Правильная посадка при игре на акустической гитаре

Обновлено: 18.09.2024

Обучение игре на гитаре обязательно должно начинаться с постановки рук и посадки тела, а не с изучения аккордов. Поняв, как правильно держать гитару, можно научиться издавать чистый звук, увеличить скорость звукоизвлечения и не переживать, что в дальнейшем будут проблемы со спиной и суставами.

Варианты посадки гитариста

Гитара относится к группе силовых струнных инструментов. Музыканту надо прикладывать определенные усилия, поэтому требуется правильная посадка. Она снизит нагрузку на кисти рук, спину и упростит выполнение сложных музыкальных приемов.

Варианты посадки гитаристов:

  • нога на ногу;
  • обычная;
  • классическая, с подставкой под ногу.

Любая поза должна отвечать 2 требованиям: давать свободу движений и устойчивость инструменту. Многократный повтор выбранного положения позволит отработать движения до автоматизма.

Нога на ногу

Рассмотрим варианты позиции нога на ногу. Описание приводится для гитариста-правши. Для левшей положение будет зеркальным.

Одним из самых популярных и часто принимаемых поз является закидывание правой ноги на левую. Таким образом гитара располагается на правой ноге и фиксируется за счет грудной клетки рук и ноги. Можно видоизменить позу, поменяв ноги местами, тогда корпус гитары будет опираться уже на две ноги.

Как правильно держать гитару

Гитаристы фламенко на уроках игры испанской гитары часто использую следующую позицию: закидывают лодыжку правой ноги на колено левой. В такой позе гитару нужно поставить на левую ногу, а правая выступает дополнительной точкой опоры.

Как держать гитару

Попробует разные варианты этой позы, чтобы понять, какая из них для вас наиболее комфортная и не сковывает движения.

Обычная посадка

В такой позиции гитара опирается только на одну ногу музыканта и поэтому для надежной фиксации инструмента приходится использовать руку и за счет подъема ноги — корпус гитариста. Для того, чтобы приподнять ногу часто используют специальную поставку.

Как правильно держать гитару правше

Классическая посадка с подставкой под ногу

Гитара находиться на левой ноге, под которую устанавливается специальная подставка. Держать гриф надо на уровне глаз. Поза дает полную свободу левой руке, которая сможет передвигаться по грифу. Упор приходится на ноги, правое предплечье и грудную клетку.

Как держать гитару сидя

Рекомендации по тому, как держать гитару сидя

  • удобство и расслабленность мышц на протяжении всей работы с гитарой;
  • локоть не прижимается к корпусу инструмента, а лишь опирается;
  • руки на гитаре расслабленные;
  • плечи приводят в расслабленное состояние, располагают на одном уровне с тазом, без перекоса;

Подставка под ногу всегда выставляется индивидуально, в зависимости от роста музыканта.

Рекомендации как держать гитару стоя

При игре стоя, не нужно удерживать инструмент руками, для этого предназначены ремни. Перед покупкой необходимо убедиться, что на корпусе инструмента есть стреплоков – крепеж для ремня. Ремни лучше выбирать с дополнительными креплениями: клиперами или заглушками.

Ремень должен иметь настраиваемую длину, изготовлен из плотного текстильного материала или кожи. Не нужно стараться выглядеть как мачо, главное правило – удобство и надежность.

Рекомендуемый уклон грифа – 450, немного выше корпуса инструмента. Ноги держат на ширине локтей. Это самая устойчивая поза, при которой музыкант не упадет, и не будет спотыкаться о предметы на полу.

Как играть на гитаре стоя

Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой

Чтобы избежать в будущем профессиональных заболеваний, поза для игры должна быть отработана до автоматизма. Правая нога должна твердо стоять на поверхности пола. Нельзя сидеть в наклонном состоянии, спина всегда ровная, расслабленная. Плечи выравнивают по одной линии.

Для игры используется только твердый стул, в домашних условиях можно использовать табурет, но не диван. Не должно присутствовать никаких прогибов или неестественных изгибов конечностей и спины. Вначале можно использовать зеркало, чтобы наблюдать за правильной посадкой тела. Никаких монотонных и однообразных занятий. Необходимо периодически менять позы. Учитель гитары покажет и расскажет, как правильно занимать разные позиция и как найти для себя наиболее удобную.

Работаем над постановкой правой и левой руки

Чтобы играть правой рукой, ее располагают на верхней части обечайки. Вначале опускают вниз, расслабляют. Указательный, средний, безымянный пальцы при игре сгибают так, чтобы между ними и большим получился крест. Подготовленную руку подносят к струнам. Вес руки должен приходиться на большой палец – это точка опоры. Кисть не должна прыгать, играть необходимо только пальцами.

Левая рука опущена вниз, вдоль туловища. Запястье необходимо практически полностью выровнять, а пальцы слегка согнуть. После фиксации этого положения, руку следует согнуть в локте и поднять. Между запястьем и пальцами будет небольшое расстояние, в которое и помещают гриф.

Игра боем предполагает 3 вариант:

  1. При помощи большого пальца.
  2. Указательным и большим.
  3. Только указательным.

Как правильно играть правой рукой на гитаре
Как держать пальцы при бое на гитаре

Как правильно зажимать струны

Левая рука должна быть максимально расслабленной. Гриф гитары с обратной стороны поддерживается большим пальцем. Струну прижимают частью между кончиком и подушечкой указательного пальца. Нельзя брать аккорд и при этом задевать порожек грифа, в противном случае звук будет дребезжать и прижимать струны намного тяжелее.

Как держать пальцы на гитаре

Нельзя начинать обучение с большого количества аккордов. Их разбивают на пары, начинают с первой, добиваются чистого звучания, затем переходят к другой и так далее.

При исполнении произведений в технике баррэ, прижимать струны надо ближе к ладовому порожку. Указательный палец струны зажимает плашмя, а оставшиеся пальцы должны быть свободными, для постановки аккорда. Нельзя указательный палец ставить ребром. Кончик большого пальца должен слегка выступать за гриф, с выравниванием на уровне указательного пальца, для создания противовеса.

Как держать пальцы при игре на гитаре

Распространенные проблемы

Обучение игре на гитаре – это труд, требующий регулярных тренировок, усидчивости и терпения. Будут возникать проблемы с постановкой аккордов, зажимом струн, координацией пальцев.

Важно!

В начале обучения будут болеть руки – это нормально. Со временем, мышцы привыкнуть к нагрузке.

Сложно ставить аккорды

Проблема присуща даже опытным гитаристам. Основная причина – длительное отсутствие практики. После перерыва, мышцы должны вспомнить и привыкнуть к позиции и движениям. Кожа на кончиках пальцев опять загрубеет, и все придет в норму.

Не хватает сил зажать аккорд

Отличные результаты дают регулярные занятия на резиновом эспандере, которым рекомендуется тренировать и правую руку.

Как держать гриф гитары

Пальцы задевают другие струны

Пальцы немеют и не слушаются

Ничего страшного в этом нет, рукам очень трудно преодолевать напряжение струн. При регулярных тренировках, буквально через неделю онемение и непослушность рук будет постепенно уходить. Не нужно дергать струны, движения должны быть плавными.

Хромает координация правой и левой руки

Проблема характерна для начинающих, которые приступают к игре перебором или осваивают соло. Совет один – играть надо медленнее, обе руки должны работать синхронно. Скорость исполнения набирают постепенно, после отработки медленного темпа.

От того, как правильно держать гитару будет зависеть звучание инструмента и самочувствие музыканта. Поэтому начинать обучение надо начинать именно с постановки позы и рук.

Как правильно держать гитару?

Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.

Посадка при игре

Классическая

Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.


Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.

Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.

Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.

Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).

Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).


Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.

Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.

Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.

Особенности такой посадки заключаются в следующем:

Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.


Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.

Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.

Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.


Обычная

Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.


При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.

Постановка правой руки

На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.

При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:


Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.


Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:

  • большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
  • указательный — на третью снизу;
  • средний — на вторую снизу;
  • безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
  • мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.

При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:


Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.

Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.

Постановка левой руки

Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.

Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).


Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.

Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).


Как держать гитару при бое?

Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.

Как играть стоя?

Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.

На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.

Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.

Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.

Посадка

Во-первых вредно из-за пережима сосудов, во-вторых вряд ли такое вообще придет в голову. Но не стану, конечно, стопроцентно заявлять о всех, так как это было бы необъективно с моей стороны.

Что ж, для начала рассмотрим стул. Сиденье не должно быть по-табуретьи жестким и по-диваньи мягким. Стулище для гитариста должно быть обычной и привычной высоты, с в меру мягким покрытием.

Подставка, на которую ставится левая нога гитариста-правши размещается таким образом, чтобы между икроножной мышцей и задней части бедра образовался угол 90 градусов. Разумеется, это все условности, которые не следует воспринимать как гитарный догмат. Это лишь руководство к действию, а мелкие детали вы уже ощутите и подстроите под себя в процессе занятий.

Сама гитара кладется обечайкой на левое бедро под таким углом, чтобы верхний порожек и ваше левое плечо были примерно на одной горизонтали. Важный момент, который касается в основном продвинутых музыкантов, но войдя в привычку сослужит милость в будущем. Речь идет о том. Чтобы не прижимать к себе гитару задней декой слишком сильно. Постарайтесь добиться такого положения инструмента, чтобы между задней декой и вашим туловищем было пространство. Это необходимо для наиболее полного раскрытия звучания гитары. Со временем вы привыкнете удерживать гитару лишь опирая ее о грудь верхней гранью обечайки.

Правая рука

Начнем с опоры правой руки. Не совсем правильно располагать грань обечайки в аккурат в месте локтевого сгиба. Это, на первый взгляд, логичное и удобное положение, на самом деле неправильное и более того – пережимает сосуды, что сделает невозможным более-менее длительную игру на гитаре. Какой выход? Сместить локоть чуть назад, чтобы он бы как бы за пределами грани обечайки.

При этом ваша кисть должна располагаться в районе резонаторного отверстия – чуть-чуть ближе к подставке, как показано на фотографии.

Некоторые педагоги считают, что эталонное положение правая рука принимает тогда, когда пальцы находятся перпендикулярно струнам. В том числе и для этого мы используем столь странный для акустических гитаристов угол наклона гитары и подставку под ногу. Такое положение делает абсолютно естественным перпендикулярное струнам расположение кисти.

Тут не могу не сказать, что эталонность такой перпендикулярности ставится под сомнение многими профессионалами. Достаточно посмотреть, как ставят руку сами выступающие музыканты и мы увидим, что 90 градусов, конечно же там нет. И это разумно, особенно при ногтевом способе звукоизвлечения.

Вот, что еще хочется сказать начинающим ребятам. Постоянно контролируйте напряжение кисти. Она должна быть максимально расслаблена и не зажиматься. Как только почувствовали зажим – расслабьте кисть, встряхните ее и заново приступайте к занятию.

Левая рука

Кисть не следует чрезмерно подавать вперед или напротив, уводить назад. Положение кисти левой руки должно быть естественным и таким, чтобы струны прижимались, как говорила моя учительница Тамара Ивановна, молоточками, то есть фалангами пальцев. Важно стараться располагать пальцы так, чтобы они были параллельны порожкам ладов. Гитаристы, игнорирующие данное правило, поначалу чувствуют удобство. Однако, по мере повышения сложности разучиваемых пьес, терпят фиаско.

Локоть левой руки не нужно оттопыривать в сторону и слишком уж прижимать к себе. Он должен естественным образом свисать вниз в зависимости от позиции кисти на грифе.

Акустическая гитара является силовым музыкальным инструментом, то есть при игре музыканту необходимо прилагать определенные усилия. Например, для зажима струн на грифе. Поэтому, начинать изучение игры необходимо с правильной посадки.

Недооценивать позу для игры нельзя ни в коем случае. Она помогает:

  • перераспределить энергию тела;
  • снизить нагрузку на руки;
  • снять напряжение со спины;
  • упростить исполнение сложных приемов;
  • выработать правильное дыхание.

Все это приводит к тому, что процесс игры на гитаре становится не только простым, но и приятным. Конечно, для начала вам будет очень дискомфортно и непривычно. Если у вас уже есть гитара, то вы наверняка пробовали играть на ней сидя в произвольной позе так, как вы привыкли сидеть повседневно. Однако это неправильно, и далее мы рассмотрим самые распространенные ошибки новичков.

Чего следует избегать?

Гитара – это, пожалуй, один из наиболее свободолюбивых музыкальных инструментов, предоставляющий огромные возможности для самовыражения. Истории мировой эстрады известно немало случаев, когда тот или иной музыкальный жанр диктовал свои собственные правила. Так, хиппи играют сидя на земле, сложив ноги по-арабски, а рок-звезды – стоя, держа электрогитару на уровне бедер. Вспомните хотя бы знаменитого Владимира Высоцкого, который также играл стоя, но держал гитару повыше, у талии.

Иными словами, каждый гитарист играет так, как ему удобно. Поза позволяет не только упростить технику игры, но и передать характер исполнителя, и при этом все профессиональные музыканты, без исключения, сначала овладели основными приемами и методами, и только потом разработали что-то свое.

Две основные позиции

Итак, на ваш выбор предлагается две посадки, которые являются основой основ:

В обоих случаях вам потребуется специальная подставка под ногу, которую вы можете приобрести в магазине музыкальных инструментов. Если же у вас нет ничего подобного, то можно воспользоваться подручными средствами: подойдёт коробка из под обуви, несколько толстых томов, небольшой деревянный ящик – что угодно.

image

image

Современная же поза более свободная и удобная. В этом случае музыкант кладет гитару на правую ногу. Здесь также можно воспользоваться подставкой, которая поможет приподнять гитару и снизить нагрузку на руки, но это по вашему собственному усмотрению. Если вы чувствуете, что быстро утомляетесь, то попробуйте отрегулировать высоту под себя (добавьте/уберите пару книг). При этой позиции гриф гитары не так сильно смотрит вверх, а его положение приближено к горизонтальному. Левая рука музыканта отводится сильнее в сторону и двигается свободно (максимальный доступ к ладам). Не оттопыривайте локоть, но и не прижимайте его к талии.

Какую бы позицию вы ни выбрали, старайтесь следить за несколькими основными аспектами:

  • держите осанку. Сутулясь, вы зажимайте диафрагму, что сильно усложнит пение под гитару;
  • дышите ровно. Не затаивайте дыхание. Недостаток кислорода приведет е зевоте и затруднительному дыханию;
  • расслабьтесь. Чем сильнее вы напрягаете мышцы всего тела, тем быстрее вы устанете при игре. Старайтесь расслабить плечи, ноги, руки и спину. Игра на гитаре должна доставлять удовольствие, а не испытание на выносливость;
  • давайте себе отдых. Небольшая разминка раз в полчаса зарядит вас необходимой энергией, позволит расслабиться и снять напряжение. Разомните мышцы шеи, покрутите плечами, поприседайте, отожмитесь.

Читайте также: