Практическая работа отработка приемов вегетативного размножения растений

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, иллюстрации с примерами растений, доклады учащихся “Вегетативное размножение комнатных растений” с электронной презентацией, укорененные листовые пластинки узамбарской фиалки, укорененные стеблевые черенки сциндапсуса, корневища нефролепсиса, укорененные дочерние розетки хролофитума, горшки для комнатных растений – 1 на парту, земля в пакетах ( питательный грунт нейтральный- 1 литр на парту), дренаж, сосуды с водой ( стаканы химические), шпатели, поддоны ( одноразовые глубокие тарелки), резиновые перчатки, клеёнки на парты, салфетки для влажной уборки, ведро для воды.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Структура урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие, отметка отсутствующих, постановка цели урока, знакомство учащихся с планом работы на уроке.

Вопросы для повторения:

1) Что такое размножение?
2) Какие виды размножения вы знаете? (Таблица № 1)
3) Назовите виды вегетативного размножения у растений. (Таблица № 2)
4) Какие комнатные растения вы знаете?

Учащиеся прослушивают четыре доклада о комнатных растениях с презентациями: узамбарской фиалке, нефролепсисе, хлорофитуме, синдапсусе.

  • Название, облик комнатного растения (фотография).
  • Особенности жизни данного растения.
  • Влияние растения на атмосферу помещения.
  • Как данное растение размножается.

3. Практическая работа в парах – 20 мин.

а) инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ по биологии;
б) объяснение учителя о порядке выполнения работы, чтение инструктивных карт;
в) самостоятельная работа в парах согласно инструктивной карте;
г) установка высаженного растения в отведенном месте;
д) уборка рабочего места.

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Желаю успеха!

  • постелить клеёнку на парту;
  • надеть перчатки;
  • проверить наличие отверстия в донце горшка;
  • проверить наличие поддона;
  • насыпать дренаж на дно горшка (количество и размер дренажа зависит от размера высаживаемого растения);
  • насыпать землю в горшок из пакета, уплотнить её, свободное расстояние от земли до края горшка должно быть равно 1 см., поставить горшок в поддон;
  • осторожно полить землю из стакана, вода должна вытекать в поддон;
  • как только вода уйдет в поддон, переставить горшок на клеёнку и слить воду из поддона в ведро у доски;
  • поставить горшок снова в поддон;
  • взять шпатель и сделать ямку в земле ( ямка должна соответствовать размерам корневой системы высаживаемого растения);
  • посадить растение – поместить корни растения так, чтобы они свободно располагались в ямке;
  • прижать землю к стеблю отводка;
  • уплотнить землю вокруг растения;
  • умеренно полить посаженное растение;
  • засыпать поверхность горшка на 1 см. землей из пакета;
  • протереть горшок салфеткой;
  • поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;
  • убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки.

4. Закрепление пройденного – 6 мин.

  • Какую функцию выполняют отверстие в донце горшка и дренаж?
  • Почему дренаж бывает разного размера?
  • Для какой цели поливают землю перед посадкой растения?
  • Как при посадке растения мы уплотняем почву?
  • В какое место и на какой срок помещают высаженные растения?
  • Как мы будем ухаживать за своим растением?

5. Домашнее задание – 2 мин.

Запись домашнего задания в дневниках, пояснения учителя по выполнению задания.

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

1. Черенкование стеблей.

1. Внимательно рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии.

2. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов нижний срез нужно делать под узлом). Удалите нижний лист.

3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

t1605806873aa.jpg
t1605806873ab.jpg

2. Черенкование листьев.

1.Срежьте у сенполиии, сансевьеры листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко).

2. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной 5-7 сантиметров каждый.

3. Поставьте их в воду. При этом не спутайте верх и низ черенков.

3. Вставьте пропущенные слова: ФОТО – ПОДСКАЗКИ:

t1605806873ac.jpg
t1605806873ad.jpg
t1605806873ae.jpg
t1605806873af.jpg
t1605806873ag.jpg
t1605806873ah.jpg
t1605806873ai.jpg
t1605806873aj.jpg

1. …………………. — это отрезок любого вегетативного органа.

2. ……………….. черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).

3. ………………. черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

4. У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — ……………… отпрыски .

5. Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают …………………… черенками .

6. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать …………………….. , т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке.

7. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — …………….. , в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

8. …………………………. размножаются такие сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник и многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках.

9. …………………… размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами.
10. ………………. размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Тема занятия: Вегетативное размножение растений.

Цели занятия: закрепить знание о размножении и его видах, познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения, научить применять некоторые способы вегетативного размножения на практике.

Основные виды учебной деятельности:

Предметные: Называют, описывают и сравнивают разные способы вегетативного размножения растений. Применяют знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делают выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксируют результаты практической работы. Соблюдают привила поведения в кабинете.

Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, формирование приемов работы с информацией, развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретать навыки ведения наблюдений

Средства обучения: проектор, электронная презентация; инструкции по проведению практической работы; оборудование для практической работы (горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода); комнатные растения.

Тип занятия: усвоения навыков и умений

Структура занятия :

Организация начала урока

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала

Подведение итогов занятия

Ход занятия:

Организация начала занятия

Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов - размножения.

План нашей работы на занятии следующий:

вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;

узнать, что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;

освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.

Повторение пройденного материала

Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.) (фронтально)

Найдите соответствие. (индивидуально)

1. Половое размножение

2. Бесполое размножение

А. В размножении участвуют два организма.

Б. Дочерние организмы генетически идентичны материнскому.

В. Происходит без образования половых клеток и последующего их слияния

Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах)

Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах).

Изучение нового материала

Теперь задача. У моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать? (ответы обучающихся).

Вспомните! Как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции питания и обмена веществ? (вегетативные).

Давайте с вами сформулируем тему занятия из понятий, которые только что назвали: Размножение, растения, вегетативные.

Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным .

Помните мультфильм про медведя, который хотел то вершки, то корешки съесть?

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.

hello_html_2fc62bcc.jpg

На партах у детей, заполняют самостоятельно используя учебник и раздаточный материал.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

ЛИСТОМ ( ФИАКА, БЕГОНИЯ)


КОРНЕВЫМИ ОТПРЫСКАМИ

СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

Усами (земляника, хлорофитум)

Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

Клубнями (картофель, топинамбур)

Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Физкультминутка

Цветок- орган вегетативного размножения;

При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

Усы – это надземный ползучий побег;

Тюльпан размножается корневищем.

Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;

Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.

Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности

Каждая пара имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Цель: познакомиться с основными способами вегетативного размножения и применить их на практике.

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Желаю успеха!

постелить клеёнку на парту;

подготовленый горшок с грунтом поставить в поддон

осторожно полить землю из стакана, вода должна вытекать в поддон;

как только вода уйдет в поддон, переставить горшок на клеёнку и слить воду из поддона в ведро;

поставить горшок снова в поддон;

взять шпатель и сделать ямку в земле (ямка должна соответствовать размерам корневой системы высаживаемого растения);

посадить растение – поместить корни растения так, чтобы они свободно располагались в ямке;

прижать землю к стеблю отводка;

уплотнить землю вокруг растения;

умеренно полить посаженное растение;

засыпать поверхность горшка на 1 см. землей из пакета;

протереть горшок салфеткой;

поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;

убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки.

Оформить работу и сделать вывод.

V. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали на уроке?

Что больше всего понравилось на уроке?

Возникли ли у вас трудности?

Вегетативное размножение — размножение, осуществляемое с помощью вегетативных органов.

Образование за короткое время большого количества особей с тем же генотипом и фенотипом, что у материнской особи.

Быстрое размножение и расселение вида при благоприятных условиях.

Широко используется человеком для размножения сортов растений, обладающих полезными свойствами.

Обычно растение образует структуры, специально предназначенные для вегетативного размножения; нередко в них запасаются питательные вещества, позволяющие растению перезимовать или перенести засуху.

Части надземного побега:

стеблевые черенки (роза, виноград, ива, элодея);

листовые черенки (бегония, сенполия);

отводки (смородина, крыжовник);

усы (земляника, хлорофитум);

выводковые почки (каланхоэ, некоторые папоротники);

воздушные луковички (тигровая лилия).

Части подземного побега:

луковица (лук, чеснок, нарцисс, тюльпан);

клубнелуковица (гладиолус, фрезия, крокус);

корневище (ландыш, иван-чай, ирис, имбирь, черника);

корнеклубень, или корневые шишки (георгин, батат, чистяк);

корневые отпрыски, или корневые черенки (малина, барбарис, вишня, слива).

Стеблевой черенок — часть стебля с несколькими узлами, способная к укоренению.

hello_html_m47218fbb.jpg

Листовой черенок — лист или часть листовой пластины, способный к укоренению (чаще у розеточных растений).

Отводки — способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью родительского растения.

hello_html_39db03ef.jpg

Усы, или наземные столоны, — вид стелющегося побега, на котором образуется розетка листьев дочернего растения.

hello_html_34e8add0.jpg

Столоны бывают надземные и подземные.

hello_html_m12020100.jpg

Выводковые почки — специализированные почки, которые образуются на листьях взрослого растения, а при опадании дают начало дочернему растению.

hello_html_1b908bdf.jpg
hello_html_26fff16d.jpg


Воздушные луковички (бульбочки) — луковицы, образующиеся в пазухах листьев (лилия тигровая) или в соцветиях (чеснок), дающие начало дочерним растениям.

hello_html_m4a9cee22.jpg
hello_html_41c02dfa.jpg

Луковица — видоизмененный укороченный подземный побег, служащий для запасания воды, питательных веществ и вегетативного размножения.

hello_html_m515e9a1d.jpg
hello_html_6f29c72b.jpg

Клубнелуковица — подземная утолщенная часть стебля, служащая для накопления питательных веществ, с несколькими точками роста.

hello_html_m41603896.jpg
hello_html_m4754a0b4.jpg

Корневище — многолетний горизонтальный подземный побег с чешуйчатыми листьями, в пазухах которых развиваются почки, дающие начало надземным побегам.

hello_html_m1b7fdc7b.jpg
hello_html_48aa58f5.jpg

Корнеклубень, или корневые шишки, — видоизмененный утолщенный корень, служащий для запаса воды и питательных веществ.

hello_html_m7517835e.jpg


Корневой черенок, или корневой отпрыск, — часть корня, несущего придаточные почки.

В норме на корнях нет почек, из которых развивались бы побеги. Но у многих растений на старых корнях могут формироваться так называемые придаточные почки. Из них развиваются наземные побеги, окружающие старое растение. Их называют корневыми отпрысками, или прикорневой порослью. Если отделить такой участок корня от материнского растения, он даст начало новому растению.

hello_html_m30a30afa.jpg
hello_html_4317401e.jpg

Использование вегетативного размножения человеком

Человек использует вегетативное размножение растений в цветоводстве и сельском хозяйстве. Часто в размножении участвуют подземные модификации побегов. Например, размножение с помощью корневищ. Множество почек, находящихся на корневище, могут дать начало новым надземным побегам, в тех же местах образуются придаточные корни. Часто новые растения долгое время остаются связанными с корневищем материнского растения. В практике растениеводства корневища часто искусственно разделяют на несколько фрагментов, каждый при высадке в грунт даст одно или несколько новых растений.

Луковицы некоторых растений образуют при прорастании несколько наземных побегов — каждый из своей пазушной почки. К концу сезона каждый такой побег образует свою собственную луковицу. Для искусственного увеличения числа новых растений в луковице вырезают центральную часть, содержащую верхушечную почку. В результате трогаются в рост несколько пазушных почек, расположенных в основаниях чешуй. Можно также сделать вертикальные надрезы, которые отделят пазушные почки от центральной, что простимулирует их рост.

В цветоводстве используется размножение листовыми черенками. Примером могут служить бегонии и сенполии, или узамбарские фиалки. Мясистые листья этих растений в воде или при соприкосновении с почвой образуют корни, а затем на этих местах начинается образование побегов. Можно использовать не только цельные листья, но и их части.

Для размножения многих плодово-ягодных культур используются корневые черенки. Так размножаются слива, терн, вишня. Иногда откапывают участки корня, отрезают их и высаживают. Такие корни в дальнейшем дадут надземные побеги.

Часто размножение осуществляется корневыми клубнями, как, например, у георгинов. В этом случае на них также образуются придаточные почки, дающие начало надземным побегам. Каждый клубень может дать начало одному или нескольким новым растениям.

В садоводстве часто используется искусственная форма вегетативного размножения, называемая прививкой. При этом наземная часть (почка или черенок) ценного сорта сращивается с дикой или специально выведенной формой с сильной корневой системой. В географических районах с суровыми зимами прививают более урожайные южные сорта растений на морозоустойчивые корневые системы местных сортов.

Растение, дающее корневую систему, называется подвоем, а прививаемое на него растение — привоем.

hello_html_m355ad4a7.jpg
hello_html_47bb0ea9.jpg

Прививка не приводит к увеличению числа растений в целом, а является размножением ценных культурных сортов за счет более устойчивых и менее ценных культур. В ряде случаев можно прививать культурные растения на близкие виды диких растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по вегетативному размножению растения. Работа расчитана на выполнение в домашних условиях. Вклассе показана презентация и цветок.

Вегетативное размножение растений (на примере фиалки)

Я решила вырастить фиалку путем вегетативного размножения. Для этого с растения взрослой фиалки срезан листовой черенок.

17. 03. 2017 г я поставила черенок фиалки в стакан с чистой водой, и так чтобы листовая пластина не касалась воды.

Через две недели появились первые корешки, а через месяц их длина

достигала 1,5 – 2 см – можно сажать в землю

Черенок с корнями посажен в горшок со специальным грунтом для фиалок.

Горшок с посаженным в него черенком накрываем прозрачным пакетом (для создания парникового эффекта и благоприятного климата) до появления побегов.

Читайте также: