Предматематическая подготовка в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П., Томчак Е.В.

В статье печь идет об особенностях предматематической подготовки дошкольников, которая является частью общей подготовки детей к школе. Значительное внимание уделяется методам обучения, так как образовательная деятельность в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В качестве ключевого доказательства в статье авторы раскрывают основные аспекты исследователей по вопросам гуманизации математического образования дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Т.П., Томчак Е.В.

Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Совместная работа с родителями по воспитанию в детях любви к родному краю не проходит даром. Проведя диагностику детей подготовительной группы 2013-2014 г. были выявлены положительные результаты по таким направлениям: представления ребенка о живом, отношения к природе, понимания ценностей природные объекты, умение осуществлять уход за растениями, знания о названии страны, города, своего адреса, достопримечательностей родного края, интерес к народным игрушкам, праздникам, предметам быта, забота о близких, дружелюбие, анализ своих поступков.

Воспитывая детей, мы верим, что они вырастут полноценными личностями и будут достойными гражданами нашей страны.

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1995.

3. Подрезова Г.И. Патриотическое воспитание. - М.: Айрис пресс, 2008.

5. Солонович М.А. Педагогическое краеведение и развитие самостоятельности дошкольников // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2008. - № 3. -С. 281-285.

6. Терешкин И.Г. У себя дома. - Саранск: Модовиздат, 2005.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ

© Жуйкова Т.П.*, Томчак Е.В.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье печь идет об особенностях предматематической подготовки дошкольников, которая является частью общей подготовки детей к

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Теория и методика дошкольного образования

школе. Значительное внимание уделяется методам обучения, так как образовательная деятельность в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики.

В качестве ключевого доказательства в статье авторы раскрывают основные аспекты исследователей по вопросам гуманизации математического образования дошкольников.

Ключевые слова математические представления, проблемное обучение, математические понятия, свойства предметов.

Математика - это явление общечеловеческой культуры, а предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен, прежде всего, на решении задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.

Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным, от изолированных и разрозненных связей к пониманию закономерностей и взаимозависимостей предметов и явлений окружающей действительности.

Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная, активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод. Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребенка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов.

В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной - поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи, так как именно на эти знания дошкольник должен опираться, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность.

Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, чтобы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется.

Одновременно возникает я деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию и в процесс решения игровой или практической задачи, помогают друг другу.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей должно опираться на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для образования представлений и понятий. Характер этих представлений, их полнота и точность зависят от степени развития сенсорных процессов у детей.

Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе бучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение имеет дидактический материал в обучении дошкольников математике.

Игры, занятия, упражнения с дидактическим материалом позволяют развить зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.

Дидактические средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей в детских дошкольных учреждениях [1].

Развитие элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения, возможно, не только дать определенную сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Особое место в проблеме обучения дошкольников началам математики занимает формирование у детей этого возраста представлений о числе.

Подходом к решению этого вопроса во многом определяются различные направления в работах исследователей. Так, по мнению А.М. Леушиной и ее учеников, операцией, лежащих в начале формирований математических представлений и действий является сравнение множеств через установление взаимно-однозначного соотнесения их элементов. Овладевая способами непосредственного сопоставления множеств, а затем и определяя их численность с помощью счета, ребенок образует представление о числе и количественных отношениях [2].

В соответствии с этим, можно утверждать, что формирование представлений о числе должно строиться на достаточно полном опыте ребенка восприятии величины предметов и способов определения величины.

Теория и методика дошкольного образования

Знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентировками начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста и является одной из сторон чувственного познания.

Основой познания для ребенка-дошкольника является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. От уровня сформированности восприятия, наглядно-действенного и нагдядно-образного мышления зависит развитее познавательных возможностей, логических форм мышления.

При восприятии предметов, его свойств (цвета, формы, величины) всегда включается обследование и сравнение. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных обследовательских действий, то есть действий рассматривания, ощупывания, выслушивания и усвоения системы сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (цветов спектра, геометрических форм, мер веса, величин, времени и т.д.).

В дошкольном возрасте должны сформироваться правильные представления об окружающих ребенка предметах, об их цвете, форме, величине.

Формирование адекватного восприятия и представлений о величине предметов обеспечивает ребенку ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, соотношение величин предметов, умение ориентироваться в параметрах протяженности предметов - путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Форма, также как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов и их частей.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использование их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.

Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элемен-

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тарных математических представлении. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими его признаками, но и уметь, абстрагируя форму, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталонами (той лил иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Во многих психологических и педагогических работах доказано, что познание структуры предметов, их формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и названием словом. Совместная работа этих анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов [3].

Одно зрительное восприятие предмета не удовлетворяет ребенка. Чтобы лучше познать его, дети стремятся коснуться предмета, взять его в руки, потрогать, иногда повернуть; причем разглядывание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции предмета. Кроме того, через обследовательские действия дети познают основные свойства геометрических фигур: сторона, вершина, угол и в процессе обучения усваивают, что геометрическая фигура являются эталоном, пользуясь которыми дети определяют форму предмета. Форма, как и размер, ограничивает один предмет от другого в пространстве.

Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Дети на протяжении всего дошкольного возраста овладевают системой отсчета: ориентировка на себе, от себя, от других предметов, от другого человека.

Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт.

Опыт показывает, что детей необходимо научить свободно, ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве, что не сразу удается и к чему не всегда оказываются достаточно подготовленными дети. Они часто не знают, где у листа тетради верх, где низ. Прежде всего, необходимо объяснить детям значения выражений: в центре, посередине, справа, справа сбоку, слева сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева и др., затем предложить ряд практических упражнений [4].

Теория и методика дошкольного образования

В развитии пространственных ориентировок особую роль играют прогулки. Экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и бытовая ориентировка детей не только в группе, но и в помещении всего детского сада.

Ориентировка в пространстве и временные ориентиры, развиваются постоянно - от рождения до поступления в школу. Временные ориентировки и соответствующая лексика закрепляется в повседневной жизни и при знакомстве с окружающим миром. Важно, чтобы ребенок довольно часто сталкивался с определением и обозначением времени, сравнительными характеристиками продолжительности разных отрезков времени.

Систематизировать и закреплять представления о времени рекомендуется в дидактических играх на занятиях и вне занятий.

Таким образом, гуманизация математического образования дошкольников видится нами в создании условий для вариативности и творчества, использованию разнообразных форм организации обучения, что позволяет педагогу сочетать прямые и опосредованные методы, направлять внимание не только на появление у детей математических представлений. Но и на развитие ребенка в целом.

1. Белошистая В.А. Обучение математике в ДОУ: методическое пособие. - М.: Айрис-прес, 2005.

4. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. - М: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

ЗДОРОВЬЕ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье отмечено, что культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку, только педагог, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребёнка к личному здоровью и здоровью окружаю-

* Декан коррекционно-педагогического факультета, к.п.н., доцент кафедры Начального и дошкольного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

(РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно – манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности.

Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрёл часы, счёты, калькуляторы, компьютер, как составили календарь, кто изобрёл приборы для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину…

Одна из важнейших задач воспитания маленького ре бенка - развитие его ума, формирование таких мысли тельных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предм атематической подготовки.

Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? На эти вопросы необходимо отвечать при подготовке детей к школе.

Предматематическая подготовка, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы нашего дошкольного учреждения и направлен, прежде всего на решение задач интеллектуального воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй - специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения уравнивание и комплектование, сопоставление.

Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Определение места и значения счетной деятельности связано с совершенствованием процесса формирования математических представлений и понятий в детском саду и начальной школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был основным и чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей.

Умение считать не всегда является показателем математического развития и не гарантирует успешность овладения математикой в школе.

Дети могут механически запоминать последовательность чисел натурального ряда не только до 10, но и даже до 100. Хорошо известно также, что представления о числах у дошкольников не возникают первыми, а базируются на других, исходных представлениях: о множестве (А. М. Леушина), величине (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов).

Применяются логические игры и упражнения, в том числе на классификацию и сериацию с разнообразными дидактическими средствами, которые способствуют формированию полноценных представлений о числе и общему умственному развитию детей.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно-игровой характер.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой — формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам. Чувственно-практическая деятельность, позволяющая определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше), шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и т. д., является первоосновой для введения измерения условными, а затем и общепринятыми мерами. Измерительная деятельность обладает достаточно высоким развивающим эффектом. Она открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.

Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в результате измерения. Счет и измерение существенно дополняют друг друга, способствуя математическому развитию ребенка.

Формирование пространственно-временных представлений во всех возрастных группах происходит на базе практических ориентировок. Познание пространства и времени дошкольниками осуществляется через их чувственное отражение, осмысление в речи и использование в деятельности (различение и называние геометрических фигур, основных пространственных направлений, отдельных временных отрезков; определение предметов круглой, квадратной, треугольной формы, изменение направления в ходе движения, умение учитывать время в своей деятельности и т. д.).

При постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников надо учитывать:

- закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;

- возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;

- принцип преемственности в работе детского сада и школы.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников использутся разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для интеллектуальной деятельности;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

- широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

Задача развития математического мышления должна решаться в процессе обучения математике. Поэтому с первых шагов обучения математике нужно так организовать учебный процесс, чтобы ребёнок понимал, что математика - это лишь одна из условных моделей мира. Намного важнее учить ребёнка определённым моделирующим действиям (умениям), чем конкретным предметным навыкам, так как только в этом случае он сможет впоследствии сознательно оперировать математическими понятиями.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребёнка, но и развитию важных психических функций: внимание, памяти, восприятия, мышления.

Моделирование в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков ребенка. Для ребёнка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). При этом, чем младше ребёнок, тем значимее первый вид моделирования. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей младшего возраста, так и с точки зрения процесса усвоения понятий.

Широко используются модели при формировании: временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.).

Использование моделей и моделирования естественно должно сочетаться с другими приёмами обучения, при этом воспитатель, владея разнообразными методами и приёмами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения - осуществление предматематической подготовки дошкольников.

Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую "порцию" познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: "множество и операции над множествами", "функция", "алгоритм" и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью.

Научить ребёнка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель математического образования при подготовке к школе.

Если у Вас остались вопросы, то можете написать редактору на номер Ватсап 89881577728

На сайте организации найдёте увлекательные конкурсы для педагогов и детей. Так же на сайте СМИ можете разместить авторские публикации. Каждой публикации присваивается отдельная ссылка, которая находится в свободном доступе в сети интернет. Редакцией принимаются на рассмотрение, рецензируются статьи ежедневно.

Методы предматематической подготовки детей

Студентка гр. 14-ЗДО

Перевозчикова Марина Витальевна

Методы предматематической подготовки детей.

Цель предматематической подготовки детей: формирования и развития математического мышления как основы для стимулирования математических способностей.

Основные задачи предматематической подготовки дошкольника:

  • обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных
  • математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);
  • формирование и развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т. я);
  • формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления и творческого воображения;
  • формирование и развитие пространственного мышления;
  • формирование элементарных графических умений и навыков;

Содержание предматематической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.

Метод - это целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.

При выборе способов и приемов работы, учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д.. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический метод в наибольшей мере соответствует как, специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся рассказывание, беседа, объяснения, пояснения, словесные дидактические игры.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме.

Итак, при выборе методов учитываются цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При выборе метода также важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Г. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

Содержание предматематическай подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.

Содержание

Особенности содержания предматематической подготовки дошкольников…………………………………………………………………..…3
Виды деятельности (математические и доматематические)…………..…4
Методы обучения детей элементам математики…………………………. 5

Вложенные файлы: 1 файл

matematika_20.doc

«Содержание и методы предматематической

  1. Особенности содержания предматематической подготовки дошкольников……………………………………………… …………………..…3
  2. Виды деятельности (математические и доматематические)…………..…4
  3. Методы обучения детей элементам математики…………………………. 5

Особенности содержания предматематической подготовки дошкольников.

Содержание предматематическай подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.

Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.

Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании и обучении детей. В процессе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, как отмечает Н. Н. Поддьяков, ребенок приобретает представления об отдельных предметах и их свойствах, которые объединяются в целостные знания об окружающем мире. Уже в дошкольном возрасте появляется возможность отражения существенных закономерных связей, лежащих в основе той или иной сферы реальности и являющихся одновременно предметам изучения различных наук.

Виды деятельности (математические и доматематические).

Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй - пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).

Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.

Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Определение места и значения счетной деятельности связано с совершенствованием процесса формирования математических представлений и понятий в детском саду и начальной школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был основным и чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей.

Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно - игровой характер.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой - формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы. Путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам, открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями.

Принципы построения программы, которые лежат в основе формирования элементарных математических представлений, предполагает в каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперед. Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Во второй младшей группе - формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, в средней группе - формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей - формирование представлений о числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.

Методы обучения детей элементам математике.

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка. В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы, учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д.. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

Основоположником теории начального обучения считают И.Г.Песталоцци. Он предлагал обучать детей счету на основе понимания действий с числами, а не на простом запоминании результатов вычислений и резко критиковал существовавшие тогда догматические методы обучения. Суть разрабатываемой И.Г.Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счета к более сложным. Особое значение придавалось наглядным методам, облегчающим усвоение чисел.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический метод в наибольшей мере соответствует как, специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

- выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) действий, служащих основой для умственных действий;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

- широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений.

В процессе упражнений ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (осуществляются обычно у доски или у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказываться на развитии ребенка.

Читайте также: