Поднявшись в небо, полёт планёра напоминает парение орла.

4. Поднявшись в небо, планёр плавно летел над лесом.

Б. 1. Изучив работу прибора, студенты приступили к практическим заданиям.

2. Изучив работу прибора, он дольше не выйдет из строя.

3. Изучив работу прибора, у меня появился интерес к работе.

4. Изучив работу прибора, я смог правильно использовать его.

В. 1. Раскрыв газету, моё внимание привлёк фотоснимок.

2.Раскрыв газету, я просмотрел только программу телепередач.

3. Раскрыв газету, дедушка нашёл заметку о лётчиках.

4. Раскрыв газету, мне понравился очерк о ветеранах.

Г. 1. Придумав новое занятие, я интересно проводил время.

2. Придумав новое занятие, график работы изменился.

3. Придумав новое занятие, ученики готовились к выступлению.

4. Придумав новое занятие, у нас появились новые друзья.

Д. 1. Окончив училище, я продолжал учёбу.

2. Окончив училище, комиссия направила меня в командировку.

3. Окончив училище, мой друг остался работать в городе.

4. Окончив училище, директор вручил мне диплом.

Е. 1. Стоя на одном колене, гребец ловко орудовал веслами.

2. Стоя на одном колене, весло полностью погружается в воду.

3.Стоя на одном колене, от гребца требуется хорошая сноровка.

4. Стоя на одном колене, я испытывал трудности в управлении лодкой.

Подведение итогов

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо уметь_______ , избегать__________ ,

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо

уметь правильно их образовать;

избегать грамматических ошибок в употреблении деепричастных оборотов;

учитывать особенности текста, в котором они употребляются (пословицы, фразеологизмы, художественное произведение русской классической литературы или современное).

Читайте также: